Азот. Оксиды азота
методическая разработка по химии (9 класс) на тему
В данной методической разработке представлена организация работы в группах на уроках химии. При такой организации деятельности учащиеся становятся активными субъектами собственного обучения, формируются коммуникативные умения, сотрудничество..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В данной методической разработке представлена организация работы в группах на уроках химии | 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова В.А.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель химии Иванова Вера Александровна
Класс 10
Автор УМК О.С. Габриелян, Химия, 9 класс
ТЕМА: Азот. Оксиды азота
Цель урока: сформировать у учащихся понятия о строении, свойствах азота, оксидов азота, создать условия для усвоения и осмысления новой учебной информации
Задачи урока:
Образовательная: конкретизировать у учащихся знания о строении атома, ковалентной неполярной связи,
рассмотреть физические и химические свойства азота, рассмотреть оксиды азота, получение, применение
Развивающая: создать условия для дальнейшего развития познавательной активности учащихся, их мыслительной деятельности и навыков в установлении причинно-следственных связей строением свойствами азота, процессе работы с текстом, развивать умения выделять главное.
Воспитательная: продолжить формирование культуры общения и умения работать в группах, коммуникативное общение,
прививать навыки самоорганизации
Дидактический тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления
Используемые технологии:
- Проблемно-поисковые
- Личностно-ориентированные
Материально-техническое обеспечение:
- дидактические материалы для учащихся
- периодическая система химических элементов
- учебник О.С. Габриелян, Химия, 9 класс
- Планируемые результаты:
Предметные
- Уметь характеризовать элемент азот на основании его положения в периодической системе, строение атома, уметь объяснять причину химической инертности молекулы азота
- Знать химические свойства простого вещества азота, составлять уравнения реакций
- Уметь характеризовать оксиды азота, строение молекул
Метапредметные :
- Уметь: делать выводы, аргументировать свой ответ, наблюдать, фиксировать результаты наблюдений
Личностные:
- Овладение навыками в планировании своей деятельности, постановки цели, развитие навыков самооценки
Структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время |
1.Орг. момент | Приветствие, контроль готовности к уроку | Готовность к уроку | 2 | |
2.Целеполагание, мотивация | Какой составляет большую часть атмосферы Земли и содержится 78% по объему? | Отвечают на вопрос. Записывают тему урока | Познавательные Самостоятельное формулирование темы | 2 |
3. Актуализация знаний, умений | Антуан Лавуазье в 1776 г предложил термин азот, что в переводе с греческого языка означает «безжизненный», Перевод с латинского языка название «азот»- нитрогениум - рождающий селитру. Почему же? | Выдвигают мнения, формулируют цели урока | Регулятивные Умение слушать, анализировать | 3 |
4. Изложение нового материала | Класс работает в группах, делится на 4 группы. Каждая группа работает по заданию, указанному в рабочей карте. Приложение 1 группа Строение атома, молекулы азота. Физические свойства. Дать характеристику атома азота по положению в периодической системе элементов. Приложение 1 2 группа. Химические свойства азота Назвать продукты реакции, составить электронный баланс, указать окислитель и восстановитель Приложение2 3 группа Оксиды азота Приложение3 4 группа Получение азота. Применение Приложение4 Учитель координирует работу учащихся | Знакомятся с полученными заданиями. Обсуждают, оформляют конспект и готовят краткую информацию по теме на 3 мин. Учащиеся оформляют опорный конспект Выступают с сообщениями от каждой группы. | Предметные Строение свойства азота, получение, применение, характеристика оксидов азота Познавательные Уметь найти и выделить необходимую информацию, сравнивать, устанавливать причинно- следственные связи Коммуникативные Умение слушать, работа в группах, самоконтроль Личностные самоорганизация | 26 |
5. Осмысление учебной информации | Учитель задает вопросы. 1.Какой тип связи в молекуле азота? 2. Почему азот химически инертен? 3. С какими веществами он реагирует? | Отвечают на вопросы, дополняют, уточняют | Познавательные Умение аргументировать, сравнивать | |
6. Закрепление учебного материала | Проводит тестовую работу Приложение 5 | Выполняют самостоятельно работу с тестом. Выберите правильный ответ | Предметные Знание строения, свойств азота, оксидов азота Регулятивные Самоконтроль | 7 |
7.Домашнее задание | Подводит итог. Инструктирует по выполнению домашнего задания | Записывают домашнего задания. Доказать с помощью уравнений реакций, что азот обладает и окислительными и восстановительными свойствами | Регулятивные Адекватно воспринимать оценку деятельности учителем | 2 |
8. Рефлексия | Самооценка работы на уроке Закончите предложения: Мне было интересно на уроке, потому что…. Я не все понял… ( сформулировать вопрос) | Выполняют задание Оценивают свою работу на уроке | Регулятивные Самооценка своих действий Личностные Самопознание, удовлетворенность результатами своей деятельности | 3 |
Дать характеристику атома азота по его положению в периодической системе. Указать тип связи в молекуле азота.
