технологическая карта урока "Гидролиз солей" 9 класс
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Казакова Светлана Николаевна

технологическая карта урока химии по теме "Гидролиз солей" в 9 классе (УМК Рудзитиса, Фельдмана)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_gidroliz.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока химии  «Гидролиз солей»

Преподаватель: Казакова Светлана Николаевна, учитель химии МБОУ «СОШ №24» г. Чебоксары.

Предмет: химия

Класс: 9

УМК Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана.

Тема урока: Гидролиз солей

Место урока в изучаемой теме: Данный урок является девятым в серии уроков по теме «Теория электролитической диссоциации».

Цель урока: развитие знаний учащихся о химических свойствах солей при знакомстве с гидролизом как процессом взаимодействия ионов соли с диполями воды.

Задачи урока

Обучающие: Сформировать представление о процессе гидролиза солей и  их сущности.

Научить учащихся составлять молекулярные и ионные уравнения гидролиза солей по 1 ступени.

Совершенствовать умение объяснять реакцию среды раствора присутствием соответствующих ионов.

Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами и приборами

 Дать представление о практическом значении гидролиза в природе, народном хозяйстве, повседневной жизни человека.

Развивающие: продолжить развитие речевых навыков, наблюдательности и умения выделять главное, обобщать, делать выводы на основе экспериментальных опытов и полученных знаний.

Воспитывающие: создать условия для воспитания сознательного отношения к учебному труду, чувства ответственности, развивать интерес к знаниям.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Технологии обучения: информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, проблемное обучение.

Методы: частично-поисковые, практические, наглядные.

Методические приемы: презентация; работа с терминами, мозговой штурм, творческое исследовательское задание, работа в парах, сообщение учащегося.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, мультимедийная презентация, маршрутные листы,  таблица «Растворимость кислот, оснований, солей», таблица «Изменение цвета индикаторов в растворах веществ» пробирки, индивидуальные карточки для домашнего задания. 

Реактивы: растворы №1 хлорида натрия, №2 хлорида алюминия, №3 карбоната натрия, № 4 гидроксида натрия, №5 соляной кислоты, индикаторная бумага,

Формируемые универсальные учебные действия:

  • познавательные - умение осуществлять анализ объектов; устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезу и доказывать ее посредством химического эксперимента; строить логическую цепь рассуждений при опровержении предложенных софизмов; преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • регулятивные – умение формулировать цели урока; принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; развивать волевую регуляцию, оценивать результаты деятельности.
  • коммуникативные - умение высказать суждение, ответить на поставленный вопрос, работать с информацией, умение работать в коллективе для достижения поставленной цели; адекватно воспринимать оценочную информацию со стороны одноклассников и учителя по поводу правильности ответов;
  • личностные - повышение мотивации учащихся через ученический химический эксперимент, интересные факты, игровую деятельность; умение использовать имеющиеся знания и личный опыт в новых условиях, рефлексия собственной деятельности, самооценка;

Основные понятия: Гидролиз соли. Типы гидролиза солей. Среда раствора. Универсальный индикатор. рН.

Межпредметные связи: география, биология


Технологическая карта урока

Этап урок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Развиваемые учебные действия

предметные

универсальные

1. Организационный момент (1 мин)

Цель этапа: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

Приветствует учащихся, фиксирует отсутствующих, определяет готовность к уроку и создаёт благоприятный микроклимат в классе.

Приветствуют учителя, демонстрируют готовность к уроку (наличие учебников, тетрадей, письменных принадлежностей).

Личностные:

- самоорганизация.

Коммуникативные:

- умение слушать.

2. Проверка домашнего задания (8 мин)

Цель этапа: 

- повторение и закрепление общих химических свойств кислот, щелочей, солей в свете ТЭД

1) Для стимуляции деятельности учащихся и повышения их мотивации сообщает, что за свою деятельность на уроке они будут получать баллы. Количество набранных баллов определит конечную отметку, полученную за урок.

