Методика подготовки к сдачи ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по химии на тему
Успешная сдача ЕГЭ и получение высокого тестового балла - это совместная цель ученика и преподавателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_podgotovki_k_sdachi_ege_po_khimii.docx | 33.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика подготовки к ЕГЭ по химии.
Из опыта работы учителя химии «МБОУ Зареченская СОШ» Тихоновой Е. В.
Успешная сдача ЕГЭ и получение высокого тестового балла - это совместная цель ученика и преподавателя. В школе обучение химии ведется на профильном уровне 3 ч в неделю и 1 час базис (две группы) ОУ работают с использованием авторской программы О.С.Габриеляна и полного УМК данного автора. Учебники профильный и базисный уровень.
При подготовке к ЕГЭ учащимся необходимо:
1) Изучение основных документов: кодификатор, спецификация, демоверсия, дает возможность каждому ученику, исходя из своего интеллектуального потенциала, выстроить индивидуальную образовательную программу.
2) Знакомство со структурой ЕГЭ, с планом работы, с различными типами заданий, с критериями ответов части В и С, с количеством баллов за каждое задание, выполнение вариантов ЕГЭ, проведение пробного испытания снимает часть напряжения и страха перед экзаменом.
3) Выход в интернет, решение различных заданий и вариантов в режиме online на сайте fipi.ru, edu.ru, работа с интерактивной доской, использование различных ЦОР и ЭОР повышает эффективность занятий.
4) Приобретение практических навыков в экспериментальной работе и использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни при проведении специальных занятий в химической лаборатории.
5) Углубленное изучение наиболее сложных вопросов химии, решение различных типов задач части В и С.
В литературе имеется достаточно работ, посвященных методам решения отдельных типов химических задач. Между тем ознакомление лишь со специальными способами отдельных типов задач создает реальную опасность того, что учащиеся ограничатся усвоением одних шаблонных приемов и не приобретут умения самостоятельно справляться с «незнакомыми» задачами.
В работе американского ученого Джорджа Пойа «Как решать задачу», предлагается определенная общая методика обучения задач. Д. Пойа пишет о том, что «учитель обязан хорошо знать то, чему он собирается учить. Он должен показать учащимся, как решать задачи. Но как он может показать то, чем он сам хорошо не владеет?»
Только дураки начинают сначала. Не забудьте оглянуться в будущее! В будущем ваша проблема уже решена, остается только вспомнить дорогу к верному ответу.
Открытие метода регрессивного анализа приписывают Платону. В этом методе есть известная психологическая трудность: приходится встать спиной к цели, уходить от желаемого, работать от конца к началу. Метод может вызвать затруднения у учащихся, если он неумело преподносится.
Процесс решения задачи представляет собой поиск выхода из затруднения, процесс достижения цели, которая первоначально не кажется сразу доступной. Найти решение означает построить мост между предпосылкой и заключением. Выстроить его в виде взаимосвязи рассуждений. Это и есть составление плана.
За ним следует реализация плана. Составление плана и его реализация идут в противоположных направлениях. Начинаем с цели, неизвестного, заканчиваем, достигнув данных или условия. Реализуя план, мы напротив, продвигаемся от условия к цели; таким образом, о нашей цели начинаем думать в самом начале, достигаем же её в самом конце. Если движение в направлении цели рассматривать как движение в прямом направлении, то можно сказать, что при составлении плана мы продвигались в обратном направлении.
Таким образом, важный метод решения задач можно назвать составлением плана в обратном направлении, или продвижением от конца к началу; греческие геометры называли этот метод анализом, что по смыслу означает "решение от конца к началу".
Дж. Пойа выделяет четыре ступени в процессе решения и группирует вопросы и советы по каждой ступени в виде таблицы. Желательно такую таблицу иметь в классе. Как решать задачи (сокращенный вариант таблицы):
1) Понять предложенную задачу. Что неизвестно? Что дано? В чем состоит условии?
2) Найти путь от неизвестного к данным, если нужно, рассмотреть промежуточные задачи («анализ»). Преобразовать неизвестные элементы. Попытаться ввести новые неизвестные, более близкие к искомым неизвестным. Решить только часть задачи.
3) Реализовать найденную идею решения («синтез»).
4) Решение проверить и оценить критически. Правдоподобен ли результат? Нельзя ли сделать проверку? Нет ли другого пути, ведущего к полученному результату? Какие результаты еще можно получить на том же пути?
В содержании ЕГЭ по химии входят различные типы задач (см. кодификатор и спецификацию). Учащимся наряду с методикой решения требуются опорные знания, которые в зависимости от индивидуальных особенностей ученика, представляю в виде различных образов: визуальных, аудиальных, знаковых и модельных. Индивидуальные особенности учащихся состоят в различной способности к восприятию информации по разным информационным каналам, а также в различном умении переводить информацию из одного образа в другой. Для преодоления этих трудностей в процессе обучения необходимо, чтобы учащиеся изучаемые явления видели, слышали, осуществляли с ними практические и мыслительные операции.
