Тематическое планирование по химии в 9 классе
рабочая программа по химии (9 класс) по теме

Дэр Валентина Павловна

Хочу предложить вашему вниманию планирование уроков химии в 9 классе по учебнику О.С. Габриеляна. Буду рада, если кому-то пригодится этот материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon planirovanie_nov.zip40.13 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ им. Г.И. Успенского», д. Сябреницы.

Тематическое планирование

                ХИМИЯ 

9 класс

Программа: 

О.С.Габриелян  - М.: Издательство «Дрофа» 2010 год.

Учебник:

«Химия. 9 класс»: О.С.Габриелян  - М.: Дрофа. – 2005-2010 год.

Методические пособия:

  1. О.С.Габриелян, «Настольная книга учителя химии 9 класс» –  М.: «Блик плюс, 2000 год;

  1. О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова  «Изучаем химию в 9 классе». – М.: «Блик и Ко»,      2000 год;

По базисному плану:       2 часа в неделю, 68 часов  в год: в первой четверти  16 уроков; во второй четверти – 14 уроков; в третьей четверти – 20 уроков; в четвёртой четверти – 18 уроков.

Учитель: Дэр Валентина Павловна.


Учебно-тематический план.

№ п/п

Раздел, тема

Всего часов по программе

Коррекция часов

Из них

теория

л.о.

практ. работы

Форма

контроля

1.

Повторение основных  вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса.

6

5

5

1

-

2.

Тема 1. Металлы.

Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений.

15

3

16

3

15

5

-

к.р. 1.

3.

-

-

3

4.

Тема 3.  Неметаллы

23

23

23

7

-

к.р. 2

5.

Тема 4. Практикум 2.

3

3

-

-

3

6.

Тема 5. Органические соединения

10

10

10

4

к.р. 3

7.

Тема 6.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8

8

8

9

итого

68

68

62

17

6

3


Календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класса (базовый уровень)

Тема урока

Основные элементы
содержания

Дополнительные элементы
содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

демонстраций, лабораторные и практические работы

Сроки проведения

1

2

3

4

5

6

Раздел программы: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (5 часа)

1

 Характеристика химического элемента  по его положению в периодической системе Д. И.Менделеева.

Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов периодической системы Д.И. Менделеева.

План характеристики химического элемента.

Характеристика элемента - металла.

Характеристика элемента-неметалла

Знать:

- важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы.

Уметь:

- объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп

- характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов

2

Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД

Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак.

Зависимость химических свойств оксидов и

Знать: Химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена.

Уметь:

записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде.

.

гидроксидов элементов побочных подгрупп ПС Д.И.Менделеева от степеней окисления их атомов.

Понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия

Уметь составлять электронный баланс для ОВР. Уметь определять окислитель и восстановитель.

Уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций

Л.О. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств.

3

 Генетические ряды металлов и неметаллов

Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов.

Знать:

Положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе.

Уметь:

составлять генетические ряды металла и неметалла. Уметь писать уравнения реакций химических свойств Ме и НеМе.

4.

Понятие о переходных элементах.

Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента

Понятие о переходных элементах

5.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче ская система химических эле ментов Д.И.Менделеева – гра фическое ото бражение Перио дического закона. Физический смысл номера эле мента, но мера периода и номера группы. Закономерности из менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе риодической системы химиче ских элементов Д.И. Менде леева

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

химический элемент, атом;

  1. основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  1. называть:

химические элементы по их символам;

  1. объяснять:

физический смысл атомного (порядко вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

Тема 1. Металлы (14 ч.)

4

1. Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов

Краткий исторический обзор:

Век медный – век бронзовый – век железный.

Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе.

Строение атомов металлов.

Металлические  кристаллические решетки.

Металлическая  химическая связь.

Физические свойства металлов простых веществ.

Легкие и тяжелые металлы.

Черные и цветные металлы. Драгоценные металлы.  

Знать:

Положение элементов металлов в П.С.

Физические свойства металлов: пластичность,  электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность.

Уметь:

- характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с металлами;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- критической оценки информации о веществах, используемых в быту.

