Рабочя программа по химии для 8 класса к учебнику Н.Е.Кузнецовой "Химия.8 класс".
рабочая программа по химии (8 класс) на тему
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.
Химия - неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.
Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;
- Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
- Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара и др.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М. : Вентана-Граф, 2010.
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся первоначальными химическими понятиями. Курс химии предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химическим явлениям на основе атомно-молекулярного учения. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций. Он рассчитан на 2 часа в неделю для общеобразовательных классов.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса[1] и задачника[2].
Задачник дает обширный материал для организации самостоятельной работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся разноуровневые задания. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание самостоятельной работы по времени и уровню сложности.
Принципы обучения химии, подходы к определению содержания курсов химии, последовательность изложения материала, методы и средства обучения, организация уроков химии, контроль усвоения знаний рассматривается в методике обучения химии[3].
В методическом пособии рассмотрены основы организации и конкретная методика проблемно-интегрированного обучения химии в общеобразовательной школе.
Дидактический материал[4], позволяющий организовать изучение курса путем организации познавательной деятельности учащихся.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
[1] Н.Е.Кузнецова,И.М.Титова,Н.Н.Гара,А.Ю.Жегин. Химия. 8 класс. М., «Вентана –Граф», 2008 г.
[2] Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 8 класс. М. «Вентана –Граф», 2008 г.
[3] О.С.Зайцев. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.
[4] М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие 8-9 классы.М. «Вентена- Граф».2006.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_himii_8_klass.docx | 105.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Рассмотрено Согласовано Принято Утверждено
на заседании ШМО заместитель директора на педагогическом совете директор
естественно-математического цикла по НМР МОУ «СОШ №3» МОУ «СОШ №3»
Руководитель: _________Г. Е.Щедрина. ____________________ Протокол №__ от _____ М. В. Чикин _________
Ю. В. Андреева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ХИМИИ
для 8-Б класса
Учитель химии и географии Андреева Ю. В.
Новомосковск, 2011
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Естественнонаучное образование - один из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребёнка за время его обучения и воспитания в школе.
Химия - неотъемлемая часть культуры. Поэтому необходима специальная психологическая подготовка, приводящая учащихся к осознанию важности изучения основного курса химии.
Предмет химии специфичен. Успешность его изучения связана с овладением химическим языком, соблюдением техники безопасности при выполнении химического эксперимента, осознанием многочисленных связей химии с другими предметами.
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции;
- Обязательный минимум содержания основного общего образования (Приказ Минобразования России от 19.05.98 №1276) для классов, обучение в которых осуществляется по Базисному учебному плану, утверждённому приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 09.02.1998 г. №322;
- Оценка качества подготовки выпускников начальной, основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом образования программ и стандартов общего образования МО РФ);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в текущем учебном году;
- Учебный план МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3»;
- Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10;
- Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара и др.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М. : Вентана-Граф, 2010.
В курсе 8 класса учащиеся знакомятся первоначальными химическими понятиями. Курс химии предполагает изучение двух разделов. Первый посвящен теоретическим объяснениям химическим явлениям на основе атомно-молекулярного учения. Второй раздел посвящен изучению электронной теории и на ее основе рассмотрению периодического закона и системы химических элементов, строения и свойств веществ и сущности химических реакций. Он рассчитан на 2 часа в неделю для общеобразовательных классов.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника для 8 класса[1] и задачника[2].
Задачник дает обширный материал для организации самостоятельной работы на уроках и домашней работы учащихся. В нем содержатся разноуровневые задания. Большое число разнообразных заданий предоставляет возможность учителю варьировать содержание самостоятельной работы по времени и уровню сложности.
Принципы обучения химии, подходы к определению содержания курсов химии, последовательность изложения материала, методы и средства обучения, организация уроков химии, контроль усвоения знаний рассматривается в методике обучения химии[3].
В методическом пособии рассмотрены основы организации и конкретная методика проблемно-интегрированного обучения химии в общеобразовательной школе.
Дидактический материал[4], позволяющий организовать изучение курса путем организации познавательной деятельности учащихся.
Содержание данной Программы согласовано с содержанием примерной программы, рекомендованной Министерством образования и науки РФ.
Система уроков условна, но выделяются следующие виды:
Урок-лекция. Предполагаются совместные усилия учителя и учеников для решения общей проблемной познавательной задачи. На таком уроке используется демонстрационные опыты, разработанные учителем или учениками мультимедийные продукты.
Комбинированный урок предполагает выполнение работ и заданий разного вида.
Урок–игра. На основе игровой деятельности учащиеся познают новое, закрепляют изученное, отрабатывают различные учебные навыки.
Урок решения задач. У учащихся вырабатываются умения и навыки решения задач не только на уровне обязательного минимума, но и на более высоком уровне.
Урок-тест. Тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, контроля уровня обученности учащихся, научения технике тестирования. Тесты предлагаются как в печатном, так и в компьютерном варианте, причем в компьютерном варианте, всегда с ограничением времени.
Урок-самостоятельная работа. Предлагаются разные виды самостоятельных работ.
Урок-контрольная работа. Проводится на двух уровнях:
уровень обязательной подготовки - «3», уровень возможной подготовки - «4» и «5».
Аукцион. Заключается в публичной «продаже с молотка» «простых» предметов. «Продажу» осуществляют за знания - ответы, а «купившим» считается тот, кто последним даст правильный ответ. Предметы для продажи подбираются так, чтобы предложить «цепочку» ответов, где последний – самый трудный. Урок учит видеть явления, закономерности в окружающей жизни.
Вводные уроки. Цель таких уроков - создать у школьников соответствующие психологические установки на предстоящую учебную работу, вызвать интерес к знаниям, раскрыть практическую роль знаний.
Урок - диспут. Это спор, полемика. Главная ценность этих уроков состоит в том, что в них формируется диалектическое мышление школьников. Это непринужденный, живой разговор учащихся, высказывание собственного мнения и его обоснование, выработка умения вникать в доводы оппонента, обнаруживая слабые места, умения задавать вопросы по фактическому материалу темы, активное превращение знаний в убеждения.
Закрепление изученного материала. Основной дидактический смысл заключается в закреплении и осмыслении изученного материала в виде соответствующих навыков и умений, как моторных, так и интеллектуальных. Целью уроков закрепления является тренировка, которая должна обязательно предполагать необходимую вариативность работ, требующую от учащихся переноса знаний и умений и их использования в нестандартных ситуациях.
Урок - зачет. Учащиеся отчитываются об усвоении какой-то темы программы или логически связанной группы вопросов. Зачеты бывают разных видов. Иногда они представляют собой комплексную проверку знаний: и по теории, и по решению задач, и по практической или лабораторной работе; иногда на зачет выносят какой-то один вид проверки. Зачет организуют и в строгом академическом стиле, и в форме игры. Он может быть письменным и устным.
Урок - изобретательство. Развивают творчество учащихся, их умения нестандартно мыслить, давать нестандартные решения задач. Они пробуждают вкус к усовершенствованию чего-то, рационализаторству. На уроках применяется комплекс методов обучения, активен не только учитель, но и школьники.
Триединой целью таких уроков является учебно-воспитательная задача этапа усвоения новых знаний. Основное назначение - формирование знаний и умений.
Урок - консультация. Цель такого урока - оказание учебной помощи ученикам. Обобщение и систематизация знаний. Основная черта обобщающих уроков - приобретение школьниками новых знаний на базе систематизации и обобщения, переосмысления имеющихся знаний.
Повторение изученного. Предотвращение забывания усвоенного материала, углублении его связей с ранее изученным материалом, уточнении приобретенных представлений. Урок-практикум (практическая работа). На этих уроках проводятся большие по объему и сложные по содержанию работы. Учащиеся самостоятельно выполняют практические работы. Компьютер на таких уроках может использоваться как виртуальная лаборатория.
