Методика подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по английскому языку. Раздел "Говорение"
статья по английскому языку (9 класс)
Статья о подготовке обучающихся 8-9 классов к успшной сдаче ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
govorenie_na_oge._zadanie_2_dialog-rasspros.docx | 764.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Говорение на ОГЭ. Задание 2 «Диалог-расспрос».
В течение шести лет (с 2009 по 2015 г.) устная часть ОГЭ по иностранным языкам состояла из двух заданий, которые предполагали построение связного монологического высказывания с опорой на план в тексте задания и участие в комбинированном диалоге. Проверка умений участников ОГЭ в говорении проходила в традиционной форме с участием экзаменатора-собеседника и с аудиозаписью ответов экзаменуемых. Далее ответы оценивались двумя экспертами, прошедшими специальную подготовку (при значительном расхождении их оценок назначался третий эксперт).
Главные недостатками описанной модели были отсутствие достаточного числа квалифицированных экзаменаторов-собеседников, наличие трудностей психологического характера (в частности, экзаменатор-собеседник «исполнял» роль сверстника участника ОГЭ) и длительное время ожидания участников на ППЭ (в соответствии с регламентом время пребывания на пункте приема экзамена не должно было превышать 6 часов).
В 2015 г. специалисты ФИПИ предложили иную модель устной части ОГЭ по иностранным языкам – без участия экзаменатора-собеседника на основе информационно-коммуникационных технологий. Новая модель устной части ОГЭ была разработана с учетом формата устной части ЕГЭ, которую большинство участников ОГЭ будут сдавать через два года.
Устная речь отличается от письменной и имеет свою специфику, которая выражается в организации устного текста, стиле и языковом оформлении, а также в видах и особенностях речевых продуктов. Устная речь всегда обусловлена речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является владение выпускниками основной школы умениями неподготовленной спонтанной речи в рамках тем и ситуаций, данных в стандарте и примерных программах.
Содержанием говорения является решение коммуникативной задачи в заданном объеме и озвученное в устной форме.
Говорение имеет несколько форм. Обычно выделяют монологическую, диалогическую и полилогическую речь. Принимая во внимание содержание Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897) и цели ОГЭ, представляется целесообразным проверить устно-речевые умения участников ОГЭ в диалогической и монологической речи.
Устная часть ОГЭ содержит три задания:
1) задание 1 – чтение небольшого научно-популярного текста (1 уровень сложности);
2) задание 2 – участие в условном диалоге-расспросе: сообщение запрашиваемой информации (2 уровень сложности);
3) задание 3 – создание монологического тематического высказывания с опорой на вербальную ситуацию (1 уровень сложности).
Рассмотрим задание 2, предлагаемое для проверки коммуникативных умений участников ОГЭ в говорении, подробней и проанализируем, какие именно умения и навыки контролируются в этом задании.
Участнику ОГЭ предлагается принять участие в телефонном опросе по определенной теме и ответить на шесть заданных вопросов.
В ходе выполнения этого задания участник ОГЭ должен продемонстрировать следующие умения диалогической речи:
- сообщать запрашиваемую информацию, отвечая на вопросы разных видов;
- выражать свое мнение / отношение к теме обсуждения;
- точно и правильно употреблять языковые средства оформления
высказывания.
Ответ на каждый вопрос оценивается по шкале 0–1 баллов.
Если участник ОГЭ дал полный ответ на заданный вопрос, возможные языковые погрешности не затрудняют восприятия, то выставляется 1 балл. Если ответ не дан, или ответ не соответствует заданному вопросу, или в ответе допущены языковые ошибки, которые затрудняют его понимание, то выставляется 0 баллов. Особенностью оценивания задания 2 является то, что если участник ОГЭ дал ответ в виде слова или словосочетания, то он получает 0 баллов.
Максимально за правильное выполнение этого задания участник ОГЭ может получить 6 баллов.
В этом задании телефонный опрос могут проводить различные организации – клубы, школы, магазины и т.д. в рамках тематического общения, указанной в кодификаторе. Учащемуся могут предлагаться разные вопросы, но задание всегда будет имитировать диалог-расспрос, в котором экзаменуемому задают вопросы по определенной теме, а он на них отвечает. В обобщенном виде это задание выглядит так.
