«Повторение и обобщение темы"Неорганическая химия 11класс"
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Трушалиева Сания Раскалиевна

Класс: 11

Цели урока:

1. Образовательная:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ.
  • Подготовка к ЕГЭ.

2. Развивающая:

  • Развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно – следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
  • Развитие представлений учащихся о единой природе и взаимосвязи классов неорганических веществ.

3. Воспитательная:

  •  Воспитание в учащихся средствами урока уверенности своих силах.
  •  Воспитание настойчивости в учебе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  • Повторить и закрепить знания учащихся о классах неорганических веществ, их  химических свойствах, взаимосвязи между представителями этих классов.

2. Развивающие:

  • Развитие умений и навыков  обучающихся на основе знаний о свойствах веществ составлять генетические ряды для металлов и неметаллов, проследить  взаимосвязь между классами неорганических соединений
  • Развитие умений применять полученные знания при решении типовых тестовых заданий по химии для учащихся 11 кл

3. Воспитательные:

  • Воспитание дисциплинированности, взаимопомощи.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: Урок – обзор.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

План – конспект урока по химии

в 11 классе МБОУ СОШ  с.Луков Кордон

«Повторение и обобщение

темы «Неорганическая химия»

учитель: Трушалиева С.Р.

Тема: Повторение и обобщение темы «Неорганическая химия»

Класс: 11

Цели урока:

1. Образовательная:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о классификации неорганических веществ.
  2. Подготовка к ЕГЭ.

2. Развивающая:

  1. Развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно – следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
  2. Развитие представлений учащихся о единой природе и взаимосвязи классов неорганических веществ.

3. Воспитательная:

  1.  Воспитание в учащихся средствами урока уверенности своих силах.
  2.  Воспитание настойчивости в учебе.

Задачи урока:

1. Образовательные:

  1. Повторить и закрепить знания учащихся о классах неорганических веществ, их  химических свойствах, взаимосвязи между представителями этих классов.

2. Развивающие:

  1. Развитие умений и навыков  обучающихся на основе знаний о свойствах веществ составлять генетические ряды для металлов и неметаллов, проследить  взаимосвязь между классами неорганических соединений
  2. Развитие умений применять полученные знания при решении типовых тестовых заданий по химии для учащихся 11 кл

3. Воспитательные:

  1. Воспитание дисциплинированности, взаимопомощи.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: Урок – обзор.

Методы и методические приемы:

  1. Словесный – диалог, интенсивный опрос.
  2. Наглядный – опорные схемы «Классификация неорганических веществ», «Электрохимический ряд напряжений металлов», дидактические карточки, таблицы, ПСХЭ.
  3. Видеометод – использование презентации.
  4. Активные методы: а) игровой момент - раскрытие практической значимости темы.

      6. Работа с книгой

Оборудование для учителя:

  1. ПСХЭ
  2. ПК, проектор
  3. Презентация

Оборудование для учащихся:

  1. Опорные схемы «Классификация неорганических веществ», «Электрохимический ряд напряжений металлов».
  2. Дидактические карточки с тестами из КИМ 2011, химия 11кл

Литература для учителя:

  1. Учебник «Химия 11 класс» профильный уровень, Дрофа, Москва, 2006г
  2. Учебник «Химия 11 класс» базовый уровень, Дрофа, 2007г
  3. Поурочное планирование по химии (к учебнику О.С.Габриеляна, Г.Г.Лысовой «Химия 11 класс», А.А.Дроздов. Издательство «Экзамен», М.,2006г
  4. Книга для учителя «Химия 11 кл. Профильный уровень» часть 2. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова, А.Г.Введенская. Дрофа, Москва, 2009г.
  5. «Дидактический материал химия 10-11», А.М.Радецкий,  «Просвещение», 2011г.
  6. «Химия ЕГЭ 2011» типовые тестовые задания, Ю.Н.Медведев, издательство «Экзамен», Москва, 2011г.

Литература для учащихся:

  1. Учебник «Химия 11 класс» профильный уровень, Дрофа, Москва, 2006г
  2. Учебник «Химия 11 класс» базовый уровень, Дрофа, 2007г
  3. «Химия ЕГЭ 2011» типовые тестовые задания, Ю.Н.Медведев, издательство «Экзамен», Москва, 2011г.