5

2. Сплавы

Сплавы и их классификация.

Черные металлы: чугуны и стали.

Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий.

Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов

Знать классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов.

Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов

Л.О.1

Знакомство с образцами металлов и сплавов

(по коллекциям).

Дем. Образцы сплавов.

6

3.Химические свойства металлов

Восстановительные свойства металлов.

Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами

Знать: общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями.

Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств

Д.

Горение магния.

Взаимодействие натрия и кальция с водой (вода, фенолфталеин).

Взаимодействие металлов с галогенами (смесь порошка алюминия с мелкорастертым  йодом), фарфоровая чашка, вода, пипетка).

Взаимодействие металлов с серой.

7

4. Химические свойства металлов (продолжение). Ряд активности металлов

Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в ряду напряжения в свете представления об ОВР.

Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и  солей.

Поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжения.

Металлотермия

Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств

Ряд активности металлов.

Л.

Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.)

8

5. Способы получения металлов

Самородные металлы.

Минералы. Руды.

Металлургия и ее виды:

Пиро-, гидро-, электрометаллургия.

Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов

Знать основные способы получения металлов в промышленности.

Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов.

Л.  Знакомство с образцами природных соединений: алюминия

(коллекция руд железа, природных соединений натрия, калия, кальция, магния и алюминия)

9

6. Коррозия металлов и способы борьбы с ней.

Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии

Знать причины и виды коррозии металлов.

Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту

10

7. Общая характеристика щелочных металлов.

Строение атомов элементов главной подгруппы первой группы.

Щелочные металлы - простые вещества.

Общие физические свойства щелочных металлов.

Химические свойства щелочных металлов:

взаимодействие с простыми веществами, с водой.

Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов

Уметь характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.

Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия.

Образцы щелочных металлов,

Д. Взаимодействие натрия с водой (вода, фенолфталеин, натрий).

Горение натрия в кислороде

11

8.Важнейшие соединения щелочных металлов

Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли  (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты). Природные соединения щелочных металлов

Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знать применение соединений

СD «Виртуальная лаборатория»

12

9. Общая характеристика элементов главной подгруппы  II группы

Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.)

Уметь характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов.

Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР)

Образцы металлов: кальция, магния и их важнейших природных соединений

Д

Горение магния.

Взаимодействие кальция с водой

Л.

Распознавание катионов кальция и бария (растворы солей кальция и бария, серной кислоты, карбоната натрия, пробирки)

13

10. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов

Важнейшие соединения: оксид кальция – негашеная известь, оксид магния – жженая магнезия, гидроксид кальция, соли (мел, мрамор, известняк, гипс, фосфаты и др.).

Применение важнейших соединений. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов

Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов.

Слайд-презентация «Щелочноземельные Ме».

Таблицы:

 «Магний и кальций в организме человека», «Магний и кальций в продуктах питания»

14

11. Алюминий

Строение атома алюминия.

Физические, химические свойства алюминия: взаимодействие с простыми веществами, кислотами;

Алюминотермия.

Природные соединения алюминия и способы его получения. Области применения алюминия

Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома. Знать химические свойства. Уметь:

  1. характеризовать:

алюминий по его положению в периодической сис теме химических элементов Д.И.Менделеева;

физические и химические свойства алюминия;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.

 

Образцы алюминия (гранулы, пудра) и его природных соединений.

Таблица «Основные области применения алюминия и его сплавов»

15

12. Соединения алюминия

Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений

Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия.

Знать природные соединения алюминия.

 Знать применение алюминия и его соединений

Л.О..

Амфотерность гидроксида алюминия

(растворы едкого натра, соляной кислоты, соли алюминия, пробирки)

16

13. Железо, его строение, физические и химические свойства

Строение атома железа.

Степени окисления железа.

Физические, химические свойства железа: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами, солями.

Железо в природе, минералы железа

Уметь составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа

Л.

Качественные реакции на ионы железа

17

14. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа

Соединения катионов железа: Fe2+   Fe3+

Железо – основа современной техники.

Понятие коррозии.

Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов

Уметь осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+  и  Fe3+ с помощью качественных реакций.

 Знать химические свойства соединений железа (II) и  (III).

Л.

Получение гид-роксидов железа +2 и +3 и изучение их свойств (растворы солей железа +2 и +3, раствор гидроксида натрия, соляная  или серная кислота, спиртовка, спички).

Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3ч)

18

15. Практическая работа №1 "Осуществление цепочки превращений металлов"

Правила техники безопасности при выполнении работ.

Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах

Уметь:

- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;

- распознавать опытным путем соединения металлов

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для безопасного обращения с веществами и материалами

Уметь:

  1. характеризовать:

химические свойства металлов и их соединений;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;

  1. обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова нием;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами

Инструкции.

Таблица

19

16. . Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов

20

17. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение

21

18. Обобщение и систематизация знаний по теме

Повторение ключевых моментов темы «Металлы»:

физические и химические свойства металлов и их важнейших соединений

Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений.

Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений

22

19. Контрольная работа №1 по теме «Металлы»

Тематический контроль знаний

Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений.

Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений

Тема 3.  Неметаллы (23 ч)

Раздел программы: Неметаллы ( 25 часов)

23

1. Общая хар-ка неметаллов: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон

Положение элементов- неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения их атомов. Свойства простых веществ неметаллов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия, состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл».

Знать положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Уметь характеризовать свойства неметаллов, давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ. Знать строение атомов-неметаллов, физические свойства. Уметь сравнивать неметаллы с металлами

Д.

Образцы неметаллов:

водород, кислород, хлор в пробирках с пробками, бром (в ампуле), сера, йод, красный фосфор, активированный уголь.

24

2. Водород

Двойственное положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Физические свойства водорода. Химические свойства водорода – окислительные и восстановительные. Применение водорода.

Получение, собирание, распознавание водорода

Уметь характеризовать химический элемент водород по его положению в ПСХЭ, составлять уравнения реакций (ОВР) химических свойств водорода.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  1. объяснять:

двойственное положение водорода в периодиче ской системе химических элементов Д.И. Менде леева;

  1. характеризовать:

физические свойства водорода;

химические свойства водорода в свете представле ний об окислительно-восстановительных реакциях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;

  1. распознавать опытным путём:

водород среди других газов;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с водородом.

Д.

Получение, собирание и распознавание водорода

25

3. Галогены

Строение атомов галогенов и их степени окисления. Физические свойства галогенов. Химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей и галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств у галогенов от фтора к йоду.

Знать строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства. Уметь составлять схемы строения атомов. На основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов.

Уметь:

  1. объяснять:

закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;

  1. характеризовать:

особенности строения атомов галогенов;

физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, раство рами солей галогенов;

  1. определять:

степень окисления галогенов в соединениях;

тип химической связи в соединениях галогенов;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с хлором.

Д.

Образцы  галогенов

 «Возгонка йода»

«Взаимодействие алюминия с йодом»  (смесь порошков алюминия и йода, фарфоровая чашка, пипетка, вода).

Последовательное вытеснение галогенов из растворов их солей.

Йодкрахмальная проба (крахмальный клейстер, спиртовая настойка йода)

26

4. Соединения галогенов

Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная). Бромоводородная, йодоводородная.

Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды.

Качественные реакции на галогенид-ион.

Природные соединения галогенов

Распознавать опытным путем раствор соляной кислоты среди других кислот. Знать качественную реакцию на хлорид-ион. Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот.

Уметь:

  1. называть:

соединения галогенов по их химических формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства соляной кислоты;

  1. составлять:

химические формулы галогеноводородов и галоге нидов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;

  1. распознавать опытным путём:

соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов;

использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли.

27

5. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений

Получение галогенов электролизом расплавов или растворов солей. Биологическое значение галогенов. Применение галогенов и их соединений

Знать способы получения галогенов. Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Иметь навыки осуществления цепочек превращений, составления различных уравнений реакции.

28

6. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы.

