Научить и душой обогреть
методическая разработка по химии (9 класс) по теме

Свинина Лариса Юрьевна

Моя педагогическая философия-научить и душой обогреть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nauchit_i_dushoy_obogret.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научить и душой обогреть – в этом учительской профессии суть.

…Вода бежала, спотыкаясь о камни, бессильно падала в пропасть, выкарабкивалась и снова бежала, - маленький горный ручей, каждой каплей стремящийся к океану. Я спросил у ручья, как дойти мне до океана, не потеряться в пути! Ручей захлебнулся в узкой гранитной расщелине, вышел из камней и сказал: - Ступай за мной! Только помни: путь мой дальний и не лёгкий, не на веселую прогулку я тебя заву.

Я часто вспоминаю эту притчу… Путь  познания – подобен пути ручья. И моё предназначение, как педагога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить достойно встречать преграды и преодолевать их, научить распознавать опасности и уметь себя защитить.

У врача – клятва Гиппократа. У солдата – присяга. А какое обещание дает учитель, выбирая свой путь служения людям?

Почему становятся учителями? Почему я среди всех профессий для себя выбрала профессию учителя? Учителя химии?

Человек становится учителем не после окончания педагогического вуза, а в результате многолетнего общения с учениками.

Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании. Согласны ли мы быть всю жизнь на незаметных, хотя и нужных, ролях?

Учитель – это врач. Но его «пациенты» редко благодарят за « лечение», в общем то не очень и стремятся «лечиться».

Пройдут годы прежде чем « вылеченный», поставленный на ноги. Придет и скажет «спасибо». Но это надо ждать годы.

Пианист в день концерта иногда не ест, ни с кем не разговаривает, молча готовится к свиданию со зрителем, копит своё вдохновение. Хирург перед операцией долго и тщательно моет и без того стерильно чистые руки: он тоже готовится, собирается с силами. А ведь у учителя нет и этих спасательных минут перед уроком. Зажатый заботами классного руководителя, встречей с родителями, школьными звонками, не отдохнув, учитель входит в класс. И сразу же овладевает «и партером, и галеркой». Спадает шумок. Все глаза обращены к нему. В них – ожидание, ожидание действа, готовность к познанию нового, жажда чуда открытия.

На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит детей до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками.

Я делаю все для того, чтобы помочь ученику познать себя, самоопределиться и по возможности самореализоваться, получив возможность раскрыть свои способности, ученики становятся уверенные в себе и в дальнейшем с интересом и увлечением относятся к учебным занятиям.

Сотворчество, сотрудничество… Эти слова для меня однокоренные.

Учить и учиться – вот мой девиз. Учить мыслить, постигать тайны природы и жизни, учить слушать и слышать, смотреть и видеть, говорить и высказываться, а главное – чувствовать. Учиться на ошибках, опираясь на знания и веря в удачу. Идти вперед…

Размышляя о своём жизненном пути, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Наверное, это и есть моя философия, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью педагогического труда, к бесконечной жизни в душах моих учеников. Я не работаю учителем, я живу учителем. Мне нравится быть учителем.

А что значит быть для меня учителем? Не только возможность чему то учить детей, но и каждый день общаться с ними. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о своих учениках. Сопереживать их успехам и неудачам. Нести за них ответственность. Любить… Да для меня «учитель»- не профессия, не общественное положение, не хобби, не работа…

Для меня быть учителем – это значит быть.

Моя первейшая цель, как учителя – выявить задатки каждого ученика. Моя задача – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть и талант. Есть множество способов сделать свои уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, намой взгляд, является вера в себя, вера в свои возможности, вера в своё большое предназначение.

Основой всей моей педагогической деятельности стала необходимость в постоянном совершенствовании. Только хорошо образованный и добрый педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать детей своим делом. Каждый учитель, как мне кажется, должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным. Ломоносова однажды спросили, как удалось ему за немногие, в общем, годы так много сделать. « Я никогда не считал пять минут слишком малым временем»,- последовал ответ. Не претендуя на гениальность великого ученого, я думаю, что срок пять минут урока – тоже не малое время. В современных условиях, когда оббьем необходимых знаний резко и быстро возрастает, уже не достаточно только их усвоение, а важно привить детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, преобразовывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. Пытаясь как можно продуктивнее использовать каждую минуту урока, я стараюсь сделать их не только познавательными, но и интересными, разнообразить задание, применять различные формы и новые технологии. Необходимо формулировать и навык учебного труда, и старательность в учебной работе, а чтобы развить старательность,  необходимо сформировать интерес. Для этого я стараюсь вовлекать каждого в учебный процесс, создавая условия для успеха, движения вперед. Скуки и праздности на уроках нет места. Под влиянием интереса активизируется восприятие, мышления, память, воображения, растет активность на уроке, формируется положительный эмоциональный фон и повышается работоспособность, что отражается и на успеваемости.

