Методическая разработка урока "Химический состав клетки"
методическая разработка по биологии (5 класс)
Материалы разработки позволяют сформировать у учащихся знания о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka_himichekiy_sostav_kletki.doc | 393.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Химический состав клетки»
Технологическая карта урока
Предмет | биология |
Класс | 5 |
Тип урока | Изучение нового материала |
Тема | Химический состав клетки |
Цель |
Формирование знаний о химическом составе клеток, значении органических и неорганических веществ в клетке.
Осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма.
Развивать умения выдвигать гипотезы, доказывать, оценивать результаты опыта. Совершенствование навыков работы с инструкцией и текстом, умений пользоваться лабораторным оборудованием, выполнять правила техники безопасности. |
Основные понятия | Неорганические вещества, органические вещества, углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты. |
Планируемый результат Создание возможного состава клетки | |
Предметные умения | Личностные УУД: понимание общности химического состава клеток всех живых организмов. Осознание роли органических и неорганических веществ в жизнедеятельности собственного организма. Регулятивные УУД: организация учащимися своей учебной деятельности; планирование - определение учащимися последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества со сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия, умение точно выражать свои мысли в соответствии с задачами. |
Формы работы | Ресурсы |
Фронтальная Групповая Работа в парах Индивидуальная | Книгопечатная продукция: Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб.для общеобразват. Учреждений / В.В. Пасечник. – М. Дрофа, 2012. Технические средства обучения: компьютер, проектор, презентация по теме «Химический состав клетки». Лабораторное оборудование: Стакан с водой, мука (1 ст. ложка), крахмал (1 ст. ложка), семена подсолнечника, кусочки марли и бумаги, штатив с пробирками (3 шт.), растительное масло, раствор йода, пипетка, салфетка. Таблицы. |
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока | Дидактические задачи |
Организационный (этап мотивации) | Подготовка учащихся к работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. |
Актуализация опорных знаний и умений | Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация) и познавательных процессов (внимание, память). |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. |
Открытие нового знания | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения. |
Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. |
Применение новых знаний | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации. |
Рефлексия учебной деятельности | Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. |
Домашнее задание | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. |
Технология изучения
Этапы урока | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный | Метапредметные (УУД): регулятивные: прогнозирование результата, уровня усвоения знаний обучающимися. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Приветствует обучающихся. Настраивает на успешную работу на уроке. | Приветствуют учителя. |
Актуализация опорных знаний и умений | Предметные: способность к решению познавательных задач по биологии. Метапредметные (УУД): познавательные: умение структурировать знания, умение произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. регулятивные: коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона и его продукта. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. | Выдаёт школьникам схемы, листы самоконтроля. Проводит инструкцию:
(Приложение 1) Показывает на экране рисунок «Строение растительной клетки». Называет критерии оценок. Просит оценить работу друг друга в каждой паре учащихся. Даёт задание: подпишите фамилию на листке самоконтроля и выставьте оценки за 1-е задание. Проводит инструктаж:
Показывает слайд с ответами на задания, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре обучающихся. Просит учащихся выставить оценки за 2-е задание в листки самоконтроля. | Обмениваются схемами и проверяют правильность заполнения, сверяя с рисунком на слайде. Оценивают работу. Выставляют оценки в листе самоконтроля. Отвечают на вопросы повышенного уровня. Дописывают фразу. Обмениваются карточками – заданиями, сверяют с ответами на экране, оценивают работу. Выставляют оценки за 2-е задание. |
Постановка учебной проблемы Постановка учебной проблемы | Предметные: осознание того что предстоит освоить в ходе урока. Метапредметные (УУД): познавательные: выделение и формулирование познавательной цели; регулятивные: планирование последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества. | Слово учителя. Сегодня мы, выступим в роли учёных – исследователей и ответим на вопрос: Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией?»
Мы разделимся на группы. Каждая группа получит свое задание. Работайте дружно, сообща, и у вас все получиться. | Слушают учителя, настраиваются на работу по изучению нового материала. |
Формулирование проблемы, планирование деятельности | Личностные: установление связи между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется; Метапредметные (УУД) регулятивные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной темы, цели урока. | 1. Предлагает самостоятельно сформулировать тему урока исходя из содержания таблиц и представленного на демонстрационном столике. 2. Предлагает одному из учеников записать тему на доске. 3. Предлагает сформулировать цель данного урока. 4. Вместе с обучающимися выбирает наиболее точный ответ, соответствующий теме. | 1. Формулируют тему урока. 2. Записывают тему на доске, в тетрадях. 3. Формулируют цель урока. 4. Записывают цель на доске, в тетрадях. |
Открытие нового знания Открытие нового знания | Предметные: Способность, к решению познавательной задачи, опираясь на ранее изученный материал. Метапредметные (УУД) регулятивные: осознание учащимися того, что подлежит усвоению, саморегуляция, настрой на работу. познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений. коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. | I.Выдвижение гипотезы Как определить, какие вещества присутствуют в клетках или продуктах питания? Задает дополнительные вопросы, если учащиеся затрудняются ответить.