Ход урока.

1. Организационный момент.

(Цель: Психологический настрой учащихся, обеспечение нормальной обстановки на уроке)

  1. Предварительная организация класса – проверка принадлежностей.
  2. Готовность учителя  к уроку.

2.Актуализация знаний.

1) Формулировка цели урока.

2) Создание учебно – проблемной ситуации.

Из курса изученного вы знаете, что все существующие в мире вещества делятся на органические и неорганические. Это простейшая классификация веществ. В свою очередь неорганические вещества подразделяются на составляющие классы. Начнем с ХЭ.

 Вопрос:

Положение Ме и Неме в ПСХЭ. (ответы учащихся)

Итак, все вещества в природе делятся на соединения Ме и Неме.

3.Обобщение и систематизация знаний. 

Интенсивный опрос по опорной схеме «Классификация неорганических веществ» Вопросы:

1) Какие бывают вещества?

2) На какие классы делятся простые вещества?

3) На какие классы делятся сложные вещества?

4) Какие вещества называются оксидами?

5) На какие группы делятся оксиды?

6) В чем сходство и различие по составу кислотного и основного оксида? Приведите примеры.  

7) Что называется кислотами?

8) Как они классифицируются:

а) по составу.

б) по числу атомов водорода в кислоте

9) Что называется основаниями?

10) Как они классифицируются:

а) по растворимости в воде,

б) по количеству гидроксильных групп.

11) Что называется солями, классификация?

Опорная схема «Классификация неорганических веществ»

 (слайд2)

Сегодня объект нашего внимания – химические свойства неорганических веществ.  Вспомним, какие свойства характерны представителям перечисленных выше классов. Кроме того, нам необходимо проследить генетическую связь между классами неорганических соединений.

Химический диктант.

Вам даны формулы  веществ:

I

II

III

IV

Ответы уч-ся:(+) - да

HCI

Na2O

CO2

KOH

                          (-) – нет

1. Взаимодействует с водой с образованием кислоты?

2. Взаимодействует с водой с образованием щелочи?

3. Взаимодействует с кислотами с образованием соли и воды?

4. Взаимодействует с основаниями с образованием соли и воды?

5. Взаимодействует с кислотными оксидами с образованием соли?

6. Взаимодействует с основными оксидами с образованием соли и воды?

7. Взаимодействует с амфотерным гидроксидом с образованием соли и воды?

8. Вступает в реакцию нейтрализации?

9. Взаимодействует с солями в том случаи, если один из продуктов реакции выпадает в осадок?

10. Водный раствор изменяет окраску индикаторов: фенолфталеин - малиновый.

Слайд 3 (правильные ответы)

 

Самостоятельная работа по генетической связи веществ, которая состоит из двух этапов.

I ЭТАП:

1 вариант:

Составить схему генетической связи веществ, начиная с металлов.

(металл → основный оксид → основание → соль Ca3 (PO4)2)

2 вариант:

Составить схему генетической связи веществ? начиная с неметаллов.

(неметалл→ кислотный оксид → кислота → соль Ca3 (PO4)2)

Слайд 4.

II ЭТАП:

Два ученика (у доски) по данным схемам пишут уравнения реакции для превращения «металл----> основный оксид», «кислота----> соль»  и определяют их тип.

2Ca˚ + O2 ˚ =  2Ca+2O-2        /ОВР

Ca˚ - 2 e --->Ca+2      восстановитель

O2 ˚ + 2e --->O-2        окислитель

2H3 PO4 +3Ca(OH)2 ---> Ca3 (PO4)2!  + 6H2O                  /р.и.о.

             3Ca2+  + 2PO43+----> Ca3 (PO4)2!  

III ЭТАП:

Задание из ЕГЭ (часть А, з.13)

Для осуществления превращений в соответствии со схемой: СО2---->Х---->У---->СО2

необходимо последовательно использовать:

  1. Са(ОН)2, Na2CO3, HCl
  2.  Са(ОН)2, HCl, СаСО3
  3. Na2O, CaCl2,  HCl
  4. Mg, HCl, СаСО3

Активная минутка (практическая значимость темы)

Необходимо дать рецензии на следующие отрывки из произведений.

