Тематическое планирование по химии в 9 классе
рабочая программа по химии (9 класс) по теме
Хочу предложить вашему вниманию планирование уроков химии в 9 классе по учебнику О.С. Габриеляна. Буду рада, если кому-то пригодится этот материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
planirovanie_nov.zip | 40.13 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ им. Г.И. Успенского», д. Сябреницы.
Тематическое планирование
ХИМИЯ
9 класс
Программа:
О.С.Габриелян - М.: Издательство «Дрофа» 2010 год.
Учебник:
«Химия. 9 класс»: О.С.Габриелян - М.: Дрофа. – 2005-2010 год.
Методические пособия:
- О.С.Габриелян, «Настольная книга учителя химии 9 класс» – М.: «Блик плюс, 2000 год;
- О.С.Габриелян, Т.В.Смирнова «Изучаем химию в 9 классе». – М.: «Блик и Ко», 2000 год;
По базисному плану: 2 часа в неделю, 68 часов в год: в первой четверти 16 уроков; во второй четверти – 14 уроков; в третьей четверти – 20 уроков; в четвёртой четверти – 18 уроков.
Учитель: Дэр Валентина Павловна.
Учебно-тематический план.
№ п/п | Раздел, тема | Всего часов по программе | Коррекция часов | Из них | |||||
теория | л.о. | практ. работы | Форма контроля | ||||||
1. | Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса. | 6 | 5 | 5 | 1 | - | |||
2. | Тема 1. Металлы. Тема 2. Практикум №1. Свойства металлов и их соединений. | 15 3 | 16 3 | 15 | 5 | - | к.р. 1. | ||
3. | - | - | 3 | ||||||
4. | Тема 3. Неметаллы | 23 | 23 | 23 | 7 | - | к.р. 2 | ||
5. | Тема 4. Практикум 2. | 3 | 3 | - | - | 3 | |||
6. | Тема 5. Органические соединения | 10 | 10 | 10 | 4 | к.р. 3 | |||
7. | Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы | 8 | 8 | 8 | |||||
9 | итого | 68 | 68 | 62 | 17 | 6 | 3 |
Календарно-тематическое планирование уроков химии 9 класса (базовый уровень) | ||||||||||||||||||
Тема урока | Основные элементы Дополнительные элементы | Требования к уровню подготовки учащихся | демонстраций, лабораторные и практические работы | Сроки проведения | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |||||||||||||
Раздел программы: Повторение основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса (5 часа) | ||||||||||||||||||
1 | Характеристика химического элемента по его положению в периодической системе Д. И.Менделеева. | Закономерности изменения свойств атомов простых веществ и соединений, образованных химическими элементами в пределах главных подгрупп и периодов периодической системы Д.И. Менделеева. План характеристики химического элемента. Характеристика элемента - металла. Характеристика элемента-неметалла | Знать: - важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы. Уметь: - объяснять физический смысл атомного порядкового номера химического элемента, номеров группы, периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и малых подгрупп - характеризовать химический элемент (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов | |||||||||||||||
2 | Свойства оксидов, кислот, оснований, солей в свете ТЭД | Кислотный или основный характер оксида и гидроксида элемента как отличительный его признак. Зависимость химических свойств оксидов и | Знать: Химические свойства основных классов неорганических веществ. Возможность протекания реакций ионного обмена. Уметь: записывать уравнения химических реакций ионного обмена в молекулярном и ионном виде. | . | ||||||||||||||
гидроксидов элементов побочных подгрупп ПС Д.И.Менделеева от степеней окисления их атомов. Понятие амфотерности на примере оксида и гидроксида алюминия | Уметь составлять электронный баланс для ОВР. Уметь определять окислитель и восстановитель. Уметь составлять формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций | Л.О. 1. Получение гидроксида цинка и исследование его свойств. | ||||||||||||||||
3 | Генетические ряды металлов и неметаллов | Генетические ряды металла и неметалла. Классификация химических элементов. | Знать: Положение металлов и неметаллов в ПС. Отличие физических свойств Ме и НеМе. Уметь: составлять генетические ряды металла и неметалла. Уметь писать уравнения реакций химических свойств Ме и НеМе. | |||||||||||||||
4. | Понятие о переходных элементах. | Амфотерность. Генетический ряд переходного элемента | Понятие о переходных элементах | |||||||||||||||
5. | Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева в свете учения о строении атома. Их значение. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче ская система химических эле ментов Д.И.Менделеева – гра фическое ото бражение Перио дического закона. Физический смысл номера эле мента, но мера периода и номера группы. Закономерности из менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе риодической системы химиче ских элементов Д.И. Менде леева | Знать/понимать:
