Цель урока: формирование представления учащихся о кислотах.
Задачи урока 1. Образовательная: изучить состав, строение, классификацию и свойства кислот. 2. Развивающие: а) учебно-познавательные: развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности; умения добывать знания, выделять главное, обобщать, делать выводы, проводить самопроверку и самооценку; б) коммуникативные: развитие навыков работы в группе, взаимодействия с другими людьми, умения ответить на поставленный вопрос; в) информационные: выделять существенные признаки химических реакций, извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента; оформлять и представлять результаты своей работы. 3. Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебному труду, чувство ответственности, развивать интерес к знаниям. 4. Здоровьесберегающие: закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и кислотами, с которыми часто имеют дело в повседневной жизни.
Планируемые результаты обучения В результате изучения данного материала учащиеся должны: Знать: а) определение понятия - кислоты; б) классификацию кислот; в) физические и химические свойства кислот. Уметь: а) составлять уравнения реакций, подтверждающих свойства кислот; б) распознавать кислоты при помощи индикаторов; в) определять валентность кислотного остатка; г) пользоваться Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева; д) соблюдать ТБ при обращении с кислотами в повседневной жизни
Оборудование и реактивы: Кислоты: фосфорная, серная; индикаторы: лакмус, метиловый оранжевый, фенол фталеин; пробирки; металлический цинк, алюминий, медь; штатив для пробирок; карточки (на каждую пару учащихся) с формулами и названиями кислот; карточки на магнитной доске с формулами веществ (оксидов, оснований, кислот); учебник Г. Е. Рудзитис «Химия. Неорганическая химия. 8 класс» М.: Просвещение, 2010; А. М. Радецкий «Дидактический материал. Химия 8-9» М.: Просвещение, 2012.
Ход урока. 1. Организационный момент: проверка наличия необходимого оборудования для проведения урока на рабочих местах учащихся. На доске отражена тема урока: «Кислоты». 2. Изучение темы урока. Учитель: Каждый находящийся в классе ученик 8 класса не может заявить, что он все знает. В правоте этих слов мы сегодня с вами убедимся. Девизом нашего урока пусть будет высказывание великого мыслителя П. Лапласа: То, что мы знаем – ограничено; То, что не знаем – бесконечно.
Учитель: Мы продолжаем изучать основные классы неорганических соединений. Что же мы с вами уже знаем? Нам известен класс оксиды и класс основания. Дайте определение этих классов веществ . Ответ учащегося: Оксид – это сложное вещество, которое состоит из двух элементов, одним из которых является кислород. Ответ учащегося: Основание – это сложное вещество, в состав которого входит атом металла, соединенный с одной или несколькими гидроксогруппами ОН.
Учитель: на магнитной доске прикреплены карточки с формулами веществ. Сидящие на 1 варианте выбирают формулы оксидов и дают их название. Учащиеся 2 варианта выбирают формулы оснований и также называют их. 2 ученика работают у доски. Все остальные выполняют работу в рабочих тетрадях. Na2O | HCl | Ca(OH)2 | K2O | CuOH | Fe2O3 | HNO3 | H2CO3 | CaO | Fe(OH)2 | Al(OH)3 | H2SO4 | H3PO4 | H2SiO3 |
|
|
Ответ учащегося: 1. Na2O – оксид натрия K2O – оксид калия Fe2O3 – оксид железа (III) CaO – оксид кальция 2. Ca(OH)2 – гидроксид кальция CuOH – гидроксид меди (I) Fe(OH)2 – гидроксид железа (II) Al(OH)3 – гидроксид алюминия (III) Учитель: Молодцы. Справились с заданием. Посмотрите на оставшиеся карточки. Что общего у этих веществ? Ответ учащегося: Все оставшиеся вещества начинаются с атома водорода.
Учитель: Правильно. Это сложные вещества. Они состоят из атомов водорода, который может замещаться на атом металла и кислотных остатков. Такие вещества называются кислотами.
Записываем формулы кислот и даем их название.
H3PO4 фосфорная | HCl соляная | H2SiO3 кремниевая | HNO3 азотная | H2CO3 угольная | H2SO4 серная |
Для составления формул полученных веществ важно знать, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов. К доске выходит ученик для выполнения задания. В формулах кислот подчеркните кислотный остаток и определите его валентность. Проговариваем названия кислот. H3PO4 | HCl | H2SiO3 | HNO3 | H2CO3 | H2SO4 |
Учитель: К доске приглашаются 2 ученика для записи уравнения реакции. Класс работает в тетрадях. Ответ учащегося: записывает уравнение, проверяет правильность составления формул продуктов реакции, уравнивает уравнение, указывает тип реакции:
Mg + 2HCl ---- MgCl2 + H2 Al + H2SO4 ---- Al2(SO4)3 + H2
При составлении формул полученных веществ пользовались правилом, что валентность кислотного остатка определяется числом атомов водорода в кислоте, способных замещаться атомами металлов. Кислотный остаток в химической реакции сохраняется и переходит из одного соединения в другое.
