Технологическая карта для учащихся "Водород"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Технологическая карта для урока в 8 классе по теме "Водород" позволяет использовать системно-деятельностный подход в обучении химии. Карта содержит задания и упражнения , иллюстративный материал по темам "Получение водорода в лаборатории", "Устройство аппарата Киппа", "Физические свойства водорода".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodorod.doc | 571.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Водород
Я – газ легчайший и бесцветный,
Нерастворимый и безвредный,
Соединяясь с кислородом
Я для питья даю вам воду.
Сегодня на уроке:
- Ты узнаешь об истории открытия водорода;
- Получишь первые представления о классе кислот;
- Познакомишься со способами получения водорода в лаборатории;
- Ты узнаешь о физических свойствах водорода и нахождении его в природе.
Изучение водорода началось во второй половине 18 века. Многие ученые проводили в своих лабораториях опыты с различными кислотами. Кислоты были знакомы человеку со времен алхимии. Растворы этих веществ имеют кислый вкус, поэтому и названы «кислотами». Вам знакомы некоторые кислоты, например:
- Кислота, входящая в состав лимонного сока - ______________________________;
- Кислота, входящая в состав яблочного сока ________________________________;
- Витамин «С» кислый, потому что является __________________________________
кислотой;
- Когда у вас простуда, вы принимаете ацетилсалициловую кислоту (или аспирин).
На уроках химии в 8-9 классах вы познакомитесь с наиболее важными неорганическими (минеральными) кислотами.
1. Странички истории.
В 18 веке многие ученые проводили опыты с кислотами. Французский ученый Лавуазье, английские химики Лоутер и Бойль изучали действие металлов на различные кислоты. Русский ученый М. Ломоносов в 1745 г. растворял железо в кислоте. Из журнала наблюдений М.В.Ломоносова: « При растворении какого-либо неблагородного металла, особенно железа, в кислотных спиртах, из отверстия склянки вырывается «горючий пар».
Эстафету изучения водорода принял в 1766 году английский ученый Генри Кавендиш. После окончания Кембриджского университете он организовал в Лондоне собственную химическую лабораторию, где проводил реакции металлов ( железа, цинка, олова)с кислотами. Он
заметил, что при этом образуется «горючий воздух». При поднесении пламени он иногда загорается, а иногда взрывается с оглушительным треском. Впоследствии этому газу было дано название водород.
(Объяснение названия водорода будет дано на следующем уроке).
Итак, первооткрывателем водорода считается Генри Кавендиш, так как именно он впервые описал физические и химические свойства
водорода.
Это интересно…
Рискованный опыт Розье
Французский химик 18 в. Пилатр де Розье заинтересовался, что будет, если вдохнуть водород: до него этого никто не пробовал. Не заметив сначала никакого эффекта, Розье решил убедиться, проник ли водород в легкие. Еще раз глубоко вдохнув водород, он выдохнул его …..на огонь свечи. Водород был, конечно, смешан с воздухом, и произошел взрыв! Розье впоследствии писал: «Я думал, что у меня вылетят все зубы вместе с корнями». Тем не менее он остался доволен результатом опыта, который едва не стоил ему жизни.
2. Физические свойства водорода.
- Агрегатное состояние - __________, не имеет _________________, ____________________и ______________________.
- Плохо растворяется воде.
- . Мг ( воздуха) = 29 Мг ( Н2) = ______
Следовательно, __________________легче ___________________в ____________раз.
Это интересно…
При температуре – 2530 водород превращается в жидкость. Жидкий водород – самая легкая жидкость 1 л жидкого водорода имеет массу 70 г. ( в 15 раз меньше, чем масса воды!).
3.Нахождение водорода в природе.
Водород – основной газ нашей Вселенной. Из водорода почти целиком состоят многие звезды и атмосфера таких планет, как Сатурн и Юпитер.
В воздухе, которым мы дышим, не более 0,05% водорода по объему. Как химический элемент, водород – составная часть воды _____________, природного газа_____________, кислот.
4. Получение водорода в лаборатории.
