Рабочая программа по элективному предмету "Плазма-четвёртое состояние вещества" в 11 классе базовый уровень
рабочая программа по физике (11 класс) на тему

       Изучение элективного предмета «Плазма — четвертое состояние вещества» направлено на развитие представлений школьников о физи­ческой картине мира, расширение, углубление и обобщение знаний о строении вещества, развитие познавательных интересов, интеллектуаль­ных и творческих способностей.

       Формирование системы знаний о веществе нельзя считать полноцен­ным без изучения его четвертого агрегатного состояния — плазмы, так как плазма — это наиболее распространенное состояние вещества в при­роде. Без знания законов физики плазмы невозможно понять эволюцию звезд и Вселенной. В настоящее время плазма находит широкое применение в самых разных областях науки и техники.

       В систематическом курсе физики изучить на достаточном уровне эти вопросы не представляется возможным в связи с малым временем, отво­димым на изучение физики федеральным компонентом базисного учеб­ного плана. Элективный предмет по выбору школьников является хорошей возможностью дополнить их знания о четвертом состоянии вещества — плазме и сформировать у них более полное представление о физической картине мира. С педагогической точки зрения учебный материал по физике плазмы имеет огромное познавательное и мировоззренческое значение, а также представляет большой практический интерес. На этом материале решаются такие педагогические задачи, как создание политехнической направленности школьного курса физики, формирование естественно-научной картины мира, развитие познавательной активности и самостоятельности школьников.

       Из сказанного следует вывод о том, что изучение плазменного состояния вещества должно занять достойное место в формировании системы знаний учащихся о вещества и составить органическую часть учения о веществе и его физических свойствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________/С.В.Михайлова /

ФИО

Протокол № ___ от «____»

________________201___г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ пос. Бурный »

___________/ Т.А.Шрайнер /

ФИО

 «__»____________201___г.

«Утверждаю»

Директор  МБОУ «СОШ

пос. Бурный »

_____________/ И.Н.Терсина_/

ФИО

Приказ № ___ от «___»_____________201___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

САЖНЁВА ГРИГОРИЯ МИХАЙЛОВИЧА,

УЧИТЕЛЯ ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ

ПО ЭЛЕКТИВНОМУ ПРЕДМЕТУ

«ПЛАЗМА – ЧЕТВЁРТОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА»

в 11 классе

базовый уровень

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № __1_

от «30»августа 2014г.

2014 - 2015  учебный год

Пояснительная записка

 Изучение элективного предмета «Плазма — четвертое состояние вещества» направлено на развитие представлений школьников о физической картине мира, расширение, углубление и обобщение знаний о строении вещества, развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

       Формирование системы знаний о веществе нельзя считать полноценным без изучения его четвертого агрегатного состояния — плазмы, так как плазма — это наиболее распространенное состояние вещества в природе. Без знания законов физики плазмы невозможно понять эволюцию звезд и Вселенной. В настоящее время плазма находит широкое применение в самых разных областях науки и техники.

       В систематическом курсе физики изучить на достаточном уровне эти вопросы не представляется возможным в связи с малым временем, отводимым на изучение физики федеральным компонентом базисного учебного плана. Элективный предмет по выбору школьников является хорошей возможностью дополнить их знания о четвертом состоянии вещества — плазме и сформировать у них более полное представление о физической картине мира. С педагогической точки зрения учебный материал по физике плазмы имеет огромное познавательное и мировоззренческое значение, а также представляет большой практический интерес. На этом материале решаются такие педагогические задачи, как создание политехнической направленности школьного курса физики, формирование естественно-научной картины мира, развитие познавательной активности и самостоятельности школьников.

       Из сказанного следует вывод о том, что изучение плазменного состояния вещества должно занять достойное место в формировании системы знаний учащихся о вещества и составить органическую часть учения о веществе и его физических свойствах.

       Изучение элективного предмета «Плазма - четвертое состояние вещества» направлено на достижение следующих целей:

  • развитие представлений школьников о физической картине мира на основе знакомства с четвертым состоянием вещества;
  • расширение, углубление и обобщение знаний о строении вещества;
  • реализация внутрипредметных и межпредметных связей, так как при изучении плазменного состояния вещества актуализируются не только знания из разных разделов физики, но и из других наук, прежде всего химии и астрономии;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся на основе их ознакомления с современными достижениями науки и техники, связанными с изучением и применением плазмы;
  • формирование практических умений на основе решения физических задач и самостоятельном приобретении новых знаний, выполнении экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ.

Важной задачей данного элективного предмета, наряду с углублением знаний о строении

вещества, является формирование у школьников умений находить сведения по избранной

теме в книгах, журналах и электронных источниках информации, готовить рефераты, выступать с докладами, проводить экспериментальные исследования, анализировать полученные результаты и формулировать выводы.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

элективного предмета  «Плазма – четвёртое состояние вещества»

Класс: 11

Учитель: Сажнёв Григорий Михайлович

Кол-во часов:

               Всего – 34

               В неделю – 1 час

Плановых контрольных  работ: 0 (0 ч.), лабораторных работ: 4 (4 ч.).

