Исторический праздник: "Многоликое средневековье"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме
Цель: - приобщение учащихся к достижениям и ценностям средневековой
истории, воспитание уважение к прошлому
- развитие познавательных интересов, творческой активности
- обобщение пройденного курса и прощание с учебником по Истории
средних веков.
Главная идея: За один учебный год ученики изучают два учебника по истории и больше к ним не возвращаются, праздник должен стать традиционным прощанием с книгой, которая была спутником в мире знаний, а также такие праздники могут быть логическим завершением учебного года, курса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnogolikoe_srednevekove..doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Многоликое средневековье»
Цель: - приобщение учащихся к достижениям и ценностям средневековой
истории, воспитание уважение к прошлому
- развитие познавательных интересов, творческой активности
- обобщение пройденного курса и прощание с учебником по Истории
средних веков.
Класс: 6 «а», «б», «в», «г», «д», актовый зал
Время: 1 час, после уроков
Форма проведения: внеклассное мероприятие. Исторический театрализованный праздник с элементами игры – соревнования.
Главная идея: За один учебный год ученики изучают два учебника по истории и больше к ним не возвращаются, праздник должен стать традиционным прощанием с книгой, которая была спутником в мире знаний, а также такие праздники могут быть логическим завершением учебного года, курса.
Учебное пособие: Е.В. Агибалов, Г.М. Донской История Средних веков. – М. 1994 г.
Оформление:
В центре зала на сцене: Изображение средневекового замка, по бокам рыцарь и прекрасная дама, сверху название праздника «Многоликое средневековье»
Карта: «Западная Европа в 14 – 16 вв.» По залу вешаются портреты исторических деятелей средневековья (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Джордано Бруно, Галилео Галилея, Николая Коперника, Ян Гус, Ян Жижка).
Вырезанные фигуры императора, рыцаря, епископа, крестьянина, ремесленника.
На подставке, образец учебника, на листах ватмана. Где на каждой странице, тема путешествия
1 страница – Средневековый замок
2 страница – Замок в опасности
3 страница – В гостях у Феодала
4 страница – Рыцарский турнир
5 страница – «Посвящение в рыцари»
6 страница – Прощание с историей средних веков
Справа
По залу прикреплены на альбомных листах Важная дама с рисунком (из учебника на форзаце)
Эпиграф: «Иные города, странные посады,
Где высятся церквей замшелые громады
Кольцом высоких стен они обведены,
Кольцом былых валов и рвов, заросших ныне,
Седых ровесников дряхлеющей твердыни».
(Жорж Роденбах)
Высказывания:
- «История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни» Цицерон.
- «Прошлое не безупречно, но упрекать его бессмысленно, а вот изучать необходимо. М. Горький
Домашнее задание для рыцарского турнира
- Рыцарский орден – команда из 10 человек.
- Название рыцарского ордена.
- Символика рыцарского ордена, оформление оригинальное на альбомных:
- Герб ордена – отличительный знак рода.
- Девиз – краткое изречение, объясняющее смысл герба.
- Кодекс рыцарской чести – особые правила чести применяемые только в
отношениях между феодалами.
- Поэтическое посвящение Прекрасной Даме – самим сочинить или взять готовые поэтические посвящения и исполнить в оригинальной форме.
- Элементы костюмов.
Действующие лица и исполнители:
- Ведущий 1
- Ведущий 2
- Муза Клио
- Чтец 1
- Чтец 2
- Чтец 3
- Чтец 4
- Чтец 5
- Служанка 1
- Служанка 2
- Графиня
- Граф
- Оруженосец 1
- Оруженосец 2
- Рыцарь Дон Педро
- священнослужитель
- Сестра Элеонора
Сценарий праздника
Звучит музыка:
Входят в костюмах участники праздника и занимают свои места.
Ведущий: 1 Ты читал книги Вальтера Скотта, ты сражался на турнире в Ашби вместе с Айвенго.
