Общая часть |
Предмет - ХИМИЯ | Класс - 8 |
|
Тема урока: Реакции обмена |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение формулировать определения понятий «реакции обмена», «реакции нейтрализации», выявление условий их протекания до конца, проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент, описывать и различать изученные классы сложных веществ, химические реакции, моделировать реакции.
| Умение логически мыслить, сравнивать, использовать знаково-символические и образные средства для описания химических реакций, выделять проблему, делать выводы, обобщать, определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, выполнять самооценку, осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль по результату, участвовать в продуктивном учебном диалоге, умение работать в паре, осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
| Умение учиться, соблюдать правила ОТ при работе с хим. реактивами, целеустремленность, быть активной личностью, проявляющей инициативу, умение управлять своей познавательной деятельностью.
|
Словарь урока: реакции обмена, реакция нейтрализации |
Ресурсы урока: держатель для пробирок, растворы HCl, H2SO4, CuSO4, КOH, NaCl, HNO3 ,Na2CO3,фенолфталеин, компьютер, проектор, ПСХЭ, таблица растворимости
|
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 этап. Орг. момент | Мотивирует эмоциональный настрой на изучение темы. Учитель: Добрый день, ребята и уважаемые гости! Я рада приветствовать вас на необычном уроке. Сегодня вы побываете в роли исследователей и самостоятельно постараетесь различными методами получить очередную порцию знаний. Сегодня мы с вами будем работать в рамках химической лаборатории, где нам предстоит провести исследования. Поэтому эпиграфом нашего урока станут слова : "Химии никоим образом научиться невозможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции" (М.В. Ломоносов) (Слайд №1 ). А результаты своих исследований вы будете записывать в рабочих листах. | Приветствуют учителя и гостей, настраиваются на работу на уроке, знакомятся с содержанием рабочих листов.
|
2 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации) | Подводит обучающихся к формулировке новой темы И прежде чем приступить к практической части нашего урока нам необходимо теоретически подковаться. Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение химических реакций и познакомимся с новым типом .Давайте посмотрим на доску. Сейчас я предлагаю вам немного поиграть в "Найди лишнюю реакцию".На слайде и в ваших рабочих листах 4 химические реакции, 3 из них вам знакомы, а одна является «лишней», т.е. еще неизученной нами. Вам необходимо определить тип известных химических реакций и найти лишнюю. (Слайд №2 ) 1.Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 2.2NO + О2 = 2NO2 3.2KNO3= 2 KNO2+ O2 4.3NaOH + H3PO4 = Na3PO4 + 3H2O
| Ответы обучающихся на задание "Найди лишнюю реакцию" и запись их в рабочие листы: 1. Реакция замещения 2. Реакция соединения 3. Реакция разложения 3.Неизвестная реакция
|
3 этап. Актуализация знаний | Организуется беседа по вопросам: 1Какие типы реакций вам известны? 2. Под какими номерами они отражены? Четвертое уравнение вам пока не известно, но давайте его проанализируем: (слайд №3-на нем отдельно 4-ая реакция ,но ионы разного цвета) 1.Какие вещества по составу вступают в химическую реакцию? 2. Какие вещества по составу образуются в ходе данной реакции? 3.Что происходит со сложными веществами в результате реакции? 4. Как же будет называться такой тип реакции? Давайте попробуем сформулировать тему урока и запишем ее в рабочие листы. (Слайд №4) Давайте сформулируем самостоятельно определение реакции обмена. Демонстрирует слайд №5- с определением реакции обмена и схемы (Эта схема также имеется в рабочих листах). | Отвечают фронтально на вопросы беседы: 1.Сложные вещества. 2. Сложные вещества. 3. Обмен составными частями 4. Реакции обмена Называют тему урока и записывают ее в рабочие листы. Формулируют самостоятельно определение реакции обмена. Подробно разбирают схему реакции обмена в рабочих листах.
