Методическая разработка урока "Химический состав клетки"
методическая разработка по биологии (5 класс)

Свирская Евгения Владимировна

Материалы разработки позволяют сформировать у учащихся  знания о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_himichekiy_sostav_kletki.doc393.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока «Химический состав клетки»

Технологическая карта урока

Предмет

биология

Класс

5

Тип урока

Изучение нового материала

Тема

Химический состав клетки

Цель

  • Обучающая

Формирование  знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.

  • Воспитательная

Осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма.

  • Развивающая

Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности.

Основные понятия

Неорганические вещества, органические вещества, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты.

Планируемый результат      Создание возможного состава клетки

Предметные умения

Личностные УУД: понимание общности химического состава клеток всех живых организмов. Осознание роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности собственного организма.

Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности; планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Групповая

Работа в парах

Индивидуальная

Книгопечатная продукция: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб.для общеобразват. Учреждений / В.В. Пасечник. – М. Дрофа, 2012.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, презентация по теме «Химический состав клетки».

Лабораторное оборудование: Стакан с водой, мука (1 ст.  ложка), крахмал (1 ст. ложка), семена подсолнечника, кусочки марли и бумаги, штатив с пробирками (3 шт.), растительное масло, раствор йода, пипетка, салфетка.

Таблицы.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока

Дидактические задачи

Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока  и постановки учебных задач.

Открытие нового знания

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых  знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Домашнее задание

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного  поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.

Технология изучения

Этапы урока

Формируемые умения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

            Организационный

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

прогнозирование результата, уровня усвоения знаний обучающимися.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Приветствует обучающихся.

 Настраивает на успешную работу на уроке.

Приветствуют учителя.

                                     Актуализация опорных знаний и умений

Предметные:

способность к решению познавательных задач по биологии.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

умение структурировать знания, умение произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

регулятивные:

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Выдаёт школьникам схемы, листы самоконтроля. Проводит инструкцию:

  1. Подпишите свою фамилию на листке со схемой;
  2. Обозначьте основные части клетки.

(Приложение 1)

Показывает на экране рисунок «Строение растительной клетки». Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся.

Даёт задание: подпишите фамилию  на листке самоконтроля и выставьте оценки за 1-е задание.

Проводит инструктаж:

  1. Подпишите свою фамилию на карточка  заданиях;
  2. Ответьте на вопросы по строению органоидов клетки (задания на повышенном уровне для учащихся, которые занимаются на «4» и «5»
  3. Допишите фразу…(для остальных учащихся)

Показывает слайд с ответами на задания, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре обучающихся.

Просит учащихся выставить оценки за 2-е задание в листки самоконтроля.

Обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения, сверяя с рисунком на слайде. Оценивают работу.

Выставляют оценки в листе самоконтроля.

Отвечают на вопросы повышенного уровня.

Дописывают фразу.

Обмениваются карточками – заданиями, сверяют с ответами на экране, оценивают работу.

Выставляют оценки за 2-е задание.

Постановка  учебной проблемы

Постановка учебной проблемы

Предметные:

осознание того что предстоит освоить в ходе урока.

Метапредметные (УУД):

познавательные:

выделение и формулирование познавательной цели;

регулятивные:

планирование последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества.

Слово учителя.

Сегодня мы, выступим в роли учёных – исследователей и  ответим на  вопрос:

Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией?»

 

Мы разделимся на группы. Каждая группа получит свое задание.

Работайте  дружно, сообща, и у вас все получиться.

Слушают учителя, настраиваются на работу по изучению нового материала.

 

             Формулирование проблемы,

                планирование деятельности

Личностные:

установление  связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется;

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы,  цели урока.

1. Предлагает самостоятельно сформулировать тему урока исходя из содержания таблиц и представленного на демонстрационном столике.

2.        Предлагает одному из учеников записать тему на доске.

3.        Предлагает сформулировать  цель данного урока.

4.         Вместе с обучающимися  выбирает наиболее точный ответ, соответствующий теме.

1. Формулируют тему урока.

2. Записывают тему на доске, в тетрадях.

3. Формулируют  цель урока.

4.  Записывают цель на доске, в тетрадях.

Открытие нового знания Открытие нового знания

Предметные:

Способность, к решению познавательной задачи, опираясь на ранее изученный материал.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осознание учащимися того, что подлежит усвоению, саморегуляция, настрой на работу.

познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений.

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

I.Выдвижение гипотезы

Как определить, какие вещества присутствуют в клетках или продуктах питания?

Задает дополнительные вопросы, если учащиеся затрудняются ответить.

  1. Как определить какая вода грязная, а какая чистая?

(Ожидаемый ответ: по цвету, запаху…) 

  1. Когда мы перечисляем: цвет, запах, растворимость, мы называем …. веществ?

(Ожидаемый ответ: свойства)

  1. Значит для того чтобы определить, какие вещества присутствуют в исследуемом образце, надо знать…

(Ожидаемый ответ: свойства этого вещества: состояние, цвет, запах, растворимость).

