Конспект открытого урока по теме "Щелочные и щелочноземельные металлы. Подготовка к контрольной работе"
план-конспект урока (химия, 9 класс) по теме

Как увлекательно подготовиться к контрольной работе по химии по теме щелочные и щелочноземельные металлы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл подготовка к контрольной работе94.2 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

по химии в 9 классе

                                                                    Дата ______________

                                                                        Учитель: Инюшкина Т.С.

Тема урока: Таблица Менделеева. Химические свойства щелочных и               щелочноземельных металлов.

Тип урока: IV (обобщение и систематизация знаний).

Цель урока: Обобщение и закрепление пройденного материала.

   Подготовка к контрольной работе.

Задачи урока:

  1. Образовательные:

- отработка базовых знаний по теме «Таблица Менделеева. Положение щелочных, щелочноземельных металлов в таблице Менделеева и их химические свойства».

Актуализация опорных знаний:

     - электронное строение атома,

     - количество вещества - моль,

     - массовая доля элемента в соединении.

  1. Развивающие:

- умение самопроверять и анализировать свои ошибки;

- формирование, навыков самооценки и самоконтроля;

- умение работать во времени.

  1. Воспитательные:

- воспитание бережного отношения к природе (экологическое воспитание),

- формировать систему нравственного отношения  ученик-учитель,

- умение слушать учителя,

- воспитывать высокую работоспособность и организованность.

  1. Здоровьесберегающие:

- создать ситуацию успеха,

- провести физкультминутку,

- поддерживать атмосферу добра и взаимопонимания.

Оборудование урока:

- ручка, набор цветных ручек,  карточки с заданиями, компьютер, видеозаписи химических опытов, таблица Менделеева, таблица растворимости солей, ряд напряжений металлов, Таблица моих успехов.

.

Ход урока

Этапы и виды работ на уроке

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

I Оргмомент

Взаимные приветствия,

Настрой ученика на работу, мобилизация внимания.

Подготовка учеников к работе на уроке, восстановление визуального контакта.

III.Беседа

Учитель в беседе с учениками определяет тему урока, его цель.

Объясняю, как заполняется «Таблица моих успехов».

Определение темы урока, его цели.

VII-VIII

Химический диктант.

Устно

Путешествие № 1 «Д.И.Менделеев»

Карточка №1

Предлагаю карточку с ответами.

Работает по Карточке № 1.

1.Сколько периодов в таблице Менделеева?

2.Сколько групп в  таблице Менделеева?

3.Укажите заряд ядра атомов следующих элементов:

 С, Na,    Cl.

4.Укажите число электронов в атомах элементов:

  He,  O,   Be.

Самопроверка по карточке с ответами.

Заполнение Таблицы.

Умение слушать учителя.

Формирование нравственного отношения учитель – ученик.

VII-VIII.Тест

Проверяю тест

Работа по карточке № 2. (приложение)

Работа с тестом.

Заполнение Таблицы.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

VII-VIII. Самостоятельная работа

Путешествие № 2

«Алхимик»

Карточка № 3.

Показываю видеозапись химического опыта «Горение кальция в кислороде».

Предлагаю на выбор три задачи разной сложности, отводится различное количество времени.

Работа по карточке №3. (приложение) Работа в тетради.

Выбирает и решает задачу.

Заполнение таблицы.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки. Умение работать во времени.

Физкульт-минутка

Провожу минуту психологической разгрузки. Читаю стихи.

VIII. Совместная работа

Путешествие № 3 «Космический корабль». Показываю видеозапись химического опыта «Само-воспламенение цезия»

Карточка № 4

Совместно решаем задачу  высокой сложности.

Работа по карточке № 4. (приложение)

Решает задачу под руководством учителя.

Заполнение Таблицы.

Умение слушать учителя.

Формирование нравственного отношения учитель – ученик.

X.

Итог урока

Подводит итог урока

Подводит итого своей работы на уроке. Заполняет Таблицу до конца.  

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

        

ПРИЛОЖЕНИЕ

Карточка № 1

1. Сколько периодов в таблице Менделеева?

2. Сколько групп в  таблице Менделеева?

3. Укажите заряд ядра атомов следующих элементов:

а)  С, б) Na, в)  Cl.

4. Укажите число электронов в атомах элементов: а)  He, б)  O, в)  Be.

Карточка № 2

Тест

  1. Является щелочным металлом
  1. водород                                        2) цезий
  2. алюминий                                4) кальций
  1. Размещение электронов по уровням, соответствующее щелочному металлу
  1. 2,8,3                                        2) 2,8,2
  2. 2 ,8,4                                        4) 2,8,1
  1. Радиус щелочного металла возрастает в ряду:

1) натрий – калий – цезий

2) калий – литии – рубидий

3) рубидий – цезий – литий

4) литий – калий – натрий

  1. При горении в кислороде образует оксид

1)калий

2) натрий

        3) литий

        4) рубидий

Карточка № 3

Задача № 1 – на «4»

Кальций, массой 20 г сожгли в избытке кислорода. Определите массу образовавшегося оксида.

        Время: 5 минут.

Задача № 2 – на «5»

Определите щелочноземельный металл, если в его оксиде массовая доля кислорода равна 0,2857.

                Время: 6 минут

Задача № 3 – на «5+»

        Кальций, массой 8 г поместили в воду. Определите: массу образовавшегося гидроксида кальция и объем (н.у.) выделившегося водорода.