Строение атома серы и сте пени окисления серы. Алло тропия серы. Химические свойства серы. Сера в при роде. Биологическое значение серы, её применение (демер куризация).

Уметь:

  1. объяснять:

строение атома серы по её положению в периоди ческой системе химических элементов Д.И. Менде леева;

закономерности изменения свойств элементов (ки слорода и серы) в пределах главной подгруппы;

  1. характеризовать:

физические свойства серы;

химические свойства серы (взаимодействие с ме таллами, кислородом, водородом) в свете представ лений об окислительно-восстановительных реак циях;

  1. определять:

тип химической связи в соединениях серы;

степень окисления атома серы в соединениях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути).

Д. взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом.

29

7. Оксиды серы (IV). (VI), их получение, свойства и применение.

Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и приме нение. Сернистая кислота и её соли.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

Уметь:

  1. называть:

оксиды серы по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

физические свойства оксидов серы;

химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);

  1. определять:

принадлежность оксидов серы к кислотным окси дам;

степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;

  1. составлять:

уравнения химических реакций взаимодействия ок сидов с водой, с основными оксидами, щелочами;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:
  2. экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

30-31

8-9 Серная кислота и её соли, их применение

Свойства серной кислоты в свете теории электролитиче ской диссоциации и окисли тельно-восстановительных ре акций. Сравнение свойств концентрированной и разбав ленной серной кислоты. При менение серной кислоты. Соли серной кислоты и их примене ние в народном хозяйстве. Ка чественная реакция на суль фат-ион.

  1. Знать  химическую символику:

формулу серной кислоты.

Уметь:

  1. называть:

серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

физические свойства концентрированной серной кислоты;

химические свойства серной кислоты в свете тео рии электролитической диссоциации и окисли тельно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;

  1. определять:

принадлежность серной кислоты и её солей к соот ветствующим классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления серы в серной ки слоте и в сульфатах;

  1. составлять:

химические формулы сульфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);

  1. распознавать опытным путём:

серную кислоту среди растворов веществ других классов;

сульфат-ион среди других ионов;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной сер ной кислотой (растворение).

Л.О. Качественная реакция на сульфат-ионы

32

10. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества.

Строение атома и молекулы азота. Физические и химиче ские свойства азота в свете представлений об окисли тельно-восстановительных ре акциях. Получение и примене ние азота. Азот в природе и его биологическое значение.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

химический элемент, атом, молекула, относитель ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление.

Уметь:

  1. объяснять:

строение атома азота по его положению в пе риоди ческой системе химических элементов Д.И. Менде леева;

  1. характеризовать:

физические свойства азота;

химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстанови тельных реакциях;

  1. определять:

тип химической связи в молекуле азота и в его со единениях;

степень окисления атома азота в соединениях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота.

33.

11. Аммиак, строение, свойства, получение и применение.

Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собира ние и распознавание аммиака.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулу аммиака.

Уметь:

  1. называть:

аммиак по его химической формуле;

  1. характеризовать:

физические и химические свойства аммиака;

  1. определять:

тип химической связи в молекуле аммиака;

валентность и степень окисления атома азота в ам миаке;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кисло тами и кислородом);

  1. распознавать опытным путём:

аммиак среди других газов;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт).

34.

12. Соли аммония, их свойства и применение

. Состав, получение, физиче ские и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хо зяйстве.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

катион аммония.

Уметь:

  1. называть:

соли аммония по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства солей аммония;

  1. определять:

принадлежность солей аммония к определённому классу соединений;

тип химической связи в солях аммония;

  1. составлять:

химические формулы солей аммония;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония.

Л.О. распознавание солей аммония

35.

13. Оксиды азота (II), (IV).

Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV).

Уметь:

  1. называть:

оксиды азота по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

физические свойства оксидов азота;

химические свойства оксида азота (IV) (как типич ного кислотного оксида);

  1. определять:

принадлежность оксидов азота к соответствую щему классу неорганических соединений;

степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV);

использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди).

36.

14. Азотная кислота, её свойства и применение.