(Ожидаемый ответ: по цвету, запаху…)
(Ожидаемый ответ: свойства)
(Ожидаемый ответ: свойства этого вещества: состояние, цвет, запах, растворимость). II. Делит учащихся на группы. Обращает внимание на инструктивные карточки на столах. Работа начинается с инструктажа по технике безопасности при работе со стеклянной посудой. Выполнение лабораторной работы «Определение органических веществ в чистом виде и в клетке» по группам: 1-я группа – обнаружение жира, 2-я группа – обнаружение белка, 3-я группа – обнаружение углеводов. (Приложение 2) 3.Формулирование вывода Проверяет правильность заполнения таблицы. Приглашает по одному представителю от группы для устного отчета о выполненной лабораторной работе. Предлагает сформулировать общий вывод по лабораторной работе. Слово учителя: А сейчас проверим, насколько вы хорошо владеете самым древним методом исследования - наблюдением. Постановка познавательной задачи: Что будет со срезанной зелёной травой, если её оставить на солнце или положить в сухое тёплое место? (Ожидаемый ответ: Она высохнет и станет сеном.) Значит можно ли высушить корни, цветки, плоды? (Ожидаемый ответ: Да, можно). Что же происходит с частями растений, когда они высыхают? (Ожидаемый ответ: Они теряют воду, которая была в их составе и необходима для жизни. После её удаления остаётся сухое вещество). Значит ли это, что в растениях содержится вода? (Ожидаемый ответ: да) Как вы думаете, почему растения вянут, если их долго не поливать? (Ожидаемый ответ: от недостатка воды) Слово учителя: вода участвует во многих процессах, происходящих в клетке. Она поддерживает упругое состояние листьев и стеблей. Давайте узнаем, какие еще вещества содержатся в клетках живых организмов. Организует работу с учебником. Задание: Найти ответ на вопрос с.42 (1) Задание: Найти ответ на вопрос в учебнике п.8. Какую роль в организме играют нуклеиновые кислоты? Первичное закрепление. Задание: ответить на вопросы.
| Выдвижение и обсуждение гипотез. (Ожидаемый ответ – для того чтобы определить, какие вещества присутствуют в исследуемом образце, надо знать свойства этого вещества: состояние, цвет, запах, растворимость) Изучают инструктивные карточки, обсуждают задания, формулируют цель работы. Самостоятельно выбирают необходимое оборудование; выполняют лабораторную работу, заполняют таблицу в тетради.
Формулируют вывод. Заполняет таблицу на доске, комментирует устно (один представитель от группы). Остальные группы заполняют таблицу в тетради. Отвечают на вопросы устно. Отвечают на вопросы устно. |
Применение новых знаний | Предметные: способность к решению познавательных задач по биологии. Метапредметные (УУД) регулятивные: осознание качества и уровня усвоения знаний. познавательные: поиск и выделение необходимой информации; развитие умений осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; преобразование информации из текста в схему. коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Предлагает выполнить задания разного уровня сложности. 1 уровень Ответить на вопрос. Почему органические вещества выполняют разные функции? (Ожидаемый ответ: разный состав – разные свойства – разные функции) 2 уровень Задание: Соотнести понятия между собой. (Приложение 3) 3 уровень Задание: заполните схему. Показывает слайд с ответами на задания, называет критерии оценок, просит оценить работу друг друга в каждой паре обучающихся. Предлагает из представленных карточек на демонстрационном столике создать возможный химический состав клетки. | Обучающиеся под руководством учителя анализируют задания для определения уровня сложности. Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который соответствует уровню приобретенных им на уроке знаний, и выполняет его. Отвечают на вопросы. Заполняют схему в тетради. (Приложение 4) Обмениваются тетрадями с заданиями, сверяют с ответами на экране, оценивают работу. Заполняют листы самоконтроля. Работают у доски. Оформляют модель возможного химического состава клетки. |
Рефлексия учебной деятельности | Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом Метапредметные (УУД): регулятивные: Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. коммуникативные: оценка собственных действий и действий партнера; умение точно выражать свои мысли. | Работа в парах Предлагает обсудить в парах свою работу по схеме (Приложение 5) Организует беседу с классом по вопросам: Достигли ли вы цели урока? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Комментирует оценки. | Выставляют оценки в дневник. |
Домашнее задание | Личностные: оценивание усваиваемого содержания. Метапредметные (УУД): регулятивные: постановка учебной задачи с учетом конечного результата. | Демонстрирует слайд презентации с дифференцированным домашним заданием. | Записывают домашнее задание: если оценка «4» или «5» - то творческое задание: Обсудить с родителями: «Ученые рекомендуют употреблять продукты и минеральную воду, произведенные в том регионе, в котором они выросли. Как это можно объяснить? Всегда ли продукты и вода содержат все необходимые элементы?»; оценка «3» - проработать материал ещё раз (п. 8 с. 42 вопросы 1 – 4 устно). |
Приложения к уроку «Химический состав клетки»
Приложение 1.
Строение растительной клетки
Приложение 2.