химический элемент, атом;
Периодический закон. Уметь:
химические элементы по их символам;
физический смысл атомного (порядко вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. | |||||||||||||||
Тема 1. Металлы (14 ч.) | ||||||||||||||||||
4 | 1. Положение металлов в периодической системе Д.И.Менделеева. Общие физические свойства металлов | Краткий исторический обзор: Век медный – век бронзовый – век железный. Характеристика положения элементов-металлов в периодической системе. Строение атомов металлов. Металлические кристаллические решетки. Металлическая химическая связь. Физические свойства металлов простых веществ. Легкие и тяжелые металлы. Черные и цветные металлы. Драгоценные металлы. | Знать: Положение элементов металлов в П.С. Физические свойства металлов: пластичность, электро- и теплопроводность, металлический блеск, твердость, плотность. Уметь: - характеризовать металлы на основе их положения в периодической системе Д.И.Менделеева и особенностей строения их атомов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для безопасного обращения с металлами; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - критической оценки информации о веществах, используемых в быту. | |||||||||||||||
5 | 2. Сплавы | Сплавы и их классификация. Черные металлы: чугуны и стали. Цветные металлы: бронза, латунь, мельхиор, дюралюминий. Характеристика сплавов, их свойства. Значение важнейших сплавов | Знать классификацию сплавов на основе черных (чугун и сталь) и цветных металлов. Уметь описывать свойства и области применения различных сплавов | Л.О.1 Знакомство с образцами металлов и сплавов (по коллекциям). Дем. Образцы сплавов. | ||||||||||||||
6 | 3.Химические свойства металлов | Восстановительные свойства металлов. Взаимодействие металлов с кислородом и другими неметаллами | Знать: общие химические свойства металлов: взаимодействие с неметаллами, водой, кислотами, солями. Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств | Д. Горение магния. Взаимодействие натрия и кальция с водой (вода, фенолфталеин). Взаимодействие металлов с галогенами (смесь порошка алюминия с мелкорастертым йодом), фарфоровая чашка, вода, пипетка). Взаимодействие металлов с серой. | ||||||||||||||
7 | 4. Химические свойства металлов (продолжение). Ряд активности металлов | Характеристика общих химических свойств металлов на основании их положения в ряду напряжения в свете представления об ОВР. Правила применения электрохимического ряда напряжений при определении возможности взаимодействия с растворами кислот и солей. Поправки к правилам применения электрохимического ряда напряжения. Металлотермия | Уметь записывать уравнения реакций взаимодействия с неметаллами, кислотами, солями, используя электрохимический ряд напряжения металлов для характеристики химических свойств | Ряд активности металлов. Л. Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей.) | ||||||||||||||
8 | 5. Способы получения металлов | Самородные металлы. Минералы. Руды. Металлургия и ее виды: Пиро-, гидро-, электрометаллургия. Металлотермия. Микробиологические методы получения металлов | Знать основные способы получения металлов в промышленности. Уметь характеризовать реакции восстановления металлов из их оксидов. | Л. Знакомство с образцами природных соединений: алюминия (коллекция руд железа, природных соединений натрия, калия, кальция, магния и алюминия) | ||||||||||||||
9 | 6. Коррозия металлов и способы борьбы с ней. | Коррозия металлов, способы защиты металлов от коррозии | Знать причины и виды коррозии металлов. Уметь объяснять и применять доступные способы защиты от коррозии металлов в быту | |||||||||||||||
10 | 7. Общая характеристика щелочных металлов. | Строение атомов элементов главной подгруппы первой группы. Щелочные металлы - простые вещества. Общие физические свойства щелочных металлов. Химические свойства щелочных металлов: взаимодействие с простыми веществами, с водой. Природные соединения, содержащие щелочные металлы, способы получения металлов | Уметь характеризовать химические элементы натрий и калий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР), характеризующих химические свойства натрия и калия. | Образцы щелочных металлов, Д. Взаимодействие натрия с водой (вода, фенолфталеин, натрий). Горение натрия в кислороде | ||||||||||||||
