Многоликая вода.
занимательные факты по химии на тему
Сценарий проведения внеклассного мероприятия по химии "Многоликая вода". Предлагается план проведения с описанием химических опытов и множества загадок. Можно проводить в любом классе, интересно будет всем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий внеклассного мероприятия по химии о воде. | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МНОГОЛИКАЯ ВОДА.
ВОДА - ЖИВАЯ, ЖИВОТВОРНАЯ И ВЕЗДЕСУЩАЯ.
Цель. Формирование интереса к воде, как самому удивительному и загадочному веществу в мире. Привлечение внимания к проблеме использования воды и ее охраны от загрязнений.
Об этом веществе Леонардо да Винчи сказал: “Оно может быть целительным, отравляющим, серным, соленым, алым, мрачным, красным, желтым, зеленым, жирным, тощим. Все зависит от тех мест, где оно находится.”
(О каком веществе так много сказано?)
Меня пьют, Что может быть воды полезней?
Меня льют, Без воды - грязь, без воды- болезни.
Всем нужна я, (В. Маяковский)
Кто я такая?
ПЛАН
1. Вступительное слово ведущего или учителя.
2. Выступления учащихся или презентации на темы: Вода в природе. Вода и жизнь
Значение воды. Вода в медицине. Круговорот воды в природе. Охрана воды.
Очистка воды. Водные ресурсы.
3. Свойства воды. Демонстрация опытов.
4. Конкурсы, викторины.
5. «Отгадай-ка». Загадки.
6. Фильм о воде.
7. Подведение итогов.
Наглядность.
Выставка творческих работ учащихся: рисунки, кроссворды, скандворды, ребусы и т.д.
Плакаты с пословицами и поговорками о воде.
Химический журнал «Знаете ли вы, что…»
Плакаты или стенгазеты: « Береги воду», « Охрана вод», «Мы за чистую воду».
Кинофильм «Вода».
Часть 1.Вступительное слово ведущего или учителя.
На доске (разгадайте эту запись)
Что же это такое – вода? Видел ли кто-нибудь из вас воду? Очень странный вопрос. Попробуем разобраться. Какая бывает вода? (Возможные ответы - сладкая, соленая, кислая, минеральная, водопроводная, речная, чистая, грязная, теплая, холодная, родниковая и т.д. и дистиллированная). На столе стоят химические стаканы: один стакан с дистиллированной водой, остальные с примесями. Можно ли определить, в каком стакане вода без примесей? В каком стакане дистиллированная вода?
Опыт. Можно воспользоваться прибором для определения электропроводности воды, можно использовать универсальный индикатор.
Часть 2. Сообщения учащихся.
- ВОДА В ПРИРОДЕ.
Семь десятых нашей планеты занимает Мировой океан, т.е. это 1,4*10 т воды. Соленой воды на земле 94,20%. Только Тихий океан занимает половину земного шара – площадь в 18раз большую, чем вся Европа. Если всю воду распределить равномерным слоем по земному шару, то такой «мировой океан» был бы глубиной до 4 км, а если всю воду собрать в одну каплю, то диаметр такой капли был бы равен 1500 км. Пресной воды всего 2,6%. Воздух содержит воды около 10000млрд.т. Вода обнаружена в космосе.
Природная вода может приносить бедствия. В 1737г. Река Ганг бросила штормовую волну на Калькутту. Мгновенно погибли около 300тыс. человек. В 1864г. Из этого же города волны унесли в море 48тыс. человек. Река Нева за 250лет разливалась 260 раз. Разрушительное действие воды это оползни, лавины, образование ущелий и оврагов.
- ВОДА И ЖИЗНЬ.
Две трети человека составляет вода. Кровь содержит 83% воды, мозг и сердце – 80%, в костях – 25%. Человек без воды может просуществовать не более трех дней, даже верблюд без воды живет не более недели. Из истории известен такой факт, что в 525 году при переходе через Ливийскую пустыню непобедимое персидское войско погибло в страшных мучениях от жажды.
В теле рыб воды 80%, в медузе – 95%, в водорослях до 99%, содержание воды в наземных растениях 50-75%.
- ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ.
Все промышленные предприятия строятся у источников воды. Вода применяется для охлаждения компрессоров, химической аппаратуры, при дроблении пород и руд, при добыче золота, для очистки металлических отливок от формовочной смеси и др. Без воды невозможно представить выделку кожи, крашение тканей, мыловарение и т. д. Каждый год для нужд промышленности расходуется около 80 млрд.куб.м. воды, а на все отрасли народного хозяйства за сутки 250 млрд.куб.м. Интересны такие примеры: на изготовление 1 метра ситца тратится 2 куб.м. воды, на получение 1 литра бензина – 10 литров, 1 т. химического волокна – 2000 куб.м., 1 т резины – 1500 куб. м, 1 т газетной бумаги – 900 куб.м воды, 1 т стали – 15 т воды.
- ВОДА В МЕДИЦИНЕ.