Ведущий: 2 Ты хорошо знаешь «Трех мушкетеров», знаешь историю
алмазных подвесок Анны Австрийской.
Ведущий: 1 Ты знаешь о грозных восстаниях средневековья. Наш
сегодняшний вечер поможет тебе еще раз заглянуть в некоторые
страницы истории средневековья.
Звучит музыка:
Учитель: Дорогие ребята в шестом классе вы изучали раздел всеобщей истории, который называется История Средних веков.
Многоликое средневековье… От этой эпохи нас отделяет более пятисот лет, но дело не только во времени, за это время произошли большие изменения. Сегодня принято считать, что мы знаем о мире и о человеке все. Из нашей жизни исчезала тайна, мир стал более простым и обыкновенным. Для школьника XXI столетия является азбукой то, над чем бились многие умы в пятнадцатом веке. Человечество стало старше и начало решать более «важные» и «серьезные» задачи. Однако даже у взрослых в душе иногда рождается ностальгия по детской непосредственности, умению искренне радоваться и горевать, удивляться тайнам окружающего мира. Кто из нас хотя бы изредка не мечтал оказаться в средневековье? Кто хоть раз в жизни не поддавался магии этого времени?
За прошедшее столетие изменилось многое и в то же время не изменилось ничего. Иным стал облик земли и людей, но прежними остались человеческие проблемы и мечты, и где-то в глубине души не исчезла тяга к истинной Красоте, Любви, Благородству, Отваге…
Звучит легкая музыка:
Ведущий: 2 Давайте приоткроем театральный занавес средневековья и увидим нашими глазами: величественные замки и соборы, благородные дела и великие жертвы совершаемые Рыцарями и Дамами во славу Господа.
Звучит музыка тревожная:
Ведущий: 1 Но вот открывается другая сцена и горят костры инквизиции, на кострах сжигают сотни невинных, а соседи наперегонки спешат обвинить друг друга в ереси, чтобы заполучить часть имущества и денег казненного.
Звучит музыка:
Ведущий :2 Новая сцена и слышна музыка и песни, прекрасные баллады повествующие о истинных подвигах и истиной любви.
Ведущий: 1 А другая сцена показывает застолье в замке какого-нибудь мелкопоместного барона, где в пиршественном зале лежат вповалку пьяные волки и в поисках объедков бродят псы.
Звучит музыка:
Ведущий :2 Еще одна сцена – средневековые мудрецы, алхимики и мистики пытаются проникнуть в тайны природы и открыть новые, неизвестные доселе законы.
Учитель: А с очередной сценой открывается темнота, невежество и жестокость, царящие в душах простых людей… Там много ликов у одного времени. Давайте, мы с вами ребята, сегодня совершим увлекательное путешествие по страницам средневековья, пусть оживут его персонажи.
Подходит к книге и открывает первую страницу.
Ведущий: 1 Муза истории Клио, как и в прошлые годы прибыла к нам на вечер с лучезарного Олимпа.
Клио: (читает стихи) Кто служа великим целям века,
Жизнь свою всецело отдает
На борьбу за человека,
Только тот себя переживет,
Славна кончина за народ:
Певцы, герою в воздаянье,
Из века в век, из рода в род
Передадут его деянье.
Ведущий :2 Страницы средневековья
Звучит музыка. Танец полонез.
Ведущий: 1 Абулькасим Фирдоуси, таджикский и персидский поэт, живший около 940-между 1020-1030 гг. сказал: «Все в мире покроется пылью забвенья. Лишь двое не знают ни смерти, ни тленья, лишь дело героя, да речь мудреца проходят столетья, не зная конца».
Страница 1. Средневековый замок.
Чтец: 1 Мессир Ивен могуч и силен,
Его древний замок рвом окружен,
Крепкие стены из гладких камней,
Башня с дозорной вышкой над ней,
Щели бойниц, парапеты, зубцы,
И всюду готовые к битве бойцы.
