Технологическая карта для учащихся "Гидролиз солей"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Технологическая карта "Гидролиз солей" является сопровождением урока в 11 классе. Использование технологических карт позволяет совершенствовать общеучебные умения и навыки учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gidroliz_soley.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
Гидролиз солей.
Сегодня на уроке:
- Ты получишь первые представления о гидролизе солей.
-Ты научишься составлять уравнения гидролиза солей в ионном и молекулярном виде.
Прежде чем изучать новую тему:
- Вспомни окраску индикаторов в различных средах.
Таблица 1.
Название индикатора | Среда раствора |
нейтральная [Н+] =[ОН-] | кислая [Н+] >[ОН-] | щелочная [Н+] <[ОН-] |
лакмус | фиолетовый | красный | синий |
метилоранж | оранжевый | красный | желтый |
фенолфталеин | бесцветный | бесцветный | малиновый |
Проанализируй таблицу и дополни предложения:
- Если в растворе кислая среда, значит, в нем накапливаются ионы ____________, т.е. преобладание ионов _______ - это признак _______________________-среды.
- Если в растворе щелочная среда, значит, в нем накапливаются ионы ____________, т.е. преобладание ионов _______ - это признак _______________________-среды.
- Проанализируй уравнение химической реакции:
НCl + КОН = KCl + H2O
соль
Это уравнение химической реакции показывает один из способов получения солей взаимодействием между _______________________ и ________________________.
Следовательно, соли – это продукт взаимодействия _________________________и
___________________________________.
1. Что такое гидролиз.
Средние соли – соли, в которых атомы одного металла связаны только с кислотным остатком. Такие соли не содержат ионов Н+ и ОН- и должны, по логике, образовывать растворы с нейтральной реакцией среды. На самом деле наблюдается отклонение от «нейтралитета». Например, раствор стиральной соды ( карбоната натрия ____________) имеет щелочную реакцию, и люди давно пользуются этим при стирке белья и мытье посуды ( щелочь разрушает жир). Но если среда щелочная, то в растворе присутствуют ионы ОН-. Откуда они взялись? Остается предположить, что соль взаимодействует с водой ( а больше в растворе ничего нет). Наблюдаемое явление получило название ГИДРОЛИЗ ( по-гречески «гидро» - вода, «лизис» - разложение).
Гидролиз – это обменное __________________________________солей в ___________________________растворе, сопровождающееся образованием ионов ________________________.
Запомни!
- Гидролизу подвергаются соли, образованные слабыми кислотами или слабыми основаниями.
- Гидролиз – обратимая реакция. Только незначительное число ионов, содержащихся в растворе, подвергается гидролизу.
2. Учимся определять реакцию среды в растворах солей.
Общий принцип в этом случае очень простой: « кто сильнее, тот и прав», т.е. реакцию среды определяет более сильный электролит:
Таблица 2
Соль образована |
Сильным основанием и сильной кислотой | Сильным основанием и слабой кислотой | Слабым основанием и сильной кислотой | Слабым основанием и слабой кислотой |
Нейтральная среда | Щелочная среда | Кислая среда | Слабокислая или слабощелочная среда |
Гидролиз не идет | Идет гидролиз по аниону (-) слабой кислоты | Идет гидролиз по катиону (+) слабого основания | Идет необратимый гидролиз с образованием слабых электролитов |
Чтобы определить реакцию среды, надо определить «родителей» соли и их силу.
Таблица 3
Вещества | Сильные электролиты | Слабые электролиты |
Кислоты | HCl, HBr, HI, HNO3, H2SO4 | Все остальные |
Основания | Растворимые ( щелочи) | Нерастворимые и NH4OH |
Задание 1. Выполним его вместе.
Рассмотрим состав соли фосфата калия К3РО4. Сделаем вывод:
- Соль образована основанием _________ и кислотой __________.
(формула) (формула)
Следовательно, соль образована _____________________________основанием и
__________________________________кислотой ( см. таблицу 3).
Соответственно, при растворении в воде проходит гидролиз этой соли ___________________________________________________и образуется __________________________________________________среда. ( см. таблицу 2).
Индикатор лакмус окрашивается в ________________-цвет, метилоранж – в ________________цвет, фенолфталеин – в _____________________цвет. (см. таблицу1)
Задание 2. Выполни его самостоятельно.
Рассмотрим состав соли хлорида железа FeCl2 . Сделаем вывод:
- Соль образована основанием _________ и кислотой __________.
(формула) (формула)
Следовательно, соль образована _____________________________основанием и
__________________________________кислотой ( см. таблицу 3).
Соответственно, при растворении в воде проходит гидролиз этой соли ___________________________________________________и образуется __________________________________________________среда. ( см. таблицу 2).
Окраска индикаторов: лакмус ________________, метилоранж – ________________, фенолфталеин – _____________________.(см. таблицу1)
3.Учимся составлять уравнения реакций гидролиза.
Главная особенность составления реакций гидролиза в том, что сначала составляют ионное уравнение, а затем молекулярное.