Планирование составлено на основе авторской программы.

Учебное пособие – Плазма – четвёртое состояние вещества: Учебное пособие для общеобразоват. учреждений/В.А.Орлов, С.В.Дорожкин.-М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005/

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

уроки

Лабораторно-практические работы

контрольные работы

1.

Движение заряженых частиц в электрическом и магнитном полях.

6

6

2.

Основные характеристики плазмы.

6

6

3.

Методы описания плазмы.

2

2

4.

Процессы в плазме.

4

4

5.

Плазма в природе.

4

4

6.

Плазма в технике.

6

6

7.

Лабораторный практикум.

4

4

8.

Обобщающее занятие.

2

2

Всего

34

30

4

0

Содержание учебных тем

11 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях (6 ч)

      Электромагнитное поле. Движение заряженной частицы в электрическом поле. Движение заряженной частицы в магнитном поле. Сила Лоренца. Движение заряженных частиц при наличии электрического и магнитного полей.

 Основные характеристики плазмы (4 ч)

       Электрический ток в газах. Виды электрических разрядов. Плазма. Степень ионизации

плазмы. Коллективные свойства плазмы. Квазинейтральность плазмы. Дебаевский радиус

экранировании. Температура плазмы.

Методы описания плазмы (2 ч)

       

       Магнитная гидродинамика и неустойчивости плазмы. Вмороженность магнитного поля. Кинетическое описание плазмы. Диагностика плазмы.

Процессы в плазме (4 ч)

       Идеальная (газовая) плазма. Колебания в плазме. Ленгмюровская частота колебаний. Волны в плазме.

Плазма в природе (4 ч)

       Геомагнитное поле. Пояса радиации. Магннтосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения. Строение и свойства ионосферы Земли. Солнечный ветер. Полярные сияния. Космическая плазма. Солнечные космические лучи.

Плазма в технике (6 ч)

       Техническое применение плазмы. Плазменные генераторы (плазмотроны). Плазменный магнитогидродинамический генератор. Плазменный дисплей. Термоядерные

реакции. Термоядерный реактор. Управляемый термоядерный синтез. Магнитные ловушки. Токамак.

Лабораторный практикум (4 ч)

1. Измерение отношения заряда электрона к его массе.

2. Измерение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли.

3. Изучение люминесцентной лампы.

4. Расчет периода электрических колебаний в RС-цепи и его экспериментальная проверка.

Обобщающее занятие (2 ч)

Физико-техническая конференция по теме «Плазма на Земле и в космосе».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ЭЛЕКТИВНОГО ПРЕДМЕТА «ПЛАЗМА – ЧЕТВЁРТОЕ СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА» В 11 КЛАССЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе на:

Дата

уроки

лабора

торно-практические работы

конт-роль-

ные

рабо-ты

план

факт

корректировка

1

Движение заряженных частиц в электрическом и магнитном полях

6

6

1.1

Электромагнитное поле.

1

1

6.09

1.2

Движение заряженной частицы в электрическом поле.

1

1

13.09

1.3

Движение заряженной частицы в магнитном поле. Сила Лоренца.

1

1

20.09

1.4

Движение заряженной частицы при наличии электрического и магнитного поля.

1

1

27.09

1.5

Решение задач на тему «Движение заряженной частицы в электрическом и магнитном поле».

2

2

04.10, 11.10

2

Плазма. Основные характеристики плазмы.

4

4

2.1

Электрический ток в газах. Виды электрических разрядов.

1

1

18.10

2.2

Плазма. Степень ионизации плазмы. Коллективные свойства плазмы.

1

1

25.10

2.3

Квазинейтральность плазмы.

1

1

08.11

2.4

Дебаевский радиус экранирования. Температура плазмы.

1

1

15.11

2.5

Решение задач по теме «Основные характеристики плазмы»

2

2

22.11, 29.11

3

Методы описания плазмы.

2

2

3.1

Магнитная гидродинамика неустойчивости плазмы. Вмороженность магнитного поля.

1

1

07.12

3.2

Кинетическое описание плазмы.Диагностика плазмы.

1

1

14.12

4

Процессы в плазме.

4

4

4.1

Идеальная (газовая плазма).

1

1

21.12

4.2

Колебания в плазме. Ленглюровская частота колебаний.

1

1

28.12

4.3

Волны в плазме.

1

1

10.01

4.4

Решение задач по теме «Процессы в плазме».

1

1

17.01

5

Плазма в природе.

4

4

5.1

Геомагнитное поле. Пояса радиации.

1

1

5.03

5.2

Магнитосфера Земли. Магнитные бури и причины их возникновения.

1

1

12.03 19.03

5.3

Солнечный ветер. Полярные сияния.

