Обобщение знаний по химии за курс 8-9 классов
методическая разработка по химии (9 класс)

Реклайдис Светлана Валерьевна

Предлагаю вашему вниманию три рабочих листа, которые давно использую в работе в 9 классе в конце учебного года, в теме "Обобщение и систематизация знаний по химии за курс 9 класса".

Данные печатные материалы помогают организовать рабочее время урока, структурируют урок, у обучающихся появляется четкое понимание того, что, как и зачем они делают на уроке.

Созданы материалы давно, опробированы в течение последних 7 лет. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение по теме  КЛАССИФИКАЦИЯ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

I.  Проверочная работа.

     1). Химический диктант: выберите из продиктованных утверждений те, которые соответствуют вашему заданию.

     2). Опишите предложенную химическую реакцию:

           а). Cu(OH)2 → CuO  +  H2O

           б). SO2  +  O2 ↔  SO3

           в).  NaOH  +  HCl → NaCl  +  H2O

           г). CaCO3 →  CaO  +  CO2

           д).  HCl  +  Mg →  MgCl2 +  H2

           е).  C2H4  +  HCl  →  C2H5Cl

II.  Классификация – это объединение определённых объектов в группы по одному или нескольким признакам.

     Признак, по которому проводят классификацию, называют его основанием, в нашем случае – это химический состав вещества.

III.  Классификация веществ по составу:                                                                                  

                   

        

IV. Классификация оксидов:

Основание классификации

Типы оксидов

Примеры

формул

веществ

V.  Классификация солей

Основание классификации

Типы солей

Примеры

формул

веществ

Химические

свойства

Нес……….щие

Состав

К…..

С……….щие

?

С……

?

О…….

?

Д……

Комплексные

Агрегатное

состояние

Г

Растворимость

в воде

?

Ж

?

Т

VII. Классификация кислот

Стабиль

ность

?

?

VI.     Классификация оснований      

Основание классификации

Типы оснований

Примеры

формул

веществ

Основание классификации

Типы кислот

Примеры

формул

веществ

Кислотность

О

Наличие кислорода

К

Д

Б

Т

Основность

О

Степень Э.Д.(α)

Си

Д

Сл

Т

Растворимость

?

Растворимость

?

?

?

Стабильность

?

Степень Э.Д. (α)

Си                  (α→1)

?

Сл                  (α→0)

VIII.  Опишите вещество:

Стабильность

?

а). CaCO3

г). HCl

?

б). SO3

д).  СО

Летучесть

?

в).  NaOH

е).  CaO

?



Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ по теме «Строение атома. Строение вещества»

I.                                                                        Строение атома….

  • Свободные атомы?
  • Почему атомы связываются друг с другом?

II.                                                                 Виды химической связи

Виды

Химической

 связи

Признаки сравнения видов химической связи

Природа связанных химических элементов

Вид связываемых частиц

Механизм образования связи

Примеры

формул

веществ

ИОННАЯ

КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ

КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ

МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ

Вопросы (устно):

  1. Что общего у металлической связи и ковалентной?
  2. Что общего у металлической связи и ионной?
  3. Что общего у всех видов химической связи?

III.                                            Задание для самостоятельного выполнения:

     Установите соответствие между видом химической связи и формулой вещества.

Ключевое слово:

одно из слов, входящих в название бинарного соединения, содержащего кислород в степени окисления -1.

Вид связи

KF

S8

SO2

Mg

Na2O

Cu

OF2

H2

К.Н.С.

Г

П

К

О

Д

А

В

Е

И.С.

Р

Ы

Л

Б

О

А

У

Й

М.С.

Я

Ч

Т

К

Ь

С

Б

Ц

К.П.С.

Ж

Т

И

Д

Р

Ф

Д

Х

IV.                                                                  Классификация веществ…

                           ВЕЩЕСТВА                                                                                      ВЕЩЕСТВА      

Молекулярные                   Немолекулярные                                         Аморфные                        Кристаллические

_____________                   _________________                                  _______________          _____________________  

V.                                                               Типы кристаллических решёток.

Тип

кристаллической

решётки

Виды

частиц

в узлах решётки

Тип

связи

между частицами

Примеры

веществ

Физические

свойства

веществ

ИОННАЯ

АТОМНАЯ

МОЛЕКУЛЯРНАЯ

МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ

Вид связи

KF

S8

SO2

Mg

Na2O

Cu

OF2

H2

К.Н.С.

Г

П

К

О

Д

А

В

Е

И.С.

Р

Ы

Л

Б

О

А

У

Й

М.С.

Я

Ч

Т

К

Ь

С

Б

Ц

К.П.С.

Ж

Т

И

Д

Р

Ф

Д

Х

Вид связи

LiCl

P4

SO3

Hg

Cu2O

Na

HNO2

O3

К.Н.С.