11 | 8.Важнейшие соединения щелочных металлов | Обзор важнейших соединений щелочных металлов: щелочи, соли (хлориды, карбонаты, сульфаты, нитраты). Природные соединения щелочных металлов | Уметь характеризовать свойства важнейших соединений щелочных металлов. Знать применение соединений | СD «Виртуальная лаборатория» | ||||||||||||||
12 | 9. Общая характеристика элементов главной подгруппы II группы | Строение атомов щелочноземельных металлов. Физические свойства. Химические свойства: взаимодействие с простыми веществами, с водой, с оксидами (магний, кальций и др.) | Уметь характеризовать химические элементы кальций и магний по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атомов. Уметь составлять уравнения химических реакций (ОВР) | Образцы металлов: кальция, магния и их важнейших природных соединений Д Горение магния. Взаимодействие кальция с водой Л. Распознавание катионов кальция и бария (растворы солей кальция и бария, серной кислоты, карбоната натрия, пробирки) | ||||||||||||||
13 | 10. Важнейшие соединения щелочноземельных металлов | Важнейшие соединения: оксид кальция – негашеная известь, оксид магния – жженая магнезия, гидроксид кальция, соли (мел, мрамор, известняк, гипс, фосфаты и др.). Применение важнейших соединений. Роль химических элементов кальция и магния в жизнедеятельности живых организмов | Знать важнейшие соединения щелочноземельных металлов. Уметь на основании знаний их химических свойств осуществлять цепочки превращений. Уметь характеризовать свойства оксидов и гидроксидов щелочноземельных металлов. | Слайд-презентация «Щелочноземельные Ме». Таблицы: «Магний и кальций в организме человека», «Магний и кальций в продуктах питания» | ||||||||||||||
14 | 11. Алюминий | Строение атома алюминия. Физические, химические свойства алюминия: взаимодействие с простыми веществами, кислотами; Алюминотермия. Природные соединения алюминия и способы его получения. Области применения алюминия | Уметь характеризовать химический элемент алюминий по положению в ПСХЭ Д.И. Менделеева и строению атома. Знать химические свойства. Уметь:
алюминий по его положению в периодической сис теме химических элементов Д.И.Менделеева; физические и химические свойства алюминия;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства алюминия.
| Образцы алюминия (гранулы, пудра) и его природных соединений. Таблица «Основные области применения алюминия и его сплавов» | ||||||||||||||
15 | 12. Соединения алюминия | Соединения алюминия: амфотерность оксида и гидроксида. Важнейшие соли алюминия. Применение алюминия и его соединений | Уметь характеризовать свойства оксида и гидроксида алюминия. Знать природные соединения алюминия. Знать применение алюминия и его соединений | Л.О.. Амфотерность гидроксида алюминия (растворы едкого натра, соляной кислоты, соли алюминия, пробирки) | ||||||||||||||
16 | 13. Железо, его строение, физические и химические свойства | Строение атома железа. Степени окисления железа. Физические, химические свойства железа: взаимодействие с простыми веществами, водой, кислотами, солями. Железо в природе, минералы железа | Уметь составлять схему строения атома, записывать уравнения реакций химических свойств железа (ОВР) с образованием соединений с различными степенями окисления железа | Л. Качественные реакции на ионы железа | ||||||||||||||
17 | 14. Генетические ряды железа (II) и железа (III). Важнейшие соли железа | Соединения катионов железа: Fe2+ Fe3+ Железо – основа современной техники. Понятие коррозии. Роль химического элемента железа в жизнедеятельности живых организмов | Уметь осуществлять цепочки превращений, определять соединения, содержащие ионы Fe2+ и Fe3+ с помощью качественных реакций. Знать химические свойства соединений железа (II) и (III). | Л. Получение гид-роксидов железа +2 и +3 и изучение их свойств (растворы солей железа +2 и +3, раствор гидроксида натрия, соляная или серная кислота, спиртовка, спички). | ||||||||||||||
Практикум №1. Свойства металлов и их соединений (3ч) | ||||||||||||||||||
18 | 15. Практическая работа №1 "Осуществление цепочки превращений металлов" | Правила техники безопасности при выполнении работ. Объяснять результаты и записывать уравнения соответствующих реакций в молекулярной и ионной формах | Уметь: - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием; - распознавать опытным путем соединения металлов Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для безопасного обращения с веществами и материалами Уметь:
