технологическая карта урока "Гидролиз солей" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
технологическая карта урока химии по теме "Гидролиз солей" в 9 классе (УМК Рудзитиса, Фельдмана)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_gidroliz.doc | 103 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока химии «Гидролиз солей»
Преподаватель: Казакова Светлана Николаевна, учитель химии МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары.
Предмет: химия
Класс: 9
УМК Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.
Тема урока: Гидролиз солей
Место урока в изучаемой теме: Данный урок является девятым в серии уроков по теме «Теория электролитической диссоциации».
Цель урока: развитие знаний учащихся о химических свойствах солей при знакомстве с гидролизом как процессом взаимодействия ионов соли с диполями воды.
Задачи урока
Обучающие: Сформировать представление о процессе гидролиза солей и их сущности.
Научить учащихся составлять молекулярные и ионные уравнения гидролиза солей по 1 ступени.
Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.
Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и приборами
Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.
Развивающие: продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения выделять главное, обобщать, делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний.
Воспитывающие: создать условия для воспитания сознательного отношения к учебному труду, чувства ответственности, развивать интерес к знаниям.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Технологии обучения: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проблемное обучение.
Методы: частично-поисковые, практические, наглядные.
Методические приемы: презентация; работа с терминами, мозговой штурм, творческое исследовательское задание, работа в парах, сообщение учащегося.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, маршрутные листы, таблица «Растворимость кислот, оснований, солей», таблица «Изменение цвета индикаторов в растворах веществ» пробирки, индивидуальные карточки для домашнего задания.
Реактивы: растворы №1 хлорида натрия, №2 хлорида алюминия, №3 карбоната натрия, № 4 гидроксида натрия, №5 соляной кислоты, индикаторная бумага,
Формируемые универсальные учебные действия:
- познавательные - умение осуществлять анализ объектов; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента; строить логическую цепь рассуждений при опровержении предложенных софизмов; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- регулятивные – умение формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; развивать волевую регуляцию, оценивать результаты деятельности.
- коммуникативные - умение высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией, умение работать в коллективе для достижения поставленной цели; адекватно воспринимать оценочную информацию со стороны одноклассников и учителя по поводу правильности ответов;
- личностные - повышение мотивации учащихся через ученический химический эксперимент, интересные факты, игровую деятельность; умение использовать имеющиеся знания и личный опыт в новых условиях, рефлексия собственной деятельности, самооценка;
Основные понятия: Гидролиз соли. Типы гидролиза солей. Среда раствора. Универсальный индикатор. рН.
Межпредметные связи: география, биология
Технологическая карта урока
Этап урок | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Развиваемые учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
1. Организационный момент (1 мин) Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность | Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе. | Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей). | Личностные: - самоорганизация. Коммуникативные: - умение слушать. | |
2. Проверка домашнего задания (8 мин) Цель этапа: - повторение и закрепление общих химических свойств кислот, щелочей, солей в свете ТЭД | 1) Для стимуляции деятельности учащихся и повышения их мотивации сообщает, что за свою деятельность на уроке они будут получать баллы. Количество набранных баллов определит конечную отметку, полученную за урок. 2) Организует групповую работу обучающихся: класс делится на 3 группы, каждой группе учащихся даётся одно из ключевых слов: «кислоты», «основания», «соли». Учащимся в группах необходимо кратко и лаконично ответить на вопросы учителя и выполнить задания, относящиеся к ключевому слову. Блиц-опрос (выводится на экран). 1.Дайте определение кислот, щелочей, солей с точки зрения ТЭД. 2. Из предложенного списка веществ выберите вещество в соответствии с ключевым словом и запишите уравнение диссоциации данного вещества: NaOH, Na2CO3, HCl . 3. С какими веществами реагирует выбранное вами вещество: CaO, H2SO4, CuCl2, SO3, KOH? Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. 