Учитель: По составу кислоты делятся на бескислородные и кислородсодержащие. (Схема 15 учебника, стр. 101)
По числу атомов водорода , способных замещаться на атом металла, кислоты делят на одноосновные, двухосновные и трехосновные.
Учитель называет кислоты (формулы), учащиеся коллективно заполняют таблицу в тетради: H3PO4 | HCl | H2SiO3 | HNO3 | H2CO3 | H2SO4 |
Кислоты по основности | Кислоты по числу атомов водорода |
|
|
| бескислородные | Кислород-содержащие | одноосновные | двухосновные | трехосновные | HCl | H3PO4 H2SiO3 HNO3 H2CO3 H2SO4 | HCl HNO3 | H2SiO3 H2CO3 H2SO4 | H3PO4
|
Учитель: Кислоты – вещества, которые обладают определёнными физическими свойствами. Посмотрите на образцы кислот на демонстрационном столе, определите их свойства. Ответ учащегося: Все кислоты жидкие, не имеют цвета.
Учитель. Действительно. Все кислоты жидкие. Но известны и твердые кислоты: фосфорная, метафосфорная, борная. Почти все растворимы в воде. Нерастворима кремниевая кислота H2SiO3. Кислоты используют в домашнем хозяйстве. Слова кислота и кислый имеют один корень. Вы знаете что уксусная, лимонная кислоты кислые на вкус. Каждый пробовал эти кислоты, т.к. они пищевые и имеются в каждом доме на кухне. Но не все кислоты можно пробовать, т.к. многие из них ядовиты.
Учитель: А теперь мы познакомимся с химическими свойствами кислот. Каждый из вас получил памятку по ТБ при работе с кислотами. Ознакомьтесь с ее положениями.
1. Необходимо наливать в пробирку количество кислоты, которое указано в инструкции. 2. Заполнять пробирку можно только на 1/3 объема. 3. Взбалтывать вещества следует, слегка покачивая пробиркой, при этом не закрывать ее отверстие пальцем. 4.При разбавлении концентрированной серной кислоты выделяется большое количество теплоты. Поэтому смешивать концентрированную кислоту с водой следует с большой осторожностью: надо вливать серную кислоту в воду, а не наоборот. Если вливать воду в серную кислоту, то часть воды за счет выделения теплоты может нагреться до кипения. Кислота начнет разбрызгиваться и может попасть на кожу, в глаза. 5.Концентрированная серная кислота вызывает ожоги. Поэтому попавшую на кожу или ткань кислоту необходимо тотчас стряхнуть, смыть большим количеством воды, а затем раствором питьевой соды и вновь смыть водой. |
Рассмотрим химические свойства кислот.
1. Водные растворы кислот реагируют с индикаторами. Дайте определение, какие вещества называют индикаторами? Ответ учащегося: вещества, под действием которых растворы кислот и щелочей меняют свой цвет, называют индикаторами. Учитель: Однажды английский химик Р. Бойль, изучая свойства соляной кислоты, закупленной в Германии у И. Глаубера, случайно пролил ее. Кислота попала на сине-фиолетовые лепестки фиалок. Спустя некоторое время лепестки стали ярко-красными. Это явление удивило Р. Бойля, и он тут же провел серию опытов с разными кислотами и цветкам разных растений. Оказалось, что и васильки, и розы, и цветки некоторых других растений изменяли свою окраску при действии кислот. После некоторых раздумий такие вещества Р. Бойль назвал индикаторами, что в переводе с латинского означало "указатели". Эти вещества затем стали использовать многие химики в опытах для распознавания кислот.
Демонстрируем изменение окраски: лакмус | метиловый оранжевый | фенолфталеин | красный | розовый | бесцветный |
2. Характерным свойством кислот является взаимодействие с металлами. В пробирки с кислотой опускаем металлический алюминий, цинк и медь. алюминий | цинк | медь | Пузырьки газа выделяются Интенсивно Al + H2SO4 ---- Al2(SO4)3 + H2
| Пузырьки газа выделяются менее интенсивно Zn + H2SO4 ---- Zn(SO4) + H2
| Пузырьки газа не выделяются.
|
Знакомство с рядом вытеснения металлов. Учебник, стр. 102. Все металлы, стоящие до водорода, способны вытеснять его из кислот.
3. Кислоты способны реагировать с основными оксидами и основаниями. Разбор таблицы 13 стр. 103 пункт 3,4,6.
Учитель: А теперь запишем уравнения реакций, которые практически осуществимы. Выполняем упр. 8 стр. 104 учебника. После решения ученики меняются тетрадями и взаимопроверяют друг друга. Учитель контролирует работу учеников на рабочих местах.
Учитель: А теперь решим задачу из дидактического материала стр. 30 вариант 1 № 3. Один учащийся работает у доски. (В реакцию с соляной кислотой вступило 12 г магния. Рассчитайте массу и количество вещества полученного водорода.)
Подведение итогов урока: 1) с каким классом неорганических веществ мы познакомились? 2) дайте определение кислот. 3) по каким признакам можно классифицировать кислоты? 4) как отличить кислоту от веществ других классов?
Домашнее задание: $ 32, выучить названия кислот, задача №1, вопрос № 8 (второй столбик).
|