2) Организует групповую работу обучающихся: класс делится на 3 группы, каждой группе учащихся даётся одно из ключевых слов: «кислоты», «основания», «соли». Учащимся в группах необходимо кратко и лаконично ответить на вопросы учителя и выполнить задания, относящиеся к ключевому слову.

Блиц-опрос (выводится на экран).

1.Дайте определение кислот, щелочей, солей с точки зрения ТЭД.

2. Из предложенного списка веществ выберите вещество в соответствии с ключевым словом и запишите уравнение диссоциации данного вещества: NaOH, Na2CO3, HCl .

3. С какими веществами реагирует выбранное вами вещество: CaO, H2SO4, CuCl2, SO3, KOH? Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

4. Проанализируйте краткие ионные уравнения реакций и ответьте на вопрос: присутствием каких ионов обусловлены химические свойства выбранного вещества? 

 - С помощью каких веществ можно определить реакцию среды растворов кислот и щелочей?

- Как изменяется окраска лакмуса в нейтральной, щелочной или кислой среде?

1) Работают со слайдами презентации, отвечают на вопросы учителя. За каждый правильный ответ получают

- формулировка понятий: кислоты, соли, основания с позиции ТЭД.

- формулировка понятия индикатор

-умение составлять формулы неорганических веществ и называть их.

- знание свойств неорганических веществ;

- умение составлять уравнения реакций ионного обмена;

- определение возможности протекания реакций ионного обмена.

- знание индикаторов для определения среды раствора

-умение обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

Личностные:

- осознание своих возможностей.

Коммуникативные:

- умение высказать суждение;

- умение работать в группе

 Регулятивные: 

- оценивать результаты.

3. Целеполагание и мотивация (3 мин)

Цель этапа: 

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися;

-создать проблемную ситуацию как условие для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

1) Организует проведение лабораторных опытов № 1:  обучающимся предлагается определить с помощью индикатора лакмуса, растворы каких из предложенных веществ - NaOH, Na2CO3, HCl - находятся в пронумерованных пробирках  № 3-5.  

2) Учитель объясняет, какие вещества находились в пробирках:   №4 -NaOH;    №3 – Na2CO3.Возникает проблемная ситуация.

3) Предлагает сформулировать проблемный вопрос.

Учитель объясняет, что при растворении соли в воде происходит не только диссоциация, но и химическая реакция. Растворение в воде – физико-химический процесс.

4)Предлагает сформулировать тему урока.

5)Корректирует тему урока: «Гидролиз солей».

.

1) Выполняют практическую работу, делают однозначный вывод о местонахождении HCl 

2) Анализируют опыт. Затрудняются с определением соли и щелочи

3)Формулируют проблем-

ный вопрос: почему цвет индикатора изменяется не только в растворе кислоты и щелочи, но и в растворе соли? (Из  уравнения диссоциации соли не видно, что образуется свободные ионы Н+ и ОН-  которые изменяют окраску индикатора).

4) Формулируют тему «Реакции солей с водой»

5) Настраиваются на восприятие материала.

- формирование понятия гидролиз

-умение обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

Регулятивные:

-целеполагание;

- прогнозирование результата.

Познавательные:

- постановка и

формулирование проблемы;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

- структурирование знаний;

-анализ объектов с целью выделения признаков.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками;

- управление поведением партнёра – контроль, коррекция его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владение монологической и диалогической формами речи.

4. Актуализация знаний (18 мин)

Цель этапа: Усвоение новых знаний и способов действия

1)Организует проведение лабораторных опытов № 2:  обучающимся предлагается определить с помощью индикатора лакмуса, растворы каких из предложенных веществ - NaCl, Na2CO3, AlCl3 - находятся в пронумерованных пробирках  № 1-3

2) Объясняет: соль можно рассматривать как продукт взаимодействия кислоты и основания. В зависимости от вида кислоты и вида основания выделяют четыре типа солей.

