Урок по теме "Серная кислота"
методическая разработка по химии (9 класс) по теме
Урок построен на базовых знаний учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации на примере разбавленной серной кислоты. А так же изучении характерных свойств концентрированной серной кислоты, обусловленные наличием в её составе серы высшей степени окисления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по теме "Серная кислота" | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме
«Серная кислота и ее соли»
Цели: Конкретизировать общие знания учащихся о свойствах кислот в свете теории электролитической диссоциации на примере разбавленной серной кислоты.
Выявить характерные свойства концентрированной серной кислоты, обусловленные наличием в её составе серы высшей степени окисления. Закрепить знания учащихся об окислительно-восстановительных реакциях на примере свойств концентрированной серной кислоты. Совершенствовать умения учащихся работать с лабораторным оборудованием и реактивами.
Задачи урока:
Образовательные:
- актуализировать и обобщить знания учащихся о кислотах на примере серной кислоты
- рассмотреть ее физические свойства и специфические химические свойства в свете окислительно-восстановительных реакций.
Развивающие:
- развить навыки составления уравнений химических реакций;
- логическое мышление и память учащихся;
- совершенствовать умения доказывать, сравнивать.
Воспитательные:
- установление межпредметных связей;
- повышение интереса к предмету;
- воспитание внимательности, аккуратности при написании уравнений реакций;
- способствовать воспитанию экологической культуры учащихся, стремлению соблюдать технику безопасности.
Методы: проблемные, поисковые, лабораторная работа, самостоятельная работа учащихся.
Оборудование: ТСО, презентация по теме "Серная кислота ", учебник О.С. Габриеляна "Химия. 9 класс, микролаборатории для учащихся
План урока
- Мотивация и актуализация
- Изучение нового материала с элементами лабораторной работы
- Рефлексия
- Домашнее задание
I. Мотивация и актуализация
Вступительное слово учителя.
У: Вчера после ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ в классе на столе осталось мокрое полотенце, как обычно я его повесила сушиться на батарею и посмотрите, что случилось с ним сегодня утром, когда оно высохло. Что же могло случиться с полотенцем, от чего могли появиться эти дыры?
Р: Дырки на полотенце после высыхания могло оставить только одно вещество - серная кислота.
У: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с этим веществом хулиганом, которое вам известно под названием серная кислота. Но, для того чтобы начать говорить об этом веществе, нам необходимо поставить на урок цель.
Р: Цель урока: познакомиться с основными свойствами серной кислоты и областями ее применения?
У: Для того чтобы достичь, поставленную цель нам нужно как обычно составить план сегодняшнего урока, давайте вместе спланируем урок.
Ребята составляют план:
- Строение серной кислоты (Состав, формула, классификация)
- Физические свойства и техника безопасности при работе с кислотами
- Химические свойства серной кислоты
- Соли серной кислоты
- Применение серной кислоты
II. Изучение нового материала
1. Строение серной кислоты
У: Я растворю любой металл.
Меня алхимик получал
В реторте глиняной простой.
Слыву я главной кислотой...
Серная кислота, какая она? Что из себя представляет серная кислота, какова ее молекулярная формула?
Р: H2SO4
У: Определим степень окисления каждого элемента в молекуле серной кислоты
Р: +1, +6, -2
У: С молекулярной формулой разобрались, а какая она эта серная кислота?
Р: Сильная,
Двухосновная,
Кислородсодержащая,
Нелетучая,
Стабильная
У: С классификацией разобрались, но все же какая она? Переходим к физическим свойствам, но для того чтобы ответить на вопрос какая кислота послушай те стих
- Физические свойства
У: В королевстве одном жила кислота
И была в ней особенная красота.
И тучна, и вязка, масляниста бесцветна.
И по запаху вовсе совсем не приметна.
Но жадна, агрессивна, ворчлива, упряма.
И воды выпивала как бездонная яма.
Учащиеся выделяют физические свойства серной кислоты
Р: (Бесцветная маслообразная жидкость пл. 1,859 г/см3, конц. H2SО4 жадно поглощает влагу и является отличным осушителем. Смешивается с водой в любых соотношениях.