Чтец: 2 Поэт Франции XIX века опоэтизировал средневековый замок, его имя Теофиль Готье:
Я к замкам уходить люблю средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизистых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стеклышек в свинцовых переплетах,
Проемы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века.
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы,
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывал он мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья…
Ведущий: 3 В дозорной башне замка постоянно дежурят стражники. Они зорко вглядываются вдаль, не покажутся ли враги. Каждого, кто пытается проникнуть в замок по подъемному мосту у ворот, строго проверяют.
Страница 2. замок в опасности.
Ведущий: 4 …Вдруг вдали заклубилось облако пыли. В замке сразу же раздается сигнал тревоги – звук боевой трубы. Владелец замка и его воины спешат занять места на стенах и башнях, чтобы отбить нападение одного из соседних феодалов.
Ведущий: 3 Без промедленья каждый снарядился:
В броню облекся, шлем на лоб надвинул,
Меч прицепил, в седло проворно прыгнул,
На шею щит четырехпольный вскинул,
Копье рукою правой крепко стиснул…
Ведущий:4 Осаждающие применяют для штурма осадочные орудия – с помощью материальных машин они забрасывают на стены камни. Преодолевая ров, воины взбираются на стены. Под обстрелом с высоких отвесных стен и башен придвигают приставные лестницы. Их забрасывают каменьями, льют на них кипяток и горячую смолу. Особенно упорная борьба шла у ворот: по обе стороны от них воздвигнуты башни, превращающие ворота с мостом в небольшую самостоятельную крепость.
Страница 3. В гостях у феодала.
В комнату, шурша великолепными платьями, входит графиня, за нею две служанки.
Служанка: 1 Едут! Едут!
Служанка:2 Из этого окна вашей светлости будет видно лучше всего.
Служанка:1 Вот подъезжает граф
Графиня: Вижу, граф слезает со своего белого коня, вот его оруженосец Жозеф де Брюи, а вот и мой юный паж Пьер.
Входит граф, его оруженосец и паж.
Графиня: Ну расскажи, как прошел турнир, сколько было сражающих рыцарей? Кто победил?
Граф: В каждую партию записалось по пятьдесят рыцарей, и маршалы. Представь, дорогая, к великой досаде опоздавших, объявили, что больше никого не могут принять.
Оруженосец: Зрелище было красивым. 100 рыцарей в богатых доспехах, словно железные изваяния, возвышались на своих боевых седла. Все ждали сигнала к бою.
Граф: Уильям де Вивиль громовым голосом воскликнул: Пусть едут!
Паж: Трубы зазвучали, копья разом склонились на упоры, шпоры вонзились в бока коней.
Граф: Передние ряды обеих партий полным галопом понеслись друг на друга и сшиблись посреди арены с такой силой, что гул был слышен за целую милю. Поднялось густое облако пыли. Об исходе турнира ничего нельзя было сказать: мы ничего не видели. Когда пыль рассеялась, то оказалось, что добрая половина рыцарей обеих партий выбита из седла.
Оруженосец: Одни лежали на арене, не имея сил подняться, другие поднялись на ноги и в вступили в рукопашный бой, третьи, получившие тяжелые раны, шарфами зажимали льющуюся кровь и пытались выбраться из толпы.
Графиня: Что же дальше?
Граф: Четыре рыцаря встретили смерть на ристалище. Один рыцарь задохнулся от жары в своем панцире, более тридцати – получили тяжелые раны и увечья.
Графиня: А кого выбрали королевой турнира?
Паж: Леди Ровену.
Графиня: Ровену?
Граф: Несравненную Ровену.
Графиня: А моя просьба выполнена?
Граф: Разумеется, Ваш паж разучил прелестную песенку трубадура Бетрани де Борона, которая вам так нравится.
Графиня: Мари! Подай лютню, я сам буду аккомпанировать пажу.
Паж вскакивает с места, отталкивается, выставляет вперед одну ногу, откидывает голову назад.