Инструктивная карточка по проведению лабораторной работы
- Название: «Определение органических веществ в чистом виде и в клетках»
- Цель работы (сформулировать самостоятельно)
1 – я группа:
- Ход работы:
Задание: Проведите исследование свойств органических веществ в чистом виде.
- Жир
- Нанесите каплю масла на лист бумаги. Исчезает ли пятно после высыхания?
- В пробирку с маслом добавьте немного воды. Встряхните смесь. Что наблюдаем?
- Заполните колонку в таблице. Сделайте вывод.
Вывод начните словами: « Зная …. веществ, можно определить их наличие в …. живых организмов»
Задание: Определите вещества в продуктах питания (Семена подсолнечника)
- Очистите семянку подсолнечника.
- Положите ее на бумагу и раздавите.
- Что появилось на бумаге?
- Какое вещество выделилось?
Сделайте вывод.
Вывод начните словами: «В результате нашего исследования мы обнаружили, что в семенах подсолнечника содержится…».
2 – я группа:
- Белок (выделение чистого белка)
- Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста. Растворяется ли белок в воде?
- Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его. То, что осталось в марле, это растительный белок – клейковина. Как изменилась вода в стакане?
- Белок, оставшийся в марле, проверьте биуретовой реакцией (демонстрационный опыт проводит учитель)
- Как изменился цвет белка?
- Заполните колонку в таблице.
- Сделайте вывод.
Вывод начните словами: « Зная …. веществ, можно определить их наличие в …. живых организмов»
Задание: Определите вещества в продуктах питания (Мука)
Ответьте на вопрос: Из чего производят муку из которой пекут хлеб? (из зерен пшеницы)
- Капните 1 -2 капли йода в стакан с водой, в котором промывали тесто. Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?
- Наличие белка в муке (в зернах пшеницы) мы уже доказали, проведя биуретовую реакцию.
- Остаются ли жирные пятна на бумаге?
- Сделайте вывод.
Вывод начните словами: «В результате нашего исследования мы обнаружили, что в муке содержатся…».
(Ожидаемый ответ: в муке содержатся крахмал (углеводы), белки и жиры).
3 –я группа:
- Углеводы
- Несколько кристаллов сахара поместите в пробирку с водой. Встряхните смесь. Что наблюдаем? Вывод.
- Проведите тот же опыт с крахмалом. Вывод.
- Капните 1-2 капли йода в пробирки с раствором сахара и крахмала. Что наблюдали? Вывод.
Вывод начните словами: « Зная …. веществ, можно определить их наличие в …. живых организмов»
- Заполните колонку в таблице.
Задание: Определите вещества в продуктах питания (Картофель)
- Капните 1 -2 капли йода на срез клубня картофеля. Что пронаблюдали?
- Сделайте вывод.
Вывод начните словами: «В результате нашего исследования мы обнаружили, что в картофеле содержится…».
(Ожидаемый ответ: В картофеле содержится крахмал (углеводы).
- Результаты исследований занесите в таблицу.
Свойства органических веществ
№ | Свойства веществ | Белок (клейковина) | Жир (растительное масло) | Углеводы | |
сахар | крахмал | ||||
1 | Состояние чистых образцов | Липкая тягучая масса | Густая жидкость. Оставляет невысыхающие пятна на бумаге. Легче воды. | Мелкие кристаллы | Порошок |
2 | Цвет | Белый Под действием щелочи и медного купороса дает розово – фиолетовую окраску. | Желтый | Кристаллы бесцветные в большом коли- честве Белого цвета | Белый Под действием йода дает синий цвет |
3 | Раствори- мость | Не растворяется | Не растворяется | Растворяется | Не растворяется |
Приложение 3.
Задание: Соотнесите понятия между собой.
1. Жиры Растительные масла
2. Белки Сахар
3. Углеводы Крахмал
Клейковина
Приложение 4.
Задание: Заполните схему
Приложение 5.
Рефлексия учебной деятельности
Что вы узнали сегодня на уроке?
знаю
Расскажите по схеме: Я запомнил(а)
смог(ла)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки" 5 класс (ФГОС)
Методическая разработка урока биологии в 5 классе по теме "Химический состав клетки"...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки"...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Тема урока: Химический состав клетки.Тип урока: Урок открытия новых знаний. Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии.Цель: изучить химический состав...
Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»
Данная разработка урока по теме «Химический состав клетки» составлена для УМК Пономаревой И.Н. и соответствует всем требованиям ФГОС второго поколения. Урок разработан для учащихся 5...
Методическая разработка-конспект урока биологии: 7 класс «Химический состав клетки»
Изучение химического состава клетки, роль органических и неорганических веществ...........
Методическая разработка по биологии в 5 классе "Химический состав клетки"
Урок биологии в 5 классе "Химический состав клетки" направлен на формирование представлений о химическом составе клетки, приобретение опыта использования методов биологической науки и п...
Методическая разработка урока "Жизнедеятельность клетки", (5 класс, УМК В.В.Пасечник)
Методическая разработка урока "Жизнедеятельность клетки", (5 класс, УМК В.В.Пасечник) составлена с учетом ФГОС...