Подготовка к ЕГЭ требует большой совместной работы педагога и ученика.
Задания части С.
Можно отрабатывать умения, выполняя задания части С в любой последовательности. Однако я придерживаюсь следующего порядка: вначале решаем задачи С5 и выполняем цепочки С3. (Подобные задания выполнялись учащимися в X классе.) Таким образом закрепляются, систематизируются и совершенствуются знания и умения учащихся по органической химии.C5 предусматривает знание общих формул органических веществ. Рекомендую завести словарик в котором записываем все общие формулы неоднократно заглядывая туда учащиеся запоминают их. Составляем развернутую схему. Основные типы
химических реакций органических веществ. Особо выделяем правила Зайцева Марковникова Внимательно проанализивать вещества данные в условии задачи вспомнить химические свойства веществ и условия реакций необходимое условие решения.
После изучения темы «Растворы» переходим к решению задач С4.
При решении задач необходимо руководствоваться несколькими простыми правилами: Внимательно прочитать условие задачи; Записать, что дано; Перевести, если это необходимо, единицы физических величин в единицы системы СИ (некоторые внесистемные единицы допускаются, например литры); Записать, если это необходимо, уравнение реакции и расставить коэффициенты; Решать задачу, используя понятие о количестве вещества, а не метод составления пропорций; Записать ответ. В целях успешной подготовки по химии следует внимательно рассмотреть решения задач, приводимых в тексте, а также самостоятельно решить достаточное число их. Именно в процессе решения задач будут закреплены основные теоретические положения курса химии. Решать задачи необходимо на протяжении всего времени изучения химии и подготовки к экзамену.
Учащиеся должны уметь использовать величины по теме. В теме «Окислительно-восстановительные реакции» знакомим учащихся с методом ионно-электронного баланса (метод полуреакций), а затем отрабатываем умение писать окислительно-восстановительные реакции заданий С1.
Задания части С1 проверяют умение составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций. Сложность состоит в том, что некоторые реагенты или продукты реакции пропущены. Учащиеся, логически рассуждая, должны их определить. Предлагаем два варианта выполнения таких заданий: первый – логические рассуждения и нахождение недостающих веществ; второй - написание уравнения методом ионно-электронного баланса (метод полуреакций – см. приложение №3), а затем составление традиционного электронного баланса, т.к. это и требуется от экзаменующегося. В разных случаях учащиеся сами определяют, каким способом предпочтительнее воспользоваться. Для обоих вариантов просто необходимо хорошо знать основные окислители и восстановители, а также их продукты. Для этого предлагаем учащимся таблицу «Окислители и восстановители.
Предлагаем выполнение задания с использованием первого способа.
Задание. Используя метод электронного баланса, составьте уравнение реакцииP+HNO3 →NO2 + … Определите окислитель и восстановитель.
Азотная кислота – сильный окислитель, следовательно, простое вещество фосфор – восстановитель. Запишем электронный баланс:
N+5 + 1 e- → N+4 P0 – 5e- → P+5 | 5 1 |
Логично предположить, что образуется H3PO4, записываем уравнение с коэффициентами:
P + 5 HNO3 → 5NO2 + H3PO4
В левой части избыток 2Н и О, запишем в правую часть Н2О.
Окончательная запись уравнения:
P + 5 HNO3 = 5NO2 + H3PO4 + Н2О
N+5 + 1 e- → N+4 P0 – 5e- → P+5 | 5 1 |
HNO3 (N+5) – окислитель, Р0 – восстановитель.
Решение части С невозможно без знаний части А и В, поэтому тестирование по темам является необходимым условием подготовки в решении части С.
Для повторения и закрепления химических понятий, химических законов и сведений о веществах и материалах, пользуюсь универсальными дидактическими карточками, составленными в соответствии с содержанием кодификатора по химии. Эти карточки теперь вобрали в себя требования стандарта школьного химического образования и с учетом веяний времени стали разноуровневыми дидактическими карточками (РДК). Базовый уровень предназначен для учащихся, не претендующих на оценку «отлично».
Образцы карточек для подготовки к ЕГЭ по химии
РДК 1. Основные химические понятия
№ | уровни | ||||
базовый | профильный | ||||
I | II | III | IV | V | |
1 | атом | молекула | ион | основные типы реакций в неорганической химии | основные типы реакций в органической химии |
2 | химический элемент | относительная атомная масса | относительная молекулярная масса | нуклиды | масса атомов и молекул |
3 | химическая связь | вещество | вещества молекулярного и немолекулярного строения | атомные s-, p-, d-орбитали | радикал |
4 | молярный объем | моль | молярная масса | пространственное строение молекул | гибридизация орбиталей |
5 | электролитическая диссоциация | электролит | неэлектролит | истинные растворы | дисперсные системы |
6 | восстановление | окислитель | восстановитель | комплексные соединения | константа равновесия |
7 | изомерия | гомология | аллотропия | кислотно-основные реакции в водных растворах | теплота образования |
8 | изотопы | электроотрицательность | валентность | электролиз | гидролиз |
9 | степень окисления | окисление | растворы | механизм реакции | индуктивный и мезомерный эффекты |
10 | скорость химической реакции | катализ | химическое равновесие | энтропия | энтальпия |
11 | углеродный скелет | функциональная группа | тепловой эффект реакции | нуклеофил | электрофил |
В этой карточке 55 понятий. Постепенно ученики должны повторить и закрепить все понятия, начиная с понятий базового уровня. После усвоения базовых понятий начинается работа по понятиям, соответствующим профильному уровню. Эти понятия отрабатываются вначале по вариантам письменно. Школьники, работая с учебником, по своему варианту выписывают, пытаются понять и запомнить определения понятий. Затем можно использовать приемы коллективного способа обучения со сменными парами для обмена наработанным материалом. Контроль над результатами усвоения понятий может осуществляться выборочно устно или письменно, либо фронтально в письменной форме, также с использованием этой карточки. В этом случае учащийся записывает на листочке определения понятий и примеры, иллюстрирующие их, в соответствие с предложенным учителем вариантом.