II. Делит учащихся на группы. Обращает внимание на инструктивные карточки на столах.

     Работа начинается с инструктажа по технике безопасности при работе со стеклянной посудой.

Выполнение лабораторной работы «Определение органических веществ в чистом виде и в клетке»  по группам: 1-я группа – обнаружение жира, 2-я группа – обнаружение белка, 3-я группа – обнаружение углеводов.

(Приложение 2)

3.Формулирование вывода

Проверяет правильность заполнения таблицы.

Приглашает по одному представителю от группы для устного отчета о  выполненной лабораторной работе.

Предлагает сформулировать общий вывод по лабораторной работе.

Слово учителя: А сейчас проверим, насколько вы хорошо владеете самым древним методом исследования - наблюдением.

Постановка познавательной задачи: Что будет со срезанной зелёной травой, если её оставить на солнце или положить в сухое тёплое место?

(Ожидаемый ответ: Она высохнет и станет сеном.)

Значит можно ли высушить корни, цветки, плоды?

(Ожидаемый ответ: Да, можно).

Что же происходит с частями растений, когда они высыхают?

(Ожидаемый ответ: Они теряют воду, которая была в их составе и необходима для жизни.

После её удаления остаётся сухое вещество).

Значит ли это, что в растениях содержится вода?

 (Ожидаемый ответ: да)

Как вы думаете, почему растения вянут, если их долго не поливать? (Ожидаемый ответ: от недостатка воды)

Слово учителя: вода участвует во многих процессах, происходящих в клетке. Она поддерживает упругое состояние листьев и стеблей.

Давайте узнаем, какие еще вещества содержатся в клетках живых организмов.

Организует работу с учебником.

Задание: Найти ответ на вопрос с.42 (1)

Задание: Найти ответ на вопрос в учебнике п.8.

 Какую роль в организме играют нуклеиновые кислоты?

Первичное закрепление.

Задание: ответить на вопросы.

  1. Какие вещества относятся к органическим?
  2. Какие вещества относятся к неорганическим?
  3. Какую роль в клетке играет вода?

Выдвижение и обсуждение гипотез.

(Ожидаемый ответ – для того чтобы определить, какие вещества присутствуют в исследуемом образце, надо знать свойства этого вещества: состояние, цвет, запах, растворимость)

Изучают инструктивные карточки, обсуждают задания, формулируют цель работы.

   Самостоятельно выбирают  необходимое оборудование; выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу в тетради.

 

Формулируют вывод.

Заполняет таблицу на доске, комментирует устно (один представитель от группы).

Остальные группы заполняют таблицу в тетради.

Отвечают на вопросы устно.

Отвечают на вопросы устно.

Применение новых  знаний

Предметные:

способность к решению познавательных задач по биологии.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

осознание качества и уровня усвоения знаний.

познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; развитие умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; преобразование информации из текста в схему.

коммуникативные:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Предлагает выполнить задания разного уровня сложности.

1 уровень

Ответить на вопрос.

Почему органические вещества выполняют разные функции?

(Ожидаемый ответ: разный состав – разные свойства – разные функции)

2 уровень

Задание:

 Соотнести понятия между собой.

                 (Приложение 3) 

3 уровень

Задание: заполните схему.

Показывает слайд с ответами на задания, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре обучающихся.

Предлагает из представленных карточек на демонстрационном столике создать возможный химический состав клетки.

Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его.

Отвечают на вопросы.

Заполняют схему в тетради.

(Приложение 4)

Обмениваются тетрадями с заданиями, сверяют с ответами на экране, оценивают работу. Заполняют листы самоконтроля.

Работают у доски. Оформляют модель возможного химического состава клетки.

Рефлексия учебной деятельности

Личностные:

установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

коммуникативные:

оценка собственных действий и действий партнера; умение точно выражать свои мысли.

Работа в парах

Предлагает обсудить в парах свою работу по схеме

(Приложение 5)

Организует беседу с классом по вопросам:

Достигли ли вы цели урока?

Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

Что нового вы узнали?

Что было интересным?

Комментирует оценки.

Выставляют оценки в дневник.

Домашнее задание

Личностные:

оценивание усваиваемого содержания.

Метапредметные (УУД):

регулятивные:

постановка учебной задачи с учетом конечного результата.

Демонстрирует слайд презентации с дифференцированным домашним заданием.

Записывают домашнее задание: если оценка «4» или «5» - то творческое задание:

Обсудить с родителями: «Ученые рекомендуют употреблять продукты и минеральную воду, произведенные в том регионе, в котором они выросли. Как это можно объяснить? Всегда ли продукты и вода содержат все необходимые элементы?»; оценка «3» - проработать материал ещё раз (п. 8 с. 42 вопросы 1 – 4 устно).

Приложения к уроку «Химический состав клетки»

                                                                                                                       Приложение 1.