Строение азота. Паспорт элемента. Электронная конфигурация
Физические свойства. Азот бесцветный газ, легче воздуха, плотность 1,250 кг/м3 При температуре tкип-195,8°С, конденсируется. Азот сжижается, плотность жидкого азота 808 кг/м3 . Азот плохо растворим в воде.
Приложение2
Записать уравнения химических реакций. Составить электронный баланс химических уравнений, указать окислитель, восстановитель.
Химические свойства азота. При обычных условиях азот химически инертен.
При высоких температурах реагирует с кислородом, с образованием оксида азота (П)
О2 + N2 = 2NО
Азот взаимодействует при нагревании с металлами с образованием нитридов
6Li + N2 = 2Li3N
Взаимодействует с водородом с образованием аммиака 3H2 + N2 = 2NH3
Приложени3
Записать формулы оксидов азота, указать степени окисления азота в оксидах. Составить электронный баланс, указать окислитель, восстановитель.
Азот образует пять оксидов: N2O NO N 2O3 NO2 N2 O5
Оксид азота (1) N2O, называют закись азота, « веселящий газ», несолеобразующий оксид. Возбуждает нервную систему, в медицине применяют как средство для наркоза
Оксид азота (П) NO, монооксид азота, бесцветный газ малорастворим в воде. Не взаимодействует с водой, растворами кислот, щелочей. Образуется при грозовом разряде в атмосфере. Окисляется кислородом до оксида азота(IV), восстанавливается водородом до свободного азота. Написать уравнения реакций 2NO + O2 = 2NO2
2NO +2H2 = N2 + 2H2O
Оксид азота (III) N2O3, азотистый ангидрид, кислотный оксид Жидкость темно-синего цвета. Оксид взаимодействует со щелочью, с образованием солей азотистой кислоты. Написать уравнения реакций. N2O3 + 2NaOH = 2NaNO2 + H2O
Оксид азота (IV) NO2, диоксид азота, газ бурого цвета, тяжелее воздуха, легко сжижается. Взаимодействует с водой и растворами щелочей. Напишите уравнения реакций NO2 + 2NaOH = NaNO2+ NaNO2 + H2O
Оксид азота (V) N2O5, пентаоксид диазота, азотный ангидрид бесцветное кристаллическое вещество, сильный окислитель. Взаимодействует с водой с образованием с азотной кислоты N2O5 + H2O = 2 HNO3
Приложение 4
Промышленный и лабораторный способы получения азота. Применение азота
В промышленности получение азота основано на разделении предварительно сжиженного воздуха, который затем подвергается разгонке, при температуре tкип-195,8°С конденсируется
В лаборатории азот получают разложением концентрированного раствора нитрита аммония NH4NO2 = N2 + 2H2O, реакция экзотермична, хотя для начала реакции требуется нагревание.
Применение. Основная часть добываемого азота используется для промышленного производства аммиака, который затем в значительных количествах используют для производства азотной кислоты, минеральных удобрений, взрывчатых веществ.
Свободный азот применяют во многих отраслях промышленности: как инертную среду при разнообразных химических и металлургических процессах, для заполнения ртутных термометров, перекачки горючих жидкостей. Жидкий азот находит применение, как хладоагент, в медицине: криотерапия. В нефтехимии его используют для продувки резервуаров, трубопроводов, проверки работы трубопроводов под давлением. В пищевой промышленности азот зарегистрирован в качестве пищевой добавки, применяется как газовая среда для упаковки, хранения продуктов. Азот является биогенным элементом, входит в состав важнейших веществ живых клеток: белков, аминокислот.
Приложение 5 Тест по теме «Азот. Оксиды азота»
Инструкция: выбрать правильный ответ
1. Число электронов на внешнем слое атома азота:
а. 2 б. 5 в. 4 г. 6
2. Вещества, расположенные в ряду имеют степень окисления -3 +2 +5
а. N 2O3 NO N 2O5
б. N 2O NO2 Н N O3
в. N Н 3 NO N 2O5
г. N 2O3 NO2 Н N O3
3. Оксид азота (П) реагирует с
а. водородом б. кислородом в. водой г. соляной кислотой
4. Степень окисления азота в соединениях N 2O5 и N Н 3 соответственно равна
а. +5 и +3
б. -5 и +3
в. +2 и -3
г. +5 и -3
5. Молярная масса нитрида кальция соответственно равна:
а. 128 г/ моль б. 148 г/ моль в. 134 г/моль г. 164 г/ моль
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оксиды азота
Презентация к уроку...
Оксиды азота. Азотная кислота.
Презентация для 9 классов по теме: Оксиды азота. Азотная кислота....
Презентация по химии : Оксиды азота
презентация...
Основные экзогенные доноры оксида азота (II).
В данной статье я рассматриваю основные пути превращения азотсодержащих соединений, в результате которых генерируется молекуса оксида азота - важнейшего нейромедиатора. Данная статья носит обощающий х...
Участие оксида азота в биохимических процессах.
Статья рекомендована к изучению студентами медицинских и фармакологических вузов....
Участие оксида азота в биохимических процессах.
Статья рекомендована к изучению студентами медицинских и фармакологических вузов....
Тесты по теме "Азот.Оксиды азота"
Рассчитана для учащихся 9 класса...