Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».
статья по биологии (8, 9 класс)
Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 24.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий как необходимое условие сохранения здоровья обучающихся на уроках химии и биологии».
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который стоит главной задачей развитие личности обучающегося. Современное образование уходит от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, именно на реальные виды деятельности указывают формулировки ФГОС.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый ФГОС. Также изменяются и технологии обучения.
В этих условиях традиционная школа, реализующая классическую модель образования, стала непродуктивной. Передо мной, как и перед другими учителями образовалась дилемма – преобразовать традиционное обучение, направленное на накопление ЗУН, в процесс развития личности ребенка.
Уход от традиционного урока через применение в процессе обучения новых технологий позволяет ликвидировать однообразие образовательного пространства и однотонность образовательного процесса, создаст условия для замены форм и видов деятельности обучающихся, даст возможность реализовать принципы здоровьесбережения. В зависимости от целей урока, предметного содержания, уровня подготовленности обучающихся, их возрастной категории, возможности удовлетворения их образовательных запросов рекомендуется осуществлять выбор технологии.
На протяжении своей педагогической деятельности я стараюсь идти в ногу со временем, изучаю и применяю в системе следующие педагогические технологии:
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно – коммуникационная технология;
- технология развития критического мышления;
- игровые технологии;
- проектная технология;
- групповые технологии;
- технология развивающего обучения;
- технология мастерских;
- технология интегрированного обучения;
- технология проблемного обучения;
- кейс – технология;
- технологии уровневой дифференциации;
- традиционные технологии (классно-урочная система).
В настоящее время более раннее начало систематического обучения, значительное увеличение интенсивности учебного процесса, привели к аугментации учебной нагрузки на функциональные возможности организма детей.
Таким образом, передо мной, как и перед моими коллегами стоит задача сохранения и укрепления здоровья обучающихся при переходе из начальной школы в средние, а из средних в старшие классы, когда увеличиваются психологическая и физическая нагрузки на детский организм.
Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий стала приоритетным направлением в моей деятельности.
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Основоположником этого понятия стал Н.К. Смирнов, который определил следующую формулировку: "Здоровьесберегающие технологии — это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога".
На практике к таким технологиям относят те, которые отвечают следующим требованиям:
- совершенствуют организацию образовательного процесса (в соответствии с культурными, возрастными, психологическими, половыми, индивидуальными особенностями каждого ребенка);
- создают нормальные условия для обучения в школе (создание комфортной атмосферы, отсутствие стресса у ребенка, адекватность требований, предъявляемых к ребенку);
- учитывают возрастные возможности ребенка (то есть, при распределении физической и учебной нагрузки учитывается возраст);
- обеспечивают режим двигательной активности.
Основная цель здоровьесберегающих технологий – сформировать у него необходимые знания и навыки по здоровому образу жизни, создать обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Отсюда возникают основные задачи:
- снижение уровня заболеваемости обучающихся;
- обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
- сохранение работоспособности на уроках химии и биологии;
- формирование у обучающихся знаний, умений и навыков по ЗОЖ;
- развитие системы спортивно - оздоровительной работы.
В урочное и внеурочное время я стремлюсь включить обучающихся в различные виды двигательной, интеллектуальной, эмоциональной активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создать условия для их творческой самореализации. Для этого я применяю различные способы укрепления здоровья (дыхательную, корригирующую гимнастику, элементы цветотерапии, ароматерапии, музыкотерапии, игровой терапии и другие).
Использую в своей работе принципы, сформулированные Н.К. Смирновым:
- «не навреди»;
- в приоритете - забота о здоровье учителя и ребенка;
- соответствие содержания обучения возрасту;
- непрерывность (то есть работа должна проводиться не от случая к случаю, а ежедневно, комплексно по сохранению и защите здоровья);
- успех порождает успех (то есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов);
- ответственность (стремлюсь воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье).
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения каждый свой урок реализую с учетом основных требований:
· соблюдение санитарно - гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота), правил техники безопасности;
· рациональная плотность урока (время, затраченное обучающимися на учебную работу, должно составлять не менее 60 % и не более 75-80 %);
· четкая организация учебного труда;
· включение в урок технологических приемов и методов, способствующих самоанализу, рефлексии обучающихся;
· индивидуальный подход к учащимся с учетом личностных возможностей;
· формирование внешней и внутренней мотивации деятельности обучающихся;
· благоприятный психологический микроклимат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки;
· проведение физкультминуток, динамических пауз, артикуляционных и дыхательных гимнастик на уроках;
· целенаправленная рефлексия в течение всего урока и в его итоговой части.
Рефлексия способствует развитию у учащихся критического мышления, осознанного отношения к своей деятельности. Рефлексия позволяет приучить ученика к самосовершенствованию, самооценке, саморегулированию и формированию навыка к осмыслению произошедших событий, проблем.
Приёмов проведения рефлексии достаточно много, например:
- приём незаконченного предложения (на уроках часто прошу устно или письменно на листе бумаги закончить предложения: «Сегодня на уроке я научился …», «Своей работой на уроке я…», «Урок заставил меня задуматься…», «Мне было интересно, потому что …» и т.д.);
- «смайлики», «плюс-минус-интересно», «букет настроения», «синквейн» и др.
