"Научи меня смеяться, спаси мою душу"
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

Урок по книге Джеймса Крюса "Тим Талер или Проданный смех". Даны материалы к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dzheyms_kryus.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Джеймс Крюс

«Тим Талер

или

Проданный смех»

                                                                            «Научи меня смеяться, спаси мою душу»

(материалы к уроку)

? Какое название более точное (есть указание на тему, проблему)

   проданный смех

! Дать толкование слова СМЕХ

 «Смех – выражающие полноту удовольствия, радости, веселья или иных чувств отрывистые характерные звуки, сопровождающиеся короткими и сильными выдыхательными движениями». (С.И. Ожегов «Словарь русского языка» )

«Смех – хохот, невольное, гласное проявление в человеке чувства веселости, потехи, взрыв веселого расположения духа». (В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»)

! Назовите однокоренные слова

Просила приготовить рисунки на эту тему. У кого-то возникают конкретные образы героев, у других вот такие абстрактные работы. Давайте подумаем, какой смех изобразила ….

Понятие смех очень широкое, мы к нему будем обращаться не однажды. Что стоит за словом смех в нашем произведении? Способность радоваться.

 

Обращаю внимание на заглавие. Главное слово - смех, а зависимое - проданный.

Приведите примеры  подобных словосочетаний.

Противоречие между словами

Проданный          смех

        II              II

  Деньги         способность радоваться

Можно продать способность радоваться?

Это главная проблема, поднятая в книге.

? О чем мечтает мальчик, оставшийся сиротой?

«Если бы у меня было очень много денег, - я снял бы большую квартиру, у меня была бы там отдельная комната, и каждый день я давал бы Эрвину на карманные расходы, сколько он ни попросит. А мать могла бы покупать себе все, что захочет». Лист 1, конец

? Что вы можете сказать о мальчике?

Деньги нужны не только для себя, но и для того, чтобы помочь близким людям. Деньги нужны и на памятник отцу. Нет внешней свободы.

И тут появляется некто. Его портрет?

«Рот у незнакомца был словно узенькая полоска, нос тонкий, крючковатый, а под носом – черные усики. Из-под клетчатой кепки, низко надвинутой на лоб, глядели колючие водянисто-голубые глаза». Лист 2

? Какие чувства вызывает этот персонаж?

? Почему водянистые глаза?  (Глаза – зеркало души. Духовное начало отсутствует)

? Каково окружение Клетчатого? (3 человека. Настоящее имя одного мы случайно узнаем. Кто скрывается под именем директора Грандицции?

 Бегемот. Лист 19, к концу)

 ? Сколько раз Клетчатый искушает Тима деньгами? Какой жанр лит-ры особенно любит это число?

? Каковы условия сделки?

Сделка состоялась, стороны расписались кровью, и мы узнали настоящее имя Клетчатого – Треч.

? Что давал смех Тиму Талеру?

«Он снова стал часто смеяться. У него вдруг появилось множество друзей – гораздо больше, чем когда-либо раньше… Лист 3, ближе к концу.

? Что приобрел и что потерял Тим Талер, заключив сделку?

«Деньги дают внешнюю свободу. Внутренняя свобода покупается совсем другим богатством – смехом». Лист 19, середина, ближе к концу.

! Тим потерял способность радоваться. Докажите текстом.

«Тим не боялся лететь по воздуху, но и не радовался полету. Он даже не удивлялся. Тот, кто не умеет смеяться, не может удивляться». Лист 21, начало.

? Стал ли счастливее Тим? Чем усугубляется отчаяние Тима?

«Как было бы хорошо, если б в целом мире нашелся хоть какой-нибудь человек – с которым мог бы поделиться своим решением. Самые сложные вещи иной раз становятся простыми, когда поговоришь о них с кем-нибудь». Лист 7,конец.

? Для чего нужен смех Тречу?

Чтобы легче было обманывать.

«Этот смех – веселые раскаты и переливы, - которым он, словно лассо, всякий раз ловил своих собеседников, не подействовал на мальчика…» Лист16, к концу.

? Смех = способности радоваться. Приобрел ли Треч эту способность?

«Но барон был из тех людей, которые никогда не отдаются с веселой беззаботностью своим чувствам. У него отсутствовал талант быть счастливым». Лист 16, ближе к концу.

«Он не отличал добра от зла – для этого ему не хватало какого-то органа чувств». Лист 31.

Темные силы не различают добро и зло.

? Почему барон Треч всегда ходит в темных очках?  

Он получил только внешнее проявление смеха.

? О чем мечтает мальчик, продавший свой смех?

Тим мечтает вернуть свой смех.

«Тим погрузился в мечты о солнечном мире, полном света и дружелюбия».

? Какие эпитеты использует автор для характеристики смеха?

Звонкий, захлебывающий, заливистый, со счастливым, захлебывающимся смешком, с переливами.

Зачитайте описание смеха

«Он так хохотал, то наклоняясь вперед, то откидываясь назад, сотрясаемый смехом, что кресло под ним скрипело. Он хохотал, как мальчишка. Смех поднимался откуда-то изнутри и выходил на поверхность, как пузырьки в стакане с газированной водой. И все снова и снова рулада смеха оканчивалась счастливым, захлебывающимся смешком». Лист 16, ближе к концу.

? Почему именно смех Тима был выбран Тречем?

«Вы пронесли свой смех через столько непостижимых зол и невзгод, что он закалился и стал твердым, как бриллиант.»

Способность радоваться, несмотря на трудности, ценится дороже.

В жизни всему надо учиться: любить, радоваться…

! Вычленим составные радости

Увидеть – удивиться - поделиться

           \        /                        

               Р     :    2      =     2Р        

? Кто помог Тиму вернуть смех?