У: Вот такая она серная кислота очень, очень своеобразная и очень уж она привыкла к особенному обращению с ней. Давайте рассмотрим правила техники безопасности при работе с серной кислотой.
Р: Работаем очень аккуратно, при поливании раствора серной кислоты на руку, нужно немедленно смыть большим количеством воды и обработать раствором соды
У: С серной кислотой надо обращаться очень аккуратно, А как правильно готовить раствор серной кислоты? Для того чтобы ответить на этот вопрос воспользуемся анимацией.
Учащиеся смотрят анимацию и отвечают
Р: При приливании серной кислоты в воду происходит сильное разогревание жидкости, столбик термометра поднимается, образуется раствор серной кислоты. Но если приливать наоборот воду в серную кислоту, то вода, соприкасаясь с серной кислотой, вскипает и происходит выброс, это очень опасно.
У: Ну что с физическими свойствами мы познакомились правила техники безопасности вспомнили.
- Свойства серной кислоты
У: А теперь пора приступить к изучению химических свойств серной кислоты и как говорил Д. И. Менделеев «Опыт - единственно верный путь спрашивать природу и слышать ответ в ее лаборатории»
Сейчас в течение 5 минут вы самостоятельно в микрогруппах вспомните и проведете реакции характерные для серной кислоты, и затем каждая группа отчитается по своему свойству перед всеми.
Работа в группах:
Инструкционная карта
Группа 1 Серная кислота - сильный электролит. Ход работы В три пробирки поместите по 1 мл раствора серной кислоты В первую пробирку добавьте раствор индикатора лакмуса, Во вторую метилового оранжевого, В третью индикатора фенолфталеина Отчет
Сделайте вывод: 1. Какой ион при диссоциации серной кислоты способствует изменении окраски индикат. 2. Какие соли способна образовывать серная кислота? | Группа 2 Взаимодействие серной кислоты с металлами Ход работы: Приготовьте две пробирки. В первую поместите немного меди, во вторую гранулу цинка прилейте в обе пробирки по 1 мл серной кислоты. Отчет 1. Запишите уравнение реакции между металлами серной кислотой в молекулярном ионном полном и сокращенном видах Сделайте вывод:
| Группа 2 Взаимодействие серной кислоты с металлами Ход работы: Приготовьте две пробирки. В первую поместите немного меди, во вторую гранулу цинка прилейте в обе пробирки по 1 мл серной кислоты. Отчет 1. Запишите уравнение реакции между металлами серной кислотой в молекулярном ионном полном и сокращенном видах Сделайте вывод:
|
Группа 4 Взаимодействие серной кислоты с основаниями Ход работы В пробирку поместите 1 мл гидроксида натрия, добавьте 1 каплю фенолфталеина и прилейте 1 мл раствора серной кислоты, Отчет Запишите уравнение реакции между гидроксидом натрия и серной кислотой в молекулярном ионном полном и сокращенном видах Сделайте вывод:
| Группа 5 Взаимодействие с солями слабых кислот Ход работы В пробирку поместите 1 мл карбоната натрия, и прилейте 1 мл раствора серной кислоты. Отчет Запишите уравнение реакции между карбонатом натрия и серной кислотой в молекулярном ионном полном и сокращенном видах Сделайте вывод:
| Группа 6. Качественная реакция на ион SO4-2 Ход работы Приготовьте две пробирки. В первую пробирку поместите 1 мл раствора серной кислоты, а во вторую раствор сульфата цинка. В каждую пробирку прилейте по 1 мл раствора хлорида бария. Отчет Запишите уравнение реакции между хлоридом бария и серной кислотой, в молекулярном ионном полном и сокращенном видах Сделайте вывод:
|
Учащиеся делают отсчет по проведенной работе.
4. Специфические свойства серной кислоты
У: Итак, общие свойства кислоты мы изучили, но серная кислота не была бы серной кислотой если бы не имела своих специфических свойств.
