Урок химии в 8 классе по теме: "Кислоты"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме

Разработка может быть использована при изучении кислот: строения, классификации, свойств. Рассчитана на изучение химии по программе Рудзитиса, Фельдмана.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока по химии 8 класс26.67 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Орешковская основная общеобразовательная школа


Разработка урока химии для 8 класса  по теме: «Кислоты». Учитель  Афанасьева Т. В.


Разработка урока по химии для 8 класса по теме: «Кислоты»

по программе Г. Е. Рудзитиса, Ф. Г. Фельдмана.

Подготовила учитель биологии и химии МКОУ Орешковская основная общеобразовательная школа п. Орешково Луховицкого муниципального района Московской области

Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.

Задачи урока

1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот.

2. Развивающие:

а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку;

б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос;

в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы.

3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям.

4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения данного материала учащиеся должны:

Знать:

а) определение понятия - кислоты;

б) классификацию кислот;

в) физические и химические свойства кислот.

Уметь:

а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот;

б) распознавать кислоты при помощи индикаторов;

в) определять валентность кислотного остатка;

г) пользоваться Периодической системой химических элементов  Д.И. Менделеева;

д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни

Оборудование и реактивы:

Кислоты: фосфорная, серная; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенол фталеин; пробирки; металлический цинк, алюминий, медь; штатив для пробирок;  карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот); учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010; А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 8-9» М.: Просвещение, 2012.

Ход урока.

1. Организационный  момент: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся.

На доске отражена тема урока: «Кислоты».

2. Изучение темы урока. 

Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может  заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. Девизом нашего урока пусть будет высказывание великого мыслителя П. Лапласа:

                               То, что мы знаем – ограничено;

                                То, что не знаем – бесконечно.

Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических  соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ .

Ответ  учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород.

Ответ  учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами ОН.

Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их. 2 ученика работают у доски. Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях.

     Na2O

HCl

Ca(OH)2

K2O

CuOH

Fe2O3

HNO3

H2CO3

CaO

Fe(OH)2

Al(OH)3

H2SO4

H3PO4

H2SiO3

Ответ учащегося:

1. Na2O – оксид натрия              

    K2O – оксид калия  

    Fe2O3 – оксид железа (III)      

    CaO – оксид кальция

2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция    

    CuOH – гидроксид меди (I)  

         Fe(OH)2 – гидроксид железа (II)  

         Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III)    

 

Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки. Что общего у этих веществ?

Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.

Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.

Записываем формулы кислот и даем их название.

H3PO4

фосфорная

HCl

соляная

H2SiO3

кремниевая

HNO3

азотная

H2CO3

угольная

H2SO4

серная

Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

 

К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот.

H3PO4

HCl

H2SiO3

HNO3

H2CO3

H2SO4

Учитель: К доске приглашаются 2 ученика  для записи уравнения реакции. Класс работает в тетрадях.

Ответ учащегося:  записывает уравнение, проверяет правильность составления формул продуктов реакции, уравнивает уравнение, указывает тип реакции:

Mg  +   2HCl ---- MgCl2  + H2 

Al  +  H2SO4 ---- Al2(SO4)3  + H2

     При составлении формул полученных веществ пользовались правилом, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов.

     Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.

Учитель: По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие. (Схема 15  учебника, стр. 101)

По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.

Учитель называет кислоты (формулы), учащиеся коллективно заполняют таблицу в тетради:

H3PO4

HCl

H2SiO3

HNO3

H2CO3

H2SO4

Кислоты

по основности

Кислоты по числу

атомов водорода

бескислородные

Кислород-содержащие

одноосновные

двухосновные

трехосновные

HCl

H3PO4

H2SiO3

HNO3

H2CO3

H2SO4

HCl

HNO3

H2SiO3

H2CO3

H2SO4

H3PO4

Учитель: Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами.

Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства.

Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.

Учитель. Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота   H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.

Учитель: А теперь мы познакомимся с  химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.

1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции.

2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема.

3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем.

4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза.

5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой.

Рассмотрим химические свойства кислот.

1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие вещества называют индикаторами?

Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами.

Учитель: Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.

Демонстрируем изменение окраски:

лакмус

метиловый

оранжевый

фенолфталеин

красный

розовый

бесцветный

2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами. В пробирки с кислотой опускаем металлический алюминий, цинк и медь.

алюминий

цинк

медь

Пузырьки газа выделяются

Интенсивно

Al  +  H2SO4 ---- Al2(SO4)3  + H2

Пузырьки газа выделяются менее интенсивно

Zn +  H2SO4 ----

 Zn(SO4)  + H2

Пузырьки газа не выделяются.

Знакомство с рядом вытеснения металлов. Учебник, стр. 102. Все металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот.

3. Кислоты способны реагировать с основными оксидами и основаниями. Разбор таблицы 13 стр. 103 пункт 3,4,6.

Учитель:  А теперь запишем уравнения реакций, которые практически осуществимы. Выполняем упр. 8 стр. 104 учебника. После решения ученики меняются тетрадями  и взаимопроверяют друг друга. Учитель контролирует работу учеников на рабочих местах.

Учитель: А теперь решим задачу из дидактического материала стр. 30 вариант 1 № 3. Один учащийся работает у доски.

(В реакцию с соляной кислотой вступило 12 г магния. Рассчитайте массу и количество вещества полученного водорода.)

Подведение итогов урока:

1) с каким классом неорганических веществ мы познакомились?

2) дайте определение кислот.

3) по каким признакам можно классифицировать кислоты?

4) как отличить кислоту от веществ других классов?

Домашнее задание:

$ 32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (второй столбик).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок химии 8 кл. по теме кислоты

Урок химии 8 кл. по теме кислоты...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

Технологическая карта урока химии "Независимое расследование по теме "Кислоты, их классификация и свойства"

Тип урока: урок «открытия»  новых знанийФорма организации - урок-расследованиеФорма организации учащихся – фронтальная работа, исследовательская деятельность в группах...

План урока химия 8 класс по теме: "Кислоты"

В данном материане предствлена технологическая карта урока по химии 8 класса по теме: "Кислоты". Я пользовалась программной О. С. Габриеляна ФГОС. На данном уроке происходит знакомство обуча...

Урок в 8 классе по теме "Кислоты"

Конспект урока химии " Кислоты" с применением различных пед.технологий...