Паж: (поет) Любо видеть мне народ голодающим,
раздетым, страждущим, не обогретым
Люблю я видеть, как народ,
отрядом воинов гоним,
Бежит, спасая скарб и скот,
а войско следует за ним.
Граф и графиня хлопают в ладоши: «Браво! Браво!»
Граф: Нрав свиньи мужик имеет,
Жить пристойно не умеет,
Чтоб крестьяне не жирели.
Чтоб лишения терпели,
Надобно из года в год,
Век держать их в черном теле.
Страница 4. Рыцарский турнир.
Муза Клио: Внимание! Внимание! Проводится рыцарский турнир!
Чтец: 3 Люблю я видеть, как народ,
Отрядом воинским гоним,
Бежит, спасая скарб и скот,
А войско следует за ним.
И радуюсь душою,
Смотрю, как замок осажден,
Как приступом берется он,
Иль вижу над рекою,
Ряды построенных полков,
Укрытые за тын и ров.
Жизнь в мире мне не дорога,
Люблю я крикам «На врага!»
И ржанию коней внимать.
Муза Клио: Команды готовы. Начинается турнирный поединок.
Чтец: 4 Два славных рыцаря стремглав
Несутся; тот и этот щит
Смят; под ударами трещит
Нагрудник конский и подпруга.
Сбить наземь силятся друг друга,
И каждый не жалеет шпор,
Жесток удар, могуч напор,
Сбив седла, копья изломав,
Дерутся с помощью булав,
И жезлов; шлем стремясь рассечь,
Лишь гнут его, зазубрив меч.
Не видел свет подобной рубки.
Никто не делает уступки,
Показывая как он смел.
Учитель: Давайте познакомимся с правилами нашего рыцарского турнира:
- УВАЖЕНИЕ ПРОТИВНИКА
- ЧЕСТНЫЙ ПОЕДИНОК
- НАБРАВШИЙ БОЛЬШЕ БАЛЛОВ СТАНОВИТЬСЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ НАШЕГО ТУРНИРА
Муза Клио: Оценивает наш турнир очень компетентное жюри. Прошу приветствовать:
- Демидова Е.Н. – учитель истории
- Власенко Л.Ф. – учитель истории
- Головченко Г.В. – завуч школы
- Божок Александра – ученица 9 класса. Победительница районных олимпиад по географии, истории, граждановедению.
- Зиганшина Екатерина – ученица 11 класса. Победительница районных олимпиад по МХК и обществознанию.
Каждый член жюри выставляет свою оценку и выводят средний балл.
1 конкурс «Символы рыцарей».
Учитель: Сегодня к нам на турнирный поединок прибыли рыцарские ордена, это такая организация рыцарей со своими целями и правилами поведения. Так были созданы духовно-рыцарские ордена после 1 крестового похода в Палестине: Тамплиеры (Храмовники), Госпитальеры, Тевтонский и Левонский ордена.
Начинаем представление рыцарских орденов : «а», «б», «в», «г», «д» классов. Встаете, произнесите название (3 балла), девиз (3 балла), герб (3 балла) вашего рыцарского ордена.
Сдают жюри оформленные символы для оценивания.
Еще раз напоминаем:
Герб – отличительный знак рода.
Девиз – краткое изречение, обычно объяснявшее смысл герба.
Жюри подводи итоги конкурса
2 конкурс «Кодекс рыцарской чести»
Муза Клио: Буйные, заносчивые феодалы считали себя людьми «благородными», они гордились древностью своих родов. Чтобы заслужить уважение других феодалов, рыцарь должен был проявлять щедрость.
Чтец: 5 Две полные недели тянули пир честной.
Веселья не стихало ни днем, ни в час ночной,
И развлекались гости, как было им угодно.
Не пожалел казны для них хозяин благородный.
Одеждой и конями, и всяческим добром,
И золотом червонным, и звонким серебром
Он одарить приезжих велел, совей родне,
Чтоб каждый щедростью его доволен был вполне.
