Конспект урока по химии для 10 класса по теме "Спирты"
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Конспект урока по химии для 10 класса по теме "Спирты", для обучающихся по учебнику Габриелян О.С. Представленный урок призван сформировать у учащихся представления о строении, физических  свойствах спиртов. Ознакомить с представителями спиртов, их влиянием на организм человека, нахождением в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока26.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок «Спирты» (слайд 1)

Эпиграф. (слайд 2)

План урока: (слайд 3)

Классификация, номенклатура и изомерия.

 Физические свойства спиртов.

Отдельные представители спиртов. Их значение и применение.

Влияние алкоголя на организм человека.

Цели урока:

Образовательные : Продолжить формирование знаний о классах органических соединений, понятиях гомологии и изомерии, Сформировать у учащихся представления о строении, физических  свойствах спиртов. Ознакомить с представителями спиртов, их влиянием на организм человека, нахождением в природе.

Развивающие : Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и навыки обобщения и выделения главного в материале урока. Способствовать дальнейшему формированию умений абстрактно мыслить, анализировать, ставить проблемы и находить пути их решения.

Воспитательные : Подвести учащихся к осмыслению нравственных понятий. Формировать у учащихся убежденность в безнравственности пьянства и алкоголизма, закрепление отрицательного отношения к алкоголю.

Оборудование: мультимедийный комплект; презентация, созданная с помощью Power Point; пробирки;стаканы;  реактивы: этанол, амиловый спирт, этиленгликоль, глицерин, раствор сульфата меди (II), раствор гидроксида натрия.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

(Проверка знаний химических терминов)

Какие элементы могут входить в состав органических веществ ?

Какие вещества называют гомологами?

Какие вещества называют изомерами?

ОН –

Как называется эта функциональная группа?

II. Изучение нового материала

Классификация, номенклатура и изомерия спиртов.

(Слайды 1,2,3)Вещества, содержащие в своем составе помимо углерода и водорода еще и кислород, называются кислородсодержащими органическими соединениями. Изучение кислородсодержащих веществ начинаем с класса спиртов.

Молекулярная формула этилового спирта  С2Н6О

Зная валентность атомов предлагается на доске  изобразить его строение.

СН3 – СН2 – ОН  или СН3 – О – СН3    

Расчеты показывают, что из 0,1 моль спирта при взаимодействии с металлическим натрием удается получить (при н.у.)1,12 л водорода. Это означает, что из 1 моль спирта натрий вытесняет11,2л или 0,5 моль водорода. Из каждой молекулы спирта натрием вытесняется только один атом водорода. Объяснение такому факту дает только формула СН3 – СН2 – ОН . Один атом водорода находится в особом положении: соединен с атомом углерода через кислород. Он и вытесняется натрием. Вторая формула не дает объяснения  такому факту. Согласно этой формулы все атомы водорода равноценны.

Формулируется определение спиртов.

Спирты – производные углеводородов, содержащих одну или несколько гидроксильных групп.

Определение записывают в тетрадь. (Слайд 4)

Строение спиртов. (Слайд 5)

Рассматриваются типы классификации спиртов. (Слайд 6)

  1. По числу гидроксильных групп спирты бывают одноатомные и многоатомные (двухатомные, трехатомные и т. д.) (Слайд 7)
  2. По характеру углеводородного радикала спирты бывают предельные, непредельные, ароматические. (Слайд 8)
  3. По характеру атома углерода, с которым связана гидроксильная группа, спирты бываю первичные, вторичные, третичные. (Слайд 9)

Бывают ли четвертичные спирты?

 (Существование четвертичных спиртов невозможно, так как четвертичный атом углерода должен быть связан с 4-мя другими атомами углерода и на гидроксильную группу не остается свободных связей)

Изомерия спиртов. (Слайд 10) Для предельных одноатомных спиртов характерны следующие виды изомерии: углеродного скелета, положения функциональной группы,  (Слайд 11) межклассовая изомерия  

(СН3 – СН2 – ОН этиловый спирт и СН3 – О – СН3  диметиловый эфир)

Номенклатура спиртов. (Слайды 12,13,14)

 К названию углеводорода добавляют количество гидроксогрупп (префикс), затем – суффикс ОЛ, затем указываются номера атомов углерода, с которыми соединены функциональные группы.

III. Использование на практике полученных знаний.

 Задание 1: (Слайд 15) СН3 – СН2 – СН2 – СН2 – СН2 – ОН

классифицировать данный спирт по всем типам классификации, назвать вещество. (гексанол – 1 , предельный, одноатомный, первичный спирт)

Общая формула одноатомных предельных спиртов.  (Слайд 16) СnH2n+1OH или R – OH

Названия спиртов. (Слайд 17) 

Задание 2. Написать формулу гомолога гексанола.