4. Проанализируйте краткие ионные уравнения реакций и ответьте на вопрос: присутствием каких ионов обусловлены химические свойства выбранного вещества? - С помощью каких веществ можно определить реакцию среды растворов кислот и щелочей? - Как изменяется окраска лакмуса в нейтральной, щелочной или кислой среде? | 1) Работают со слайдами презентации, отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ получают | - формулировка понятий: кислоты, соли, основания с позиции ТЭД. - формулировка понятия индикатор -умение составлять формулы неорганических веществ и называть их. - знание свойств неорганических веществ; - умение составлять уравнения реакций ионного обмена; - определение возможности протекания реакций ионного обмена. - знание индикаторов для определения среды раствора -умение обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; | Личностные: - осознание своих возможностей. Коммуникативные: - умение высказать суждение; - умение работать в группе Регулятивные: - оценивать результаты. |
3. Целеполагание и мотивация (3 мин) Цель этапа: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися; -создать проблемную ситуацию как условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | 1) Организует проведение лабораторных опытов № 1: обучающимся предлагается определить с помощью индикатора лакмуса, растворы каких из предложенных веществ - NaOH, Na2CO3, HCl - находятся в пронумерованных пробирках № 3-5. 2) Учитель объясняет, какие вещества находились в пробирках: №4 -NaOH; №3 – Na2CO3.Возникает проблемная ситуация. 3) Предлагает сформулировать проблемный вопрос. Учитель объясняет, что при растворении соли в воде происходит не только диссоциация, но и химическая реакция. Растворение в воде – физико-химический процесс. 4)Предлагает сформулировать тему урока. 5)Корректирует тему урока: «Гидролиз солей». . | 1) Выполняют практическую работу, делают однозначный вывод о местонахождении HCl 2) Анализируют опыт. Затрудняются с определением соли и щелочи 3)Формулируют проблем- ный вопрос: почему цвет индикатора изменяется не только в растворе кислоты и щелочи, но и в растворе соли? (Из уравнения диссоциации соли не видно, что образуется свободные ионы Н+ и ОН- которые изменяют окраску индикатора). 4) Формулируют тему «Реакции солей с водой» 5) Настраиваются на восприятие материала. | - формирование понятия гидролиз -умение обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; | Регулятивные: -целеполагание; - прогнозирование результата. Познавательные: - постановка и формулирование проблемы; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - структурирование знаний; -анализ объектов с целью выделения признаков. Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками; - управление поведением партнёра – контроль, коррекция его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владение монологической и диалогической формами речи. |
4. Актуализация знаний (18 мин) Цель этапа: Усвоение новых знаний и способов действия | 1)Организует проведение лабораторных опытов № 2: обучающимся предлагается определить с помощью индикатора лакмуса, растворы каких из предложенных веществ - NaCl, Na2CO3, AlCl3 - находятся в пронумерованных пробирках № 1-3 2) Объясняет: соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. В зависимости от вида кислоты и вида основания выделяют четыре типа солей. 3)Проверяет правильность примеров и прогнозов. Формулирует определение Гидролиз соли – это обратимое взаимодействие соли с водой, процесс протекает, если происходит образование слабого электролита. 4)Формулирует задачи: научиться записывать уравнения гидролиза солей по 1 ступени 5) Предлагает составить алгоритм написания молекулярного и ионного уравнений гидролиза соли: (на экране) 1.Определите, к какой группе относится соль. 2.Запишите уравнение диссоциации соли. 3.Запишите уравнение диссоциации воды. 4.Запишите уравнение взаимодействия слабого иона с водой. 5.Определите характер среды. 6.По ионному уравнению составьте молекулярное уравнение. 6) Предлагает записать уравнение гидролиза хлорида алюминия. Обращает внимание учащихся на кластер: каков состав соли? AlCl3→Al3+ + 3Cl- НОН↔Н+ +ОН- Al3+ + НОН ↔AlОН2+ + Н+ рН < 7, среда кислая, гидролиз по катиону. Р-я обратима. Al3+ + 3Cl- +НОН ↔AlОН2+ + Н+ + 3Cl- AlCl3 + HOH ↔ AlOHCl2 + HCl Уточняет тип гидролиза: по катиону, заостряет внимание на обратимости реакции.
| 1) ) Выполняют практическую работу. Анализируют, предлагают гипотезы: с чем связана окраска лакмуса в растворах предложенных солей 2)Определяют тип использованных солей, подбирают примеры солей разных типов, 3) Прогнозируют возможность протекания гидролиза и среду растворов подобранных солей исходя из их состава 4) Записывают определение. 5)Высказывают свои мысли, при помощи учителя составляют алгоритм написания уравнений гидролиза и записывают алгоритм в тетради. 6) Рассуждают: соль образована слабым основанием и сильной кислотой. Записывают уравнения согласно алгоритму, 1 ученик воспроизводит записи на доске. Делают вывод: гидролиз по катиону приводит к образованию основных солей и ионов водорода (среда кислая).
