Путешествие в страну Элементарию
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
ЦЕЛЬ УРОКА: закрепить и обобщить знания учащихся о химических элементах и расположении их в таблице Д.И. Менделеева, развивать умение применять полученные знания при составлении формул бинарных соединений по валентности и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений, а также при проведении вычислений по химическим формулам. Продолжить формирование стойкого позитивного интереса к предмету.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающая.
- Сформировать у учащихся умение работать с таблицей химических элементов Д.И. Менделеева, составлять формулы веществ, решать задачи по формулам веществ.
Развивающая:
- Развивать познавательную активность учащихся;
- Способствовать формированию умения переноса знаний из одной сферы деятельности в другую;
- Развивать коммуникативные способности учащихся, умения работать самостоятельно и в группах;
Воспитательная:
- Подвести учащихся к осознанному пониманию необходимости знаний по химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_elementariyu.rar | 18.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа с. Елизарово».
Урок химии в 8 классе.
«Путешествие в страну
Элементарию»
Урок разработан
Учителем химии и биологии
Первой квалификационной категории
Касьяновой Ириной Алексеевной
Урок по химии в 8 классе.
Путешествие в страну Элементарию.
Цель урока: закрепить и обобщить знания учащихся о химических элементах и расположении их в таблице Д.И. Менделеева, развивать умение применять полученные знания при составлении формул бинарных соединений по валентности и определение валентности атомов химических элементов по формулам бинарных соединений, а также при проведении вычислений по химическим формулам. Продолжить формирование стойкого позитивного интереса к предмету.
Оборудование: карточки с заданиями, слайдовые презентации. Использование ИКТ.
Ход урока.
Урок этот необычный – 40-минутное путешествие по стране Элементарии. Чтобы не заблудиться в дороге, нужно взять с собой карту (Периодическую систему химических элементов Д.И.Менделеева). Вначале пути мы с вами познакомимся с правителем и создателем страны Элементарии Д.И.Менделеевым, а затем и с её жителями – химическими элементами.
Д.И.Менделеев родился 27 января 1834 года в Тобольске семнадцатым и последним ребёнком в семье Ивана Павловича Менделеева. В возрасте 13 лет Дмитрий поступил в Тобольскую гимназию. В 1855 году закончил физико-математический факультет главного педагогического института в Петербурге. Ученый совет присудил ему титул «Старший учитель» и наградил золотой медалью. Член многих академий наук и научных обществ. 17 февраля 1869 г. разработал первый вариант Периодической системы химических элементов и один из фундаментальных законов природы – периодический закон химических элементов. Менделеев – автор многих исследований по химии, химической технологии, физике, метрологии, воздухоплаванию, метеорологии, сельскому хозяйству, экономике, народному просвещению и других работ. Он оставил свыше 500 печатных трудов.
Именем Менделеева назван 101-й химический элемент – менделевий. Также его имя носит Российский химико-технологический университет.
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все – от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Страна наша небольшая, в ней проживает 109 жителей – элементов. У каждого жителя есть свой дом – определённая клеточка. Клетки образуют вертикальные и горизонтальные ряды, имеющие свои названия, но, чтобы их узнать, вам придётся расшифровать ребусы. (Слайд №1)
Название горизонтального ряда:
Птичий мех, но не пух,
И без букв последних двух,
Плюс раствор для смазки ссадин,
Что сажают дети за день.
(период)
Учащиеся записывают в тетради: период – это горизонтальный ряд химических элементов.
В Периодической системе выделяют семь периодов, которые подразделяют на малые и большие. Малые периоды – это первый, второй, третий и седьмой; большие остальные.
А, теперь угадайте название столбца химических элементов:
Три буквы плода треугольного,
Две буквы от стола от школьного,
«П» между этими фрагментами…
Всё вместе – столбик с элементами!
(группа)
У чащиеся записывают в тетради: группа – это вертикальный столбец химических элементов.
В Периодической системе насчитывается восемь групп. Внутри каждой группы выделяют главную и побочную подгруппы.
Задание №1: Определите «адрес» элементов по периодической таблице: номер элемента, период (номер периода, большой или малый), номер группы, подгруппу. Результаты занесите в таблицу. (Слайд №2)
Сим-вол | Назва-ние | Порядковый номер | Номер периода | Тип периода | Номер группы | Подгруппа |
Р | ||||||
С | ||||||
О | ||||||
Fe | ||||||
Cu | ||||||
Са |
Химические элементы… Все состоит из элементов,
Они основа вещества. Все то, что окружает нас:
Весь мир из них на сто процентов, Вода, духи, стекло, пигменты,
Вплоть до живого существа. И воздух, и угарный газ.
Учащиеся знакомятся с элементами в стихотворной форме. (Чтение стихотворений, в сопровождении слайдовых презентаций) (Слайд №3)
Кислород. Фосфор
Есть фосфор белый, черный, красный,
Вездесущий кислород, Три аллотропных формы есть.
О нем сейчас рассказ пойдет. Вот белый: это яд опасный.
Этот элемент везде: Слегка нагреешь – вспыхнет весь.
В почве, воздухе, воде, Элемент был назван «светоносным»
В океанах и морях За то, что в полной темноте
В минеральных их солях. Свет испускает белый фосфор,
Есть в сапфире и рубине, В воздушной находясь среде.
Меле, мраморе и глине, Известен людям фосфор красный,
В горном хрустале, слюде Ведь спички зажигают все.
И в озоне при грозе. В составе смеси безопасной
Перечислим все едва ли. Он есть на каждом коробке.
Все живое вмиг умрет Запомним: в спичечной головке
Без тебя, о кислород! Смесь серы с солью Бертолле.