Г

А

К

К

Л

Ш

В

Н

И.С.

Р

В

Л

Р

И

В

У

Й

М.С.

Т

Ч

Т

Д

Ь

Г

Б

Х

К.П.С.

Б

М

И

З

В

Ц

Д

Б

Вид связи

KF

S8

SO2

Mg

Na2O

Cu

OF2

H2

К.Н.С.

Г

П

К

О

Д

А

В

Е

И.С.

Р

Ы

Л

Б

О

А

У

Й

М.С.

Я

Ч

Т

К

Ь

С

Б

Ц

К.П.С.

Ж

Т

И

Д

Р

Ф

Д

Х



Предварительный просмотр:

ОБОБЩЕНИЕ по теме «Химические реакции»

I.  Проверочная работа по теме  «Строение атома. Строение вещества.»

Верно ли утверждение относительно вашего вещества?

  1. Это вещество – простое.
  2. Оно образовано элементом(тами) неметаллом(лами).
  3. Оно вещество образовано элементом(тами) металлом(лами).
  4. Оно вещество образовано элементом(тами) неметаллом(лами) и металлом.
  5. Оно образовано ковалентной связью.
  6. Оно образовано ионной связью
  7. Оно образовано металлической связью.
  8. В нём имеется одна связь, образованная по донорно-акцепторному механизму.
  9. Это кристаллическое вещество.
  10. Это вещество при нормальных условиях – газ.
  11. Это вещество при нормальных условиях твёрдое.
  12. В этом веществе ионная кристаллическая решётка.
  13. В этом веществе молекулярная кристаллическая решётка.
  14. В этом веществе атомная кристаллическая решётка.
  15. Это вещество – немолекулярного строения.

II. Сущность и признаки химических реакций.

  1. Что такое физическое явление?
  2. Что такое химическое явление?
  3. Чем физическое отличается от химического?
  4. В чём сущность химических реакций с точки зрения строения атома?
  5. Запишите предложенный процесс с использованием электронных формул молекул:

   Хлор  +  Водород  =  хлороводород

  1. Каков(ы)  главный(ые)  итоговый(ые) признак(и) химической реакции?
  • -…
  • -…
  • -…
  • -…
  • -…

III. Классификация химических реакций (заполнить таблицу):

Признак

классификации

Типы реакций

Примеры уравнений реакций

Неорганическая химия

Органическая химия

Число и

состав

исходных и

образующихся

веществ

Соединения

(А  +  В → АВ)

Разложения

(АВ → А  +  В)

Замещения

(АВ + D → A + DB)

Обмена

(АВ+CD→AD+СB)

Направление

реакции

Необратимые

(  ↑,  ↓  или  Н2О)

Обратимые

( )

Изменение

степени

окисления

элементов

не О.В.Р.

(без изм. ст. ок.)

О. В. Р.

(с изм. ст. ок.)

Тепловой

эффект

реакции

Экзотермические

(  +Ԛ )

Эндотермические

( - Ԛ )

Среда

Гомогенные

(однородная)

Гетерогенные

(неоднородная)

Участие

катализатора

Каталитические

Некаталитические

IV.  Опишите реакцию синтеза хлороводорода по всем возможным критериям.

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

   NaI

     F2

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

   Ag

   PH3

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

     Al

    Cr(OH)2

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

     AlCl3

    Li2O

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

    KOH

     I2

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

    H2SO4

      N2

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

    O3

     NH3

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

   BaO

      H2S

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

   HNO3

     CH4

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

   P2O5

    MgO

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Фамилия_____________________________  Верно ли утверждение?

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

Вещество

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10

11

12

13

14

15

    P4

    Fe(OH)3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и  педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и  педагога. Традиционное обучение основано ...

Урок обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» в 6 классе

На современном этапе развития образования требуют переосмысления права и обязанности всех участников педагогического взаимодействия – и ученика, и  педагога. Традиционное обучение основано ...

Соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 8 классе. ЗАО 1С

В помощь учителям химии приводится соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 8 классе....

Соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 9 классе

В помощь учителям химии приводится соответствие содержания мультимедийного диска "1С образовательная коллекция. ХИМИЯ базовый курс 8-9 класс. ЗАО 1С" темам химии, изучаемым в 9 классе....

Многовариантные тематические тесты по разделу "Повторение и обобщение знаний по химии" для 9 класса

Представлены 8 тематических тестов по 12 вариантов. Каждый из тестов расчитан на 15 минут времени. При печати индивидуальное задание имеет размер А5, на странице предесмотрено место для Фамилии и Имен...

Презентация Обобщение и систематизация знаний по химии за курс 8 кл.

Урок повторения по химии 8 класс УМК Рудзитис...