Урок-путешествие
учебно-методический материал по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок по химии
(урок – путешествие)
Тема: «Химические реакции».
Саркисян Э.А. – учитель химии
Гизельской СОШ №2
Цели урока: повторить отличие химических явлений от физических. Познакомить с признаками и условиями течения химических реакций. Дать первоначальное понятие о классификации химических реакций по признаку поглощения или выделения теплоты.
Ход урока.
Говорит учитель:
В некотором царстве, в некотором государстве под названием “Наука” есть чудесная страна – “Химия”, а в стране той есть удивительные города: “Оксиды”, “Основания”, “Кислоты”, “Соли”. Мы с вами побываем в этих городах, правда, проездом, но ничего страшного, потому, что мы туда ещё не раз вернёмся.
А сейчас, я хочу, чтобы мы совершили с вами путешествие в самый удивительный город этой страны – город “Химические реакции”.
Вы сами убедитесь в том, что всё в этом городе овеяно волшебством. Там сказочно необычные улицы, удивительные люди – воистину город чудес.
Но прежде, чем отправиться в путешествие, мы должны вооружиться теми знаниями, которые мы приобрели.
Давайте вспомним с вами отличие физических явлений от химических.
(Отвечают учащиеся).
Как иначе называются химические явления?
(Отвечают учащиеся).
А чем могут сопровождаться химические превращения?
(Отвечают учащиеся: внешние признаки – появление осадка или газа, изменение цвета, появление запаха, выделение или поглощение тепла).
Учитель:
Итак, мы отправляемся в путь.
Понаблюдаем за протеканием некоторых химических реакций и установим признаки, которые подтверждают образование новых веществ и появление у них новых свойств.
Смотрите!!! Улица Экспериментальная! (Выкрикивает учащийся).
Учитель:
Сейчас вы увидите много удивительного и интересного, вы действительно поймёте, что химия творит чудеса.
Опыт №1:
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl (выпадение осадка).
Белый осадок
Опыт №2: Горение серы.
S + O2 SO2 – выделение газа, горит синим пламенем с выделением дыма.
Опыт №3: Изменение окраски раствора.
Fe2(SO4)3 + 6KCSN = 3K2SO4 + 2Fe(CSN)3 – кроваво – красное окрашивание.
Опыт №4: Вулкан (нагревание аммония двухромовокислого). (NH4)2Cr2O7.
Учитель:
А знаете ли вы, что реакцию горения порошка Mg использовали при фотографировании в качестве “вспышки”, пока не появилась электрическая лампа.
Давайте запишем, что является реакцией горения.
Реакции горения – это частный случай большой группы химических реакций, протекающих с выделением теплоты, которые называются экзотермическими (экзо – наружу).
“Улица экзотермических реакций”.
На этой улице все реакции протекают с выделением тепла.
Следующая улица:
“Улица эндо термических реакций”.
На этой улице все реакции протекают с поглощением тепла.
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называются эндотермическими (эндо – внутрь).
Например: разложение H2O при высокой температуре.
Учитель:
А сейчас, мы постараемся ответить на вопросы, на которые нам предлагают ответить жители этого города.
(учащиеся дают ответы):
- Какие условия должны выполняться, чтобы произошла химическая реакция?
Ответ: Реагирующие вещества должны соприкасаться, и чем больше площадь соприкосновения, тем быстрее идёт химическая реакция. Твёрдые вещества измельчают, перемешивают или растворяют, а растворы сливают. Важное условие – температура. Для экзотермических реакций, чтобы реакция началась, необходимо смесь подогреть. Для эндотермических реакций – необходимо, на протяжении всей реакции, поддерживать определённую температуру.
- Вещества, какого класса образуются при горении простых веществ? (Оксиды).
- Вода, которую можно замутить? (Известковая).
- Светло – синий газ, образующийся при грозовых разрядах? (Озон).
- Какие три условия необходимы при горении? (Вещество, которое может гореть, O2 и отвод продуктов горения).
- Главный “утеплитель” нашей планеты? (Водяной пар (60 теплового излучения Земли)).
- Вещество, образующееся из H2 и O2? (H2O).
- Сосуд для нагревания металлов? (Реторта).
- Краткая запись химических реакций? (Уравнение химических реакций).
10. Вещество, состоящее из атомов одного вида? (Простое).
11. Потенциальное, экологически чистое топливо? (H2).
12. Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света?
(Реакции горения).
13. Переход медленного окисления в горение? (Самовозгорание).
14. Физиологический процесс в организме человека, в основе которого лежит газообмен? (Дыхание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе
Урок-путешествие в 6 классе при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...