                

        Время  - 7 минут

Карточка № 4

Задача

Супероксиды щелочных металлов используются в космических кораблях как источник кислорода и уловитель углекислого газа. Какую массу супероксида цезия необходимо запасти для двух марсиан на 10 суток, если каждый марсианин потребляет 22,4 л кислорода в сутки?

Ответы Каточка № 3:

Задача № 1       ответ: 28 г

Задача № 2        ответ:   Са

Задача № 3         ответ:  14,8 г,   4,48 л

Ответы Карточка № 1

  1. 7
  2. 8
  3. 6, 11, 17
  4. 2, 8, 4

Таблица моих успехов

по теме «Периодический Закон и Периодическая система элементов Д.И.Менделеева.

Щелочные и щелочноземельные металлы».

ученика(цы) 9 кл. __________________________________________________

                                                                        Дата ___________________

Этап

Оценка

Эмоции

Итог:

        - ожидаемый результат:

        - самооценка:

        - оценка учителя:

Стихи

Люди похожи на атомы,
Но - как венец творенья
- Они на орбиты наматывают
Не электроны, а - Время.
Время сжимается в массу.

Жаль, синтез не вечно длится,
- Жизни ресурс, как в кассу,
Заложен в ту же Таблицу.
Таит
человеко-атом
Такую
энергию-силу,
Что с каждым годичным
квантом
- Меняет и статус и символ.

В годик - все Водородики,
Борики - в детском саду.
В школу пошли -
Кислородики.
Хлоры - готовы к труду.
И - ускорение времени
- Паспортизуются
Кремнии.

Девушкам в возрасте Серы
Снятся давно кавалеры.
Стали мальчишки
Аргонами 
- Их помечают погонами.

Лучший Период - четвёртый,
До тридцати шести:
Можно и Богу и чёрту
Прекрасную чушь нести.
Прут по нему, как на танках,
- Броня и нервы крепки,
Все в двадцать два -
Титаны!
Лишь часть в тридцать три -
Мышьяки.

В сорок четыре многие
Роются в генеалогии:
В званьи
Рутения модно
Слыть хоть чуть-чуть благородным.

И вот юбилейно-звучные
Первые пятьдесят.
Эпитетом не научным
Под золото цифры "косят".

Но прав, как всегда, Менделеев,
- Лишь
Олово в том юбилее.

Вот женщины, чуть посурьмлённые,
- Ещё у них всё "на пять"
- Клеточки предпенсионные
Вдруг начинают считать.
И ждут, когда в возрасте
Цезия
Дадут им - для внуков - "пенсию".

А мужики кочевряжатся
И не хотят в
Неодимы.
Они в шестьдесят - им кажется
- В реакциях необходимы.
Они ещё - дам обожатели
И должности ждут "на вырост".
(А при
лантаноидном сжатии
Возможен кадровый выброс).

Осилив легко, как смолоду,
Азартных алхимиков путь,
- Из
Платины сделайте Золото,
Из
Золота сделайте Ртуть!

И выше - тропою не торною
К лучам девяностого
Тория.
А там - через звёзды иль тернии
- К нулям виртуального
Фермия!

Карточка № 1

1. Сколько периодов в таблице Менделеева?

2. Сколько групп в  таблице Менделеева?

3. Укажите заряд ядра атомов следующих элементов: а)  С,      

 б) Na, в)  Cl.

4. Укажите число электронов в атомах элементов: а)  He, б)  O, в)  Be.

Карточка № 1

  1. ______
  2. ______
  3. а) ______

б) ______

в) _______

     4.  а) _______

        б) _______

        в) _______


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Соединения щелочноземельных металлов"

Конспект урока к учебнику О.С. Габриеляна "Химия 9 класс"...

Методическая разработка, конспект открытого урока для учащихся 6 класса "Технологии подготовки к ГИА"

Данная презентация является опорным конспектом урока для учащихся 6-7  класса. Задания, представленные в рамках урока направлены на развитие навыков аудирования и говорения....

Конспект открытого урока по швейному делу 7 класс «Подготовка деталей кроя клешевых юбок к обработке»

          Все воспитанницы 7 класса, обучающиеся швейному делу страдают лёгкой умственной отсталостью. Для данных детей характерна быстрая утомляемость, снижение уровня...

Конспект открытого урока химии по теме: «Щелочные металлы» (9 класс)

Разработка   открытого урока химиии в 9 классе по теме"Щелочные металлы" с использованием технологии  критического мышления....

План-конспект открытого урока в 8 классе по теме "Подготовка к путешествию по Германии. Покупки"

Урок предназначен для учащихся 8-9 классов . Целью урока является : развитие навыков аудирования , развитие навыков диалогической речи, активизация употребления лексики  по теме "Подготовка ...

Конспект открытого урока русского языка в 8 классе «Подготовка к пролету в ОГЭ» (задания 8,9,11; написание сжатого изложения), посвященного Дню космонавтики.

Обобщаются ранее полученные знания о технологии написания сжатого изложения,выполняются тестовые задания в формате ОГЭ, закрепляются знания по теме «Обособленные члены предложения», «...

План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»

План – конспект открытого урока по теме «Репетиция как основная форма музыкально-творческой работы ансамблевого коллектива»....