Для изготовления лекарств используется дистиллированная вода. Целебное действие минеральных вод было известно человеку еще в глубокой древности. По преданию герой греческих мифов Геракл, готовясь вступить в бой, набирается сил, купаясь в «богатырском» источнике на Кавказе. Очень ценили минеральные воды римляне. Один из первых римских врачей Асклепиал разработал целую систему водолечения. История изучения и использования минеральных вод в России связана с именем Петра I. Целебное действие минеральных вод зависит от содержания в них различных веществ: углекислого газа, сероводорода, соединений железа, натрия, калия, магния и др. С этими свойствами воды связаны суеверия о существовании в природе «священных источников». К «священным» водам относится и серебряная вода. Историк античного мира Геродот приводит сведения о том, что еще в 5 веке до н.э. персидский царь Кир во время военных походов пользовался питьевой водой из серебряных «священных» источников.
- КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.
(Таблицы и рисунки со схемой круговорота)
О роли воды в природе, о значении для человека, о ее замечательных свойствах можно говорить очень много и долго. Остановимся на проблеме получения воды. А зачем ее получать? Это первый вопрос. А второй вопрос. Где это вы видели воду? Чтобы получить воду как таковую, ее надо освободить от примесей.
Часть 3.Свойства воды.
Опыт 1. Несгораемый платочек.
Батистовый платочек погрузить в воду или в раствор силикатного клея (1 :10) для полного смачивания. Затем платок отжать, погрузить в спирт и слегка отжать. После этого берут за уголок в железные щипцы и поджигают. Платок вспыхивает ярким пламенем, но не сгорает.
Опыт 2. Без воды нет реакции.
В стеклянный цилиндр или в колбу с широким горлом поместите равные массы питьевой соды и лимонной кислоты (или щавелевой). Перемешайте. Никаких изменений не происходит. Прилейте воды. Начинается бурное взаимодействие между веществами. Зажечь лучинку и вносить ее в сосуд: она в сосуде тухнет, на воздухе загорается.
Опыт 3. «Молоко, чернила, кровь» или Белый, синий, красный.
В больших пробирках или колбах готовятся растворы: сульфата натрия или калия, хлорида железа (3). В первую добавим раствор хлорида бария, во вторую р-р , в третью р-р роданида калия. Растворы в сосудах окрашиваются в белый, синий и красный цвет.
Опыт 4.Горение магния в воде.
В ложечку для сжигания набирается порошок магния, который поджигается пламенем горелки. На воздухе порошок горит спокойно. Если же ложечку с горящим магнием опустить быстро в сосуд с водой, то он не гаснет, а наоборот горит ярким пламенем. (Можно ли гасить горящий магний водой?)
Опыт 5. Ныряющее яйцо.
Для опыта готовится слабый раствор соляной кислоты. В этот раствор опускают яйцо. Так как яйцо по удельному весу несколько тяжелее соляной кислоты, то оно опускается на дно. Однако через некоторое время оно всплывает на поверхность и потом снова погружается на дно.
Опыт 6. Мыльная вода.
В колбе приготовить раствор мыла или стирального порошка, в другой колбе налита вода. В каждую из них прибавить несколько капель фенолфталеина. Мыльный раствор окрашивается в малиновый цвет.
Опыт 7. Плавающий картофель.
В стеклянную банку наливают немного воды и кладут клубень неочищенного картофеля, который в банке с водой опустился на дно. Затем в банку приливают еще воды (насыщенный раствор поваренной соли) из другого сосуда и картофель всплывает. Добавление воды (можно дистиллированной) из третьего сосуда заставляет клубень снова опуститься на дно. (Можно взять два сосуда: в одном вода, в другом насыщенный раствор соли.)
Опыт 8. Растущие водоросли.
В стеклянном сосуде приготовить водный раствор силикатного клея (1:1). Положить на дно кристаллики солей меди, железа, никеля, кобальта. (Прямо на глазах через несколько минут растут удивительные «водоросли»)
Опыт 9. Удивительные чернила.
В химический стакан наливают 30-50 мл воды, добавляют несколько капель раствора иода в иодистом калии и 1-2 мл разбавленной соляной кислоты. Прибавляют 0,5 мл раствора крахмала. Жидкость окрасится в красный цвет. Если стакан нагреть, жидкость обесцвечивется, а при охлаждении снова окрашивается. (Это опыт можно повторять непрерывно).
Опыт 10. Без воды процесса нет.
Отвесьте 0,3 г алюминиевой пыли и 4 г кристаллического йода (мелко растертого в ступке). Перемешайте их и поместите на керамическую плитку в виде конуса с углублением. Капните в углубление воды. Сначала появится дымок, а затем разгорится пламя с клубами фиолетового цвета. (Наличие вытяжки в кабинете – обязательно!)
Часть 4.Конкурсы. Викторины.
1) Кто придумает слоган или четверостишье о воде?
2) Кто назовет больше пословиц или поговорок о воде?
3) Кто прочтет стихотворение о воде?
4) Кто назовет больше сооружений или приспособлений по использованию воды?
(водяная мельница, гидроэлектростанция, водяное отопление, паровоз, пароход, гидроплан, гидросамолет, гидропульт, канал, пруд, шлюз, водохранилище и т.д.)