Урок - путешествие. Урок - познавательная игра, в ходе которой совершаются с помощью книг, карт экспедиции в разные эпохи, страны. Они могут быть вводно-обзорные по теме и заключительные.
С использованием компьютера. Позволяет в концентрированной форме изучать и повторять материал по теме в темпе, который каждый ученик сам подбирает в соответствии с индивидуальными особенностями.
В числе ведущих целей обучения химии выделяю следующие:
- Вооружение учащихся знаниями основ науки и химической технологии; способами их добывания, переработки и применения.
- Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества; показ значения общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
- Внесение вклада в развитие научного миропонимания ученика, формирование химической картины природы как важного компонента научного мировоззрения.
- Развитие внутренней мотивации учения, повышение интереса к познанию химии.
- Развитие личности учащегося средствами данного химического предмета, содействие адаптации ученика к постоянно изменяющимся условиям жизни.
- Обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры учащихся.
Задачи курса:
- вооружить учащихся знаниями основ науки и химической технологии, способами их добывания, переработки и применения;
- раскрыть роль химии в познании природы и обеспечении жизни общества, показать значение общего химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшении экологической обстановки;
- внести вклад в развитие научного миропонимания ученика;
- развить внутреннюю мотивацию учения, повысить интерес к познанию химии;
- развить экологическую культуру учащихся.
Данная программа ориентирована на общеобразовательные 8 классы, рассчитана на 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Помимо основ науки, в содержание предмета химия включен ряд сведений занимательного, исторического, прикладного характера, содействующих мотивации учения, развитию познавательных интересов и решению других задач воспитания личности.
В программе реализованы следующие направления:
- гуманизации содержания и процесса его усвоения;
- экологизации курса химии;
- интеграции знаний и умений;
- последовательного развития и усложнения учебного материала и способов его изучения.
ПРОГРАММНОЕ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Класс | Количество часов в неделю согласно учебному плану школы | Реквизиты программы | УМК обучающихся | УМК учителя | ||||
Федеральный компонент | Региональный компонент | Школьный компонент | ||||||
8-Б | 2 | Программа по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / Н. Е. Кузнецова, И. М. Титова, Н. Н. Гара и др.; под ред. Н. Е. Кузнецовой. – М. : Вентана-Граф, 2010. |
|
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов | В том числе | ||||||
Контрольные работы | Практические работы | Тесты | Зачеты | ||||||
Введение | 2 | ||||||||
1. | Предмет и задачи химии | 1 | |||||||
2. | Практическая работа № 1 «Лабораторное оборудование и приёмы работы с ним». | 1 | Пр.раб. | ||||||
I | Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения | 43 | |||||||
Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения. | 14 | ||||||||
1. | Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. | 1 | |||||||
2. | Описание физических свойств веществ. | 1 | |||||||
3. | Атомы. Молекулы. Химические элементы. | 1 | |||||||
4. | Простые и сложные вещества. | 1 | Тест | ||||||
5. | Состав вещества. Закон постоянства состава. | 1 | |||||||
6. | Атомно-молекулярное учение в химии. | 1 | |||||||
7. | Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента. | 1 | |||||||
8. | Относительная молекулярная масса веществ. Массовые доли элементов в соединениях. | 1 | |||||||
9. | Химический знак и химическая формула. | 1 | Тест | ||||||
10. | Система химических элементов Д.И.Менделеева. | 1 | |||||||
11. | Валентность химических элементов. | 1 | |||||||
12. | Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление формул по валентности. | 1 | |||||||
13. | Количество вещества. Моль-единица количества вещества. Молярная масса. | 1 | |||||||
14. | Контрольная работа № 1по теме «Первоначальные химические понятия» | 1 | 1 | ||||||
Химические явления в свете атомно-молекулярного учения | 5 | ||||||||
1. | Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции. | 1 | |||||||
2. | Закон сохранения массы и энергии. | 1 | |||||||
3. | Составление уравнений химических реакций. | 1 | |||||||
4. | Расчеты по уравнениям химических реакций. | 1 | |||||||
5. | Типы химических реакций. | 1 | |||||||
Методы химии. | 2 | ||||||||
1. | Зачет по теме «Типы химических реакций» Анализ и синтез веществ - экспериментальные методы химии. | 1 | 1 | ||||||
2. | Химический язык как средство и метод познания химии. | 1 | |||||||
Вещества в окружающей нас природе и в технике. | 3 | ||||||||
1. | Чистые вещества и смеси. Практическая работа № 2 «Очистка веществ». | 1 | Пр.раб. | ||||||
2. | Растворы. Практическая работа № 3 «Растворимость веществ». | 1 | Пр.раб. | ||||||
3. | Способы выражения концентрации растворов. Практическая работа № 4 «Приготовление растворов заданной концентрации». | 1 | Пр.раб. | ||||||
Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение. | 7 | ||||||||
1. | Законы Гей-Люссака и Авогадро. | 1 | |||||||
2. | Простейшие расчеты на основании закона Авогадро. | 1 | |||||||
3. | Воздух – смесь газов. | 1 | |||||||
4. | Расчет относительной плотности газов. | 1 | |||||||
5. | Кислород – химический элемент и простое вещество. | 1 | |||||||
6. | Получение кислорода в лаборатории. Катализаторы. Химические свойства и применение кислорода. | 1 | |||||||
7. | Контрольная работа №2 по теме «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение» | 1 | 1 | Тест | |||||
Основные классы неорганических соединений. | 12 | ||||||||
1. | Оксиды. | 1 | |||||||
2. | Основания – гидроксиды основных оксидов. | 1 | |||||||
3. | Кислоты. | 1 | |||||||
4. | Соли: состав и номенклатура. | 1 | |||||||
5. | Химические свойства оксидов. | 1 | |||||||
6. | Химические свойства кислот. | 1 | |||||||
7. | Щелочи, их свойства и способы получения. | 1 | |||||||
8. | Нерастворимые основания. получение и свойства. | 1 | |||||||
9. | Амфотерность. | 1 | |||||||
10. | Химические свойства солей. | 1 | |||||||
11 | Классификация и генетическая связь неорганических соединений. Практическая работа № 5 «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований». | 1 | Пр.раб. | ||||||
12. | Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы неорганических соединений» | 1 | 1 | ||||||
II | Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории. | 21 | |||||||
Строение атома. | 1 | ||||||||
1. | Строение атома, ядра. | ||||||||
Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева. | 5 | ||||||||
1. | Классификация химических элементов и открытие периодического закона. | 1 | |||||||
2. | Свойства химических элементов и их периодические изменения. | 1 | |||||||
3. | Современная трактовка периодического закона. | 1 | |||||||
4. | Периодическая система в свете теории строения атома. | 1 | |||||||
5. | Характеристика химического элемента и его свойства на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и теории строения атома. Зачет. | 1 | 1 | ||||||
Химическая связь и строение вещества в свете электронной теории | 6 | ||||||||
1. | Валентное состояние и химические связи атомов элементов. | 1 | |||||||
2. | Химическая связь атомов при образовании молекул простых веществ. | 1 | |||||||
3. | Виды ковалентной связи и ее свойства. | 1 | |||||||
4. | Ионная связь и ее свойства. | 1 | |||||||
5. | Степень окисления. | 1 | |||||||
6. | Кристаллическое состояние веществ. | 1 | Тест | ||||||
Химические реакции в свете электронной теории. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) | 3 | ||||||||
1. | Окислительно-востановительные реакции. | 1 | |||||||
2. | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории. | 1 | |||||||
3. | Контрольная работа № 4. По теме «Строение атома. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции» | 1 | 1 | ||||||
Водород и его важнейшие соединения. | 3 | ||||||||
1. | Водород – простое вещество. | 1 | |||||||
2. | Практическая работа № 6 «Получение водорода и изучение его свойств». | 1 | |||||||
3. | Вода- оксид водорода. | 1 | Пр.раб. | ||||||
Галогены. | 3 | ||||||||
1. | Положение галогенов в периодической системе химических элементов и строение их атомов. | 1 | |||||||
2. | Галогены - простые вещества. | 1 | |||||||
3. | Хлороводород, соляная кислота и их свойства. Практическая работа № 7 «Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»». | 1 | Пр.раб. | ||||||
Обобщение и систематизация. | 2 | Тест | |||||||
Итого | 68 | 4 | 7 | 5 | 2 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
8 класс (2 ч в неделю, всего — 68 ч)
Тема 1. Введение (2 ч)
Химия и научно-технический прогресс. Исторические этапы возникновения и развития химии. Основные понятия и теории химии. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним. Правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Демонстрации. Таблицы, слайды, показывающие исторический путь развития, достижения химии и их значение; лабораторное оборудование.
