Конспект урока химии на тему:"Реакции замещения"
план-конспект урока по химии (8 класс) на тему
Задачи урока:
· познакомить учащихся с рядом активности металлов, составленным русским химиком Н.Н. Бекетовым;
· показать с помощью лабораторных опытов, как ряд активности металлов можно использовать для прогнозирования возможности протекания реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими;
· расширить знания о влиянии природы веществ на интенсивность протекания реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reaktsii_zameshcheniya_8_klass.docx | 80.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Реакции замещения
Цель:
- изучение нового типа химических реакций – реакциями замещения.
Задачи:
- познакомить учащихся с рядом активности металлов, составленным русским химиком Н.Н. Бекетовым;
- показать с помощью лабораторных опытов, как ряд активности металлов можно использовать для прогнозирования возможности протекания реакций вытеснения одних металлов из растворов их солей другими;
- расширить знания о влиянии природы веществ на интенсивность протекания реакции.
Оборудование:
- штатив для пробирок, пробирки, химический стакан, спиртовка, спички, часовое стекло, пипетка, чашка Петри;
- образцы металлов (кальций, магний, цинк, медь, натрий), соляная кислота, железный гвоздь, медная проволока, раствор сульфата меди (II), раствор сульфата железа (II)
- учебник: О.С. Габриелян. Химия. 8 класс. М.: Просвещение, 2011 г.
- компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация.
Методы обучения: исследовательский демонстрационный химический эксперимент, проблемно-интегративный, эвристический, объяснительно-иллюстративный.
Ход урока
1. Подготовка к изучению нового материала:
- Какие типы реакций вы знаете?
- Какие реакции выделяют по количеству выделяющегося тепла?
- Дайте определение реакций соединения.
- Дайте определение реакций разложения.
- Что такое уравнения химических реакций? Для чего в них расставляют коэффициенты?
Параллельно проводится работа у доски
Составить уравнения и расставить коэффициенты
1. Оксид азота(V) + вода = азотная кислота
2. Оксид натрия + вода = гидроксид натрия
3. Гидроксид железа (III) = оксид железа (III) + вода
4. Гидроксид меди (II) = оксид меди (II) + вода
2. Мотивация
Обращение к цитате Д.И. Менделеева: «Химия не должна ограничиваться одним изучением изменений в составе тел, потому что одним этим путем нельзя решить основного вопроса химии о причине химических реакций».
На этом уроке мы познакомимся с третьим типом реакций – реакциями замещения, будем учиться выдвигать гипотезу, проверять её, находить закономерности, отыскивать новые факты, подтверждающие правильность выдвинутой гипотезы, а также будем совершенствовать умение записывать уравнения реакций замещения.
3. Изучение нового.
Повторим опыт английского химика Г. Кавендиша. Нальем в пробирку 2-3 мл соляной кислоты и опустим в неё 2-3 гранулы цинка. Заметим выделение газа. Накроем пробирку - реактор, в котором протекает реакция, другой пробиркой большего диаметра на 30-40 с и соберем в не выделяющийся газ (методом вытеснения воздуха). Приподняв пробирку с водородом над пробиркой реактором, быстро поднесем её отверстие к пламени спиртовки. Раздастся взрыв, сопровождающийся характерным «лающим» звуком. Это взрывается смесь водорода с воздухом, которую образно называют «Гремучим газом» (так называют смесь 2 объемов водорода и 1 объема кислорода). Если же закрыть отверстие пробирки – реактора пальцем и через 5 -10 секунд после того, как почувствуется давление газа на палец, убрать его с одновременным поднесением к отверстию горящей спички, то раздастся легкий хлопок – результат сгорания чистого водорода. Поместим несколько капель жидкости, полученной в результате реакции между цинком и соляной кислотой на часовое стекло и выпарим. Мы увидим, что на стекле образовались кристаллики соли – хлорида цинка.
Составим уравнение реакции цинка с соляной кислотой:
Zn + 2HCl → ZnCl2 +H2 ↑
цинк соляная хлорид водород
кислота цинка
Аналогичную реакцию можно провести и с другими металлом – алюминием:
2Al + 6HCl → 2AlCl3 + 3H2↑
алюми- соляная хлорид водород
ний кислота алюминия
С раствором серной кислоты цинк и алюминий образуют уже другие соли – сульфаты.
Zn + H2SO4 → ZnSO4 +H2 ↑
цинк серная сульфат водород
кислота цинка
2Al + 3H2SO4 → Al2 (SO4)3 + 3H2↑
алюми- серная сульфат водород
ний кислота алюминия
Все ли металлы взаимодействуют с кислотами с образованием соли и водорода? Обратимся к эксперименту.