Учитель: Знатные феодалы разработали особые правила рыцарской чести. Сейчас каждый рыцарский орден произнесет составленный ими «Кодекс рыцарской чести». (Сдают жюри).
Жюри подводит итоги.
3 конкурс «Рыцарский поединок».
Учитель: 1. Сейчас вызываем на поединок рыцарей, вам нужно будет набрать как можно больше жетонов за каждый правильный ответ.
- Владелец земли в средние века? (феодал)
- Жилище феодала и его крепость? (замок)
- Мелкий феодал, конный воин? (рыцарь)
- Воинское состязание рыцарей в силе и ловкости? (турнир)
- Руководитель крестьянского восстания в Англии в XIV в, его звали УОТ…? (Тайлер)
- Патриот. Национальный герой Чехии, живший в XV веке? (Ян Гус)
- Как называли людей, исповедовавших ислам? (мусульмане)
- Как называли вассалы своего господина? (сеньоры)
- Бродячие актеры, выступавшие в селах и на улицах города? (жонглеры)
- Как назывались записи событий по годам в середине века? (хроники)
- Священная книга мусульман? (Коран)
- Имя легендарного короля Англии, героя рыцарских романов? (Артур)
- Название религии арабов? (Ислам)
- Оружие, которым пользовались в древности и в средние века? (меч)
- Имя самого могущественного правителя франкской империи? (Карл)
- Картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла? (мозайка)
- Ежегодные торги? (ярмарки)
- Князь в Индии? (раджа)
- Словесный поединок? (диспут)
- Наука, утверждающая, будто бы по звездам можно определить будущее (астрология).
2. Турнирный поединок для капитанов (поднимают таблички). Противники или союзники.
- Иннокентий II и крестоносцы (союзники).
- Людовик XI и бургундский герцог Карл Смелый (противники).
- Ян Гус и римский папа (противники)
- Карл Великий и христианская церковь (союзники).
- Жанна Д Арк и английские феодалы (противники)
Капитаны сдают жетоны жюри. Подводятся итоги.
4 конкурс оруженосцев.
Учитель: Давайте, перечислим, во что был одет рыцарь: кольчуга, забрало, латы, палица, шпоры, шлем, панцирь, копье, перчатки. Каждая из этих деталей у рыцаря символизируется с разными обычаями, качествами характера и его достоинствами.
Каждому рыцарскому ордену дается набор карточек на одних указаны доспехи и оружие рыцаря, а на других их символическое значение.
Вам необходимо соотнести оружие и его символическое значение:
- шлем – справедливость
- копье – правдивость
- палица – сила воли
- шпоры – рыцарское достоинство
- панцирь – крепость духа
- щит – олицетворение доблести предков
- перчатки – защита от нечистого прикосновения
за каждое правильное соотнесение – 1 балл
жюри подводит итоги
Учитель: 5 конкурс «Посвящение прекрасной даме»
Муза: Юные рыцари обучались изысканному обхождению, этикету, вежливой речи. Входило в обычай служение Прекрасной Даме, ей служил рыцарь, посвящал свои стихи, ради нее сражался на турнире, вовсе не обязательно становиться возлюбленной рыцаря, обычно эта дама – супруга герцога или короля. В этом смысле рыцарь о любви и не помышляет, но воспевает красоту и добродетель жены сеньора. Но, конечно, Прекрасной Даме может быть и знатная девушка, к которой рыцарь сватается.
Учитель: Наши рыцари зачитывают, составленные ими «Посвящения Прекрасной Даме»
Жюри подводит итоги
Страница 5. «Посвящение в рыцари»
Звучит музыка
Ведущий: 1 Наступил замечательный день, день удара мечом, день, в который дону Педро предстояло принять удар мечом, посвящающий в рыцари.
Звучит музыка: «Арагонская охота» М.И. Глинки
Графиня: Сын мой! Завтра ты посвящаешься в рыцари, Дон Педро! Ты примешь удар мечом.