Практическое занятие. Лабораторное оборудование и приемы работы с ним.
Раздел I. Вещество и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения
Тема 2. Химические элементы и вещества
в свете атомно-молекулярного учения (14 ч)
Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. Изменяющееся вещество как предмет изучения химии. Фазовые переходы. Описание веществ. Химические элементы: их знаки и сведения из истории открытия. Состав веществ. Закон постоянства состава, химические формулы. Формы существования химических элементов. Вещества простые и сложные. Простые вещества: металлы и неметаллы. Общая характеристика металлов и неметаллов. Некоторые сведения о металлах и неметаллах, обусловливающих загрязненность окружающей среды. Описание некоторых наиболее распространенных простых веществ. Атомно-молекулярное учение (АМУ) в химии. Относительные атомные и молекулярные массы. Система химических элементов Д. И. Менделеева. Определение периода и группы. Характеристика положения химических элементов в периодической системе. Валентность.
Количество вещества. Определение валентности по положению элемента в периодической системе. Моль - - единица количества вещества. Молярная масса.
Демонстрации. 1. Физические и химические явления. 2. Измерение плотности жидкостей ареометром. 3. Плавление серы. 4. Определение электропроводности и теплопроводности веществ. 5. Опыты с кол лекцией «Шкала твердости». 6. Модели атомов и молекул. Кристаллические решетки. 7. Коллекция металлов и неметаллов. 8. Получение углекислого газа разными способами. 9. Электролиз воды. 10. Возгонка иода. Кипячение воды. Накаливание кварца. Нагревание нафталина. 11. Опыты по диффузии. 12. Коллекция простых веществ, образованных элементами 1—111 периодов. 13. Набор кодограмм: образцы решения расчетных задач. 14. Коллекция веществ количеством 1 моль. 15. Динамическое пособие: количественные отношения в химии.
Лабораторные опыты. 1, Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.) 2. Примеры физических явлений: сгибание стеклянной трубки, кипячение воды, плавление парафина. 3. Примеры химических явлений: горение древесины, взаимодействие мрамора с соляной кислотой. 4. Изучение образцов металлов и неметаллов (серы, железа, алюминия, графита, меди и др.). 5. Изучение свойств веществ: нагревание воды, нагревание оксида кремния (IV).
Расчетные задачи. 1. Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. 2. Определение массы вещества по известному его количеству и наоборот.
Тема творческой работы. Иллюстрирование положений атомно-молекулярного учения.
Тема 3. Химические явления в свете атомно-молекулярного учения (5 ч)
Сущность химических явлений в свете атомно-молекулярного учения. Признаки протекания химических реакций. Причины и направления протекания химических реакций. Понятие об энтропии и внутренней энергии вещества. Обратимость химических реакций. Превращение энергии при химических реакциях, условия протекания химических реакций, экзо- и эндотермические реакции. Законы сохранения массы и энергии, их взаимосвязь в законе сохранения материи. Составление уравнений химических реакций. Расчеты по уравнениям химических реакций. Типы химических реакций: разложения, соединения, замещения, обмена. Обобщение знаний о химических реакциях.
Демонстрации. 1. Признаки протекания химических реакций: нагревание медной проволоки; взаимодействие растворов едкого натра и хлорида меди; взаимодействие растворов уксусной кислоты и гидрокабоната натрия; взаимодействие растворов хлорного железа и красной кровяной соли; растирание в ступке порошков хлорида аммония и гашеной извести. 2. Типы химических реакций: разложение малахита; взаимодействие железа с раствором хлорида меди (II), взаимодействие растворов едкого натра и хлорного железа.
Расчетные задачи. Вычисление по химическим уравнениям масс, количеств веществ: а) вступивших в реакцию, б) образовавшихся в результате реакции.
Тема 4. Методы химии (2 ч)
Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент. Анализ и синтез веществ — экспериментальные методы химии. Понятие об индикаторах. Теоретическое объяснение, моделирование, прогнозирование химических явлений. Химический язык (термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической науке. Способы выражения закономерностей в химии (качественный, количественный, математический, графический). Химические опыты и измерения, их точность. Единицы измерений, наиболее часто используемые в химии. Расчеты в химии, количественные химические задачи.
Лабораторные опыты. 1. Описание веществ молекулярного и немолекулярного строения. 2. Моделирование химических объектов с помощью плоскостных и объемных моделей.
Демонстрации. 1. Исследование физических и химических свойств вещества (воды, цинка или др.). 2. Наблюдение и описание химической реакции (взаимодействие цинка с соляной кислотой или др.).
Расчетные задачи. 1. Вычисления, связанные с переводом единиц в Международную систему единиц (СИ). 2. Построение графиков и таблиц по имеющимся данным о количествах веществ, расходующихся или получающихся в химических реакциях.
Тема 5. Вещества в окружающей нас природе и технике (3 ч)
Вещества в природе: основные сведения о вещественном составе геосфер и космоса. Понятие о техносфере. Чистые вещества и смеси. Степень чистоты и виды загрязнения веществ. Понятие о гомогенных и гетерогенных смесях. Разделение смесей. Очистка веществ — фильтрование, дистилляция, кристаллизация, экстрагирование, хроматография, возгонка. Идентификация веществ с помощью определения температур плавления и кипения.
Вещества в технике. Получение веществ с заданными свойствами — основная проблема химии. Понятие о веществах как о сырье, материалах и продукции. Вещества органические и неорганические. Первоначальные сведения о химической технологии. Планетарный характер влияния техники на окружающую среду. Природоохранительное значение очистных сооружений и экологически чистых технологий.
Понятие о растворах как гомогенных физико-химических системах. Значение растворов для жизни человека, сельскохозяйственного и промышленного производства. Растворимость веществ. Влияние техносферы на природные пресные и морские воды. Факторы, влияющие на растворимость твердых веществ и газов. Изменение растворимости кислорода в связи с загрязнением вод. Коэффициент растворимости. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля, молярная концентрация.
Демонстрации. 1. Разделение смесей различными методами: методом отстаивания; с помощью делительной воронки; методом колоночной хроматографии. 2. Коллекция различных сортов нефти, каменного угля. 3. Коллекция природных и синтетических органических веществ. 4. Растворение веществ с различным коэффициентом растворимости. 5. Условия изменения растворимости твердых и газообразных
веществ. 6. Тепловые эффекты при растворении: растворение серной кислоты, нитрата аммония,
Практические занятия. 1. Очистка веществ методами фильтрования, кристаллизации, перегонки, возгонки, хроматографии, экстрагирования (2—3 ч).
- Приготовление растворов заданной концентрации.
- Изучение растворимости веществ.
Расчетные задачи. 1. Построение графиков растворимости веществ при различной температуре. 2. Использование графиков растворимости для расчетов коэффициентов растворимости веществ. 3. Вычисление концентрации растворов (массовой доли, молярной) по массе растворенного вещества и объему или массе растворителя. 4. Вычисление массы, объема, количества растворенного вещества и растворителя по определенной концентрации раствора.
