Научитесь сами и научите своих детей
материал по теме
Основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_prichiny_neudovletvoritelnoy_raboty_pamyati_v_lyubom_vozraste.doc | 31.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Научитесь сами и научите своих детей
Основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте.
Память — это мыслительный процесс, включающий в себя запись, хранение и извлечение информации.
Существует несколько видов памяти: визуальная (зрительная), вербальная (слуховая), обонятельная (запахи), осязательная (ощущение), В основном проблемы с памятью объясняются причинами психологического характера (за исключением патологических случаев).
Беспокойство и депрессия — это две основные причины неудовлетворительной работы памяти в любом возрасте. Они целиком завладевают вниманием человека, не давая ему возможности сосредоточиться на чем-либо еще. В экстремальных эмоциональных состояниях человек перестает замечать внешний мир: вместо этого он замыкается в мире собственных переживаний и таким образом теряет способность записывать информацию с той эффективностью, с какой мог это делать, когда его сознание было открыто для восприятия впечатлений. В этом случае ум человека занят исключительно негативными мыслями, и в нем не остается места для других мыслей, которые стимулировали бы работу памяти. В сознании расстроенного человека мысль о постигшей его неприятности влечет за собой длинную цепь воспоминаний о прошлых бедах, нервное напряжение окончательно блокирует память, и человек начинает заниматься самобичеванием. Этот порочный круг можно разорвать, только переключив внимание на какой-нибудь другой предмет или расслабившись. Если вы разволновались не на шутку, скажите себе: «Я хочу вспомнить это. Значит, мне следует успокоиться и сосредоточиться еще раз как следует». Для этого можно воспользоваться простыми дыхательными упражнениями: они помогут вам вернуть самообладание в течение нескольких секунд:
— представьте себе, что вы лежите на берегу моря теплым летним утром и наблюдаете за движением волн. Вообразите себе запах морской воды и свежее дуновение бриза; кинестетическая (движение) и т.д.
- дышите глубоко через нос, втягивая и выпуская воздух постепенно, мысленно представляйте себе, как мягко набегает на берег волна (вдох) и с тихим плеском откатывается назад (выдох);
- прислушивайтесь к плеску волн, продолжая глубоко дышать в медленном и равномерном ритме;
- плывите по волнам, пока вам не захочется зевать (верный признак наступившего расслабления).
Другой способ: когда перед вами встанет какой-нибудь трудный вопрос, просто проигнорируйте его или временно уйдите от ответа, продолжая, тем не менее, разговор на ту же тему. Таким образом, вы сумеете справиться с волнением и не потеряете нить разговора.
Вы можете научиться искусно, скрывать подобные провалы в памяти, по ходу разговора подбирая синонимы или интересные определения к забытому слову. Спокойно отдайтесь течению беседы, а не соображайте лихорадочно, что вы собираетесь сказать в следующий момент.
Люди, подавленные смертью близких или потерей работы, должны отнестись к нарушениям памяти спокойно и отложить борьбу с забывчивостью до тех дней, когда они смогут преодолеть временные трудности. Для угнетенного человека забывчивость обычна и неизбежна, а его способности к обучению в период депрессии невероятно низки. В первую очередь надо выйти из депрессии, устранив из сознания навязчивые мысли, парализующие умственную деятельность. Когда вы снова обретете способность видеть окружающий мир, ваша память вернется к вам сама собой.
В каких случаях и из-за чего снижается внимание и нарушаются процессы памяти?
В принципе, каждый человек в силах предотвратить возникновение проблем с вниманием и избежать возможных неприятных последствий своей забывчивости. Для этого следует определить ситуации, в которых ваше внимание резко снижается. Это происходит, когда:
- вас торопят;
- на вас давят обстоятельства;
- возникают отвлекающие факторы;
- вас перебивают;
- вас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т.д.);
- вы поглощены какой-нибудь работой или погружены в размышления;
- вы устали и хотите спать (от переутомления или под действием алкоголя, лекарств);
- вы находитесь в привычной обстановке (теряете бдительность);
- действуете на «автопилоте» (производите привычные или автоматические действия, совершенно не осознанно);
- не понимаете смысла воспринимаемой информации.
Будьте бдительны в данных ситуациях! У вас не нарушение памяти, а недостаток внимания: ваши мысли были заняты какими-то посторонними предметами.
Работу памяти можно контролировать. Чтобы сделать это, надо перейти из пассивного состояния в активное. Делаем паузу, мысленно комментируем, создаем эмоцию, которая закрепляет след в памяти, разбиваем воспринимаемую информацию на категории, конкретизируем абстрактные понятия, ищем смысл и значение информации, создаем ассоциации образов (т.е. ассоциируем один зрительный образ с другим так, чтобы мысль об одном способствовала воспоминанию о другом) и делаем вербальные комментарии (попросите родителей таким образом «запомнить» дорогу от дома до класса, где проходит собрание).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как на самом деле любить своих детей.
Беседа с родителями....
Как научиться быть ответственным за свои поступки
Задачи родительского собрания:-обсудить проблемы поведения учащихся в школе и дома-формировать у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка...
СЦЕНАРИЙ ОТКРЫТОГО УРОКА В СЕМЕЙНОМ КЛУБЕ «РАДУГА» «НАУЧИЛАСЬ САМА - НАУЧУ СВОЮ БАБУШКУ» Тема: «Изготовление пасхального кулича в технике «айрис - фолдинг»
Тема учебного занятия выбрана из учебной программы для педагогов дополнительного образования по декоративно – прикладному творчеству объединения «Солнечный колосок». Программа рассчитана на 3 года обу...
Научите своих детей безопасности!
Памятка для родителей...
Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых."
Родительское собрание "Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых." 9 класс...
Научите своих детей правилам безопасности
Ежегодно на дорогах нашего города под колеса машин попадают дети, многие из них получают увечья, становятся инвалидами. Но, самое страшное - гибель детей на дорогах.Дети в силу своих возрастных особен...
«Научите своих детей правилам безопасности»
Ежегодно на дорогах нашего города под колеса машин попадают дети, многие из них получают увечья, становятся инвалидами. Но самое страшное - гибель детей на дорогах....