Дидактическая игра «Интеллектуальные химические карты»
учебно-методический материал по химии (9 класс) по теме
Игра «Интеллектуальные химические карты» является дидактическим материалом по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс». Идея ее создания подхвачена у Елькиной А.М.[1]. Авторскими являются подбор вопросов по химии и оформление карт. Аналогов игры в методической литературе по химии не встречено.
Целесообразность. В связи с переходом к итоговой аттестации 9-классников по тестовой технологии учителю приходится чаще проводить проверку знаний учащихся в виде теста. Однообразные формы работы вызывают у учеников скуку, откровенное недовольство, боязнь получить плохую отметку и как следствие, снижение мотивации и неуважительное отношение к предмету. Чтобы оживить проверку знаний, необходимо использовать разнообразные формы, в том числе и игровые.
Результативность. Игра апробирована в школах района, успешно применяется на протяжении 7 лет. Главное преимущество – снижение психологической напряженности в связи с получением отметки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergeeva_g.b._didakticheskaya_igra_himicheskie_intellektualnye_karty.doc | 37.5 КБ |
foto_1_nabory_kart_po_odnoy_teme.rar | 2.48 МБ |
Предварительный просмотр:
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Интеллектуальные химические карты»
Организационная информация
Автор: Сергеева Галина Борисовна
Должность: учитель химии
Образовательное учреждение: МБОУ «Очёрская СОШ №1»
Край: Пермский
Город: Очёр
Класс: 9
Место проведения: урок
Методическая информация
Игра «Интеллектуальные химические карты» является дидактическим материалом по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс». Идея ее создания подхвачена у Елькиной А.М.[1]. Авторскими являются подбор вопросов по химии и оформление карт. Аналогов игры в методической литературе по химии не встречено.
Целесообразность. В связи с переходом к итоговой аттестации 9-классников по тестовой технологии учителю приходится чаще проводить проверку знаний учащихся в виде теста. Однообразные формы работы вызывают у учеников скуку, откровенное недовольство, боязнь получить плохую отметку и как следствие, снижение мотивации и неуважительное отношение к предмету. Чтобы оживить проверку знаний, необходимо использовать разнообразные формы, в том числе и игровые.
Результативность. Игра апробирована в школах района, успешно применяется с 2005 года на протяжении 7 лет. Главное преимущество – снижение психологической напряженности в связи с получением отметки.
Участники. Все ученики класса.
Цель. Повышение мотивации к изучению химии.
Задачи.
Обучающие:
повторить основные понятия по пройденной теме;
проверить понимание учебного материала;
провести коррекцию знаний по содержанию темы.
Воспитательные:
воспитывать толерантность и культуру общения через работу в группе;
формировать эстетические качества посредством оформления дидактических карт;
способствовать оздоровлению детей посредством организации игровой деятельности и учётом возрастных особенностей.
Развивающие:
развивать умения мыслительной деятельности (анализа, обобщения);
развивать умение само- и взаимооценивания результатов;
развивать эмоциональную сферу учащихся через создание ситуации радости от игры, сопереживания за ее результат;
развивать универсальные умения и навыки (умение выделять в тексте вопроса главное, устная речь, умение слушать, распределение ролей при работе в группе).
Описание интеллектуальных химических карт
«Интеллектуальные химические карты» составлены по пяти темам: «Диссоциация», «Металлы», «Галогены», «Сера», «Азот».
К каждой теме составлено по 20 вопросов в соответствие с ФГОС по химии, несут информацию предметного и общекультурного уровня.
Формулировка вопроса требует от ученика краткого однозначного ответа.
На одной карте записан и вопрос, и ответ на него.
20 карт с вопросами (и ответами на них) по одной теме образуют один игровой набор. По каждой теме изготовлено пять одинаковых наборов карт, что бы учащиеся класса одновременно работали в 5 группах. Карты разных наборов отличаются цветом оборотной стороны, что бы их не спутать.
Карты выполнены на цветном картоне и ламинированы (Фото 1,2).
Место игры в учебном процессе
Игра проводится на обобщающих уроках в конце изучения тем.