Тема 6. Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение (7 ч)
Понятие о газах. Закон Авогадро. Воздух — смесь газов. Относительная плотность газов.
Кислород — химический элемент и простое вещество. История открытия кислорода. Схема опытов Д. Пристли и А. Л. Лавуазье.
Аллотропия. Озон. Значение озонового слоя Земли. Проблема нарушения его целостности. Повышение содержания озона в приземном слое атмосферы.
Получение кислорода в промышленности и лаборатории. Химические свойства кислорода. Процессы горения и медленного окисления. Применение кислорода.
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Тенденции изменения состава воздуха в XX в. Основные источники загрязнения атмосферы. Транспортный перенос загрязнений. Круговорот кислорода в природе. О всемирном законе об атмосфере.
Демонстрации. 1. Получение кислорода. 2. Сжигание в атмосфере кислорода, серы, угля, красного фосфора, натрия, железа.3. Опыты, подтверждающие состав воздуха. 4. Опыты по воспламенению и горению.
Расчетные задачи. 1. Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс. 2. Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности.
Тема творческой работы. Источники загрязнения атмосферы и способы его преодоления.
Тема 7. Классы неорганических соединений
(12ч)
Оксиды — состав, номенклатура, классификация. Понятие о гидроксидах — кислотах и основаниях. Названия и состав оснований. Гидроксогруппа. Классификация кислот (в т. ч. органические и неорганические), их состав, названия. Состав, названия солей, правила составления формул солей.
Химические свойства оксидов. Влияние состава кислот на характер их свойств (на примерах соляной и серной кислот). Общие химические свойства кислот. Растворимость кислот. Кислотные дожди. Физические свойства и способы получения щелочей. Химические свойства солей (взаимодействие растворов солей с растворами щелочей и металлами). Генетическая связь классов неорганических соединений. Амфотерность. Оксиды и гидроксиды, обладающие амфотерными свойствами. Классификация неорганических веществ. Периодическое изменение свойств химических элементов и их соединений (на примере оксидов, гидроксидов и водородных соединений).
Демонстрации. 1. Образцы соединений — представителей классов кислот, солей, нерастворимых оснований; щелочей; оксидов. 2,'Опыты, иллюстрирующие существование генетической связи между соединениями фосфора, углерода, натрия, кальция. 3. Взаимодействие кальция и натрия с водой. 4. Действие индикаторов. 5. Опыты, иллюстрирующие химические свойства отдельных классов неорганических соединений. 6. Образцы простых веществ и их соединений (оксидов и гидроксидов), образованных элементами одного периода.
Лабораторные опыты. 1. Рассмотрение образцов оксидов (углерода (IV), водорода, фосфора, меди, кальция, железа, кремния). 2. Наблюдение растворимости оксидов алюминия, натрия, кальция и меди в воде. 3. Определение среды полученных растворов с помощью индикатора. 4. Рассмотрение образцов солей и определение их растворимости. 5. Взаимодействие оксидов кальция и фосфора с водой, определение характера образовавшегося оксида с помощью индикатора. 6. Взаимодействие оксидов меди (II) и цинка с раствором серной кислоты. 7. Получение углекислого газа и взаимодействие его с известковой водой. 8. Исследование свойств соляной и серной кислот с использованием индикаторов. 9. Взаимодействие металлов (магния, цинка, железа, меди) с растворами кислот. 10. Изменение окраски индикаторов в растворах щелочей. 11. Взаимодействие растворов кислот со щелочами. 12. Взаимодействие растворов кислот с нерастворимыми основаниями. 13. Получение нерастворимых оснований и исследование их свойств (на примере гидроксида цинка).
Практические работы. 1. Исследование свойств оксидов, кислот, оснований.
II. Вещества и химические реакции в свете электронной теории
Тема 8. Строение атома. Ядерные реакции
(1 ч)
Строение атома. Постулаты Бора. Строение электронных оболочек атомов элементов: з-, р-, <2-, ^-электроны. Место элемента в периодической системе и электронная структура атомов. Радиоактивность. Понятие о превращении химических элементов. Уравнения ядерных реакций. Причины возникновения радиоактивных осадков и их биологическое значение.
Демонстрации. 1. Модели атомов различных элементов.
Тема 9. Периодический закон
и периодическая система элементов
Д. И. Менделеева (5 ч)
Свойства химических элементов и их изменения. Классификация химических элементов. Открытие периодического закона. Строение атомов элементов малых и больших периодов, главных и побочных подгрупп. Формулировка периодического закона в современной трактовке. Периодическая система в свете строения атома. Физический смысл номера периода и группы. Семейства элементов (на примерах щелочных металлов, галогенов, инертных газов). Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Элементы, соединения которых проявляют амфотерные свойства. Относительная электроотрицательность элементов (ОЭО). Общая характеристика элемента на основе его положения в периодической системе Д. И. Менделеева. Значение периодического закона для развития науки и техники. Роль периодического закона в создании научной картины мира.
Демонстрации. 1. Набор слайдов, кодограмм, таблиц «Периодический закон и строение атома*. 2. Демонстрация образцов щелочных металлов и галогенов. 3. Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами.4. Исследование свойств амфотерных гидроксидов и щелочей.
Тема 10. Химическая связь и строение веществ в свете электронной теории (6 ч)
Валентное состояние атомов в свете теории электронного строения. Валентные электроны. Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм ее образования. Неполярная и полярная ковалентная
связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм ее образования. Свойства ионов. Степень окисления.
Природа химической связи и ее типы. Относительность типологии химической связи. Влияние типа химической связи на свойства химического соединения.
Кристаллическое строение веществ. Кристаллические решетки: атомная, ионная, молекулярная — и их характеристики.
Уровни химической организации веществ. Зависимость свойств веществ от их строения.
Тема творческой работы. Рассмотрение и анализ взаимообусловленности состава, строения, свойств вещества и его практического значения (на любом примере).
Тема 11. Химические реакции в свете электронной теории.
Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) (3 ч)
Физическая сущность химической реакции.
Электронные уравнения Льюиса. Реакции, протекающие с изменением и без изменения степеней окисления. ОВР. Процессы окисления и восстановления; их единство и противоположность. Составление уравнений ОВР. Расстановка коэффициентов в ОВР методом электронного баланса. Общая характеристика ОВР.
Классификация химических реакций в свете электронной теории.
Демонстрации. Примеры окислительно-восстановительных реакций различных типов: горение веществ, взаимодействие металлов с галогенами, серой, азотом (образование нитрита лития), растворами кислот и солей.
Тема 12. Водород и его важнейшие соединения
(3 ч)
Водород в космосе. Ядерные реакции на Солнце. Водород в земной природе. Получение водорода в лаборатории. Водород — химический элемент и простое вещество. Энергия связи в молекуле водорода. Изотопы водорода, Физические и химические свойства водорода. Водород в ОВР. Применение водорода. Промышленное получение водорода. Водород — экологически чистое топливо и перспективы его использования. Оксид водорода — вода: состав, пространственное строение, водородная связь. Физико-химические свойства воды. Изотопный состав воды. Тяжелая вода и особенности ее свойств. Пероксид водорода: состав, строение, свойства, применение, пе-роксид водорода в ОВР.
Демонстрации. 1. Получение водорода в лаборатории. 2. Зарядка аппарата Киппа. 3. Легкость водорода. 4. Диффузия водорода. 5. Горение водорода.6. Восстановление меди из ее оксида в токе водорода. 7. Опыты, подтверждающие химические свойства во-
ды. 8. Химические свойства пероксида водорода.
Практические работы. 1. Получение водорода и изучение его свойств. 2. Восстановительные свойства водорода.