|
4этап. Целеполагание и планирование | Подготовка к экспериментальной части Учитель: Пришло время приступить к практической части нашего урока. Основополагающий вопрос урока: Какие условия необходимы для протекания реакций обмена до конца? Вопрос непростой, а исследователи, которые ищут на него ответ – это вы, ребята. (Класс разбивается на 3 творческие мастерские.) Каждая мастерская выявит одно из условий. А объединив усилия всех групп, мы и получим ответ на основополагающий вопрос урока. В ваших учебниках и рабочих листах для каждой группы есть описание опыта, следуя которому, вы и будете проводить исследование. Работать вам предстоит в парах. После проведения опыта каждая творческая мастерская должна дать отчет о своей работе в форме таблицы. Эта таблица есть у вас в рабочем листе. (Слайд №7) 1 горизонтальную строку мы с вами заполним совместно, 2 строку таблицы заполняет 1 группа, 3строку -2 группа, 4 строку -3 группа. Но перед тем, как вы начнете работу, необходимо повторить правила техники безопасности в химической лаборатории На экране высвечивается стихотворение (слайд №6) Не спеши хватать пробирку, А инструкцию читай. Убедись, что ты все понял, Вот тогда и начинай. Это, друг, химкабинет, Для еды условий нет. Всякое в опыте может случиться, Внимательным будь и не оплошай. Тебе всегда поможет учитель, Паники только не допускай! Организуется беседа по правилам безопасности при выполнении лабораторных опытов : 1.Какие правила безопасности отражены в этом стихотворении ? 2. А какие правила не учтены в стихотворении, но они необходимы нам при выполнении работы? Учитель: помните- пробирки и склянки держим на уровне глаз, работаем аккуратно и с малым количеством реактивов. (Слайд №7)
| Обучающиеся знакомятся с отчетной формой экспериментальной части . Читают стихотворение по правилам безопасности в кабинете химии. Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемые ответы: 1. Выполнять опыты строго по инструкции, нельзя пробовать вещества на вкус, работать спокойно, не мешая соседям. 2. Пробирки должны быть чистыми и без трещин, очень осторожное обращение при работе с растворами кислот и щелочей.
|
5 этап. "Открытие" нового знания | Выполнение демонстрационного эксперимента А теперь давайте возьмем чистую пробирку нальем раствор щелочи и добавим несколько капель фенолфталеина. Что мы наблюдаем?(Содержимое пробирки окрасилось в малиновый цвет, что свидетельствует о щелочной среде раствора. Если же теперь к содержимому пробирки прилить немного раствора кислоты, окраска исчезнет, раствор обесцветится, что является признаком химической реакции.) Беседа с классом: Учитель: Обратите внимание, взаимодействуют два сложных вещества: щелочь, состоящая из ионов металла и гидроксид - ионов и кислота – молекулярное соединение, которое в растворе образует ионы водорода и кислотного остатка. В итоге образуются два новых сложных вещества: ионное соединение – соль и молекулярное – вода. Запись уравнения реакции: КOH + HCl = КCl + HOH(Н2О) В каждом из двух взаимодействующих растворов была своя среда. Вопрос классу: 1)Какая среда в растворе гидроксида калия? (Ответ: щелочная). 2)Какая среда в растворе кислоты? (Ответ: кислотная). 3)Какая среда в воде? (Ответ: нейтральная). щелочная + кислотная = нейтральная среда среда среда ( ОН- + Н+ = Н2О ) (Слайд №8) Учитель: Ребята, а какое еще можно дать определение реакции обмена, если реакция протекает между растворами кислоты и щелочи? Вывод: Вид реакции -реакция нейтрализации. Организация выполнения опытов по группам на выявление признаков протекания реакций обмена до конца. Лабораторный опыт для группы № 1. В пробирку налейте 1-2 миллилитра раствора сульфата меди – CuSO4 и столько же раствора гидроксида калия – КOH. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции. Лабораторный опыт для группы № 2. В две пробирке нальем 1-2 миллилитра раствора карбоната натрия и прильем раствор соляной кислоты. Что мы наблюдаем? Составьте уравнение химической реакции. Лабораторный опыт для группы № 3. В две пробирке нальем 1-2 миллилитра раствора хлорида натрия и прильем раствор щелочи - КOH. Что мы наблюдаем? Составьте уравнение возможной химической реакции. Формулировка условий протекания реакции обмена до конца. Учитель: на основе проделанных опытов сформулируем правило, согласно которому реакции обмена идут до конца. Отразите в рабочих листах. (Реакции обмена, протекающие в растворах, идут до конца только в том случае, если в результате их образуется ......