Дидактическая игра «Химическое домино» Л.К.Шамгунова Учитель химии МОУ СОШ №30, г. Астрахань
методическая разработка по химии (8 класс) на тему
дидактическая игра позволяет организовать познапательную деятельность при изучении темы "основные классы неорганических соединений"
Дидактическая игра «Химическое домино»
Л.К.Шамгунова
Учитель химии МОУ СОШ №30, г. Астрахань
Данная игра способствует формированию следующих ключевых компетенций:
1) учебно-познавательных – минимизировать и структурировать учебную информацию и использовать её в нестандартных проблемных ситуациях.
2) коммуникативных – работать в команде, строить отношения с партнёрами, исполнять роль организатора и исполнителя.
Игра позволяет организовать различные виды учебной деятельности, используется при проведении уроков и фрагментов уроков закрепления и контроля изученного материала (уроков-тренингов, зачётных уроков), кружковых занятий, предметных недель и химических вечеров.
Спектр целей, выполняемых при проведении игры, зависит от вида учебной деятельности и может быть таким:
Дидактические цели:
1)формирование познавательных и практических умений в составлении формул, классификации и номенклатуре оксидов, оснований, кислот и солей.
2) углубление, систематизация, закрепление и контроль знаний и умений в составлении формул, классификации и номенклатуре соединений.
Воспитывающие цели:
1) развитие волевых, коммуникативных, творческих, организаторских способностей учащихся в зоне их ближайшего развития.
Правила игры такие же, как в обычной игре домино.
Наиболее подготовленные учащиеся из класса или старшеклассники являются судьями, которые проверяют правильность записей, исправляют ошибки, подсчитывают набранные баллы и определяют победителей. По усмотрению учителя каждый из победителей может стать судьёй в следующем раунде. Класс разбивается на 7 групп по 4 человека или на 4 группы по 7 человек (состав и число групп может меняться в зависимости от количества комплектов и учеников). Право первого хода определяется либо по жребию, либо по договорённости игроков. Игроки подставляют домино к предыдущему, если при этом получается правильная формула, то получают 1 балл, если называют соединение – добавляется ещё балл, также по баллу добавляется в серии «оксиды» за определение класса, в серии «кислоты» - за название кислотного остатка (можно за определение силы кислоты, её основности и другие классификационные характеристики), в серии «основания» - за определение кислотности (нахождение щёлочей и нерастворимых оснований). Баллы добавляются за быстроту мышления, сообразительность. Побеждает тот, кто быстрее закончит игру и наберёт больше всех баллов.
Составление химического домино.
Домино имеет 4 блока: первый блок – оксиды, второй – основания, третий – кислоты и четвёртый – соли.
Образцы карточек блока оксиды
O2-2 | Ni+2 |
| O3-2 | H2+1 |
| O-2 | Ca+2 |
| O-2 | As2+5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O-2 | CL2+7 |
| O5-2 | Mn+4 |
| O-2 | Fe2+3 |
| O2-2 | Se+6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O3-2 | N2+5 |
| O7-2 | Cr2+3 |
| O-2 | P2+5 |
| O3-2 | Si+4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O5-2 | Ba+2 |
| O-2 | AL2+3 |
| O-2 | Br2+7 |
| O3-2 | Mn2+7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O7-2 | Mg+2 |
| O3-2 | K2+1 |
| O7-2 | Na2+1 |
| O-2 | Fe+2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O3-2 | Ca+2 |
| O-2 | CL2+7 |
| O5-2 | S+6 |
| O7-2 | Mn2+7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
O-2 | CL2+7 |
| O3-2 | C+4 |
| O7-2 | Ag2+1 |
| O2-2 | Zn+2 |
Образцы карточек блока основания.