В своей практике использую приёмы формирования основ контроля и самоконтроля у обучающихся, которые стали уже традиционными:
- обучающимся даю задание, используя пройденный материал, составить задачи для одноклассников;
- обучающиеся объясняют решение задачи одноклассникам;
- обучающиеся решают одну и ту же задачу несколькими способами, обсуждают и выбирают наиболее удачное решение;
- обучающимся даю задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить;
- самостоятельная работа;
- разноуровневые задания.
Учитывая сказанное, в своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса.
1.Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включение ребёнка в творческий процесс, поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.
Это достигается использованием:
∙ игровых ситуаций на уроке;
∙ разных форм уроков (КВН, викторины, сказки, игра);
∙ наглядности;
∙ занимательных упражнений;
∙ фантазирования;
∙ загадок по различным темам.
Всё это способствует развитию коммуникативных навыков, двигательной активности, концентрации внимания, воображения, познавательных способностей, снижает психоэмоциональное напряжение, повышает интерес к нашему предмету.
2. У учащихся особенно чувствительной является нервная система, поэтому:
а) Я чередую различные виды учебной деятельности:
– опрос учащихся;
– работа с учебником;
– рассматривание наглядных пособий;
– ответы на вопросы;
– решение задач.
б) Использую различные методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих обучающихся.
– метод свободного выбора (беседа);
– активные методы (обсуждение в группах, ученик как исследователь).
Это снижает утомительную нагрузку, связанную с необходимостью поддержания рабочей позы.
в) Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптивных ресурсов организма школьников.
Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжения внутренних органов, работоспособность нервной системы. Поэтому я в системе провожу физкультминутки, особенно в 5-7 классах. Проведение физкультурных минуток обеспечивает расслабление кистей рук.
Устаёт рука – устаёт ребёнок; – оказывает влияние на координацию движений и психологическую разгрузку.
Надо встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем подняв большой палец левой руки сказать: “Во!”. Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками. – предупреждение утомления глаз; – на регуляцию психического состояния.
“Успокоение” (Учитель говорит слова, а дети выполняют действия, отражающие смысл слов. Все выбирают удобную позу сидения.)
Нам радостно, нам весело!
Смеёмся мы с утра
Но вот пришло мгновение,
Серьёзным стать пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротики закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
А себя лишь одного!
(После медленного проговаривания этих слов выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.)
г) Я считаю, что важное значение имеет эмоциональный климат на уроке:
– эмоциональная мотивация в начале урока
– создание ситуации успеха
“Не боюсь” (В ситуации трудной задачи, или выполнения контрольной работы, можно проводить это упражнение. Учитель говорит строчку и делает паузу, а в это время дети про себя повторяют эти слова)
Я скажу себе, друзья,
Не боюсь я никогда
Ни диктанта, ни контрольной,
Ни стихов и ни задач,
Ни проблем, ни неудач.
Я спокоен, терпелив,
Сдержан я и не хмурлив,
Просто не люблю я страх,
Я держу себя в руках.
3.Немаловажное значение имеет зоологическое пространство
– озеленение кабинета;
– освещение кабинета;
– проветривание кабинета.
Благотворно на здоровье и настроение учащихся влияют запахи. Лучший их источник – растения, наши молчаливые друзья и помощники.
4. Социализация личности ребёнка
– экскурсии;
– интегрированные уроки, направленные на укрепления здоровья.
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет обучающимся успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности, учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Здоровый образ жизни должен всегда занимать первое место в главных ценностях человека в нашем обществе. Мы должны научить детей ценить, беречь и укреплять своё здоровье, должны детям демонстрировать здоровый образ жизни, и именно тогда можно надеяться, что будущее поколение будут больше здоровы и развиты, не только духовно, но и физически.
На мой взгляд, внедрение здоровьесберегающих технологий в обучение способствует более глубокому и осознанному пониманию школьниками предметного содержания, усвоению большого количества идей и способов решения проблем, в том числе – оригинальных и нестандартных, развитию у детей способностей к переносу знаний в новые условия, что создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.
На основании вышеизложенного, можно сказать, что школа правомочна заботиться о здоровье детей, а также что здоровьесберегающие технологии в учебном процессе - мощнейшая система, которая поможет укрепить детское здоровье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме "Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время".
Применение здоровьесберегающих технологий на уроке и во внеурочное время....
Доклад по технологии на тему "Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии"
Сохранение здоровья обучающихся на уроках технологии.Учитель технологии Рябова Т.Н.Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение этой проблемы зависит от внедрения в шк...
Доклад на тему:«Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся».
Здоровьесберегающие технологии - совокупность приемов, способов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Особенно велика в...
Доклад по теме: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках биологии как реализация личностно-ориентированного подхода к обучению»
Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совоку...
Доклад на тему: " Применение здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры"
Пример использования здоровьесберегающей технологии на уроке физической культуры...
Доклад на тему: Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, занятиях ЛФК в специальной (коррекционной) школе.
Применение здоровьесберегающих технологийна уроках физической культуры, занятиях ЛФКв специальной (коррекционной) школе....