3)Проверяет правильность примеров и прогнозов. Формулирует определение Гидролиз соли – это обратимое взаимодействие соли с водой, процесс протекает, если происходит образование слабого электролита.

4)Формулирует задачи: научиться записывать уравнения гидролиза солей по 1 ступени

5) Предлагает составить алгоритм написания молекулярного и ионного уравнений гидролиза соли: (на экране)

1.Определите, к какой группе относится соль.

2.Запишите уравнение диссоциации соли.

3.Запишите уравнение диссоциации воды.

4.Запишите уравнение взаимодействия слабого иона с водой.

5.Определите характер среды.

6.По ионному уравнению составьте молекулярное уравнение.

6) Предлагает записать уравнение гидролиза хлорида алюминия.

Обращает внимание учащихся на кластер: каков состав соли?

AlCl3→Al3+ + 3Cl-

НОН↔Н+ +ОН-                                               

   Al3+ + НОН ↔AlОН2+ + Н+      рН < 7, среда кислая, гидролиз по катиону. Р-я обратима.

Al3+ + 3Cl- +НОН ↔AlОН2+ + Н+ + 3Cl-                   

AlCl3 + HOH  ↔  AlOHCl2 + HCl

Уточняет тип гидролиза: по катиону, заостряет внимание на обратимости реакции.

 

1) ) Выполняют практическую работу.  Анализируют, предлагают гипотезы: с чем связана окраска лакмуса в растворах предложенных солей

2)Определяют тип использованных солей, подбирают примеры солей разных типов,

3) Прогнозируют возможность протекания гидролиза и среду растворов подобранных солей исходя из их состава

4) Записывают определение.

5)Высказывают свои мысли, при помощи учителя составляют алгоритм написания уравнений гидролиза и записывают алгоритм в тетради.

6) Рассуждают: соль образована слабым основанием и сильной кислотой.

Записывают уравнения согласно алгоритму, 1 ученик воспроизводит записи на доске.

Делают вывод:

гидролиз по катиону приводит к образованию основных солей и ионов водорода (среда кислая).

 

 

-формулировка основных понятий тип соли, тип гидролиза, среда раствора, рН - показатель

- умение составлять уравнения реакций гидролиза по 1 ступени в ионном и молекулярном виде;

- определение возможности протекания реакций гидролиза по составу соли

Личностные:

- оценивание усваиваемого содержания.

Регулятивные:

- прогнозирование результата;

- контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном,

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому услилию.

Познавательные:

- построение речевого

высказывания;

- построение логической

цепочки рассуждений;

- классификация объектов;

- создание алгоритма действий;

- обобщение понятий;

- умение делать выводы,

- анализ истинности утверждений.

Коммуникативные:

- сотрудничество с учителем и сверстниками;

- учёт мнения партнёра,

- контроль, коррекция и оценка действий партнёра;

- аргументирование своей точки зрения;

- умение высказать свои мысли;

- владение диалогической и монологической формами речи.

5.Физкультминутка (1 мин)

Цель этапа: избежать переутомления и перегрузки учащихся

Выполнение несложного комплекса упражнений, с соответствующими комментариями

Выполнение комплекса упражнений с прослушиванием комментария учителя.

Личностные:

-владение нормами и правилами научной организации труда.

6. Первичная проверка степени усвоения материала (3 мин)

1) Демонстрирует слайд, на котором изображены различные формулы солей и просит обучающихся определить тип соли и спрогнозировать среду её водного раствора и тип гидролиза. Назвать цвет индикатора и определить рН среды.

2)После выполнения работы организует взаимопроверку.

Индивидуальная работа в тетради со слайдом презентации

После выполнения работы меняются тетрадями с соседями по парте. Осуществляют взаимопроверку по образцу (ответы на слайде) и выставляют своим товарищам отметку за выполненную работу.

.

Закрепление основных понятий по теме гидролиз

Личностные: 

- проявление интереса и активности в выборе решения;

-развитие ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Познавательные

-осуществлять актуализацию полученных знаний.