(OH)31- | Pb+2 |
| OH1- | Cr+3 |
| (OH)31- | Zn+2 |
| (OH)21- | Cr+3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(OH)21- | Li+1 |
| OH1- | Ba+2 |
| OH1- | K+1 |
| OH1- | Ni+3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(OH)21- | Cr+3 |
| (OH)21- | Sr+2 |
| (OH)21- | Na+1 |
| (OH)31 | Hg+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
OH1- | Cs+1 |
| OH1- | Cl+1 |
| (OH)21- | Ag+1 |
| OH1- | Fe+2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(OH)21- | Be+2 |
| (OH)21- | Cu+2 |
| (OH)21- | Ca+2 |
| (OH)21- | Zn+2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(OH)21- | Cr+3 |
| OH)31- | Mg+2 |
| (OH)21- | AL+3 |
| (OH)31- | Pb+2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(OH)31- | AL+3 |
| OH1- | Ft+3 |
| (OH)21- | Rb+1 |
| (OH)31- | Cu+2 |
Образцы карточек блока кислоты.
CL1- | H3+1 |
| I1- | H2+1 |
| Br1- | H2+1 |
| F1- | H2+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
NO31- | H2+1 |
| NO21- | H2+1 |
| PO31- | H2+1 |
| CO32- | H2+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
S2- | H+1 |
| SO32- | H+1 |
| SO42- | H3+1 |
| SiO32- | H+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Se2- | H3+1 |
| Te2- | H3+1 |
| SO42- | H3+1 |
| CO32- | H+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
MnO41- | H+1 |
| CrO42- | H+1 |
| NO31- | H+1 |
| CO32- | H+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
SO32- | H+1 |
| PO43- | H+1 |
| CrO42- | H+1 |
| CL1- | H+1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
PO31- | H+1 |
| NO31- | H+1 |
| SO32- | H+1 |
| PO43- | H+1 |
Образцы карточек блока соли.
NO31- | K+1 |
| (NO3)21- | K2+1 |
| NO31- | Fe2+3 |
| (NO3)31 | Zn+2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
SO42- | Na+1 |
| CL1- | Fe2+3 |
| (NO3)21 | Cu+2 |
| (NO3)31 | Fe+2 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
CL21- | K+1 |
| CL21- | Na2+1 |
| CL31- | K2+1 |
| CL1- | Pb+2 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
(SO4)3 2- | Na2+1 |
| SO42- | AL+3 |
| PO31- | Na3+1 |
| (SO4)3 2- | Na+1 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
(PO4)23- | AL+3 |
| PO31- | Ca+2 |
| PO43- | Ca+2 |
| PO43- | Mg+2 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
(PO4)23 | Zn+2 |
| SiO32- | Mg+2 |
| CO32- | Ca3+2 |
| SiO32- | Ba+2 |
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
CO32- | Mg3+2 |
| PO31- | Cu+2 |
| SO42- | Ba+2 |
| NO31- | Hg+2 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для интерактивной доски игра "Химический брейн-ринг " (органическая химия)
Презентация содержит занимательные вопросы по органической химии, подготовлена для работы на интерактивной доске. Внеурочная работа. Игра-соревнование. Алканы. Непредельные углеводороды. Арены....
Дидактическая игра «Интеллектуальные химические карты»
Игра «Интеллектуальные химические карты» является дидактическим материалом по химии к учебнику О.С.Габриеляна «Химия.9 класс». Идея ее создания подхвачена у Елькиной А.М.[1]....
Дидактическая игра по химии для 8 класса по теме «Химическая связь» в виде домино
С помощью игры "Домино" можно проверить теоретический материал по теме "Химическая связь"...
Дидактическая игра как средство, стимулирующее процесс обучения химии
Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умст...
Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Применение игровых технологий на уроках химии» Разработка дидактической игры по химии по теме: «Строение и классификация органических соединений».
Приведена разработка дидактической игры по химии по теме: "Строение с классификация органических соединений"....
Дидактическая игра «История открытия химических элементов и простых веществ»
Дидактическая игра «История открытия химических элементов и простых веществ»...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО ХИМИИ К КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХИМИЧЕСКАЯ МОЗАИКА»
Сюжетно-ролевая игра.Одна из педагогических технологий на основе активизации, интенсификации деятельности учащихся: Игровые технологии...