Тема 13. Галогены (3 ч)
Характеристика галогенов как химических элементов и простых веществ. Строение атомов галогенов. Нахождение галогенов в природе. Физические и химические свойства галогенов. Получение хлора и хлороводорода в лаборатории и промышленности. Биологическое значение галогенов. Галогены и отравляющие вещества.
Демонстрации. 1. Получение хлороводорода реакцией обмена и растворение его в воде. 2. Взаимодействие раствора иода с крахмалом.
Лабораторные опыты. Распознавание соляной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов.
Практические занятия. 1. Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены».
Расчетные задачи. Вычисление объема газов по количеству веществ.
Тема 14. Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов (2 ч)
Характеристика химического элемента (состав, строение, положение в периодической системе). Физико-химические свойства веществ на примерах водорода, кислорода, хлора.
Основные характеристики химических реакций: типы реакций, возможность и направления протекания.
Некоторые требования к сырью химической промышленности (распространенность, экономичность, удобство добычи и транспортировки) на примере воздуха, воды, сильвинита.
Некоторые требования к производственным химическим процессам (экономические, технологические, экологические) на примерах получения водорода, кислорода, хлороводорода.
Эксплуатация, восполнение и охрана природных ресурсов на научной основе — необходимая предпосылка для создания условий благоприятного развития.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
В ходе преподавания химии, рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Химия» на ступени основного общего образования являются: использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент); проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов; использование различных источников информации для решения познавательных задач; соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции;
- основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
уметь
- называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической);
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и на другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Сокращения:
УИНМ – урок изучения нового материала
УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний
ПР – практическая работа
КУ – комбинированный урок
УКЗ – урок контроля знаний
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | № урока в теме |
Тема раздела
Тема урока
| Тип урока, образовательные технологии | Элементы содержания | Планируемый результат | Вид контроля, измерители | Элементы дополнительного содержания | Информационно-методическое обеспечение | Домашнее задание | Дата проведения | ||||||||||
1 | 1 | Предмет и задачи химии | УИНМ | Химия как часть естествознания. Химия – наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях. Атомы и молекулы. Простые вещества. Сложные вещества. Наблюдение, описание, измерение, эксперимент. | Идивидуальный а) устный: - доклад; б) письменный: - химический диктант | Взаимосвязь экологии и химии. Создание экологически безопасных технологий. | Д. Изделия из стекла и алюминия. Модели молекул. Компьютерная презентация темы, проектор | §1 зад.1-4 | ||||||||||||
2 | 2 | Практическая работа № 1 «Приёмы обращения с лабораторным оборудованием» | ПР | Правила работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила техники безопасности. | Предметные умения: уметь: - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; - следовать правилам безопас- ного обращения с вещества- ми и материалами, экологи- чески грамотного поведения в окружающей среде; Общепредметные умения: Учебно-организаци- онные: - ставить цели самооб- разовательной Дея- тельности; - самостоятельно оце- нивать деятельность посредством сравне- ния с существующи- ми требованиями; - планировать свою деятельность в соот- ветствии с постав- ленными целями и задачами; - вносить изменения в последовательность и содержание учеб- ных задач; | Практическая работа. | Спиртовка, штатив, пробирка, химический стакан, колба, вода, мерный цилиндр, фарфоровая чашка, спички | стр. 10-14 | ||||||||||||
Вещества и химические явления с позиций атомно-молекулярного учения – 43 ч Химические элементы и вещества в свете атомно-молекулярного учения – 14 ч | ||||||||||||||||||||
3 | 1 | Понятие «вещество» в физике и химии. Физические и химические явления. | КУ | Физические явления. Физические свойства: агрегатное состояние, цвет, блеск, запах, температуры плавления и кипения. Химические явления. Растворение веществ в различных растворителях. | Знать:
Уметь:
| Идивидуальный а) устный: - подготовка тео- ретического воп- роса | Вещества – загрязнители и их источники. | Демонстрации. 1.Физические и химии- ческие явления. 2.Получение углекислого газа различными способами. 3.Опыты по диффузии. | §3 зад.1-4 | |||||||||||
4 | 2 | Описание физических свойств веществ. | КУ Закрепление изученного материала | Лабораторные опыты. 1.Рассмотрение веществ с различными физичес кими свойствами (медь, железо, цинк, сера, вода, хлорид натрия и др.). 2.Пимеры физических и химических явлений. | §4, зад. 1-4 | |||||||||||||||
5 | 3 | Атомы. Молекулы. Химические элементы. | УИНМ | Атомы. Молекулы. Химические элементы. | Групповой а) устный: - взаимопроверка
| Распространённость химических элементов в природе. | ДО. 1.Модели молекул и атомов. 2. коллекция самородных элементов | §5, таблица 1 наиз. | ||||||||||||
6 | 4 | Простые и сложные вещества. | УИНМ | Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химические формулы. Индекс. Коэффициент. | Фронтальный а) - игры б) - самостоятель- ная работа. | ДО: 1) Разложение воды электрическим током | §6, зад. 3 | |||||||||||||
7 | 5 | Состав вещества. Закон постоянства состава. | УИНМ | Химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Качественный и количественный состав вещества. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Размер и масса атома. Атомная единица массы. | Идивидуальный а) - творческие зада- ния. Групповой а) устный: - взаимопроверка | §7, зад. 2 | ||||||||||||||
8 | 6 | Атомно-молекулярное учение в химии. | УИНМ | Химические формулы. Закон постоянства состава вещества. Качественный и количественный состав вещества. Размер и масса атома. Атомная единица массы. | Фронтальный а) - самостоятель- ная работа. | §8 | ||||||||||||||
9 | 7 | Масса атома. Атомная единица массы. Относительная атомная масса элемента. | УИНМ | Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - самостоятельная работа. | §9, зад. 3 | |||||||||||||||
10 | 8 | Относительная молекулярная масса веществ. Массовые доли элементов в соединениях. | УИНМ | Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов | Идивидуальный а) устный: - мини-зачет. Групповой а) устный: - взаимопроверка. | ДМ, карточки-задания Расчетные задачи. 1) Вычисление относительной молекулярной массы веществ, массовой доли элементов по химическим формулам. Вычисление молярной массы вещества. | §10, зад. 1, 3 | |||||||||||||
11 | 9 | Химический знак и химическая формула. | УОСЗ | Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов. Химические символы. Качественный и количественный состав вещества | Идивидуальный | ДМ, карточки-задания | §11, зад. 1-3 | |||||||||||||
12 | 10 | Система химических элементов Д.И.Менделеева. | КУ | Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Группы и периоды. | Фронтальный а) устный: - взаимопроверка; - игры. | ПСХЭ Д.И. Менделеева | §12 | |||||||||||||
13 | 11 | Валентность химических элементов. | КУ | Валентность: постоянная, переменная. Правило четности-нечетности. Высшая валентность. Низшая валентность. | Индивидуальный | ДМ, карточки-задания | §13, таблица 7, зад. 2 | |||||||||||||
14 | 12 | Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление формул по валентности. | КУ | Идивидуальный а) устный: - подготовка тео- ретического воп- роса; - мини-зачет; б) письменный: - самостоятельная работа. | ДМ, карточки-задания Алгоритмы по составлению и определению валентности химических элементов в формулах бинарных соединений. | §14, зад. 2-4 | ||||||||||||||
15 | 13 | Количество вещества. Моль-единица количества вещества. Молярная масса. | КУ | Моль, атомная единица массы. Количество вещества. Число Авогадро. Молярная масса. | Групповой а) устный: - взаимопроверка; б) письменный: - практикум. | ДМ, карточки-задания Демонстрации. 1.Коллекция веществ количеством 1 моль. Расчетные задачи. 1) Определение массы вещества по известному количеству вещества и определение количества вещества по известной массе. | §15, зад. 1,3; §16, зад. 2,3 | |||||||||||||
16 | 14 | Контрольная работа № 1по теме «Первоначальные химические понятия» | УКЗ | ДМ | ||||||||||||||||
Химические явления в свете атомно-молекулярного учения – 5 ч | ||||||||||||||||||||
17 | 1 | Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект химической реакции. | КУ | Химическая реакция. Условия , признаки химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Экзо- и эндотермические реакции. | Знать:
Уметь:
| Идивидуальный а) устный: - доклад.