Задание 3.Составитьформулы изомеров гексанола.

Остальные учащиеся выполняют те же задания, но примеры по возможности не должны совпадать с примерами, написанными на классной доске.

IV. Физические свойства спиртов.

Демонстрация растворимости в воде спиртов:

В стаканчиках одинаковые объемы этилового и амилового спиртов (по 5 мл).

Прилить одинаковые объемы воды и отметить, что амиловый спирт растворяется не полностью.

Предельные одноатомные спирты, имеющие до 11 атомов углерода, являются жидкостями, спирты с числом атомов углерода 12 и более являются твердыми веществами. Уже первые члены гомологического ряда являются жидкостями, а углеводороды, иногда более тяжелые, являются газообразными, например, пропан – газ, метанол – жидкость (на классной доске записываются формулы пропана и метанола).

Чем это можно объяснить?

Водородные связи. (Слайд 18)

Водородная связь это связь между частично положительными атомами водорода и сильноэлектроотрицательными атомами других элементов.

Влияние водородных связей на физические свойства спиртов. (Слайд 19)

Это можно объяснить наличием в молекулах спиртов водородных связей. Водородные связи способствуют хорошей растворимости веществ, повышению температуры плавления и кипения веществ вследствие объединения нескольких молекул.

V. Отдельные представители спиртов. Их значение и применение.

      Влияние алкоголя на организм человека.

Спирты или алкоголи находят широкое применение в промышленности и народном хозяйстве в качестве топлива, растворителей, сырья для химической промышленности .

Метиловый спирт. (Слайды 20-21)

Этиловый спирт. (Слайды 22-23)

Этанол используется для приготовления спиртных напитков, несмотря на то , что оказывает отрицательное воздействие на организм. Влияние этанола на некоторые системы органов. (Слайды 24-32)

Этиленгликоль.(Слайды 33-36)

Глицерин. (Слайды 37-38)

Качественная реакция на многоатомные спирты. (Слайды 39-40)

Экспериментальная задача:

В пронумерованных пробирках даны этиловый спирт и глицерин.

Найти пробирку с глицерином.

Решение:

Приготовить свежеосажденный гидродсид меди (II) и прилить к содержимому каждой пробирки.

Вывод: (Слайд 41)

одноатомные и многоатомные спирты – одни из самых важных продуктов, полученных химиками;

использование спиртов должно быть обусловлено научной необходимостью и разумным применением.

Спирты в природе (Слайды 42-45)

VI. Закрепление.(Слайды 46-48)

  1. Какие вещества называют спиртами?
  2. Что означает термин «предельный спирт»?
  3. Что означает термин «одноатомный спирт»?
  4. Написать структурную формулу
    предельного

    одноатомного

    первичного спирта,

    содержащего 7 атомов углерода

    5. Какие виды изомерии возможны у предельных одноатомных спиртов?

     6.Почему уже первые члены гомологического ряда предельных одноатомных спиртов являются жидкостями?

    7.Какой спирт обладает большей растворимостью пропанол или октанол?

VI. Домашнее задание.

§ 17, стр. 143-148; стр. 155-158, упр.1, 5 , 6. (Слайды 50 и 51)

Библиография:

  1.  О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – Химия 10 класс, стр. 138-155, Москва, Дрофа,2009г.
  2. К. Люцис – “Большая детская энциклопедия”, стр. 270-274, Химия, 2001 г.
  3.  «Настольная книга учителя химии», автор О.С. Габриелян.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по химии 8 класс. Смотр знаний по теме: "Изменения, происходящие с веществами"

Документ содержит технологическую карту урока и описывает деятельность учителя и учащихся во время занятия...

Конспект урока по химии 9 класс

Тема: Значение периодического закона и периодической системы Д.И.Менделеева. Жизнь и деятельность Д.И.Менделеева....

Конспект урока по химии 10 класса по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура".

Конспект урока по химии в 10 классе по теме "Спирты: строение, классификация, изомерия, номенклатура" окажет помощь учителю химии, работающему по программе и учебнику О.С.Габриеляна, при изучении соот...

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота.

Конспект урока по химии 9 класс. Угольная кислота....

Конспект урока по химии 8 класса "Эта волшебная чудо-вода"

Интегрированный урок по химии 8 класса "Вода"...

конспект урока по химии 11 класс коррекционная школа на тему: " Путешествие в мир стиральных порошков"

Основная цель урока - сформировать знания и умения ориентироваться в назначении стиральных порошков....