Урок химии по теме: "Реакции обмена"
план-конспект урока по химии (8 класс) по теме

Каплунова Алла Викторовна

Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции обмена"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_himii_reakcii_obmena.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  химии в 8 классе.

Автор: Каплунова Алла Викторовна – учитель химии МКОУ СОШ №2 с.Овощи Туркменского района.

Тема: Реакции обмена

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Основная цель урока: Развитие знаний учащихся о химических реакциях при формировании представлений о реакции обмена.

Задачи урока

  • Образовательная: ввести основное понятие-реакция обмена, сформировать понятие реакции нейтрализации, как частного случая реакции обмена. Продолжить формирование умения записывать уравнения и предвидеть продукты реакций обмена. Научить сравнивать конкретные уравнения реакций и узнавать тот или иной тип реакций. Дать первоначальное понятие об условиях течения реакций между растворами (правило Бертолле). Продолжить отработку навыков и умений в составлении формул веществ, схем химических реакций.
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свои действия в процессе обучения, при проведении лабораторных опытов, соблюдение правил техники безопасности при работе с химическими веществами.
  • Развивающая: развивать химический язык, культуру речи, взаимоотношения. Способствовать развитию умений анализировать и обобщать, делать выводы в процессе беседы, демонстрации эксперимента, лабораторного опыта, развивать умения работать с таблицей растворимости, работать в парах, развивать умения применять имеющиеся знания в новой ситуации посредством составления уравнений.

Оборудование и реактивы: держатель для пробирок, CuO, растворы HCl, H2SO4, CuSO4, NaOH, Na2SO4, BaCl2, KCl, фенолфталеин, компьютер, проектор, ПСХЭ, таблица растворимости; на партах учеников инструктаж по технике безопасности и р-ры HNO3 и Na2CO3.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

2.1. Проверка домашнего задания: (3 ученика у доски)

 Закончите уравнения реакций, укажите тип реакции.
А) Li + O
2 → ?      Б)  HgO →?        В) Zn + CuSO4 →
2.2
. Фронтальный опрос:

  1. Изучению какой темы мы посвятили последние несколько уроков?
  2. Что такое химическая реакция?
  3. По каким признакам можно судить, что происходит химическая реакция?
  4. Назовите условия, необходимые для возникновения химических реакций.
  5. Какие типы химических реакций вы знаете?
  6. Какая реакция называется реакцией соединения? Разложения? Замещения?

     Далее слушаем ответы учеников у доски.
Затем учитель предлагает определить типы химической реакции (на слайде записаны):

  1. 2Cu+O2=2CuO
  2. Zn(OH)2=ZnO+H2O
  3. Mg+H2SO4=MgSO4+H2
  4. 2NaOH+H2SO4=Na2 SO4+2H2O

Идет обсуждение.
Вопрос: Как вы думаете, к какому типу относится последняя химическая реакция?
Ученики затрудняются определить тип 4 реакции.
Учитель: Это - наша новая тема, то есть эта реакция является реакцией обмена, о  которой мы сегодня узнаем.
Ученики в тетрадях записывают тему урока: «Реакции обмена».

3. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель: Ребята, давайте попробуем самостоятельно вывести определение реакции обмена. Запись в тетрадь: Реакции обмена-это реакции, протекающие между двумя сложными веществами, в результате чего они обмениваются своими составными частями.

3.1. а) Демонстрация опыта (NaOH и HCl).

Беседа с классом:

  1. Какая химическая связь в NaOH?
  2. Какие частицы образуются в растворах гидроксида натрия и соляной кислоты?
     (В р-ре гидроксида натрия Na
    + и OH- , а в растворе соляной кислоты H+ и Cl-).
  3. Какие это ионы по составу? По заряду?

      (Na+, Cl- и H+ -простые, а ОН- -сложный; Na+ и H+ -катионы, а ОН- и Cl- -анионы).
Запись уравнения реакции

Na+OH- + H+Cl- = Na+Cl- + H+OH-
2О)
Вопрос классу:
1)Какая среда в  растворе гидроксида натрия? (Ответ:щелочная).
2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная).
3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная).

щелочная +кислотная =нейтральная
среда       среда           среда
(     ОН
-    +       Н+      =   Н 2О  )

Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между веществами в растворе?  

Вывод: Тип реакции-реакция обмена (обмен ионами).
              Вид реакции-реакция нейтрализации.
(Ученики сами формулируют понятия).