Состав и химические свойства азотной кислоты как электро лита. Особенности окисли тельных свойств концентриро ванной азотной кислоты. При менение азотной кислоты.

Нитраты и их свойства. Про блема повышенного содержа ния нитратов в сельскохозяй ственной продукции

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулу азотной кислоты.

Уметь:

  1. характеризовать:

физические свойства азотной кислоты;

химические свойства азотной кислоты в свете тео рии электролитической диссоциации и окисли тельно-восстановительных реакций;

народнохозяйственное значение азотной кислоты;

  1. определять:

принадлежность азотной кислоты к соответствую щему классу неорганических соединений;

валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);

  1. распознавать опытным путём:

азотную кислоту среди растворов веществ других классов;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с концентрированной азот ной кислотой. Уметь:

  1. называть:

соли азотной кислоты по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства солей азотной кислоты (раз ложение при нагревании);

  1. составлять:

химические формулы нитратов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о нитратах (про блема их содержания в сельскохозяйственной про дукции).

Д. Взаимодействие кон центрированной азотной кислоты с медью.  Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов

37.

15. Фосфор, его фи зические и хи мические свой ства. Оксид фос фора (V). Ортофосфорная ки слота и её соли.

Строение атома фосфора. Ал лотропия фосфора. Химиче ские свойства фосфора. При менение и биологическое зна чение фосфора. Оксид фосфора (V) - типич ный кислотный оксид. Орто фосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофос фаты и дигидрофосфаты.

Уметь:

  1. объяснять:

строение атома фосфора по его положению в пе риоди ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;

  1. характеризовать:

химические свойства фосфора (взаимодействие с ме таллами, кислородом) в свете представ лений об окислительно-восстановительных реак циях;

  1. определять:

тип химической связи в соединениях фосфора;

степень окисления атома фосфора в соединениях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной ки слоты.

Уметь:

  1. называть:

оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства оксида фосфора (V), орто фосфорной кислоты в свете теории электролитиче ской диссоциации;

народнохозяйственное значение фосфатов;

  1. определять:

принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфор ной кислоты и её солей к соответствующим клас сам неорганических соединений;

валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;

  1. составлять:

химические формулы фосфатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного ки слотного оксида;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты.

38.

16. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение.

Строение атома углерода. Ал лотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода.

Уметь:

  1. объяснять:

строение атома углерода по его положению в пе риоди ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;

  1. характеризовать:

химические свойства углерода (взаимодействие с ме таллами, оксидами металлов, водородом, кисло родом) в свете представ лений об окислительно-вос становительных реак циях;

  1. определять:

тип химической связи в соединениях углерода;

степень окисления атома углерода в соединениях;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода.

Дем. Поглощение углём растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углём.

39.

17. Оксиды угле рода.

Угольная ки слота и её соли.

Оксид углерода (II) или угар ный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: по лучение, свойства, примене ние. Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход кар бонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание кар бонат-иона среди других ио нов.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV).

Уметь:

  1. называть:

оксиды углерода по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

физические свойства оксидов углерода;

химические свойства оксида углерода (IV) (как ти пичного кислотного оксида);

  1. определять:

принадлежность оксидов углерода к определён ному классу соединений;

степень окисления атома углерода и тип химиче ской связи в оксидах;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства ок сида углерода (IV);

  1. распознавать опытным путём:

углекислый газ среди других газов;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с оксидом углерода (II). Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулу угольной кислоты.

Уметь:

  1. называть:

соли угольной кислоты по их химическим форму лам;

  1. характеризовать:

химические свойства угольной кислоты;

народнохозяйственное значение карбонатов;

  1. определять:

принадлежность угольной кислоты и её солей к оп ределённым классам неорганических соединений;

валентность и степень окисления углерода в уголь ной кислоте;

  1. составлять:

химические формулы карбонатов и гидрокарбона тов;

уравнения химических реакций превращения кар бонатов в гидрокарбонаты и наоборот;

  1. распознавать опытным путём:

карбонат-ион среди других ионов.

Л.О. Получение углекислого газа и его распознавание.

Л.О. Качественная реакция на карбонат-ион.