(осадок, газ или вода). (Слайд № 9) Если выделится газ - Это раз; И получится вода - Это два; А еще - нерастворимый Осаждается продукт… "Есть осадок" - говорим мы. Это третий важный пункт. Химик правила обмена Не забудет никогда: В результате - непременно Будет газ или вода, Выпадет осадок ,вот тогда - порядок! | Выполнение демонстрационного эксперимента В раствор щелочи добавляют фенолфталеин, наблюдают изменение окраски полученного раствора в малиновый цвет. Определяют среду раствора (щелочная). Добавляют раствор кислоты, наблюдают обесцвечивание раствора, что является признаком химической реакции. В ходе беседы с учителем записывают в таблицу уравнение реакции: КOH + HCl = КCl + HOH (Н2О) Отвечают на вопросы учителя: 1. Щелочная среда. 2. Кислотная среда. 3.Нейтральная среда. Разбирают схему реакции нейтрализации и определяют данный тип реакции. Заполняют первую горизонтальную строку таблицы. Выполняют самостоятельно экспериментальную часть по группам. Заполняют соответствующую горизонтальную строку. Отчет о проделанной работе каждой группы (представитель каждой группы записывает уравнение реакции и признак на доске, все остальные заполняют информацию в таблицу) Предполагаемые результаты: № | Реагенты | Продукты реакции | Признак протекания химической реакции | 1, 2,3 | КOH + HCl→ | КCl + HOH (Н2О) реакция нейтрализации. | образование воды | 1 | СuSO4 + КOH → | Сu(OH)2↓ +К2 SO4 | выпадение осадка | 2 | HNO3+ Na2СO3→ | 2NaNO3 + H2СO3 (СО2↑+ Н2О) | выделение газа | 3 | NaCl+ KOH→ | → ? + ? | Нет изменений (реакция не идет) |
Выявляют условия протекания реакций обмена до конца (образование осадка, газообразного вещества, воды). Фиксируют вывод в своих тетрадях. |
6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление) | Учитель: Любое исследование должно найти свое применение. А сейчас мы узнаем , как вы усвоили результаты проделанной работы. Давайте в игровой форме на слайде найдем реакции обмена. Здесь предложены записи 5-ти реакций. К каждому уравнению я задаю вопрос: это уравнение реакции обмена? Если ваш ответ "да", то вы киваете головой 3 раза, если "нет"-машете головой 3 раза, если "не знаю" -3 раза моргаете глазами. (Слайд 10) Задание 1 1.Cu + 2AgNO3 = Cu(NO3)2 + 2Ag↓ 2.3CaCl2 + 2Na3PO4 = Ca3(PO4)2 +6NaCl 3.2H2O = 2H2↑ +O2 ↑ 4.2SO2 + 3O2 =2SO3 5. Pb(NO3)2 + K2S = PbS ↓+ 2KNO3 Учитель: оцените себя самостоятельно. Если вы ни разу не ошиблись -поставьте себе "5", если ошиблись 1 раз - оценку "4", если 2раза и более - оценку "3". А сейчас в рабочих листах выполните следующее задание. Найдите уравнения реакций обмена, идущих до конца. Допишите эти уравнения , расставьте коэффициенты.(работа в парах). Задание 2 1. K2SO4 + BaCl2 → 2. KCl и Na2SO4 → 3. KOH и H2SO4 →
| Из предложенного задания обучающиеся выбирают реакции обмена (№2, 5). Проводят самопроверку.
В рабочих листах выполняют задание: находят реакции обмена, идущие до конца(1 и 3). Дописывают уравнения, расставляют коэффициенты по мере необходимости. K2SO4 + BaCl2→2KCl + BaSO4 ↓ KCL+ Na2SO4 → реакция не идёт 2KOH + H2SO4 → K2SO4 + 2H2O
|
7 этап. Рефлексия и оценивание | Проведите самопроверку (на слайде12 высвечиваются правильные ответы). Если вы ни разу не ошиблись -поставьте себе "5", если ошиблись 1 раз - оценку "4", если 2раза и более - оценку "3". Сложите ваши оценки за 2 задания и разделите на 2, округлите до целого числа. Это ваша оценка за урок. Внесите ее в рабочий лист. В качестве рефлексии учитель применяет "Метод пяти пальцев": На обратной странице рабочего листа обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Ответы должны быть краткими (одно слово или словосочетание) (Слайд 13) Метод пяти пальцев М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил, что изучил Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие. Учитель благодарит за урок. Собирает рабочие листы для оценивания работы обучающихся.
| Самостоятельно выставляют себе оценку согласно предложенным критериям
На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции. Отдают рабочие листы учителю для проверки.
|
8 этап. Домашнее задание. | Домашнее задание: п.32, упр.3,4,5 (в тетради). Подумайте, где в быту мы встречаемся с реакциями обмена?
| Обучающиеся записывают домашнее задание в дневник |