Нальем в 4 одинаковые пробирки равные объемы соляной кислоты и опустим в них разные металлы: в первую – кусочек кальция, во вторую – магния, в третью – цинка, в четвертую – меди. Мы заметим, что интенсивность выделения водорода будет уменьшаться от кальция к цинку, а в пробирке с медью газ вообще не выделяется - там не происходит реакция.
По своей способности вытеснять водород из растворов кислот русский химик Н.Н.Бекетов расположил все металлы в особый вытеснительный ряд, или ряд активности металлов:
Li K Ba Ca Na Mg Al Mn Zn Cr Fe Co Sn Pb H2 Cu Hg Ag Au
Металлы, расположенные в ряду активности левее водорода, способны вытеснять его из растворов кислот (за исключением азотной кислоты). Металлы, расположенные в ряду активности правее водорода, не вытесняют его из растворов кислот.
Необходимо помнить о том, что металлы стоящие в ряду активности металлов до Аl не вытесняют водород из кислот, а вытесняют его из воды.
Обратимся к эксперименту.
В чашку Петри нальем немного дистиллированной воды, добавим 1-2 капли фенолфталеина и добавим кусочек натрия. Наблюдаем изменение окраски раствора и выделение газа.. Запишем уравнение реакции
2Na + 2H2O → 2NaOH + H2
Ряд активности (электрохимический ряд напряженности металлов) расположен в нашем классе над доской, мы много раз будем обращаться к нему в процессе изучения химии не только в восьмом классе, но и в более старших классах.
Ряд активности металлов можно также использовать для прогнозирования возможности протекания реакции вытеснения одних металлов из растворов солей другими.
Обратимся к эксперименту: поместим в химический стакан с раствором сульфата меди (II) , большой железный гвоздь. Уже через 2-3 минуты можно заметить, что та часть гвоздя, которая находится в растворе, покрылась красным налетом выделившейся меди. Произошла реакция, уравнение которой:
Fe + CuSO4 → Cu + FeSO4
Для того чтобы реакция между металлом и раствором соли была практически осуществима, необходимо выполнение следующего условия: металл должен располагаться в ряду активности металлов левее металла, входящего в соль, то есть быть активнее металла соли.
Например, в случае взаимодействия меди с раствором сульфата железа (II) реакция не возможна, т.к. активность меди ниже чем активность железа.
Но медь вытесняет серебро из раствора нитрата серебра:
Сu + 2AgNO3 → Cu(NO3)2 + 2Ag
Нетрудно заметить, что все рассмотренные выше реакции протекают между двумя исходными веществами, одно из которых простое, а другое – сложное. В результате реакции получаются два новых вещества – новое простое и новое сложное. Такие реакции относятся к реакциям замещения.
3. Первичное закрепление
Работа с учебником:
1) найдите и прочитайте определение реакций замещения» (стр. 187)
2) ответьте на вопрос 1 (стр. 187).
4. Самостоятельная работа с последующей проверкой
Используем Интерактивные цифровые образовательные ресурсы на сайте «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», раздел «Каталог / Химия / О.С.Габриелян. 8 класс: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/617fb4c4-8cff-11db-b606-0800200c9a66/ch08_31_01.swf . Ресурс осуществляет проверку правильности выполнения задания.
5. Подведение итогов
- Узнали, что такое реакции замещения и какие условия необходимы для их осуществления.
- пополнили свои знания о влиянии природы веществ на интенсивность протекания реакции.
- познакомились с рядом активности металлов Н.Н. Бекетова.
Благодаря проведенным на уроке опытам, научились прогнозировать возможность протекания реакции вытеснения одних металлов из растворов их солей другими.
6. Домашнее задание.
§32 упр. №№2-3, стр. 187
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока химии по теме "Воздух и его состав"
Урок исследование с использование материалов международной экологической программы "Зеленый пакет"....
Конспект урока химии по теме «Белки и их свойства» 10 класс
ТемаБелки и их свойстваТип урокаУУНЗДидактическая цельПознакомить учащихся с природными полимерами – белками. Обеспечить в ходе урока усвоение учащимися знаний о функциях, строении и свойствах белков....
Урок химии по теме: "Реакции обмена"
Урок химии в 8 классе по теме: "Реакции обмена"...
Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"
Технологическая карта к уроку химии по теме "Реакции обмена"...
Презентация к уроку химии по теме "Реакции обмена"
Презентация к уроку химии по теме "Реакции обмена"...
Технологическая карта урока по химии на тему: «Реакции замещения» 8 класс
Технологическая карта данного урока составлена по структуре современного урока ФГОС. На уроке используется ЭФУ "Химия. 8 класс" автор О.С. Габриелян. Данный урок вклю...
Конспект урока химии по теме «Типы химических реакций» 8 класс
Цель урока: изучить типы химических реакций....