АЗОТ
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Новая тема: Азот
1.Характеристика подгруппы азота.
V группа, главная подгруппа ПСХЭ содержит элементы: N-азот, Р-фосфор,
As-мышьяк, Sb-сурьма и Bi-висмут.
Х.Э | Порядковый номер | Количество эн. уровней | Ar | Электроны внешнего эн.уровня | Характерные степени окисления |
N | 7 | )2)5 | 14 | …2S22P3 | -3,0,+1,+2,+3,+4,+5 |
P | 15 | )2)8)5 | 31 | …3S23P3 | -3,0,+3,+5 (+1) |
As | 33 | )2)8)18)5 | 75 | …4S24P3 | -3,0,+3,+5 |
Sb | 51 | )2)8)18)18)5 | 122 | …5S25P3 | -3,0,+3,+5 |
Bi | 83 | )2)8)18)32)18)5 | 209 | …6S26P3 | 0,+3,+5 |
N- неметалл
P- неметалл
As-неметалл
Sb-амфотерный металл
Bi-амфотерный металл
Азот, единственный х,э. этой подгруппы, проявляющий степень окисления +2 и +4. Причина
этого заключается в строении атома азота. Электроны, находящиеся на последнем энергети-
ческом уровне в атоме азота, не могут распариваться.
Азот (Nitrogenium - рождающий селитру)
1.Характеристика по ПСХЭ.
а) химический знак N
б) неметалл
в) Vгруппа, главная подгруппа
г)2 период, 2 ряд
д) степени окисления -3,0,+1,+2,+3,+4,+5
е) образует несколько оксидов: +1N2O +2 NO +3 N2O3 +4 NO2 +5N2O5 (можно получить только косвенным путем)
оксиды N2O NO NO2 - не образуют кислот (несолеобразующие)
оксиды N2O3 N2O5 кислотные оксиды
ё) гидроксиды HNO2(азотистая кислота) и HNO3(азотная кислота)
ж)летучее водородное соединение – NН3 (газ аммиак)
2.Строение атома.
Z=+7
+1p=7
0n=7
+7)2)5
1S22S22P3
3.Строение молекулы. N2
N + N N ::: N N≡N
Молекула свободного азота двухатомна, cвязь между атомами тройная, ковалентная неполярная. По прочности такая молекула почти не имеет себе равных.Даже при 3300 °C только одна молекула N2 из тысячи распадается на атомы. Поэтому свободный азот так инертен в обычных условиях: для того чтобы он вступил в реакцию с другими простыми или сложными веществами, необходима предварительная активация молекул. Она достигается нагреванием, облучением, действием катализатора или другими способами.
Молекула азота неполярная. Силы взаимодействия между молекулами очень слабые. Инертность азота доставляла и доставляет много хлопот химикам и технологам. Но нетрудно представить себе, как изменилась бы природа, не будь атмосферный азот столь инертен: Землю залили бы потоки азотной кислоты, в воздухе не осталось бы кислорода...
4.Нахождение в природе.
(только прочитать)
Азот - один из самых распространенных элементов. В космосе он занимает четвертое место - вслед за водородом, гелием и кислородом. Он - главная составляющая атмосферы Земли (объемная доля 78,08%, массовая доля 75,6%). Содержание азота в земной коре гораздо меньше. Органические соединения азота находятся в нефти и в угле. Живые организмы содержат около 0,3% азота в виде соединений.
Присутствие в почвах связанного азота - непременное условие плодородия земли. Получая из почвы минеральные соли, содержащие азот, растения используют его для биосинтеза белков, нуклеиновых кислот, витаминов, хлорофилла - важнейших для жизни веществ. Животные, питаясь растительной пищей, вначале расщепляют растительные белки, чтобы затем из их структурных элементов - аминокислот - построить свои белковые структуры, свои живые ткани.
Из природных источников азота промышленное значение имеют лишь свободный азот атмосферы и месторождения его двух минералов – чилийской (NaNO3) и индийской (KNO3) селитр. Азот обнаружен в составе газовых облаков комет, в туманностях и в атмосфере Солнца.
(записать в конспект): 1.В воздухе- 78,09%по объёму и 75,6% по массе.
2.Соединения азота в небольших количествах содержаться в почве.
3.Входит в состав белка.
4.Общее содержание в земной коре-0,01%
5.Получение. а) промышленный способ: Воздух охлаждают и переводят в жидкое состояние, затем испарением отгоняют азот ( tкип(N2)= -195,80C tкип(О2)= -1830С
б) лабораторный NH4NO2 N2+2H2O (р-я идет при нагревании)
нитрит аммония
6.Физические свойства.
В обычном состоянии азот - бесцветный газ, без запаха и вкуса, несколько легче воздуха (плотность 1,25 г/л при 0 °C). Температуры кипения (-195,9 °C) и плавления (-210 °C) очень низкие; он плохо растворяется в воде (мл в 100 мл): 2,33 (0 °C), 1,42 (40 °C), 1,32 (60 °C).
7.Химические свойства.
Свойства окислителя
а. Взаимодействие с металлами.
.В обычных условиях азот непосредственно взаимодействует лишь с литием
6Li+N2 2Li3N (нитрид лития)
с натрием, магнием, кальцием, титаном подобная реакция идет при нагревании.
t
3Ca+N2 Ca3N2 (нитрид кальция)
С большинством других (менее активных) металлов азот не взаимодействует вообще.
б. Взаимодействие с водородом
С водородом азот взаимодействует с заметной скоростью при нагревании, повышении давлении в присутствии катализатора: Рt ,P,t
N2+3H2 2NH3
Свойства восстановителя
в.Взаимодействие с кислородом.
Из свободных неметаллов азот соединяется лишь с кислородом, водородом, углеродом, бором. Успешно такие реакции идут только при весьма жестких условиях. Для окисления азота кислородом нужна электрическая дуга, причем не более 5% азота вступает в реакцию. В природе такой процесс происходит повсеместно - взаимодействие азота с кислородом воздуха при грозовых разрядах подобно реакции в электрической дуге.
t=20000C
N2+O2 2NO
8.Открытие азота.
Открыт он был в 1772 г. Д. Резерфордом, давшим ему название "зловредный воздух". Затем почти одновременно азот получили и другие ученые: К. Шееле, Дж. Пристли, А.Лавуазье.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка модульного урока на тему Химические свойства азота
Модульный урок Химические свойства азота с рабочим листом для учащихся...
Азот
Презентация к уроку "Азот - простое вещество"...
Оксиды азота
Презентация к уроку...
Презентация по теме "Азот".
Презентация используется на уроке по теме "Азот" в 9 классе. Содержит информацию о строении, свойствах, применении азота, излагаемую по схеме: постановка проблемы, разрешение проблемы....
Общая характеристика элеметнов подгруппы азота.Азот. Свойства простого вещества.
Предложенный материал позволит организовать на уроке групповую самостоятельную работу учащихся с планом-конспектом и с учебной литературой....
Азот. Оксиды азота
В данной методической разработке представлена организация работы в группах на уроках химии. При такой организации деятельности учащиеся становятся активными субъектами собствен...
Технологическая карта "Азот.Соединения азота"
разработка урока по теме "Азот.Соединения азота"...