Пример № 1. Гидролиз соли карбоната натрия – Na2CO3 . Алгоритм такой:
1. Анализируем состав соли: каким основанием и какой кислотой образована. Делаем вывод о силе кислоты и основания (см. таблицу3) |
2. Записываем уравнение электролитической диссоциации данной соли. | Na2CO3 = + |
3. Выбираем ион слабой кислоты или ион слабого основания, подчеркиваем его и делаем вывод: гидролиз по аниону или гидролиз по катиону. | Na2CO3 = + Гидролиз по ________________ |
4.Записываем уравнение взаимодействия этого иона с водой. Представим воду: Н+ОН-. Катион (+) притягивает к себе отрицательный полюс молекулы воды ( ____), а анион(-) - положительный полюс молекулы воды ( ____). Получаем сокращенное ионное уравнение. |
5. Подпишем в левую и в правую часть уравнения ионы, которые не принимали участие в процессе гидролиза. Получим полное ионное уравнение. |
6. «Сложим» положительные и отрицательные ионы, получим молекулярное уравнение. |
7. Сделаем вывод о характере среды.(см. таблицу 2) | Среда - |
Пример № 2. Гидролиз соли хлорида железа (II) . Алгоритм такой:
1. Анализируем состав соли: каким основанием и какой кислотой образована. Делаем вывод о силе кислоты и основания (см. таблицу 3) |
2. Записываем уравнение электролитической диссоциации данной соли. | FeCl2 = + |
3. Выбираем ион слабой кислоты или ион слабого основания, подчеркиваем его и делаем вывод: гидролиз по аниону или гидролиз по катиону. | FeCl2 = + Гидролиз по ________________ |
4.Записываем уравнение взаимодействия этого иона с водой. Представим воду: Н+ОН-. Катион (+) притягивает к себе отрицательный полюс молекулы воды ( ____), а анион(-) - положительный полюс молекулы воды ( ____). Получаем сокращенное ионное уравнение. |
5. Подпишем в левую и в правую часть уравнения ионы, которые не принимали участие в процессе гидролиза. Получим полное ионное уравнение. |
6. «Сложим» положительные и отрицательные ионы, получим молекулярное уравнение. |
7. Сделаем вывод о характере среды.(см. таблицу 2) | Среда - |
Пример 3. Гидролиз соли хлорида натрия NaCl.
1. Анализируем состав соли: каким основанием и какой кислотой образована. Делаем вывод о силе кислоты и основания (см. таблицу 3) |
2. Записываем уравнение электролитической диссоциации данной соли. | NaCl = + |
3. Выбираем ион слабой кислоты или ион слабого основания, подчеркиваем его и делаем вывод: гидролиз по аниону или гидролиз по катиону. | NaCl = + Гидролиз ______________________________ |
Пример 4. Гидролиз соли Al2S3
1. Анализируем состав соли: каким основанием и какой кислотой образована. Делаем вывод о силе кислоты и основания (см. таблицу 3) |
Если соль образована слабым основанием и слабой кислотой, в растворе она подвергается полному гидролизу: СОЛЬ + ВОДА = ОСНОВАНИЕ + КИСЛОТА В этом случае ионное уравнение реакции не пишется. Такие соли невозможно выделить из водного раствора. В таблице растворимости в клетках, соответствующих подобным солям, ставится прочерк.
|
2. Записываем молекулярное уравнение (СОЛЬ + ВОДА = ОСНОВАНИЕ + КИСЛОТА) | Al2S3 + Н2О = + |
Задания по теме (выполни в тетради):
1. Какие из солей подвергаются гидролизу а) по катиону б) по аниону
Na3PO4, Cu(NO3)2, K2SO4, NH4NO3, BaCl2, K2CO3, Al2(SO4)3
В случае затруднения см. таблицу 2.
2. Составьте уравнения реакций гидролиза солей, укажите характер среды (щелочная, кислая, нейтральная):
а) K2S б)NaNO3 в)AlCl3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока "Соли" (химия, 8 класс)
Урок разработан к учебнику О. С. Габриеляна, 8 класс. Урок формирования новых знаний.Урок, отвечающий современным требованиям.Содержит этапы: мотивационныйпсихологическая подготовка к изучению но...
Технологическая карта урока химии "Соли аммония"
Технологическая карта урока. как современная форма планирования урочной деятельности, в условиях реализации ФГОС позволяет учителю увидеть учебный материал целостно и системно и спроектировать учебный...
Технологическая карта по теме "Соли"
Методическая разработка к открытому уроку...
технологическая карта урока "Гидролиз солей" 9 класс
технологическая карта урока химии по теме "Гидролиз солей" в 9 классе (УМК Рудзитиса, Фельдмана)...
Технологическая карта урока учителя "Соли"
Предмет: химияКласс: 8Автор УМК: О.С. ГабриелянТема: СолиТип урока: изучение нового материалаЦель урока:- образовательная:1)формировать представление о солях как производных кислот;2)познакомить с сос...
Технологическая карта урока химии "Соли" 8 класс
ПредметхимияУМКО.С.ГабриелянКласс8 классТип урокаУрок изучения и первичного закрепления нового материала.Технология урокаПроцесс подготовки, проведения и анализа урока.Тема урока: Соли.ЦельСоздан...
Технологическая карта урока "Аммиак. Соли Аммония"
В публикации представлена технологическая карта урока в 9 классе. Расписаны все этапы урока, деятельность учителя и учащихся....