5) Назвать восемь состояний воды, принятые в метеорологии. (пар, лед, снег, туман, иней, град, роса, облака)
6) Назвать технические устройства по использованию воды для питья (водопровод, водный фильтр, водокачка, бассейн, колодец, водослив, водоподъемник, водозабор и т.д.)
7) Назвать специальности, связанные с водой (водолаз, водовоз, матрос, моряк, рыбак, мелиоратор, водопроводчик и т.д.)
Часть 5. Загадки «Отгадай-ка»
ЛЮБЫЕ ЗАГАДКИ О ВОДЕ И ЕЕ СОСТОЯНИЯХ.
Вода Что не становится влажным, попадая в воду? | В жаркий день самой сладкой бывает. | |
Я и туча, и туман, | В морях и реках обитает, | |
Очень добродушная, | Чего в гору не выкатить, | |
Вода Меня пьют, меня льют. Мы говорим: она течёт; Я и туча, и туман, В морях и реках обитает, Сама пить не пьёт, Очень добродушная, Водопад С высоты большой срываясь, Море Шириною широко, Из него вода не пьётся, Пена Белая вата плывёт куда-то, Волна, волны По морю идёт, идёт, В тихую погоду Река Бегу я, как по лесенке, Чуть дрожит на ветерке Течёт, течёт - не вытечет, Берега Два братца через мать Болото Не вода, не суша - Не море, не земля, Все обходят это место: Пруд Посреди поля лежит зеркало: Родник Он без рук, он без ног. Там, где корни вьются, Ручей Под осоку на песок К маме-речке бегу Кто бежит по горным склонам, Роса Утром бусы засверкали, Вечером родится, Утром падаю всегда - |
| Снег Он всё время занят делом, Он пушистый, серебристый, Он слетает белой стаей Бел как мел, Белое одеяло Бел, да не сахар, На всех садится, Одеяло белое Зимой греет, Живёт - лежит, Лежал, лежал, Белая скатерть На дворе горой, Ни ведёрка, ни кисти, Снежинки Что за звёздочки сквозные Покружилась звёздочка Снеговик Жил я посреди двора, Снежная баба Меня не растили Снежный ком По снегу покатите - Град С неба крупа падает. На дворе переполох: Съела шесть горошин Нина, Рассыпался горох Лёд Без досок, Мост - как синее стекло: В руках у Тани В огне не горит, Зимнее стекло Рыбам зиму жить тепло: Прорубь Шуба нова, В новой стенке, Сосулька Что вверх корнем растёт? У нас под крышей Забралась на карниз, Растёт она вниз головою, Висит за окошком Я живу под самой крышей, |
В морях и реках обитает, Он без рук, он без ног
Но часто по небу летает. Из земли пробиться смог,
А как наскучит ей летать, Нас он летом, в самый зной,
На землю падает опять. Ледяной поит водой.
(Круговорот воды в природе) (родник)
Посреди поля лежит зеркало: Кругом вода, а пить нечего.
Стекло голубое, а рама зелёная. (море)
(Пруд)
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
По морю идёт, идёт, Узкий кончик - в роднике,
А до берега дойдёт — А широкий - в море.
Тут она и пропадёт. (река)
(Волна)
***
В тихую погоду нет нас нигде. Не море, не земля
Ветер подует - бежим по воде. Корабли не плавают,
(Волны) А ходить нельзя.
(болото)
Ни рук, ни ног не имеет,
А гору пробить умеет.
(вода)
***
Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит.
(Речка)
Бегу я как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня.
(Ручеек)
***
В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)
***
Кругом вода, а с питьем беда.
(Море).
***
В нее льется, из нее льется, сама по земле плетется.
(Река).
Часть 6.Просмотр фильма о воде.
Часть 7. Подведение итогов.
ДА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Многоликий Грозный
Урок - проект для учащихся 10 класса. Рассматривается правление Ивана Грозного. Иван Грозный - как его характеризуют историки, что пишут о нем и о его правлении в литературе, как его изображаютв...
"Чума XXI века - Многоликий герпес"
Презентация по теме " Вирусы - герпес". Можно использовать не только как учебный материал, но и в качестве профилактики заболевания....
Внеклассное мероприятие по литературе Тема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»
Внеклассное мероприятие по литературеТема: «Виталий Борисович Бакалдин. Многоликость поэзии»Цель: познакомить с творчеством кубанского поэта; воспитать у учащихся чувство патриотизма, любв...
Исторический праздник: "Многоликое средневековье"
Цель: - приобщение учащихся к достижениям и ценностям средневековой истории, воспитание уважение к прошлому ...
Многоликий Достоевский, или Житие великого грешника
Презентация к уроку литературы в 10 классе по биографии Ф.М. Достоевского...
Эти многоликие слова
Тема:«Эти многоликие слова» Тип учебного занятия:урок закрепления знаний по теме: «Лексика» Вид учебного занятия:собеседование, практикум Методы и приемы: объяснительно-иллюстративные методы (р...
Методическая разработка экспериментального урока "Многоликая Россия"
ФГОС диктует нам направление педагогического поиска в целях реализации системно-деятельностного подхода - полидисциплинарность, проектную деятельность, широкое использование ИКТ, приближени...