Продолжительность при первом применении 15-20 минут, в дальнейшем при использовании игры в других учебных темах время сокращается до10-15 минут, т.к. ученики знакомы с правилами.
Правила игры
1. В игре участвуют группы по 4 человека.
2. Представитель группы учащихся (командир) получает у учителя набор карт, фиксирует результат игры, по окончании сдаёт карты и результат игры.
3. Раздают по 5 карт.
4. Командир начинает игру: 2-й ученик выбирает и показывает на одну из его карт, командир не раскрывая карты зачитывает вопрос, 2-й ученик отвечает, командир проверяет правильность ответа (ответ записан внизу этой же карты, сам при этом обучается).
Если 2-й ученик ответил правильно, то карту откладывают в сторону, она выбывает из игры. Далее 3-й ученик выбирает и показывает на одну из карт 2-го ученика; 2-й не раскрывая карты зачитывает вопрос, 3-й ученик отвечает, 2-й проверяет правильность ответа (ответ записан внизу этой же карты, сам при этом обучается) и т.д.
Если 2-й ученик ответил не правильно, то карта переходит к нему и он пропускает ход. Далее у 3-го ученика 4-й выбирает и показывает на одну из карт; 3-й не раскрывая карты зачитывает вопрос, 4-й ученик отвечает, 3-й проверяет правильность ответа (ответ записан внизу этой же карты, сам при этом обучается) и т.д.
5. Каждый ученик играет «за себя», внимательно выслушивает вопросы и ответы соперников. Вопрос «на слух» развивает и оттачивает внимание.
6. Игра продолжается до первого выбывшего из игры, или до последнего, у кого остались карты.
Оценка результатов
Ученики, которые не приняли ни одной карты (ответили на все вопросы) и вышли из игры (у них нет карт) получают отметку «5».
Ученик, принявший одну карту (не ответил на 1 вопрос) получает отметку «4».
Ученик, принявший 2 карты (не ответил на 2 вопроса) получает отметку «3».
Ученик, принявший более всего карт (не ответил на много вопросов) и оставшийся с картами к концу игры, считается проигравшим. Что бы получить положительную отметку, он берет в руки все карты, читает (учит) все 20 вопросов и ответов, повторно играет с таким же проигравшим из другой группы или с учителем. Источником информации для проигравших с плохо сформированными УУД является не учебник, который вызывает у них чувство страха из-за обилия текста, а карты с короткой и чёткой формулировкой.
Литература
А.М.Елькина, Е.Г.Шумкова. Биология. Человек.8 класс: Биологические карты: Дидактический материал к учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина Биология. Человек. 8 класс. – М.:Дрофа, 2003. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра с химическим содержанием по теме "Кислород".
Интеллектуальная игра с химическим содержанием "Брейн-ринг" по теме "Кислород". Можно проводить данную игру и на уроке, и во внеурочное время. Игра для 8 класса....
Дидактическая игра «Химическое домино» Л.К.Шамгунова Учитель химии МОУ СОШ №30, г. Астрахань
дидактическая игра позволяет организовать познапательную деятельность при изучении темы "основные классы неорганических соединений"Дидактическая игра «Химическое домино»Л.К.ШамгуноваУчитель химии МОУ ...
Дидактическая игра по химии для 8 класса по теме «Химическая связь» в виде домино
С помощью игры "Домино" можно проверить теоретический материал по теме "Химическая связь"...
Интеллектуальная игра "Поляна химических чудес"
Данное мероприятие можно провести в рамках предметной недели по химии....
Дидактическая игра «История открытия химических элементов и простых веществ»
Дидактическая игра «История открытия химических элементов и простых веществ»...
Дидактические игры для развития слухового восприятия у обучающихся с интеллектуальными нарушениями.
В статье представлены игры, которые используются на музыкально-ритмических занятиях для формирования слухового восприятия у детей с интеллектуальными нарушениями....
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ХИМИИ К КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Сюжетно-ролевая игра.Одна из педагогических технологий на основе активизации, интенсификации деятельности учащихся: Игровые технологии...