Обобщение знаний по курсу органической химии.
план-конспект урока по химии (11 класс) по теме

Чернина Елена Николаевна
: Обобщить и закрепить знания учащихся о классах органических веществ, их составе, строении, свойствах, применении, о причинно-следственной связи между химическими свойствами и применением, а также о генетической взаимосвязи органических веществ. Воспитывать умения работать в группе, ответственность за результат своей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchayushchiy_urok_po_organicheskoy_himii.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обобщение знаний  по курсу  органической химии.

Тип урока: Обобщающий.

Форма урока: интеллектуальная игра.

Форма организации познавательной деятельности учащихся: групповая, парами и индивидуальная.

Технология: игровая,  тестирование с использованием ИКТ, работа с интерактивной доской.  

Общая дидактическая цель: создать условия по обобщению учебной информации по теме урока, проверки уровня системы  ЗУН

Развивающая цель: владение основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы,  просматривать причинно-следственные связи, классифицировать и систематизировать учебный материал.

Воспитательная цель: способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитие кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.

Основная цель урока: Обобщить и закрепить знания учащихся о классах органических веществ, их          составе, строении, свойствах, применении, о причинно-следственной связи между химическими свойствами и применением, а также о генетической взаимосвязи органических веществ. Воспитывать умения работать в группе, ответственность за результат своей работы.

Оборудование: интерактивная доска

                      карточки- задания

Ход урока: 

1) Организационный момент (слово учителя, мотивация и целеполагание. Инструктаж о порядке работы групп под девизом «Один за всех и все за одного»)

2)Тестирование.

3) Игра. Класс делится на три группы:

1 группа: «Углеводороды»        2группа: «Кислород-        3 группа: «Азотсодержащие

      содержащие                       органические        

      органические                       вещества»        

                                                                 вещества»

Алканы.                                     Спирты.                              Амины.                

Циклоалканы.                            Альдегиды.                             Аминокислоты.        

Алкены.                                   Карбоновые кислоты.             Гетероциклические

Алкадиены.                                   Сложные эфиры.                   соединения.        

Алкины.                                   Жиры.                                  Нуклеиновые                 

Арены                                          Углеводы.                            кислоты.

                                                                            Белки.

Цель каждой группы быть активными и выиграть, оцениваются ответы в группе самими учащимися по оценочному листу в котором выставляют балы каждому члену группы, в ходе работы учитывается правильность ответов, их глубина и скорость.

Конкурсы:

1 Тестирование – индивидуальная работа

2 «Великолепная семерка» - групповая работа        

  На доску выводятся формулы веществ. Игрокам необходимо отобрать 7 карточек с формулами веществ своих классов и дать названия веществам. На примере одной формулы рассказать о взаимном влиянии атомов и групп атомов друг на друга в веществе.

3 «Давай пожмем друг - другу руки» - работа парами.

 Каждая команда выдает другой команде карточку с цепочкой превращений о своих классах. Исправление ошибок и дополнение делает команда, выдавшая карточку.

4 «Реши задачу» - групповая работа.

 Обмен карточками с задачами.

 Задачи: 1) Определение формулы по продуктам горения вещества.

          2) На избыток и недостаток, и выход продукта. 3) На смеси органических веществ.

Выводы:

1 По свойствам данного вещества можно определить строение его молекулы, а по строению предвидеть свойства.

2 От химических свойств  веществ зависит их применение в народном хозяйстве.

3 Атомы и группы атомов в молекулах веществ взаимно влияют друг на друга.

4 Основные классы органических веществ связаны между собой генетическими связями.

Подведение итогов. Выставление оценок.

Рефлексия:

Какой конкурс был более интересен?

Что помогло выиграть?

Что послужило препятствием к победе?

Что вызвало затруднения?

Конкурсы:

1 задание:

1 группа. С5Н12; С3Н62Н4; СН2=СН-СН=СН2; С6Н6; С6Н5-СН3; СН=С-СН3.