Прежде чем говорить о серной кислоте давайте еще раз на нее взглянем, какую степень окисления проявляет в серной кислоте атом серы +6, способна ли сера изменять свою степень окисления в химических реакциях?
Р : Да
У: До какой степени окисления может измениться степень окисления +6
Р : До +4, 0,-2. Значит, какие свойства для кислоты будут характерны ?
Р: Окислительные
У: Рассмотрим окислительные свойства серной кислоты по атому серы.
1. Концентрированная серная кислота взаимодействует с металлами
У: Взаимодействует как с активными металлами, так и с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов после водорода (Cu, Hg, Ag). В ходе этих реакций образуется не водород, а H2S, S или SO2 в зависимости от концентрации кислоты и от положения металла в ряду напряжений. Рассмотрим видео ролик этой реакции.
Ребята смотрят видео ролик
Запишите уравнения реакции между серной кислотой и медью
Ребенок посильней выходит к доске и составляет уравнение реакции.
У : Но здесь кислота не всесильна концентрированная кислота не реагирует со многими металлами при обычных условиях (Fe, Cr, Au, Pt, Al)- она их пассивирует, т.е образует на поверхности металла, толстую оксидную пленку.
У: Вопрос один из заводов по производству серной кислоты находиться в саратовской области в городе Балаково, из чего необходимо изготовить ж/д цистерну, чтобы доставить концентрированную кислоту в пензенскую область ?
Р: Из Fe, Cr, Al
- Серная кислота обугливает органические вещества, лучинки, бумагу, сахарозу и др органические вещества, вследствие высокой гидроскопичности
У: А что такое гидроскопичность
Рассмотрим видео ролик
Ребята рассматривают ролик.
У: Так почему же на моем полотенце остались эти ужасные дырки? Но ведь мы не работали вчера с концентрированной серной кислотой.
- Соли серной кислоты
У: Серная кислота такая удивительная ее называют хлебом химии, а как вы думаете почему?
Р: Имеет широкое применение, но самое главное образует огромное количество солей
У: Какие соли образует серная кислота
Р: Сульфаты и гидросульфаты
У: Самые известные нам соли
Медный купорос
Железный купорос
Глауберова соль
Гипс
У: Ну, вот и подошел к концу наш с вами урок знакомство с серной кислотой, но прежде чем попрощаться подведем итоги
Выставление оценок:
Оценки получают, те учащиеся, которые выходили к доске представители групп, активные участники урока.
III. Рефлексия
У: Закончить предложение. (Только одно, любое).
На уроке самым интересным было…
На этом уроке я научился (научилась)…
Я считаю полезным…
Самым скучным было…
Я буду вспоминать о…
Теперь бы я хотел (а) узнать о…
IV. Домашнее задание
- В тетради изобразить в виде рисунка, схемы области применения серной кислоты.
- Составить цепочку превращений на 10 уравнений реакции по теме сера и ее соединения: (включающую химические свойства серы, оксидов серы (IV, VI) , сероводорода и серной кислоты) и осуществить ее
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по теме кислоты
разработка урока с картой химического путешествия...
урок по теме: " Кислоты"
урок- путешествие и повторением и закрепление номенклатуры и свойств кислот....
Конструкт урока Химические свойства кислот
Конструкт урока составлен по новым ФГОС...
Инструкционные карты к уроку Химические свойства кислот
Инструкционные карты , рабочие карты, оценочные карты для урока Химические свойства кислот 8 класс...
Раздел: Карбоновые кислоты. Тема урока: Представители карбоновых кислот вокруг нас. Химия 10 класс
Урок химии на тему "Представители карбоновых кислот вокруг нас" ориентирован на изучение программного материала в 10 классе по курсу Органической химии. Может быть использован как для общеобразов...
Конспект фрагмента урока по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями"
Материал содержит подробный план-конспект фрагмента урока химии в 8 классе по теме "Кислоты. Соли. Ознакомление с важнейшими кислотами и их солями". Изучение состава кислот и солей проводится в форме ...
Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ Тема урока: « Химические свойства кислот с позиции теории электролитической диссоц
Урок по химии в 8 классе учитель МКОУ Куликовская ООШ...