| ЛО: 1) Нагревание медной проволоки 2) взаимодействие уксусной кислоты и соды 3) образование осадка гидроксида меди | §17 | ||||||||||||
18 | 2 | Закон сохранения массы и энергии. | УИНМ | Сохранение массы веществ при химических реакциях. Уравнения и схема химической реакции. | Групповой а) устный: - взаимопроверка.
| Д. Горение свечи на весах с поглощением продуктов горения. | §18 | |||||||||||||
19 | 3 | Составление уравнений химических реакций. | УПЗ | Алгоритм составления химических уравнений | Фронтальный а) устный: - взаимопроверка; б) письменный: - самостоятельная работа.
| Д. Разложение малахита | §19, зад. 7 | |||||||||||||
20 | 4 | Расчеты по уравнениям химических реакций. | УПЗ | Вычисление по химическим уравнениям массы, количества вещества одного из продуктов реакций по массе или количеству веществу исходного вещества. | Идивидуальный а) письменный: - самостоятельная работа. Групповой а) устный: - взаимопроверка. Фронтальный а) - тест. | ДМ, карточки-задания | §19, зад. 5,6 | |||||||||||||
21 | 5 | Типы химических реакций. | УИНМ | Реакция разложения. Получение кислорода. Реакция соединения. Реакция замещения. Реакции обмена | Индивидуальный а) мини-зачет. | Таблица «Типы химических реакций» ЛО: 1) Реакция обмена и разложения (Нагревание осадка гидроксида меди) 2) Реакция замещения (взаимодействие хлорида меди с железной проволокой) 3) Реакция обмена (оксид меди и соляная кислота) | §20, таблица 8, зад. 3 | |||||||||||||
Методы химии – 2 ч. | ||||||||||||||||||||
22 | 1 | Зачет по теме «Типы химических реакций» Анализ и синтез веществ - экспериментальные методы химии. | УКЗ, КУ Урок-диспут | Понятие о методе как средстве научного познания действительности. Методы, связанные с непосредственным изучением веществ: наблюдение, описание, сравнение, химический эксперимент. Анализ и синтез веществ – экспериментальные методы химии. Качественный и количественный анализ. Понятие об индикаторах. | Знать:
Уметь:
| Идивидуальный а) устный: - подготовка теоретичекого вопроса; - доклад; б) письменный: - тест - творческие зада- ния. | Лабораторный опыт. Изменение окраски индикаторов в различных средах. | §21 | ||||||||||||
23 | 2 | Химический язык как средство и метод познания химии. | КУ Урок-аукцион | Химический язык (термины и названия, знаки, формулы, уравнения), его важнейшие функции в химической науке. | Фронтальный а) устный: - игры; б) письменный: - химический диктант. | Презентация. | §22, зад. 2 | |||||||||||||
Вещества в окружающей нас природе и в технике – 3 ч. | ||||||||||||||||||||
24 | 1 | Чистые вещества и смеси. Практическая работа № 2 «Очистка веществ». | ПР | Чистые вещества. Смеси. Однородные и неоднородные смеси. Способы разделения смесей. Примеси. Идентификация. Перегонка. Разделение смесей веществ. Очистка веществ. Фильтрование. Выпаривание. Хроматография. | Знать:
Уметь:
| Практическая работа | Водоочистительные станции. Методы, применяемые для очистки воды. | ДМ, карточки-задания | §23, с. 84-85 | |||||||||||
25 | 2 | Растворы. Практическая работа № 3 «Растворимость веществ». | ПР | Растворение – физико-химический процесс. Факторы, влияющие на растворимость. Растворимость веществ в воде. Насыщенные, ненасыщенные и пересыщенные растворы. Факторы, влияющие на растворимость. Растворимость веществ в воде. Расворитель. | Практическая работа | ДМ, карточки-задания | §24, с. 89-90 | |||||||||||||
26 | 3 | Способы выражения концентрации растворов. Практическая работа № 4 «Приготовление растворов заданной концентрации». | ПР | Массовая доля растворенного вещества в растворе. Процентная концентрация. Молярная концентрация. Концентрация вещества. Взвешивание. Приготовление раствора. Массовая доля растворенного вещества. Растворитель. | Практическая работа | ДМ, карточки-задания | §25, с. 92-93 | |||||||||||||
Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение -7 ч . | ||||||||||||||||||||
27 | 1 | Законы Гей-Люссака и Авогадро. | УИНМ | Агрегатные состояния веществ. Закон объемных отношений, закон Авогадро, молярный объем газов | Знать:
Уметь:
| Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - практикум. | Презентация. | §26 | ||||||||||||
28 | 2 | Простейшие расчеты на основании закона Авогадро. | КУ | Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - практикум. | Решение задач. | §26, зад. 1-5 | ||||||||||||||
29 | 3 | Воздух – смесь газов. | УИНМ | Состав воздуха. Инертные газы. Относительная плотность газа. | Фронтальный а) устный: - взаимопроверка - доклад б) письменный: - химический диктант. | Демонстрации. 1.Опыты, подтверждающие состав воздуха. | §27 | |||||||||||||
30 | 4 | Расчет относительной плотности газов. | УИНМ | Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - практикум. | Решение задач. 1) Определение относительной плотности газов по значениям их молекулярных масс. 2) Определение относительных молекулярных масс газообразных веществ по значению их относительной плотности. | §27 | ||||||||||||||
31 | 5 | Кислород – химический элемент и простое вещество. | Химический элемент. Простое вещество. Фотосинтез. Термическое разложение. Катализатор. Каталитическая реакция. | Фронтальный а) устный: - взаимопроверка - игры б) письменный: самостоятельная работа - тест. | Разрушение озонового слоя. | §28 до получения | ||||||||||||||
32 | 6 | Получение кислорода в лаборатории. Катализаторы. Химические свойства и применение кислорода. | Идивидуальный а) устный: - доклад Групповой а) письменный: - практикум | Демонстрации. 1).Получение кислорода. 2).Опыты по воспламенению и горению. Демонстрации. 1).Сжигание в атмосфере кислорода серы, угля, красного фосфора, железа. 2).Опыты по воспламенению и горению. | §28 до конца, §29 | |||||||||||||||
33 | 7 | Контрольная работа №2 по теме «Понятие о газах. Воздух. Кислород. Горение» | Фронтальный Письменный – контрольная работа | |||||||||||||||||
Основные классы неорганических соединений – 12 ч. | ||||||||||||||||||||
34 | 1 | Оксиды. | УИНМ | Оксиды – определение, состав, классификация, структурные формулы. | Знать:
Уметь:
| Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - практикум Фронтальный б) письменный: - химический Диктант.
| ДО. Знакомство с образцами оксидов. | §30, зад. 1 | ||||||||||||
35 | 2 | Основания – гидроксиды основных оксидов. | УИНМ | Основания - определение, состав, классификация, структурные формулы. Ионы. Катионы и анионы. Определение характера среды. Индикаторы. Щелочи. Гидроксогруппы | Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - практикум Фронтальный б) письменный: - химический Диктант.