РДК 2. Основные законы и теории химии
№ | уровни | |||
базовый | профильный | |||
I | II | III | IV | |
1 | закон сохранения массы веществ | закон постоянства состава | закон Авогадро | закон Гесса |
2 | периодический закон | теория химической связи | закон действующих масс в кинетике и термодинамике | теория строения атома |
3 | теория электролитической диссоциации | теория строения органических соединений | химическая кинетика | химическая термодинамика |
При работе с РДК 2 школьники дают письменно трактовку указанных законов и теорий, сопровождая их подробными примерами.
РДК 3. Важнейшие вещества и материалы
№ | уровни | ||||
базовый | профильный | ||||
I | II | III | IV | V | |
1 | основные металлы и сплавы | серная кислота | соляная кислота | минеральные и органические кислоты | углеводороды |
2 | азотная кислота | уксусная кислота | щелочи | графит | кварц |
3 | аммиак | минеральные удобрения | метан | стекло | цемент |
4 | этилен | ацетилен | бензол | фенол | анилин |
5 | этанол | жиры | мыла | метанол | этиленгликоль |
6 | глюкоза | сахароза | крахмал | глицерин | формальдегид |
7 | клетчатка | белки | искусственные волокна | ацетальдегид | ацетон |
8 | каучуки | пластмассы | синтетические волокна | аминокислоты | синтетические моющие средства |
РДК 3. позволит выпускникам повторить молекулярные и структурные формулы веществ, их физические, химические свойства, а также способы получения. Учащиеся дают письменную характеристику каждого вещества по указанному выше плану.
Так как экзамен по химии выбирает небольшое число учащихся, с ними провожу дополнительно или во внеурочное время индивидуальную работу. Это выполнение тестов, предложенных для подготовки к ЕГЭ, а также тесты по ЕГЭ прошлых лет. Ошибки отрабатываю с учеником совместно. Учащиеся, сдающие ЕГЭ по химии, на уроках обобщения выступают в роли консультантов, экзаменаторов. Это формирует качество знаний и уверенность в себе.
При отработке понятия, закона, веществ, материалов решаем задания в разной трактовке и разной степени сложности.
Предлагаю учащимся завести словарь, где на их взгляд они могут записать наиболее трудно запоминающиеся термины, формулы и т.п.
На консультациях к ЕГЭ готовлю оборудование и реактивы для закрепления знаний по качественным реакциям на органические/неорганические вещества, так как химический эксперимент – главный источник знаний о веществах и их превращениях.
ЛИТЕРАТУРА
Титова И. М. Из опыта интенсификации познавательной деятельности учащихся.// Химия в школе, №4, 1993 стр. 51-52.
Булычова В. Н., Ахметов М. А. Универсальные дидактические карточки и методика их использования на уроках химии// Химия (приложение к газете «1 сентября»). – 1999. - №40, С. 14-16, №41 С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный план подготовки к сдачи ЕГЭ
В учебном плане дана пояснительная записка, тематический план, задания...
Презентация к окружному семинару учителей английского языка "Методика подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку (Письмо часть С2 Эссе)
Подробные поэтапные рекомендации по выполнению части С2 (написание эссе)...
Программа для КПК учителей информатики "Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике"
Предлагается программа образовательнго учебного модуля для курсов повышения квалификации учителей информатики «Методика подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ по информатике». Отличие данного образовательно...
Дистанционный курс для подготовки к сдаче ЕГЭ по английскому языку "Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ"
Дистанционный курс английского языка для школьников 11 классов Обзор трудностей и типичных ошибок при сдаче ЕГЭ Цель курса: помощь в подготовке к сдаче ЕГЭ Содержание курса: 1. Подготовка к сдаче ЕГЭ ...
Методика подготовки учащихся к сдаче ГИА по гегорафии
Презентация к выступлению...
Комплекс ГТО. Методика подготовки к сдаче норм ГТО
ВВедение комплекса ГТО и рекомендации подготовки к сдаче ГТО...
Методика подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
Статья о подготовке обучающихся 8-9 классов к успшной сдаче ОГЭ...