1). …А знаете, товарищи, - объявил он, - эти статуи кто – то облил уксусной кислотой. Кислота разъела гипс, и он за ночь отвалился.

Объяснение было правдоподобно.

                                                            (М.Кравцов. Зашифрованный план)

Насколько правдоподобно объяснение? Дайте обоснованный ответ.

2) Часто в разговорной речи можно услышать специальные термины, в том числе и химические. В качестве примера приведем фрагмент из романа В.Дудинцева «Белые одежды».

- Так ты ж врешь все, врешь. Ты ж не как  люди. На тебя самого нужно капать индикатором. Фенолфталеином. Покраснеешь ты или посинеешь… И,  потом, надо ж еще подобрать этот индикатор.

Правильно ли употреблено здесь слово «индикатор»? Какой смысл автор романа вложил в этот термин? Какая химическая ошибка здесь допущена? 

Задания из ЕГЭ.

  1. Оксид хрома (III) может реагировать с:

1)углеродом и оксидом кальция

2)углеродом и водой

3)водой и оксидом серы(VI)

4)гидроксидом калия и водой

  1. Как правило, хорошо растворимы все соли:

1)кальция

2)магния

3)азотной кислоты

4)фосфорной кислоты

  1. Наибольшую химическую активность имеет

1)сера

2)хлор

3)бром

4)иод

  1. В реакцию с раствором гидроксида кальция вступает каждое из двух веществ:

1)углекислый газ и хлорид меди (II)

2)оксид меди (II) и соляная кислота

3)азотная кислота и хлорид натрия

4)гидроксид алюминия и нитрат калия.

5. Углекислый газ не выделяется при прокаливании

1)малахита

2)мрамора

3)аммиачной селитры

4)карбоната аммония

6. Установите соответствие между формулой соединения и классом, к которому оно принадлежит.

ФОРМУЛА СОЕДИНЕНИЯ                                    КЛАСС СОЕДИНЕНИЙ

А) KНCO3                                                                                                    1)средние соли

Б)( CuOH)2CO3                                                                                          2)кислые соли

В) Zn(OH)2                                                                                                    3)основные соли

Г) HCOOH                                                                   4)амфотерные гидроксиды

                                                                                      5)основания

                                                                                      6)кислоты

А

Б

В

Г

Ответы на слайде 5 (1-1, 2-3, 3-2, 4-1,5-3,6-2346)

4.Подведение итогов. 

Рефлексия. Объявление оценок за урок.

5.Домашнее задание. 

В учебнике стр.204, задания №3, 4

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Глагол" в 4 классе.

Конспект урока  для обобщения и систематизации знаний о глаголе...

План-конспект урока-экскурсии в музей русского языка Тема: «Удивительное наречие». ( повторение и обобщение темы «Наречие»).

В данной работе представлен материал, который поможет ученикам обобщить знания, полученные в ходе изучения темы "Наречие"....

Методические указания по проведению практических работ по неорганической химии (11класс)

Материал предложенного пособия можно использовать при проведении практических работ по неорганической химии в профильных классах или на факультативных занятиях....

Многовариантные тематические тесты по разделу "Повторение и обобщение знаний по химии" для 9 класса

Представлены 8 тематических тестов по 12 вариантов. Каждый из тестов расчитан на 15 минут времени. При печати индивидуальное задание имеет размер А5, на странице предесмотрено место для Фамилии и Имен...

Конспект урока по теме "Повторение и обобщение темы "Имя числительное"

Материалы открытого урока по теме "Повторение и обощение "Имя числительное" в рамках предметной недели русского языка: конспект урока, презентация, приложения.Методические материалы уро...

Открытый урок по геометрии в 9 классе по теме: Повторение и обобщение темы «Площади фигур» Подготовка ОГЭ

Тема урока: Повторение и обобщение материала по теме «Площади фигур» Цель  урока:  создать условия для развития умений вычислять площади фигур, применяя известные свойс...