| ДО. знакомство с образцами оснований ЛО 1) Изучение свойств некоторых оксидов | §31, зад. 1 | |||||||||||||
36 | 3 | Кислоты. | УИНМ | Кислоты -определение характера среды. Индикаторы. Кислотный остаток. | Фронтальный а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - химический диктант. | Роль кислот в организме человека. Кислотные дожди. | ДО. 1) Знакомство с образцами кислот. 2) Горение фосфора в кислороде | §32, таблица 18 | ||||||||||||
37 | 4 | Соли: состав и номенклатура. | КУ | Соли - определение, состав, классификация, структурные формулы. Составление формул по валентности. | Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - практикум. | ДО. Знакомство с образцами солей. CD диск «Химия 8 класс. Просвещение» ДМ, карточки- задания | §33, таблица 18 | |||||||||||||
38 | 5 | Химические свойства оксидов. | КУ | Химические свойства оксидов. Способы получения. | Фронтальный а) устный: - взаимопроверка б) письменный: самостоятельная работа - тест. | ЛО: 1) Свойства оксидов 2) получение углекислого газа. | §34, зад. 2 | |||||||||||||
39 | 6 | Химические свойства кислот. | КУ | Реакции ионного обмена. Ряд напряжения металлов. Определение характера среды. Индикаторы. | Идивидуальный а) устный: - доклад Групповой а) письменный: - практикум | ЛО. 1)Растворение железа, цинка, магния, меди в соляной кислоте 2)Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. 3) взаимодействие гидроксида железа (III) с серной кислотой. | §35, зад. 2 | |||||||||||||
40 | 7 | Щелочи, их свойства и способы получения. | КУ | Основания. Реакция ионного обмена. Щелочи. Определение характера среды. Индикаторы. Способы получения щелочей. Химические свойства щелочей. | Фронтальный а) устный: - взаимопроверка; - самопроверка; б) письменный: самостоятельная работа. | ЛО 1) Приготовление растворов щелочей ДО Взаимодействие щелочных металлов с водой | §36, зад. 7 | |||||||||||||
41 | 8 | Нерастворимые основания. получение и свойства. | КУ | Способы получения нерастворимых оснований. Химические свойства. | Фронтальный а) устный: - взаимопроверка б) письменный: самостоятельная работа. | ЛО: Получение гидроксида меди и изучение его свойств | §37, зад. 2 | |||||||||||||
42 | 9 | Амфотерность. | УИНМ | Амфотерность. Амфотерные гидроксиды. | Идивидуальный а) устный: -подготовка теоретического вопроса - мини-зачет б) письменный: - самопроверка Групповой а) устный: - взаимопроверка. | ЛО: Получение гидроксида чинка и изучение его свойств | ||||||||||||||
43 | 10 | Химические свойства солей. | КУ | Химические свойства солей | Идивидуальный а) письменный: - самостоятельная работа.
| Засоление почвы и воды как фактор ухудшения природной среды. | Таблица растворимости | §38 | ||||||||||||
44 | 11 | Классификация и генетическая связь неорганических соединений. Практическая работа № 5 «Исследование свойств оксидов, кислот, оснований». | ПР | Основные классы неорганических веществ. Генетические связи. Генетические ряды. | Идивидуальный а) письменный: практическая работа | ДМ, карточки-задания Таблица «Классификация неорганических веществ» | §38, зад. 1,4, 6 | |||||||||||||
45 | 12 | Контрольная работа № 3 по теме «Основные классы неорганических соединений» | УКЗ | Фронтальный а) письменный: -контрольная работа. | ДМ, карточки - задания | |||||||||||||||
Химические элементы, вещества и химические реакции в свете электронной теории. | ||||||||||||||||||||
Строение атома – 1 ч. | ||||||||||||||||||||
46 | 1 | Строение атома, ядра. | Закрепление изученного материала | Строение атома. Строение ядра. Изотопы. Химический элемент – определенный вид атома. Строение электронных оболочек атомов. | Знать:
Уметь: объяснять:
| Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - практикум Фронтальный б) письменный: - химический диктант. | Проблемы радиоактивного загрязнения природной среды. | Демонстрации: 1). Модели атомов различных элементов. Таблицы. 1)Строение атома. 2)Распределение электронов по уровням атомов химических элементов II периода. | §39, 40 | |||||||||||
Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева – 12 ч. | ||||||||||||||||||||
47 | 1 | Классификация химических элементов и открытие периодического закона. | УИНМ | Строение электронных оболочек атомов 1-20 элементов ПСХЭ Д.И. Менделеева. Энергетические уровни. Заряд ядра. Порядковый номер. | Знать:
Уметь:
| Идивидуальный а) устный: -подготовка теоретического вопроса - доклад; Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - практикум Фронтальный б) письменный: - химический диктант. | Демонстрации: 1). Набор слайдов, таблиц «Периодический закон и строение атома»; 2). Образцы щелочных металлов и галогенов. | §40 | ||||||||||||
48 | 2 | Свойства химических элементов и их периодические изменения. | УИНМ | Периодический закон и периодическая система химических элементов. Группы и периоды. Строение атома. Простые вещества (металлы и неметаллы). Изменение зарядов ядер и радиусов атомов, числа электронов, валентных электронов, металлических и неметаллических свойств атомов элементов. | Групповой а) устный: - взаимопроверка Фронтальный а) устный: - игры; б) письменный: - тест. | Презентация. Демонстрации: 1). Образцы щелочных металлов и галогенов; 2). Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами. | §40 | |||||||||||||
49 | 3 | Современная трактовка периодического закона. | КУ | Физический смысл номера периода, группы. Малые и большие периоды. Главные и побочные подгруппы. | Фронтальный а) письменный: - химический диктант. | Презентация. | §41 | |||||||||||||
50 | 4 | Периодическая система в свете теории строения атома. | КУ | Характеристика химического элемента по плану. | Идивидуальный а) письменный: самостоятельная работа - самопроверка; Групповой а) устный: - взаимопроверка; Фронтальный а) письменный: - тест. | §42 | ||||||||||||||
51 | 5 | Характеристика химического элемента и его свойства на основе положения в периодической системе Д.И.Менделеева и теории строения атома. Зачет. | УКЗ | Характеристика химического элемента по плану. | Идивидуальный а) письменный: интегрированный зачет. | Демонстрации: 1). Взаимодействие щелочных металлов и галогенов с простыми и сложными веществами;
| §43 | |||||||||||||
Химическая связь и строение вещества в свете электронной теории – 6 ч. | ||||||||||||||||||||
52 | 1 | Валентное состояние и химические связи атомов элементов. | УИНМ | Химическая связь, схемы образования молекул, электронные и структурные формулы, ковалентная неполярная связь, неподеленная электронная пара. Диполь. Ковалентная полярная связь. Электроотрицательность атома и ее изменение в периодах и главных подгруппах. Длина и энергия ковалентной связи. | Уметь:
| Фронтальный а) письменный: - химический диктант. | Демонстрации: 1). Набор слайдов, таблиц «Периодический закон и строение атома»; 2). Образцы щелочных металлов и галогенов. Таблицы. | §44 | ||||||||||||
53 | 2 | Химическая связь атомов при образовании молекул простых веществ. | УИНМ | Групповой а) устный: - взаимопроверка Фронтальный а) устный: - игры; б) письменный: - тест. | Демонстрации: 1. Модели кристаллических решеток веществ с ионным, атомным и молекулярным строением. Таблицы. | §45 | ||||||||||||||
54 | 3 | Виды ковалентной связи и ее свойства. | УИНМ | Идивидуальный а) письменный: самостоятельная работа - самопроверка; Групповой а) устный: - взаимопроверка; Фронтальный а) письменный: - тест. | Демонстрации: 1. Возгонка йода; 2. Испарение твердого углекислого газа. Таблицы. | §46 | ||||||||||||||
55 | 4 | Ионная связь и ее свойства. | КУ | Ионная химическая связь. Ион. Схема образования ионных соединений. Ионные кристаллические решетки. | Групповой а) устный: - взаимопроверка Фронтальный а) устный: - игры; б) письменный: - тест. | Таблицы. | §47 | |||||||||||||