Элеонора (сестра): Брат мой! Завтра ты оденешь алое одеянье, как кровь, которую ты обязан проливать, защищать церковь и установленный богом порядок.
Дон Педро: Завтра! Быстрее бы наступило завтра!
Ведущий: 1И вот наступил этот день
Священнослужитель одевает дона Педро.
Священник: Одеваем коричневые башмачки,
Башмачки коричневые, как земля,
В которую всем предстоит сойти.
Пояс белый, как чистая совесть,
Хранить которую, ты давал обет.
Звон колоколов
Оруженосец: 1 Одеваем на голову воина шлем.
Оруженосец: 2 Кольчугу, чтоб защитила тело.
Оруженосец: 1Вручаем тебе щит, теперь у тебя есть все для защиты
Оруженосец: 2 Я опояшу тебя мечом, теперь у тебя есть оружие для нападения.
Две девицы: Мы одеваем на тебя золотые шпоры – теперь ты можешь выехать на бой за правду и добродетель.
Педро опускается на колени.
Священник: Посвящается в рыцари раб божий дон Педро и все ребята рыцарских орденов 6 «а», «б», «в», «г», «д» классов.
Дон Педро: Обещаю никогда не обнажать меча против невинного. Всегда защищать им права и святой порядок, установленный Богом.
Граф: (ударяет мечом плашмя по спине сына)
Страница 6. Прощание с историей средних веков.
Учитель: Сегодня вы, ребята посвящены в рыцари, это ко многому обязывает. Вы наделены качествами рыцарей. Будьте честными, доблестными, смелыми, совершайте подвиги, защищайте слабых и обиженных.
Чтец: 1 Для знатных и богатых скупость –
Наипозорнейшая глупость;
И до скончания наших дней
Царица Щедрость нам нужней,
Чем знатный род и воспитанье.
Чтец: 2 Царица Щедрость вознесет
Питомца выше раз в пятьсот.
И начинания благие.
Чтец: 3 В бою – отважный рыцарь, он
Свой прославил меч,
Сильнейшие герои с ним опасались встреч.
Чтец: 4 Не отнимать у сирот их добра,
У вдов последний грош не вымогать,
Святую церковь охранять всегда…
И рыцарей своих не утеснять.
Учитель: Сегодня мы прощаемся с историей средних веков, но читать интересные книги, где вы будете встречаться с героями средневековья каждый из вас будет продолжать.
Каждый рыцарский орден получает диплом за участие в нашем празднике.
До новых встреч.
Звучит музыка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Исторические науки и вспомогательные исторические дисциплины»
Элективный курс для учащихся 9 классов. Цель курса - подготовить учащихся к сознательному выбору профиля, дать более широкие знания об исторических науках и вспомогательных исторических дисциплинах, ф...
историческая игра "Важнейшие события истории средневекового Казахстана"
историческая игра "Важнейшие события истории средневекового Казахстана"...
«Историческое прошлое Сергиевского района – от древности до средневековья»
Актуальность введения элективных курсов по краеведению в современной школе очевидна и продиктована задачами, которые ставит современное общество перед школьным образованием: связь обучения ...
Исторический квест «Эпоха Средневековья»
Сценарий исторического квеста. Мероприятие проводилось в рамках недели истории, но может быть использовано и как урок повторения и систематизации знаний.В игре – викторине принимают участие кома...
УРОК ПО КУРСУ «Россия и мир» в 10 классе по теме: «Средневековая цивилизация Европы. Перевицкий край от древности к средневековью» ( Урок-проект с элементами соревнования)
Урок с использованием краеведческого материала...
Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».
Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА-КОНКУРСА «ИСТОРИЧЕСКОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ДРЕВНЮЮ И СРЕДНЕВЕКОВУЮ РОССИЮ»
Предлагаемая разработка позволяет на основе организации групповой работы проконтролировать усвоение материала тем IV; VII; VIII программы курса Истории для СПО. Способствует закреплению сложившиеся у ...