40

18. Кремний и его соединения.

Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы оксида кремния (IV) и кремниевой ки слоты.

Уметь:

  1. называть:

оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства оксида кремния (IV), крем ниевой кислоты в свете теории электролитиче ской диссоциации;

народнохозяйственное значение силикатов;

  1. определять:

принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым клас сам неор ганических соединений;

валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в сили катах;

  1. составлять:

химические формулы силикатов;

уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремние вой кислоты.

41.

19. Понятие о силикатной промышленности.

Д. Образцы стекла, керамики

Тема 4. Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений. (3 ч)

42

1. Пр.раб.№4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

Уметь:

  1. характеризовать:

химические свойства  соединений серы;

-- составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;

  1. обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова нием;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

43

2. Пр. раб №5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода».

Уметь:

  1. характеризовать:

химические свойства веществ, образованных эле ментами подгрупп азота и углерода;

  1. составлять:

уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами под групп азота и углерода;

  1. обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова нием;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

44

3. Пр. раб. №6 Получение, собирание и распознавание газов.

Уметь:

  1. характеризовать:

способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;

  1. составлять:

уравнения химических реакций получения газов;

  1. обращаться:

с химической посудой и лабораторным оборудова нием;

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами.

45

20. . Расчетные задачи

Решение  упражнений.

Подготовка к контрольной работе.

46

21. Расчетные задачи

Решение задач

Знать:

- формулы, выражающие связь между количеством вещества, массой и объемом;

Уметь:

-  вычислять

47.

22. Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы».

Урок обобщения и систематизации знаний

Решение задач и упражнений.

Подготовка к контрольной работе.

48

23. Контрольная ра бота № 2  «Неметаллы»

Тема 5.  Органические соединения (10ч)

49

1. Вещества органические и неорганические  

Вещества органические и не органические. Особенности органических веществ. При чины многообразия органиче ских соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органиче ской химии.

Знать/понимать:

  1.  химические понятия:

вещество, классификация веществ.

Уметь:

  1. характеризовать:

строение атома углерода;

связь между составом и строением органических веществ;

  1. определять:

валентность и степень окисления углерода в орга нических соединениях.

Д. Модели молекул орга нических соединений.

50.

2. Метан и этан: строение молекул.

Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы метана и этана.

Уметь:

  1. называть:

метан и этан по их химическим формулам;

  1. характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ме тана и этана;

химические свойства метана (горение), этана (горе ние и дегидрирование);

  1. определять:

принадлежность метана и этана к предельным уг леводородам;

  1. составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с метаном (природным га зом).

Л. Изготовление моделей молекул метана и этана

51.

3.Химические свойства молекулы этилена.

Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бро мом). Реакция полимеризации. Полиэтилен и его значение.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулу этилена.

Уметь:

  1. называть:

этилен по его химической формуле;

  1. характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами этилена;

химические свойства этилена (горение, взаимодей ствие с водой, бромом);

  1. определять:

принадлежность этилена к непредельным углево дородам;

  1. составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом).

52.

4. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Глицерин.

Спирты – представители ки слородсодержащих органиче ских соединений. Физические и химические свойства спир тов. Физиологическое дейст вие на организм метанола и этанола.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы метанола, этанола и глицерина.

Уметь:

  1. называть:

спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химиче ским формулам;

  1. характеризовать:

связь между составом и свойствами спиртов;

химические свойства метанола и этанола (горение);

  1. определять:

принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;

  1. составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

критической оценки информации о метаноле и эта ноле.

Д. Образцы этанола и гли церин. Качественная реак ция на многоатомные спирты..

Л.О. Свойства глицерина.

53

5. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида.

Окисление альдегида.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы альдегидов.

Уметь:

  1. называть:

альдегиды по их химиче ским формулам;

  1. характеризовать:

химические свойства альдегидов.

54

6. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты.

Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная ки слота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая ки слота – представитель жирных карбоновых кислоты.

Знать/понимать:

  1.  химическую символику:

формулы уксусной и стеариновой кислот.