56 | 5 | Степень окисления. | УИНМ | Неполярные и полярные молекулы. Ионные соединения. Степень окисления атома в соединении. | Идивидуальный а) устный: -подготовка теоретического вопроса - доклад; Групповой а) устный: - взаимопроверка б) письменный: - практикум Фронтальный б) письменный: - химический диктант. | Таблицы. | §48, зад. 2, 3 | |||||||||||||
57 | 6 | Кристаллическое состояние веществ. | УИНМ | Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и аморфные вещества. Кристаллические решетки. Кристаллические узлы. | Идивидуальный а) письменный: - тест. | Демонстрации: 1. Модели кристаллических решеток веществ с ионным, атомным и молекулярным строением. Таблицы. | §49 | |||||||||||||
Химические реакции в свете электронной теории. Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) – 3 ч | ||||||||||||||||||||
58 | 1 | Окислительно-востановительные реакции. | УИНМ | Классификация реакций по изменению степени окисления: окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление. | Знать:
Уметь: определять степень окисления элемента в соединениях. | Идивидуальный а) устный: - мини-зачет. | ОВР как источник появления токсичных веществ в природной среде. | Презентация. Демонстрации: 1). Примеры ОВР различных типов: горение веществ, взаимодействие металлов с галогенами, серой, растворами солей, кислот. Таблицы. | §50 | |||||||||||
59 | 2 | Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций. Сущность и классификация химических реакций в свете электронной теории. | КУ | Окислитель. Восстановитель. Окисление. Восстановление. Коэффициенты. Электронный баланс. | Идивидуальный а) письменный: - самостоятельная работа
| Презентация. Таблицы. | §51,52 | |||||||||||||
60 | 3 | Контрольная работа № 4. По теме «Строение атома. Химическая связь. Окислительно-восстановительные реакции» | УКЗ | Идивидуальный а) письменный: - контрольная работа | Презентация. Таблицы. | |||||||||||||||
Водород и его важнейшие соединения – 3 ч. | ||||||||||||||||||||
61 | 1 | Водород – простое вещество. | УИНМ | Двойственное положение водорода в Периодической системе Д.И. Менделеева. Физические свойства водорода. Химические свойства водорода – окислительные и восстановительные. Применение водорода. Получение, собирание, распознавание водорода. | Уметь:
| Идивидуальный а) устный: - доклад б) письменный: - самостоятельная работа. Групповой а) устный: - взаимопроверка. Фронтальный а) устный: - химический диктант. | Водород – источник экологически чистой тепловой энергии будущего. | Презентация. Демонстрации: 1).Получение водорода в лаборатории; 2). Легкость водорода; 3). Горение водорода; 4).Восстановление меди из оксида в токе водорода. | §53 | |||||||||||
62 | 2 | Практическая работа № 6 «Получение водорода и изучение его свойств». | ПР | Получение, собирание, распознавание водорода. | Фронтальный а) письменный: - практическая работа. | С. 201-202 | ||||||||||||||
63 | 3 | Вода- оксид водорода. | КУ | Идивидуальный а) устный: - доклад б) письменный: - самостоятельная работа. Групповой а) устный: - взаимопроверка. Фронтальный а) устный: - химический диктант. | Химический состав природных вод. | Презентация. Демонстрации: 1). Опыты, подтверждающие химические свойства воды. | §54 | |||||||||||||
Галогены – 3 ч | ||||||||||||||||||||
64 | 1 | Положение галогенов в периодической системе химических элементов и строение их атомов. | УИНМ | Строение атомов галогенов и их степени окисления. | Уметь:
| Идивидуальный а) устный: - доклад б) письменный: - самостоятельная работа. Групповой а) устный: - взаимопроверка. Фронтальный а) устный: - химический диктант. | Д. Образцы природных соединений хлора.
| §55 | ||||||||||||
65 | 2 | Галогены - простые вещества. | УИНМ | Химические свойства галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств у галогенов от фтора к йоду. | Идивидуальный б) письменный: - тест. Групповой а) устный: - взаимопроверка.
| Л. 1. Распознавание соля ной кислоты, хлоридов, бромидов, иодидов; Качественная реакция на хлорид-ион. | §55 | |||||||||||||
66 | 3 | Хлороводород, соляная кислота и их свойства. Практическая работа № 7 «Получение соляной кислоты и опыты с ней. Решение экспериментальных задач по теме «Галогены»». | ПР | Фронтальный а) письменный: - практическая работа. | Л: 1. Получение соляной кислоты 2. Изучение свойств соляной кислоты | §56, с. 217-219 | ||||||||||||||
Обобщение знаний о наиболее важных характеристиках веществ и химических процессов. – 2ч. | ||||||||||||||||||||
67 | 1 | Периодический закон и периодическая система в свете строения атома. Характеристика химического элемента. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Характеристика химических реакций. | Урок - консультация | Характеристика химического элемента (состав, строение, положение в периодической системе). Физико-химические свойства веществ на примерах водорода, кислорода, хлора. Основные характеристики химических реакций: типы реакций, возможность и направления протекания. Некоторые требования к сырью химической промышленности (распространенность, экономичность, удобство добычи и транспортировки) на примере воздуха, воды, сильвинита. Некоторые требования к производственным химическим процессам (экономические, технологические, экологические) на примерах получения водорода, кислорода, хлороводорода. Эксплуатация, восполнение и охрана природных ресурсов на научной основе — необходимая предпосылка для создания условий благоприятного развития. | Уметь:
| Индивидуальный а) устный: -подготовка теоретического вопроса; б) письменный: -самостоятельная работа. | Алгоритмы. П.С. х.э. Д.И.Менделеева. | |||||||||||||
68 | 2 | Урок – тест. | УКЗ | Фронтальный а) письменный - тестирование. | П.С. х.э. Д.И.Менделеева. |
[1] Н.Е.Кузнецова,И.М.Титова,Н.Н.Гара,А.Ю.Жегин. Химия. 8 класс. М., «Вентана –Граф», 2008 г.
[2] Н.Е.Кузнецова, А.Н.Левкин. Задачник по химии 8 класс. М. «Вентана –Граф», 2008 г.
[3] О.С.Зайцев. Методика обучения химии: Теоретический и прикладной аспекты. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999 г.
[4] М.А.Шаталов, Н.Е.Кузнецова. Обучение химии. Решение интегративных учебных проблем. Методическое пособие 8-9 классы.М. «Вентена- Граф».2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
Рабочая программа по природоведению "Природа. Неживая и живая" для 5-ых классов к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В.Ивановой
«Рассмотрено»Руководитель МО_______/А.Г. Ахтямзянова/ Протокол № 1 от « 29» августа 2012г....
Рабочая программа и тематическое планирование для индивидуального обучения по алгебре 8 класс (по учебнику А. Г. Мордкович)
В работе имеется пояснительная записка, УМК, указана характеристика учебного предмета, цели и задачи курса алгебры 8 класса. Также имеется календарно-тематическое планирование, рассчитанное на 51 час ...
Рабочие программы по химии 8-11 к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, ожидаемый результат. 10, 11 класс - базовый и профильный уровни....
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса по учебнику MILLIE-2
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по английскому языку для 2 класса по учебнику MILLIE-2...
Рабочая программа учебного предмета Иностранный язык (английский) для учащихся 5-х классов к учебнику И.Н. Верещагиной (углубленный курс)
Рабочая программа(углубленное обучение английскому языку)Рабочая программа по английскому языку составлена на основе:· Федерального компонента государственног...
Рабочая программа по химии (базовый уровень) к учебнику О.С.Габриеляна
Рабочая программа по химии10 класс (базовый уровень)Составитель: Мизерина Ирина Валерьевна,учитель химиивысшей квалификационной категорииУМК для реализации рабочей учебной программы.Авторской пр...