| -формулировка основных понятий тип соли, тип гидролиза, среда раствора, рН - показатель - умение составлять уравнения реакций гидролиза по 1 ступени в ионном и молекулярном виде; - определение возможности протекания реакций гидролиза по составу соли | Личностные: - оценивание усваиваемого содержания. Регулятивные: - прогнозирование результата; - контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном, - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому услилию. Познавательные: - построение речевого высказывания; - построение логической цепочки рассуждений; - классификация объектов; - создание алгоритма действий; - обобщение понятий; - умение делать выводы, - анализ истинности утверждений. Коммуникативные: - сотрудничество с учителем и сверстниками; - учёт мнения партнёра, - контроль, коррекция и оценка действий партнёра; - аргументирование своей точки зрения; - умение высказать свои мысли; - владение диалогической и монологической формами речи. |
5.Физкультминутка (1 мин) Цель этапа: избежать переутомления и перегрузки учащихся | Выполнение несложного комплекса упражнений, с соответствующими комментариями | Выполнение комплекса упражнений с прослушиванием комментария учителя. | Личностные: -владение нормами и правилами научной организации труда. | |
6. Первичная проверка степени усвоения материала (3 мин) | 1) Демонстрирует слайд, на котором изображены различные формулы солей и просит обучающихся определить тип соли и спрогнозировать среду её водного раствора и тип гидролиза. Назвать цвет индикатора и определить рН среды. 2)После выполнения работы организует взаимопроверку. | Индивидуальная работа в тетради со слайдом презентации После выполнения работы меняются тетрадями с соседями по парте. Осуществляют взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) и выставляют своим товарищам отметку за выполненную работу. . | Закрепление основных понятий по теме гидролиз | Личностные: - проявление интереса и активности в выборе решения; -развитие ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Познавательные -осуществлять актуализацию полученных знаний. Коммуникативные: - умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а помогать своим товарищам; -умение излагать своё мнение. Регулятивные: -умение регулировать свои действия, взаимодействовать в паре. |
7. Обобщение знаний, умений и навыков (6 мин) Цель этапа: повторение и закрепление сведений о гидролизе солей | 1) Организует фронтальный опрос, с целью закрепления понятий (ответы оцениваются баллами): 1. Дайте определение гидролиза 2. Каков алгоритм составления уравнений гидролиза соли? 3. Чем определяется тип гидролиза и рН раствора соли? 2) Координирует работу в группах, в ходе которой обучающиеся составляют уравнения реакций гидролиза: 1 – CuSO4, LiNO3, K2S 2 – Mg(NO3)2, LiCl, K2SiO3. . | 1) Отвечают на вопросы учителя 2)Работают в группе со слайдом презентации. Представляют результаты своей работы | - Закрепление основных понятий по теме гидролиз - Закрепление навыков составления ионных и молекулярных уравнений гидролиза | Личностные: - проявление интереса и активности в выборе решения; -развитие ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Познавательные -осуществлять актуализацию полученных знаний. Коммуникативные: - умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а помогать своим товарищам; -умение излагать своё мнение. Регулятивные: -умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. |
8. Рефлексия (4 мин) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | 1) Выставляет оценки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки. 2) Организует деятельность обучающихся по поводу оценки своего психо-эмоционального состояния, полезности изученного материала, взаимодействия с учителем и одноклассниками: 3)Благодарит обучающихся за урок. | Оценивают свою работу на уроке и весь урок в целом, заполняя оценочную таблицу. | Регулятивные: -анализировать и оценивать результаты своей деятельности. | |
9. Домашнее задание. (3 мин) Цель этапа: закрепление знаний и тренировка в выполнении заданий по теме. | Предлагает индивидуальные карточки с разноуровневым домашним заданием. Проводит инструктаж по его выполнению. Предлагает приготовить сообщения и презентации на темы: «Гидролиз в природе» «Гидролиз в народном хозяйстве» «Гидролиз в жизни человека» | Получают карточки с домашним заданием, слушают инструктаж по его выполнению, задают вопросы. Записывают домашнее задание, определяют для себя объём задания. | Личностные: - умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии. Коммуникативные: - умение слушать и задавать вопросы. | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)
Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме, ...
Технологические карты кулинария 7 класс
Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...
технологическая карта урока.9 класс.
Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...
Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...
Проектирование технологической карты уроках начальных классах.
Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...
Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple
Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.
Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....