Для получения водорода в лаборатории используются те же реакции, которые проводили исследователи в 18 веке: взаимодействие кислот с металлами.
А) Что такое кислоты?
Познакомимся с составом кислот. Внимательно рассмотри химические формулы кислот:
HCl H2SO4 HNO3 H2CO3 H3PO4
соляная серная азотная угольная фосфорная
Ответь на вопросы и выполни задания:
- Что общего в составе всех кислот? ________________________________________
_______________________________________________________________________
- Обведи кружочком атомы или группы атомов, связанных с водородом.
Запомни: эти атомы или группы атомов называются кислотным остатком.
-Кислоты - это ____________________________вещества, состоящие из атомов
(простые или сложные)
__________________________и ___________________________________________
Б) Взаимодействие кислот с металлами. На практическом занятии вы будете получать водород действием цинка на соляную кислоту. Ломоносов получал водород действием железа на соляную кислоту. Схемы уравнений этих химических реакций:
Zn + HCl → ZnCl2 + H2 Fe + HCl → FeCl2 + H2
Ответь на вопросы и выполни задания:
- Расставь коэффициенты в схемах реакций:
Zn + HCl → ZnCl2 + H2 Fe + HCl → FeCl2 + H2
- Какова роль металлов ( цинка, железа) в этих реакциях? Металлы цинк и железо
________________________________________водород из _____________________.
- Относятся ли данные реакции к знакомым вам типам
соединения ( А + В = АВ) _________________
разложения (АВ=А + В) __________________
Следовательно, этот тип реакции вам еще не известен.
Проанализируем составленное уравнение реакции:
Вопросы | Ответы |
1. Какие по составу вещества вступают в реакции ( простые или сложные) | Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 _________________ ____________________ |
2. . Какие по составу вещества получаются в реакции ( простые или сложные) | Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 _____________ _____________ |
3. Какова роль металла ( простого вещества) ? | Атомы _______________________вещества ______________________________атомы ________________________ __________________________________________________________ |
Вывод: Реакция замещения – это реакция между _________________________________и ___________________________________веществами, при которой атом _______________ ___________вещества ____________________________атом в ________________________ веществе. |
5. Лабораторное оборудование для получения водорода в лаборатории.
А) Подумай, какой прибор нельзя использовать для собирания водорода. Ответ обоснуй.(Если затрудняешься, вернись к физическим свойствам водорода).
Таким прибором ____________________ пользоваться для собирания водорода, потому что ________________________ ______________________________________________________________________ | |
Таким прибором ____________________ пользоваться для собирания водорода, потому что ________________________ ______________________________________________________________________ | |
Таким прибором ____________________ пользоваться для собирания водорода, потому что ________________________ ______________________________________________________________________ ___________________________________ |
Б) Познакомимся с аппаратом Киппа. Он используется для получения и собирания водорода в больших, чем в пробирке, объемах и для его хранения.
Рассмотрите его устройство. Он состоит из воронки и сосуда. Открывая и закрывая кран, можно регулировать выделение водорода. Если кран открыт, то через трубку из аппарата Киппа
выделяется водород (3), образующийся в результате реакции между цинком и кислотой.
Если кран закрыть, водород, продолжая выделяться, не находит выхода, давит на поверхность кислоты и вытесняет ее в полушар (1).
Реакция прекращается, но в аппарате остается запас водорода.
Задания по теме:
1.Выпишите из перечня веществ формулы кислот:
CO2, H2CO3, SiO2, H2SiO3, HNO2, NO2, H2S.
Кислоты: _______________________________________________________
2. Вы познакомились со способом получения водорода действием кислот на металлы. Возможно получение водорода другими способами. Дополни уравнения реакций, с помощью которых можно получить водород. Укажи тип химической реакции. Не забудь расставить коэффициенты.
- ______________= Н2 + О2 Тип реакции ______________________
- СН4 → _________+ _________ Тип реакции ______________________
- Н2О + ________ → КОН + ________ Тип реакции ____________________
3. Допишите с помощью букв А, В, С схему реакции замещения:
АВ + С → ________+ ________
4. О каких новых для вас свойствах металлов вы узнали?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...