Уметь:

  1. называть:

уксусную и стеариновую кислоту по их химиче ским формулам;

  1. характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ки слот;

химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);

  1. определять:

принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;

  1. составлять:

уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими ки слотами);

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с уксусной кислотой.

55.

7. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах.

Жиры в природе и их приме нение.

Уметь:

  1. характеризовать:

нахождение в природе и применение жиров;

Дем. Омыление жиров.

56

8. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации

Белки, их строение и биологическая роль

Уметь:

  1. характеризовать:

физические свойства белков и их роль в организме.

Деем. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот.

Д. Горение белков.

Д. Цветные реакции белков.

57

9. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза.

Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в срав нении), их биологическая роль.

Д. Качественная реакция на крахмал.

Л.О. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)без нагревания и при нагревании.

Л.О. Взаимодействие крахмала с иодом.

58.

10. Контрольная работа №3. Органические вещества..

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8ч)

59.

1. Физический смысл порядкового номера элемента П.С. Менделеева.

Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче ская система химических эле ментов Д.И.Менделеева – гра фическое ото бражение Перио дического закона. Закономерности из менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе риодической системы химиче ских элементов Д.И. Менде леева.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

химический элемент, атом;

  1. основные законы химии:

Периодический закон.

Уметь:

  1. называть:

химические элементы по их символам;

  1. объяснять:

физический смысл атомного (порядко вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева;

закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп.

.

60.

2. Типы химических связей и типы кристаллических решёток.

Типы химических связей, типы кристаллических решё ток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Знать/понимать:

  1. химические понятия:

атом, молекула, ион, химическая связь.

Уметь:

  1. характеризовать:

связь между составом, строением и свойствами ве ществ;

  1. определять:

тип химической связи в соединениях

61.

3. Классификация химических реакций по различным признакам.

Классификация химических реакций по различным при знакам (число и состав реаги рующих и образующихся ве ществ; тепловой эффект; ис пользование катализатора; на правление; изменение степе ней окисления атомов).

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

уравнения химических реакций;

  1. химические понятия:

химическая реакция, классификация реакций.

Уметь:

  1. определять:

типы химических реакций;

возможность протекания реакций ионного обмена;

  1. составлять:

уравнения химических реакций.

62-63

4-6. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы.

Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (ос нования и кислоты), соли: со став, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстанови тельных реакциях.

Знать/понимать:

  1. химическую символику:

формулы химических веществ;

  1. химические понятия:

вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель.

Уметь:

  1. называть:

соединения изученных классов;

  1. объяснять:

сущность реакций ионного обмена;

  1. характеризовать:

химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;

  1. определять:

состав веществ по их формулам;

принадлежность веществ к определённому классу соединений;

  1. составлять:

формулы неорганических соединений изученных классов. Уметь:        

  1. использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для:

безопасного обращения с веществами и материа лами;

экологически грамотного поведения в окружающей среде;

оценки влияний химического загрязнений окру жающей среды на организм человека.

64.

7. Решение задач и упражнений.

65.

8. решение задач и упражнений.

66.

9. Решение задач и упражнений.

67.

10. Итоговая контрольная работа.

68

11. Заключительный урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование уроков химии 10 класс 1час/нед

Тематическое планирование уроков химии в 10 классе из расчета 1 час в неделю по учебнику О.С.Габриеляна (базовый уровень)....

Тематическое планирование по химии 8 класс

Развернутое тематическое планирование составлено согласно программе основного  общего образования по химии для общеобразовательных школ О.С. Габриеляна. В разработке включены такие разделы как: и...

календарно- тематическое планирование по химии 9 класс .

Календарно- тематическое планирование по химии 9 класс. Учебник автор: Рудзитис и Фельдман....

Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна

Календарно- тематическое планирование по химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна....

Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс

Календарно-тематическое планирование по химии для 8 класса составлено к учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С. Программа расчитана на 68 часов....

календарно-тематическое планирование по химии 8 класс

материалы для составления рабочей программы...

календарно-тематическое планирование по химии 10 класс

Материалы для составления рабочей программы...