Строение растительной клетки

                                                                                                                                    Приложение 2.

Инструктивная карточка по проведению лабораторной работы

  1. Название: «Определение органических веществ в чистом виде и в клетках»
  2. Цель работы (сформулировать самостоятельно)

1 – я группа:

  1. Ход работы:

Задание: Проведите исследование свойств органических веществ в чистом виде.  

  1. Жир
  1. Нанесите каплю масла на лист бумаги. Исчезает ли пятно после высыхания?
  2. В пробирку с маслом добавьте немного воды. Встряхните смесь. Что наблюдаем?
  3. Заполните колонку в таблице. Сделайте вывод.

Вывод начните словами: « Зная …. веществ, можно определить их наличие в …. живых организмов»

Задание: Определите  вещества в продуктах питания (Семена подсолнечника)

  1. Очистите семянку подсолнечника.
  2. Положите ее на бумагу и раздавите.
  3. Что появилось на бумаге?
  4. Какое вещество выделилось?

Сделайте вывод.

Вывод начните словами: «В результате нашего исследования мы обнаружили, что в  семенах подсолнечника содержится…».

2 – я группа:

  1. Белок (выделение чистого белка)
  1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Растворяется ли белок в воде?
  2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его. То, что осталось в марле, это растительный белок – клейковина.  Как изменилась вода в стакане?
  3. Белок, оставшийся в марле, проверьте биуретовой реакцией (демонстрационный опыт проводит учитель)
  4. Как изменился цвет белка?
  5. Заполните колонку в таблице.
  6. Сделайте вывод.

Вывод начните словами: « Зная …. веществ, можно определить их наличие в …. живых организмов»

Задание: Определите  вещества в продуктах питания   (Мука)

Ответьте на вопрос: Из чего производят муку из которой пекут хлеб? (из зерен пшеницы)

  1. Капните 1 -2 капли йода в стакан с водой, в котором промывали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?
  2. Наличие белка в муке (в зернах пшеницы) мы уже доказали, проведя биуретовую реакцию.
  3. Остаются ли жирные пятна на бумаге?
  4. Сделайте вывод.  

Вывод начните словами: «В результате нашего исследования мы обнаружили, что в  муке содержатся…».

(Ожидаемый ответ: в муке содержатся крахмал (углеводы), белки и жиры).

3 –я группа:

  1. Углеводы
  1. Несколько кристаллов сахара поместите в пробирку с водой. Встряхните смесь. Что наблюдаем? Вывод.
  2. Проведите тот же опыт с крахмалом. Вывод.
  3. Капните 1-2 капли йода в пробирки с раствором сахара и крахмала. Что наблюдали? Вывод.

Вывод начните словами: « Зная …. веществ, можно определить их наличие в …. живых организмов»

  1. Заполните колонку в таблице.

Задание: Определите  вещества в продуктах питания (Картофель)

  1. Капните 1 -2 капли йода на срез клубня картофеля. Что пронаблюдали?
  2. Сделайте вывод.

Вывод начните словами: «В результате нашего исследования мы обнаружили, что в  картофеле содержится…».

(Ожидаемый ответ:  В картофеле содержится крахмал (углеводы).

        

  1.   Результаты исследований занесите в таблицу.

Свойства органических веществ

 Свойства

  веществ

       Белок

 (клейковина)

 Жир (растительное

          масло)

                           Углеводы

      сахар

       крахмал

1

Состояние

 чистых

образцов

Липкая

тягучая масса

Густая  жидкость.

Оставляет невысыхающие пятна на бумаге.

Легче воды.

Мелкие

кристаллы

Порошок

2

Цвет

Белый

Под действием

щелочи и

медного

 купороса

 дает розово –

 фиолетовую

окраску.

Желтый

Кристаллы

бесцветные

в большом коли-

честве

Белого

 цвета

Белый

Под действием

 йода дает

 синий

цвет

3

Раствори-

мость

Не

растворяется

Не

растворяется

Растворяется

Не

растворяется

                                                                                                                                  Приложение 3.

Задание: Соотнесите понятия между собой. 

1. Жиры                     Растительные масла

2. Белки                     Сахар

3. Углеводы               Крахмал

                                   Клейковина

                                   

                                                                                                                                                          Приложение 4.

                         Задание: Заполните схему

                                                                                                                                             Приложение 5.

Рефлексия учебной деятельности

Что вы узнали сегодня на уроке?

 знаю

Расскажите по схеме:         Я                      запомнил(а)

       смог(ла)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)

Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель:  изучить химический состав...

Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»

Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки»  составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5...

Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»

Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........

Методическая разработка по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"

Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки" направлен на формирование представлений о химическом составе клетки, приобретение опыта использования методов биологической науки и п...

Методическая разработка урока "Жизнедеятельность клетки", (5 класс, УМК В.В.Пасечник)

Методическая разработка урока "Жизнедеятельность клетки", (5 класс, УМК В.В.Пасечник) составлена с учетом ФГОС...