        Чего я добиваюсь от своих учеников? – Свободного мышления, умения конструктивно решать проблему, способности к самовыражению. И еще – чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Немного ли это? – Вовсе нет, если хотя бы не мешать, и особенно – если чуть-чуть помочь, если выстаивать учебный процесс, так следуя за естественным ходом восприятия информации ребенком, на основе объективных законов, усвоения и осмысления информации. Естественность – важнейший дидактический принцип, играющий огромную роль в обучении. Доброжелательная и деловая атмосфера на занятиях так же имеет огромное значение.

        Я ни когда не считала себя учителем-предметником. Сегодня для меня более остро встают проблемы процесса взаимодействия учителя и ученика, проблемы учительского профессионализма, проблемы нравственной глухоты подрастающего поколения, вопросы развития компьютерной субкультуры, вопросы сохранения здоровья детей.  

Нельзя относиться к ребёнку как к  средству  достижения своей цели, его нельзя не замечать или игнорировать. с ним нужно общаться на равных, так  как он настоящий, полноправный человек, с которым тебя, учителя, свела судьба из-за формирования личности которого ты в ответе.

Размышляя о своём жизненном пути, я не могу понять - кто я?! я -:ручей: или я-: путь: ?не могу провести грань, когда заканчивается моя работа и начинается личная жизнь? эти  две тропы ,два понятия ,уже не отделимы!  наверное ,это и есть стержень моей жизни, главная моя дорога, мой путь, зовущий и ведущий к счастью педагогического труда, бесконечной жизни в душах моих детей.

 Что школа должна дать ребёнку? На всю жизнь. я запомнила слова героини А.алексина : «он сделал мне самый дорогой подарок- подарил мне себя.» школа должна дать ребёнку возможность самовыражения , самоутверждения. задача задач учителя -в любом ученике увидеть хорошее ,развить его ,показать это хорошее все. подарить самого себя . помочь поверить в свои силы, для каждого найти «слова , исполнённые доброго доверия.»не сумма знания ,а развитие способностей моя цель. для меня главное - золотое сердце и золотые руки, а не золотая голова. талант - удел многих, а сделать сердце и руки добрыми можно уверенно!

Очень важно мне кажется стиль отношений с учениками родителями, коллегами ми, меня окружающими. Если учитель страдает от эмоциональной глухоты ,то и детям приходится не легко.

Очень важно уметь понять ребёнка,  оценить  его состояние, быть с ним искренним. У.В.А Сухомлинского я когда - то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде ,он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать ,он стремиться к замкнутости; если ребёнок растёт в упреках, он учится жить с чувством вины, но , в то же время , если ребёнок растёт в терпимости он  учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалить, он учится быть  благодарным;  если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей ; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире» .эти слова стали для меня  главным ориентиром в учебной и воспитательной деятельности .я всё время пытаюсь оценить на сколько комфортно моим ученикам в школе ,на уроках, создать уютную обстановку в классе, по возможности избегать конфликтных ситуаций , доверять своим ученикам .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе. Научить и душой обогреть.

Профессия учителя - одна из самых ответственных....

Спортивное мини-шоу «Научились Мы - научитесь и Вы»

Популяризация гимнастики среди школьников....

"Научи меня смеяться, спаси мою душу"

Урок по книге Джеймса Крюса "Тим Талер или Проданный смех". Даны материалы к уроку....

Научитесь сами и научите своих детей

Основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте....

СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ «РАДУГА» «НАУЧИЛАСЬ САМА - НАУЧУ СВОЮ БАБУШКУ» Тема: «Изготовление пасхального кулича в технике «айрис - фолдинг»

Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Программа рассчитана на 3 года обу...

Практико–ориентированный проект «Задачи на проценты: научился решать сам, научи друга»

Практико-ориентированный проект "Задачи на проценты" подготовлен учениками 6 класса в процессе изучения темы "Проценты". Им помогали ученики 8 класса при оформлении презентации. Цель: усвоить 3 типа з...