конспект урока в 8 классе на тему "Реакции замещения"
план-конспект урока по химии (8 класс)
конспект урока по химии в 8 классе по УМК Габриелян О.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reaktsii_zameshcheniya.docx | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме "Реакции замещения»
Цель урока: создать условия для формирования знаний по теме «Типы химических реакций. Реакции замещения». Познакомить с электрохимическим рядом напряжений металлов.
Задачи урока:
Предметные:познакомиться на практике с реакциями замещения,научиться прогнози-ровать и записыватьформулы продуктов реакциивыяснить возможность их протекания.
Личностные: способствовать создать условия к саморазвитию и формированию мотивации к учению и познанию.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь управлять собственной деятельностью, проявлять инициативность и самостоятельность.
Коммукативные: развивать речевую деятельность, навыки сотрудничества, умения адекватно использовать речевые средства для аргументации своей позиции.
Познавательные: продолжать формировать умение работать с учебником и учебными моделями, решать проблемные ситуации на основе демонстрационного эксперимента. Знать понятия типов химических реакций, признаки этих химических реакций и условия их протеекания.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Технология : проблемно-исследовательская.
Методы обучения: Исследовательский, проблемный, эвристический, объяснительно-иллюстративный, основанные на системно-деятельностном подходе и личностно-ориентированном обучении.
Оборудование и реактивы:
Цинк, кальций, олово, алюминий, соляная кислота, серная кислота, сульфат меди, железный гвоздь пробирки, штатив, компьютер, проектор, таблица Электрохимический ряд напряжений металлов.
План урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний. 1. Фронтальный опрос учащихся с целью актуализации имеющихся знаний (вопросы на слайде). По каким признакам можно определить, что произошла химическая реакция? Какому закону, связанному с массой веществ, подчиняются химические реакции? Что называют химической реакцией?
2. Самостоятельная работа по вариантам (задания на слайде). Нужно составить уравнения реакций и расставить коэффициенты.
4Р + 5 О2 =2Р2 О5
2SO 2 + O2 = 2SO 3
2 KMnO4 = K2 MnO4 +MnO2 + O2
(Самопроверка и взаимопроверка).
3 Работа по каточкам: определить тип химический реакции:
1) CaO + CO2 → CaCO3 -соед. 1) 2Fe(OH)3= Fe2O3+3H20 –разл.
2) 2Al + 3Cl2 = 2AlCl3 –соед. 2) 2SO2 + O2 → 2SO3 –соед.
3) Na2O + H2O →2NaOH – соед. 3) SO3 + H2O → H2SO4 –соед.
4) 2Н2О2= 2Н2О+ О2 –разл. 4) K2O + H2O → 2KOH –соед.
3. Объяснение нового материала
Сегодня мы познакомимся еще с одним типом реакций. Попробуем научиться предсказывать продукты химических реакций. Для этого повторим опыт лорда Генри Кавендиша получение водорода
Идет демонстрация опыта
Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
В результате данной реакции выделяется водород.
Вопрос. Почему я собираю этот газ в перевернутую вверх дном пробирку? (идет пояснение способа собирания водорода)
Подносим пробирку к пламени спиртовки. Раздается “лающий” звук. Закрываем газоотводную трубку и через 5 – 10 мин подносим к пламени. Раздается легкий хлопок. Почему мы наблюдаем разные результаты? ( учащихся пытаются объяснить разницу).
(Идет объяснение проверки водорода на чистоту).
Запишем уравнение реакции:
Zn + HCl = H2 +…
Кроме водорода будут ли другие продукты реакции?
Идет демонстрация опыта: На предметное стекло поместить каплю раствора из пробирки-реактора, выпарить, на стекле белое пятно – это соль ZnCl2.Учащимся предлагается дописать уравнение реакции и расставить коэффициенты. Следовательно, из исходных простого и сложного вещества образовались новое простое и новое сложное. Определение реакции замещения (записывают в тетрадь). Предлагается записать уравнение реакции магния с соляной кислотой.
Постановка проблемного вопроса. А любой ли металл способен вступать в реакцию замещения с кислотой?
Демонстрация опыта: в четырех пробирках находится соляная кислота. В первую опускаем Ca, вторую - Zn, третью –Sn, четвертую – Cu. Окончании реакции делается вывод: выделение водорода происходит с разной скоростью, а в четвертой пробирке не выделяется вообще. Почему? Для ответа можно воспользоваться еще одной “шпаргалкой” – электрохимическим рядом напряжения металлов (рядом активности металлов Н.Бекетова ).
Если металл стоит в этом ряду до водорода, он способен вытеснять его из растворов кислот, если после водорода, то нет (записываем в тетрадь).
Это и есть 1-е правило ряда напряжений. Ca, Zn, Sn давали реакцию замещения с кислотами (они находятся в ряду напряжений до Н), а Сu нет (она после Н). Этот ряд имеет и еще одно правило, оно тоже относится к реакциям замещения металлов, но только с растворами солей:
если металл стоит в ряду напряжений до металла соли, то он способен вытеснить этот металл из раствора его соли (2-е правило ряда напряжений) (записываем в тетрадь).
Проводится лабораторный опыт “Замещение меди в растворе сульфата меди (II) железом”, и учащиеся записывают соответствующее уравнение:
СиSО4 + Fе = FеSО4 + Сu
По аналогии составляется уравнение реакции между алюминием и раствором хлорида меди (II):
2А1 + ЗСuС12 = 2А1С13 + ЗСu
Необходимо показать, что здесь положение металла до или после Н уже не имеет значения, важно, чтобы вступающий в реакцию металл предшествовал металлу, образующему соль:
Сu + 2АgNО3 = 2Аg + Сu(NО3)2
Серебро на медной монетке получается неэффектное — темный налет, но если его натереть мягкой тряпочкой — монета заблестит, она стала посеребренной.
Учащиеся формулируют выводы:
1) более активный металл вытесняет менее активный из раствора его соли с образованием другого металла и другой соли;
2) металлы расположенные в ряду напряжения до водорода вытесняют водород из растворов кислот;
3) все рассмотренные реакции относятся к реакциям замещения.
4.Закрепление материала
Учащиеся в парах выполняют задания по карточке.
- Напишите уравнения возможных реакций между серной кислотой и металлами: а) Zn, б) Сu, в) Fе, г) Ва.
- Напишите уравнения возможных реакций между сульфатом меди (II) и металлами: а) Аg, б) Zn, в) Mg.
5.Подведение итогов.
Делается вывод о достижении поставленных целей в результате проведенных исследований учащимися совместно с учителем. Результат – наличие положительного мотива к исследовательской деятельности.
Домашнее задание:§11, упр.2-3 стр.64.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока химии на тему:"Реакции замещения"
Задачи урока: · познакомить учащихся с рядом активности металлов, составленным русским химиком Н.Н. Бекетовым;·...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...