Два лица у вещества: Мы чиркнем спичкой о коробку,
Формула его – О2. И вмиг окажемся в тепле.
Углерод.
Из элемента углерода Алюминий.
(в таблице он шестым стоит) Дала природа нам добро
И были созданы природой На медь, железо, серебро,
Алмаз и уголь и графит. Злато, олово, свинец…
Цинк и магний, наконец,
Алмаз – прозрачные кристаллы. Хром, железо, никель, ртуть –
Он самый твердый минерал. Ничего не позабудь!
Алмазом можно резать скалы,
До блеска шлифовать металл. Алюминий всем знаком!
Нам исправно служит он.
Что бриллиантом называют? Втрое он полегче стали,
Бриллиант – шлифованный алмаз. Прочен в сплавах, и притом,
Так ослепительно сияет, Смело входит в каждый дом:
Что завораживает нас.
Провода висят у вас? Это раз! Графит – совсем другое дело, Если есть сковорода – это два!
Другое вещество, точней. Самолет и теплоход,
Его с углем сравним мы смело, Трактор или вездеход –
Так легче суть познать вещей. Для любых таких конструкций
Алюминий подойдет.
Все вещества одной природы,
И формула у них одна.
Все состоят из углерода,
И все простые вещества.
Кальций.
Кальций – это не пустяк:
Образует известняк,
Без него ни мел, ни мрамор
Не обходятся никак.
Кальций строит вам скелет
Без него опоры нет.
Кровь сворачивает враз
И зубам пропасть не даст.
Чтоб не носить зубной протез –
Вам нужен кальций позарез!
Задание №2: С целью проверки знаний о веществах, отгадайте загадки:
У меня дурная слава: Я светоносный элемент.
Я известная отрава. Я спичку вам зажгу в момент.
Даже имя говорит, Сожгут меня и под водой
Что я сильно ядовит. Я сразу стану кислотой.
(Мышьяк) (Фосфор)
Я жилец квартиры восемь. Вы со мной уже встречались -
Я могу зажечь на спор Я космический скиталец,
Спичку, печку и костёр. Элементов прародитель
Кто вам всем дышать даёт? И отважный предводитель.
Атмосферный …. Я любитель кислорода,
(Кислород) Вместе с ним даю я воду.
(Водород)
Задание №3: Составьте формулы оксидов указанных элементов.(Слайд №4)
- Na, S(VI), Fe(III), N(V).
- Mg, P(V), K, B, Si(IV).
- S(IV), Zn, N(III), Ba, Cr(VI).
- Al, Cu(II), Mn(VII), Ag, Pb(IV).
- Li, C(IV), Sn(IV), N(IV), Fe(III).
Задание №4: Определите валентность химических элементов по формулам соединений.(Слайд №5)
- СH4, SnO2, Na2S, HCl, SO2.
- HBr, Br2O7, ZnS, PH3, Ag2O.
- NH3, Cr2O3, K2O, CO2, N2O5.
- H2S, Al2O3, PbO2, SiH4, CrO3.
- PH3, CrO, SiO2, P2O5, Cu2O.
Задание №5: По химической формуле определите массовые доли химических элементов.(Слайд №6)
- N2O5. 2) Cr2O3. 3) P2O3. 4) Al2O3. 5) SO3.
Задание №6: Используя имеющиеся у вас знания, закончите двустишия, а ответы впишите в сетку кроссворда.(Слайд №7)
| 1 | ||||||
3 | 4 | ||||||
2 | |||||||
5 | |||||||
6 | |||||||
По горизонтали
1. Если рядом ходит враг,
Надо дать ему …
(…мышьяк)
2. Элементов хоровод
Возглавляет …
(…водород)
5. Город, лес и медприбор –
Всё это многоликий …
(…бор)
6. Открывает рыбка рот,
Ей очень нужен …
(…кислород)
По вертикали:
1. Душой за химию болея, 3. В любом скелете есть ребро,
Создал таблицу … А средь металлов …
( …Менделеев) (серебро)
4. Лечит он больной народ,
Ну конечно, это … (…иод)
Задание №7: Отгадайте химические элементы.
1) Название какого химического элемента находится в названии пигмента растений?
(хлорофилл – хлор)
2) Название какого химического элемента находится в супе со свеклой и другими овощами? (борщ – бор)
3) Какой химический элемент притаился в слуховом проходе человека?
(Сера)
4) В названии химического элемента углерод найдите название травяного ковра. (Луг)
Домашнее задание: 1) Найдите зашифрованные в стихотворении элементы.
В этих строчках элементы
От твоих укрылись глаз.
Ты подумай над загадкой
Полминуты, а не час.
Этот – дивный хвойный лес,
Что красой своей пленяет,
Этот – греческий гигант,
Что с Богами в спор вступает.
Эти – страны. Их в Европе
Ты отыщешь без труда,
Если буквы поменяешь:
Букву «й» на букву «я».
Если три последних буквы
Поменяешь на одну,
Алый камень ты получишь –
Точно я сказать могу.
Ну а этот превратится
В превосходнейший десерт,
Если две последних буквы
Не учитывать совсем.
( B , Ti , Ge , Fr , Rb , Fe )
- Разгадайте кроссворды. Впишите названия химических элементов.
Б | |||||||
К | ||||||
О | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"
Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...
Страна - "Элементария"
Обобщающий урок в 8 классе по теме "Строение атома. Химическая связь"...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Презентация к уроку "Страна Элементария"
Презентация к уроку "Страна Элементария"...
Урок «Путешествие в страну Химический элементарий»
Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность. Развивать интерес к предмету, чётко формулировать и высказывать свои мысли, логич...
Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"
Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"...