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а помогать своим товарищам;

-умение излагать своё мнение. 

Регулятивные:

-умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в паре.

7. Обобщение знаний, умений и навыков (6 мин)

Цель этапа: повторение и закрепление сведений о гидролизе солей

1) Организует фронтальный опрос, с целью закрепления понятий (ответы оцениваются баллами):

1. Дайте определение гидролиза

2. Каков алгоритм составления уравнений гидролиза соли?

3. Чем определяется тип гидролиза и рН раствора соли?

2) Координирует работу в группах, в ходе которой обучающиеся составляют уравнения реакций гидролиза:

1 – CuSO4, LiNO3, K2S

2 – Mg(NO3)2, LiCl, K2SiO3.

 .

1) Отвечают на вопросы учителя

2)Работают в группе со слайдом презентации.

Представляют результаты своей работы

- Закрепление основных понятий по теме гидролиз

- Закрепление навыков составления ионных и молекулярных уравнений гидролиза

Личностные: 

- проявление интереса и активности в выборе решения;

-развитие ответственности за качество своей и коллективной деятельности. Познавательные

-осуществлять актуализацию полученных знаний.

Коммуникативные:

- умение взаимодействовать, оценивать друг друга, не критиковать, а помогать своим товарищам;

-умение излагать своё мнение. 

Регулятивные:

-умение регулировать свои действия,

взаимодействовать в группе.

8. Рефлексия (4 мин)

Цель этапа:

осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. 

1) Выставляет оценки за конкретные виды работы обучающимся на основе их самооценки.

2) Организует деятельность обучающихся по поводу оценки  своего психо-эмоционального состояния, полезности изученного материала, взаимодействия с учителем и одноклассниками:

3)Благодарит обучающихся за урок.

Оценивают свою работу на уроке и весь урок в целом, заполняя оценочную таблицу.

Регулятивные:

-анализировать и оценивать результаты своей деятельности.

9. Домашнее задание.

(3 мин)

Цель этапа: закрепление знаний и тренировка в выполнении заданий по теме.

Предлагает  индивидуальные карточки с разноуровневым домашним заданием.

Проводит инструктаж по его выполнению.

Предлагает приготовить сообщения и презентации на темы:

«Гидролиз в природе»

«Гидролиз в народном хозяйстве»

«Гидролиз в жизни человека»

Получают карточки с домашним заданием, слушают инструктаж по его выполнению, задают вопросы. Записывают домашнее задание, определяют для себя объём задания.

Личностные:

- умение осознать необходимость домашней работы для свободного продвижения в дальнейшем изучении химии.

Коммуникативные:

- умение слушать и задавать вопросы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты для 8 класса (технология Монахова)

Технлогическая карта даёт ученику представление о порядке изучения данной темы, о задачах стоящих перед ним. В первой строке карты дана структура изучения темы:количество уроков по данной теме,  ...

Технологические карты кулинария 7 класс

Технологическая карта к уроку "Кисломолочные продукты и блюда из них"...

технологическая карта урока.9 класс.

Реализация системно-деятельностного подхода на уроке русского языка в процессе изучения темы " Бессоюзное сложное предложение"...

Конспект урока истории Отечества "Русь под монголо-татарским игом" (технологическая карта урока), 7 класс коррекционная школа VIII вида

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщения...

Проектирование технологической карты уроках начальных классах.

Технологическая карта урока- это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.В данном материале указаны способы графического проектиования урока, таблица, позво...

Технологическая карта урока 4 класса по теме: Past Simple

Класс: 4Ф.И.О. учителя: Кадинская Н.В.Тема урока: Развитие грамматических навыков: Past Simple.Тип урока: Комбинирование.Цель урока: Развивать грамматические навыки устной и письменной речи.Задачи уро...

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс.

Технологическая карта к уроку Класс насекомые. Биология 7 класс по ФГОС второго поколения....