1

1

2.04 9.04

5.4

Космическая плазма. Солнечные космические лучи.

1

1

16.04 23.04

6

Плазма в технике.

6

6

6.1

Техническое применение плазмы. Плазменные генераторы.

1

1

21.02

6.2

Плазменный магнито-

гидродинамический генератор.

1

1

28.02

6.3

Плазменный дисплей.

1

1

07.03

6.4

Термоядерные реакции. Термоядерный реактор. Управляемый термоядерный синтез.

1

1

14.03

6.5

Магнитные ловушки. Токамак.

1

1

21.03

6.6

Обобщение по теме «Плазма в технике».

1

1

04.04

7

Лабораторный практикум

4

4

7.1

Измерение отношения заряда электрона к его массе.

1

1

11.04

7.2

Измерение горизонтальной составляющей индукции магнитного поля Земли.

1

1

18.04

7.3

Изучение люминесцентной лампы.

1

1

25.04

7.4

Расчёт периода электрических колебаний в RC – цепи и его экспериментальная проверка.

1

1

16.05

8

Физико-техническая конференция по теме «Плазма на Земле и в космосе».

2

2

23.05

ИНФОРМАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Учебно-методический комплект (УМК):

  1. В.А.Орлов, С.В.Дорожкин. «Плазма – четвёртое состояние вещества». Учебное пособие. для общеобразоват. учреждений. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2005
  2. Рымкевич. «Сборник задач по физике. 10-11классы». М.: Просвещение, 2006.

Литература для учителя:

  1. Капица П.Л. «Плазма и управляемая термоядерная реакция (Нобелевская лекция)». // Эксперимент. Теория. Практика. М.: Наука, 1987.
  2. Фабрикант В.А. «Физика. Оптика. Квантовая электроника: Избранные статьи». М.: МЭИ, 2000.

 

Литература для обучающихся:

  1. Арцимович Л.А. «Что каждый физик должен знать о плазме». М.: Наука, 1976.
  2. Воронов Г.С. «Штурм термоядерной крепости». М.: Наука, 1985.
  3. Физический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.
  4. Статьи в научно-популярных и научно-педагогических журналах:
  1. Вокруг света: «Океан энергии» (с. 22—25), «Сияющая ночь» (с. 92—99), «Плазма» (с. 192). 2003. № 1.
  2. Соросовский образовательный журнал:

  Кингсепп А.С. «Плазма как объект физических исследований», 1996. № 2.

  Баранов В.Б. «Что такое солнечный ветер». 1996. № 12.

  Пудовкин М.И. «Солнечный ветер». 1996. № 12.

  Комаров Г.Е. «О загадках Солнца». 1998. № 3.

  Гальпер A.M. «Радиационный пояс Земли». 1999. № 6.

  Бойко В.И. «Управляемый термоядерный синтез и проблемы инерциального      термоядерного синтеза». 1999. № 6.

  Рожанский В.А. «Удержание плазмы в магнитных ловушках». 2000. №10.

Электронные ресурсы:

  1. http://phys.web.ru/db/msg.html?mid=l 161258

Человек, приручивший термояд (к 100-летию со дня рождения Л.А. Арцимовича)

  1. http://www.ug.ru/00.25/t48.htm

Идея ТОКАМАК. Термоядерный синтез на земле близок к осуществлению

  1. http://www.inno.ru/newstech.shtml

Двести десять секунд Солнца.

  1. http://nauka.relis.ru/06/0109/06109051.htm

Термояд: сквозь тернии к звездам.

  1. http://www.skc.ru/museum/page3.shtml

На пути в будущее. (Из истории создания первых отечественных токамаков)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному курсу "Английский язык" 8 класс базовый уровень ( к учебнику М.З. Биболетовой)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, теметическое планирование, контрольные работы по четвертям...

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык" 5 класс базовый уровень

Рабочая программа по учебному курсу "Русский язык"  5 класс базовый уровень, составленная на основе "Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы", авторы-составители М.Т. Ба...

Рабочая программа по английскому языку для 10-11 класса (базовый уровень) по УМК "Английский язык" под редакцией В.П.Кузовлева

Рабочая программа состоит из 1)пояснительной записки, 2)текста стандарта полного общего образования по иностранному языку ( базовый уровень) 3)требования к уровню подготовки выпускников 4)задачи по ка...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 6 класс. Базовый уровень

Рабочая  программа по русскому языку для VI класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Программа детализирует и раскрыва...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 7 класс. Базовый уровень

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственногостандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего образования по русскому языку (Програ...

Рабочая программа по учебному курсу Русский язык 8 класс. Базовый уровень

Настоящая программа по русскому языку для 8 класса создана на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений Ру...

Рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень, по авторской программе Власенкова, Рыбченковой)

Рабочая программа  по русскому языку для 10-11 классов (базовый уровень)  составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:федерального компонента государственного стандарта общ...