Информация о применении здоровьесберегающих технологий на уроках химии
материал по химии (8 класс) по теме
Информация о применении здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Информация о применении здоровьесберегающих технологий
на уроках химии
Термин «здоровьесбережение» получил широкое распространение в педагогической литературе и в повседневной жизни. Под этим обычно понимают систему мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Использование здоровьесберегающих технологий в школе может быть направлено на улучшение ситуации со здоровьем подрастающего поколения.
Одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма. На своих уроках использую игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук.
На уроках биологии и химии дети знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Школьники учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, шутливых детских стихотворений, карикатур.
Современные здоровьесберегающие технологии в обеспечении сохранения и укрепления подрастающего поколения на уроках использую:
Методика дыхательной гимнастики Стрельниковой.
- Суть методики Стрельниковой заключается в активном, направленном коротком вдохе, который тренирует все мышцы дыхательной системы. Выдох после активного “эмоционального” вдоха происходит как бы сам собой. В упражнениях, предложенных А.С. Стрельниковой, вдох надо выполнять при наклоне вперед, а выдох при выпрямлении.
Большое значение имеет организация урока. Урок строится в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывает время для каждого задания, чередует виды работ.
Учитель должен стремиться вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон педагога – важный момент здоровьесберегающих технологий.
Во избежание усталости учащихся необходимо чередовать виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
Индивидуальное дозирование объёма учебной нагрузки и рациональное распределение её во времени достигается благодаря применению гибких вариативных форм построения системы учебного процесса.
Для нормальной работы глаз важно хорошее освещение.
В России главным документом, устанавливающие параметры освещения в образовательном учреждении являются Санитарные правила и нормы СанПиН 2.21/2. 1. 1278-03.
Рекомендуемые нормы наименьшей освещенности в помещениях образовательных учреждений:
Классные комнаты, учебные кабинеты – при люминесцентных лампах 300 лк;
Классные доски – при люминесцентных лампах 500 лк.
1. РЕЖИМ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК.
Рекомендуется чередовать зрительные напряжения с активным подвижным отдыхом.
Ученики, которые испытывают трудности со зрением, сидят на первых партах.
В классах, особенно в младших, один раз в триместре производится пересадку учащихся с 1-го ряда на 2-ой, со 2-го ряда на 3-ий и т.п., чтобы зрительная нагрузка на
оба глаза распределялась равномерно.
Недельная нагрузка учащихся соответствует нормам. Ученики не перегружены. Санитарные нормы выполняются.
2. ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ. Через 20 – 30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.
КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1 – 4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1 – 4. До усталости глаза не доводить. Затем открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1 – 4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1 – 6.
Перенести взгляд быстро по диагонали: направо вверх, налево вниз, потом прямо вдаль на счет 1 – 6; затем налево вверх, направо вниз и посмотреть вдаль на счет 1 – 6. Повторить 4 – 5 раз.
3. ВОЗДУШНЫЙ РЕЖИМ. Влажная уборка в классах
Попадание в глаза пыли, вызывает их раздражение. Вместе с пылью могут быть занесены болезнетворные микробы.
Влажная уборка проводится в классах и учебных кабинетах после окончания занятий ежедневно, в соответствии с расписанием уборки кабинетов.
Дежурные класса регулярно проводят влажные уборки в классе.
Еще одно направление здоровьесберегающего технология. Известно, что глаз постоянно сканирует окружающую среду, как будто бы ищет, за чтобы «ухватиться». В окружающем пространстве должно находиться достаточное количество разнообразных зрительных элементов.
Комнатные цветы – это не только красота и уют, они имеют большое значение в жизни людей:
растения –лекари;
растения - кондиционеры;
ароматерапия;
- Растения тонким ароматом своих цветков или душистых листьев могут сильно влиять на психофизическое состояние людей, стимулировать работоспособность, улучшать самочувствие. Так американские ученые заметили, что наличие в помещении, в котором работают люди, хотя бы нескольких живых растений улучшает эмоциональную обстановку в коллективе. А решение сложных конфликтных ситуаций проходит успешнее в кабинетах, обильно украшенных зеленью листьев.
- Растения, растущие у нас в классе, создают психологически благоприятную среду, положительно влияют на настроение ребят, придают классной комнате определённый комфорт.
Если проводить профилактические мероприятия, то можно укрепить своё здоровье и предупредить простудные заболевания. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни.
Использование здоровьесберегающей технологии не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени.
Главное – результат:
- Снижение утомляемости.
- Повышение продуктивности, работоспособности.
- Меняется отношения к предмету, что особенно важно в настоящее время.
- Учитель должен не только преподносить информацию, но и создавать для этого условия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика применения здоровьесберегающих технологий на уроках химии
Систематическое включение в урок элементов здоровьесберегающей технологии, делает процесс обучения интересным и занимательным , создает у детей бодрое , рабочее настроение , облегчает преодолени...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ХИМИИ ПО ТЕМЕ: «Правила техники безопасности в кабинете химии. Приемы обращения с лабораторным оборудованием" (практическая работа с применение технологии Casestudy)»
участник областного конкурса методических разработак "Современный урок"...
Методическая разработка урока химии по теме "Нефть, ее состав, переработка и применение" химия 10 класс (автор учебника О.С. Габриелян)
Данный урок проводится в форме ролевой игры. Главная цель таких уроков - вовлечение каждого ученика в процесс активного овладения знаниями и осуществление профессиональной ориентации учащихся....
Применение ИКТ на уроках химии в общеобразовательной школе.
Из опыта работы с мультимедийным интерактивным комплексом....
"Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" - технологическая карта урока химии, 8 кл.
Данный материал представляет собой технологическую карту урока химии, 8 класс, учебник Журина по теме "Оксиды классификация, номенклатура, свойства, применение" -...
Применение алгоритмов на уроках химии
Алгоритм- это выполнение последовательных действий при помощи ориентиров и указаний.Я использую алгоритмы на уроках при объяснении нового материала и закреплении изученного. Не все дети в классе могут...
Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».
Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии»....