2 группа. СН3ОН; СН3СОН; СН3-СН2-СН2-СООН; С6Н12О6; СН3-С-О-С2Н5;

         اا

        О

                СН2-ОН                            СН2-О-С-С17Н35                               

               ا                         ا

               СН2-ОН;                     СН-О-С-С17Н35

                ا                        ا        

              СН2-ОН                                 СН2-О-С-С17Н35

3 группа. СН3-NH-C2H5; NH2-CH2-CH2-COOH; NH2-CH2-C-N-CH2-COOH;        

                         اا   ا

               О Н        

 C6H5-NH2; CH3-N-CH3;  

      ا

        СН3

        

2 задание:

 1 группа. СН4→ СН3Вr→C2H6→ C2H4→ C2H2→C6H6→C6H5NO2

2 группа. СН4→ С2Н2→ СН3СОН→ С2Н5ОН→ СН3СООН→ СН3-С-О-С3Н7

        اا

        О

3 группа. С2Н2→ С6Н6→ С6Н5NO2→C6H5NH2

        

        CH3COH→ CH3COOH→ Cl-CH2-COOH→ NH2-CH2-COOH

3 задание:

1 группа. Смесь объемом 0,8л этана и этена (н.у.) обесцветила  200г бромной воды с массовой долей брома 1,6%. Определите объемную долю (в %) каждого газа в смеси.

2 группа. При взаимодействии 4,8г метанола и 7,2г уксусной кислоты получили 7,4г сложного эфира. Рассчитайте массовую долю (в %) выхода эфира.

3 группа. При сжигании органического вещества массой 9г образовалось 17,6г углекислого газа, 12,6г воды и азот. Относительная плотность вещества по водороду

равна 22,5.  Определите молекулярную формулу вещества и составьте структурную формулу.

                

Оценочный лист.

№п/п

I группа

классификация

орган. в-в

цепочки превращений

решение задач

1

2

3

4

5

6

IIгруппа

1

2

3

4

5

6

IIIгруппа

1

2

3

4

5

6

Функциональные группы:

ОН – гидроксильная группа

С = О – карбонильная группа

 ا

   

С- Н – альдегидная группа

С – ОН – карбоксильная группа

С- О- С – эфирная группа (простые эфиры)

С – О – С – сложноэфирная группа

Общие формулы классов:

алканы        CnH2n +2               циклоалканы и алкены   CnH2n  

алкины и алкадиены   CnH2n-2    арены  CnH2n-6

спирты и простые эфиры CnH2n+2O

альдегиды и кетоны  CnH2nO

фенолы ArOH           углеводы Cn(H2O)m

карбоновые кислоты и сложные эфиры  Cn H2nO2

Выводится на интерактивную доску:

С5Н12;  СН3ОН;   СН3-NH-C2H5;  С3Н6;  СН3СОН;  NH2-CH2-CH2-COOH;  С2Н4;                
СН3-СН2-СН2-СООН;     NH2-CH2-C-N-CH2-COOH;
         СН2=СН-СН=СН2;
         
                                                  اا   ا
                                                         О Н        
С6Н12О6;  
C6H5-NH2;    С6Н5-СН3;                     СН3-С-О-С2Н5;           С6Н6;          
                                                                   
      اا
                                                                        О
     
        
        
                                                   
CH3-N-CH3;                                                                                                                  
 
      ا
     
СН3                                                                                                                                                                                                                                                                                                        
                                                               
               СН2-ОН                СН2=СН-СН3.
 
             ا                         
             
СН2-ОН;                     
               
ا
ا            
 СН2-ОН                                 
        

         
        
               

        
СН3-СН2-О-СН2-СН3 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Повторение и обобщение темы"Неорганическая химия 11класс"

Класс: 11Цели урока:1. Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ.Подготовка к ЕГЭ.2. Развивающая:Развитие логического мышления (на основе усв...

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии».

Обобщение педагогического опыта учителя химии и биологии «Использование приемов и методов современных образовательных технологий для развития личности учащихся на уроках химии»....

обобщение по органической химии (подготовка к ЕГЭ)

Тестовые задания для подготовки к ЕГЭ по теме:"обобщение по органической химии"...

Многовариантные тематические тесты по разделу "Повторение и обобщение знаний по химии" для 9 класса

Представлены 8 тематических тестов по 12 вариантов. Каждый из тестов расчитан на 15 минут времени. При печати индивидуальное задание имеет размер А5, на странице предесмотрено место для Фамилии и Имен...

Обобщение опыта работы учителя химии по теме "«Проектная деятельность на уроках химии»

Стратегия современного образования заключается в том, чтобы предоставить возможность всем, без исключения, учащимся проявить свои таланты, творческий потенциал и реализовать свои личные планы.Наиболее...

Обобщение знаний по химии за курс 8-9 классов

Предлагаю вашему вниманию три рабочих листа, которые давно использую в работе в 9 классе в конце учебного года, в теме "Обобщение и систематизация знаний по химии за курс 9 класса".Данные пе...