Друзья.

? Почему отдал пароход друзьям?

Чтобы сделать им приятное, доставить радость.

Себе оставляет кукольный театр. « Владелец самого веселого театра в мире». Почему?

 Занятие любимым делом - это тоже радость.

Какие высказывания о смехе вы нашли в книге?

Высказывание о смехе.

«Человеку нужен смех, как цветку солнечный свет. Если бы случилось так, что смех вымер, человечество превратилось бы в зоосад или в общество ангелов, стало бы скучным, угрюмым или застыло бы в величественном равнодушии». Лист 27.                                

«Смех как птица, только эту птицу никак не поймаешь в сети». Лист 3, конец.

«Научи меня смеяться, спаси мою душу». Лист 19.

«Так человек природой награжден, когда смешно, смеяться может он».

«Смех – это внутренняя свобода».

«Кто смеется, с тем сам черт не сладит».

«Дешев смех, если считать на деньги. Но настоящую его цену не измерить никакими миллионами».

Вернемся к 1 названию.

Талер – старинная немецкая серебряная монета в 3 марки.

Тим Талер – Тим, обладающий какой-то ценностью… Какой? ?

О чем заставляет задуматься книга?

Книга заставляет задуматься об очень важном. Об умении радоваться

Идея – решенная проблема. Проблема – условие задачи, идея – ответ.

Формулируем вместе

Чтобы нам и людям, которых мы любим, жилось хорошо, надо уметь радоваться и разделять эту радость с близкими.

Поделись улыбкою своей…

Вы внимательно наблюдали за родными людьми, обращали внимание на то, как часто они смеются (радуются), выполняли творческие задания.

Вы думали о том, что можно делать, чтобы близкие люди смеялись (радовались) чаще.

Наблюдения. Смех мамы.

«У мамы очень заливистый и добрый смех. Когда она смеется, все вокруг буквально расцветает. Я бы хотела, чтобы моя мама почаще смеялась.»

Н.Омелькина

Моя сестра Лена смеется счастливым, веселым захлебывающимся смешком».

Н.Исаева

Когда дети подрастают, они начинают приспосабливаться ко всему, и их смех перестает быть таким же чистым, ярким и раскатистым».

Н.Абрамова

Когда мама смеется, то у нее какие-то огоньки зажигаются в глазах. Смех мамы – это радость для всех. Смеется мама, а кажется, будто солнце сильно греет».

А.Ремизова

«У меня есть сестренка Настенька, Она маленькая и очень часто смеется. Будто серебряный колокольчик звучит ее смех».

О.Жукова

«Бывает, придешь со школы с плохим настроением, а мама откроет дверь, улыбнется и сразу станет легче. Расскажет что-нибудь смешное. Вместе весело посмеемся, и плохое настроение пройдет».

К.Алешин

«Когда моя мама смеется, у всех окружающих поднимается настроение. Мамины глаза становятся нежно-голубыми, на носу появляются маленькие морщинки. Уголки рта поднимаются вверх, и мамино лицо становится добрым, радостным и ласковым».

А.Янцен

Мамины глаза становятся удивительно яркими, светлыми и такими  искренними. Уголки рта поднимаются вверх, и возле носа образуются небольшие складки кожи, мама начинает смеяться, а позже подхватываем все мы: я, сестра Инна и папа».

О.Жидкова

Вы рассуждали о пользе смеха, делали свои выводы

Размышления о пользе смеха.

«Умение смеяться дает человеку радость, счастье, больше друзей и знакомых…

Я думаю, смех – одно из богатств человеческой жизни».

Н.Исаева

«Смех – это радость, веселье, и этим ты можешь с кем-то поделиться.».

Ю.Глотова

«Когда люди смеются, они меняются. Изменения происходят и в душе, и на лице. В душе человек становится добрым, веселым, жизнерадостным, любознательным… На лицо он становится привлекательным, веселым, добрым… Во многих книгах пишут, что смех продлевает жизнь. Так отчего бы нам не смеяться почаще?»

О.Жукова

«Если у тебя на сердце грусть – улыбнись, и чуть-чуть станет веселее и спокойней на душе.»

А.Пантелеев

«Смех объединяет людей всего мира.»

Ю.Савельева

«Смех похож на маленькие огоньки, зажигающиеся в темной жизни.»

Н.Омелькина

Так почему же  эпиграфом к уроку я взяла слова «Научи меня смеяться, спаси мою душу»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Спасай чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душой…» (по повести Н.В.Гоголя "Портрет")

Презентация содержит анализ повести, иллюстрации к произведению. Поможет учителю при изучении творчества Н.В.Гоголя в 9-м и 10 классе. Работа по презентации идет параллельно с работой по тексту, т.к. ...

ТРУДНЫЕ СИТУАЦИИ МОГУТ НАУЧИТЬ МЕНЯ ? ИЛИ !

Цель: подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли. Осознание своих личностных особенностей, помощь в извленчении выводов из трудных жизненных ситуаций....

"Господи, научи меня..." Статья.

Статья содержит разработки к урокам литературы в старших классах на тему: "Воспитание добра и милосердия средствами кино"....

Сценарий внеурочного мероприятия "Чему научила меня музыка"

СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИКФорма показа - компьютерная презентация....

«Научи меня, Боже, любить…» анализ образа главного героя в рассказе Л. Андреева «Ангелочек».

Данный урок разработан в рамках требований ФГОС ООО, подразумевает работу с детьми по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Апробирован на конкурсе "Педагогические надежды" ...

Программа "Спасите наши души"

Работа с родителями...

Презентация для родителей детей 3-4-х лет "Мама, научи меня говорить!"

Созздпние условий в семье для речевого развития детей 3-4-х лет...