Учимся выполнять задание
Что требуется от экзаменуемого в данном задании? Участнику экзамена необходимо полно и точно понять вопросы, предъявляемые в аудиозаписи, и дать на них конкретные ответы. При этом оговаривается, что ответы должны быть полными, а не краткими, односложными. В ходе выполнения этого задания экзаменуемый должен продемонстрировать следующие умения диалогической речи:
- сообщать запрашиваемую информацию, адекватно, отвечая на вопросы разных видов;
- выражать свое мнение/отношение к теме обсуждения;
- точно и правильно употреблять языковые средства оформления.
При ответе на вопросы учащийся может допустить некоторое количество грамматических, лексических или фонетических ошибок, ели они не затрудняют понимание. Иными словами, следует сконцентрироваться на том, что он говорит, в несколько большей степени, чем на том, как он это говорит. Гораздо важнее дать полный и точный ответ на поставленный вопрос, чем добиваться идеального языкового оформления ответа, хотя в идеале хотелось бы и того и другого.
Необходимо внимательно слушать начало телефонного опроса, вступительные фразы и понять, какая организация его проводит и на какую тему. Тогда можно спрогнозировать, какие вопросы могут прозвучать вероятнее всего, а также вспомнить соответствующую лексику по теме.
Практика показывает, что иногда учащимся трудно услышать и понять вопрос с первого раза. В процессе подготовки к экзамену необходимо использовать тренировочные задания именно с аудиозаписью вопросов, а также приучать учащихся и на уроке не переспрашивать учителя многократно, а сосредоточиться на понимании всех инструкций и объяснений учителя с первого раза.
Очень важно внимательно вдуматься в вопрос и в ответе раскрыть все его аспекты. Учащимся необходимо запомнить, что в поставленном вопросе уже содержится немалая часть ответа и они могут использовать формулировку вопроса для собственного ответа.
Часто в одном вопросе содержатся две части, например: Do you like reading? Why or why not? При этом учащиеся часто, отвечая на первую часть вопроса забывают обосновать свой выбор, не давая, таким образом, полного ответа и теряя балл.
Не нужно стремиться давать слишком пространные ответы, состоящие из большого количества фраз.
Таким образом, при выполнении задания 2 учащемуся рекомендуется:
- прочитать текст задания про себя, обращая особое внимание на условия задания;
- давать полные и точные ответы на заданные вопросы, при необходимости используя аргументацию и выражая свое отношение к предмету речи;
- использовать лексические единицы и грамматические структуры, соответствующие
коммуникативной задаче и сложности задания.
Список использованной литературы
- Устная часть ОГЭ по английскому языку: 8-9 классы: базовый и углубленный уровни: практикум / М.В. Вербицкая, О.С. Мильруд, Е.Н. Нечаева. – М.: Вентана-Граф, 2020
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологии подготовки учащихся к сдаче ГИА по английскому языку.Раздел "Чтение".
Данное учебно-методическое пособие предлагает систему упражнений, формирующих ключевые умения, проверяемые в разделе "Чтение" с использованием стратегий, рекомендуемых для выполнения различных типов з...
Система работы школы по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку
Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качеств...
Пути повышения качества подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ по русскому языку
На уроках русского языка особое внимание уделяю подготовке обучающихся к основному государственному экзамену по русскому языку....
Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы.
При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения явля...
«Методическая система учителя иностранного языка при подготовке учащихся к сдаче ГИА по английскому языку. Формы и методы работы» (9 класс)
При обучении иностранному языку учитель призван организовывать и направлять учение учащихся. В его деятельности основными методами обучения являются ознакомление, тренировка, применение и контрол...
Стратегии обучения говорению как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся с целью их подготовки к успешной сдаче ЕГЭ по английскому языку
Представленный учебно-методический материал отражает попытку найти ответы на актуальные вопросы методики преподавания иностранного языка. Как эффективно обучать говорению, чтобы способствовать реализа...
Сценарий родительского собрания на тему: Осознанный подход к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку, как залог успешных результатов
Методическая разработка представляет собой сценарий родительского собрания для родителей (законных представителей) учащихся 11 классов на тему Осознанный подод к подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ по ...