Физминутка

3.2.  б) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

Учитель перед учениками выставляет проблему: 
Мы рассмотрели реакцию растворимого основания с кислотой. А будет ли реакция протекать между нерастворимым основанием и кислотой? И будет ли она относится к реакции нейтрализации?

1) Получение нерастворимого основания Cu(OH)2 
Запись уравнения реакции учеником:
СuSO
4 + 2 NaOH = Na2SO4 + Cu(OH)2 ↓
2) Демонстрация реакции между нерастворимым основанием и кислотой:
гидроксидом меди (II) и соляной кислотой.

На доске ученик записывает уравнение реакции
Cu(OH)
2+2HCl=CuCl2+2H2O

Ученики рассуждают и приходят к выводу, что реакция между нерастворимым основанием и кислотой не является реакцией нейтрализации, но нейтрализовать кислотой нерастворимое основание можно.

3.3.Учитель: Назовите в каких классах соединений мы встречаем ионную связь?
(Ответ: ионная связь в солях и основаниях).
Учитель перед учениками выставляет новую
проблему.
Вопрос: А будет ли протекать реакция, т.е. обмен ионами а) между солями?
б) солью и кислотой?
Демонстрация:
А) Na
2SO4 и BaCl2      Б)  Н2SO4  и BaCl2
Уравнения записывают ученики. Работают с таблицей растворимости.

 Na2SO4 + BaCl2 = 2NaCl + ↓BaSO4    

  Н2SO4  + BaCl2 = 2HCl + ↓BaSO4    

3.4. Учитель перед классом ставит  проблемный вопрос:
Будет ли протекать реакция между оксидами металлов и кислотами?
Демонстрируется взаимодействие оксида меди(II) с раствором серной кислоты при нагревании.
Ученик на доске записывает уравнение реакции:
CuO +  Н
2SO4  = CuSO4 + H2O

3.5. Условия течения реакций между растворами до конца.
Эта часть урока дается только на предмет возможности протекания реакций между растворами до конца.
Учитель перед классом ставит проблемный вопрос:
Все ли реакции, протекающие в растворах между двумя сложными веществами, будут протекать до конца?
Правило Бертолле (слайд). Газ, осадок, вода.

3.6. Демонстрация опыта: NaOH и KCl

NaOH + KCl ≠ NaCl + KOH

Ученики фиксируют, что нет признаков реакции, записывают уравнение реакции, работают с таблицей растворимости, делают вывод, что данная реакция не идет до конца, т.к. не происходит связывания ионов.

4. Закрепление и применение полученных знаний.

Игра «Что лишнее?» (На слайдах).
1. 2Н
2  +  О2 =  2Н2О                            3. NaOH + HCl = NaCl + H2O
СаО + СО
2 = СаСО3                             Zn(OH)2 = ZnO +H2O
СuО + Н
2 = Cu + Н2О                           2H2O = 2H2 + O2

2. MgCO3 = MgO + CO2                      4.  CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
Mg + 2HCl = MgCl
2 + H2                      CuSO4 +Zn = ZnSO4 + Cu
2Na + 2H
2O = 2NaOH + H2                  NaOH + HCl = NaCl + H2O

5. Рефлексия.
Учитель задает вопрос: Что нового вы узнали на уроке?

6. Подведение итогов занятия.

Подведем итоги нашего урока-точно сформулируем понятия:

  • Реакция обмена
  • Реакция нейтрализации
  • Условия течения реакции между растворами до конца

7. Домашнее задание:

§32, № 3 (а), № 4(в,г,д).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"

РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...

Урок по теме "Реакции ионного обмена"

Урок проводиться в теме "Изменения, происходящие с веществами"....

Конструкт урока химии 9 класса по теме: "Реакции ионного обмена"

Кострукт содержит цели, задачи урока, планируемые результаты и план урока....

Урок на тему: "Реакции ионного обмена"

Сущность реакций ионного обмена. Условия протекания реакций ионного обмена до конца....

Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"

Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"...

Презентация к уроку химии по теме "Реакции обмена"

Презентация к уроку химии по теме "Реакции обмена"...

Конспект урока химии на тему:"Реакции замещения"

Задачи урока: ·         познакомить учащихся с рядом активности металлов, составленным русским химиком Н.Н. Бекетовым;·...