химические свойства металлов и их соединений;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства металлов и их соединений;
с химической посудой и лабораторным оборудова нием;
безопасного обращения с веществами | Инструкции. Таблица | ||||||||||||||
19 | 16. . Практическая работа №2 Получение и свойства соединений металлов | |||||||||||||||||
20 | 17. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение | |||||||||||||||||
21 | 18. Обобщение и систематизация знаний по теме | Повторение ключевых моментов темы «Металлы»: физические и химические свойства металлов и их важнейших соединений | Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений. Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений | |||||||||||||||
22 | 19. Контрольная работа №1 по теме «Металлы» | Тематический контроль знаний | Знать строение атомов металлических элементов. Физические и химические свойства. Применение металлов и их важнейших соединений. Уметь составлять уравнения реакций в молекулярной и ионной формах, объяснять ОВР металлов и их соединений | |||||||||||||||
Тема 3. Неметаллы (23 ч) | Раздел программы: Неметаллы ( 25 часов) | |||||||||||||||||
23 | 1. Общая хар-ка неметаллов: атомы и простые вещества. Воздух. Кислород. Озон | Положение элементов- неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева, особенности строения их атомов. Свойства простых веществ неметаллов. Электроотрицательность как мера неметалличности, ряд электроотрицательности. Кристаллическое строение неметаллов – простых веществ. Аллотропия, состав воздуха. Физические свойства неметаллов. Относительность понятий «металл» - «неметалл». | Знать положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Уметь характеризовать свойства неметаллов, давать характеристику элементам-неметаллам на основе их положения в ПСХЭ. Знать строение атомов-неметаллов, физические свойства. Уметь сравнивать неметаллы с металлами | Д. Образцы неметаллов: водород, кислород, хлор в пробирках с пробками, бром (в ампуле), сера, йод, красный фосфор, активированный уголь. | ||||||||||||||
24 | 2. Водород | Двойственное положение водорода в периодической системе Д. И. Менделеева. Физические свойства водорода. Химические свойства водорода – окислительные и восстановительные. Применение водорода. Получение, собирание, распознавание водорода | Уметь характеризовать химический элемент водород по его положению в ПСХЭ, составлять уравнения реакций (ОВР) химических свойств водорода. Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относитель ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
двойственное положение водорода в периодиче ской системе химических элементов Д.И. Менде леева;
физические свойства водорода; химические свойства водорода в свете представле ний об окислительно-восстановительных реакциях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства водорода;
водород среди других газов;
безопасного обращения с водородом. | Д. Получение, собирание и распознавание водорода | ||||||||||||||
25 | 3. Галогены | Строение атомов галогенов и их степени окисления. Физические свойства галогенов. Химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, растворами солей и галогенов. Изменение окислительно-восстановительных свойств у галогенов от фтора к йоду. | Знать строение атомов галогенов, степени окисления, физические и химические свойства. Уметь составлять схемы строения атомов. На основании строения атомов объяснять изменение свойств галогенов в группе, записывать уравнения реакций с точки зрения ОВР. Знать/понимать:
знаки химических элементов-галогенов, формулы простых веществ – галогенов. Уметь:
закономерности изменения свойств галогенов в пределах главной подгруппы;
особенности строения атомов галогенов; физические и химические свойства галогенов: взаимодействие с металлами, водородом, раство рами солей галогенов;
степень окисления галогенов в соединениях; тип химической связи в соединениях галогенов;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства галогенов;
безопасного обращения с хлором. | Д. Образцы галогенов «Возгонка йода» «Взаимодействие алюминия с йодом» (смесь порошков алюминия и йода, фарфоровая чашка, пипетка, вода). Последовательное вытеснение галогенов из растворов их солей. Йодкрахмальная проба (крахмальный клейстер, спиртовая настойка йода) | ||||||||||||||
26 | 4. Соединения галогенов | Галогеноводороды. Галогеноводородные кислоты: фтороводородная (плавиковая), хлороводородная (соляная). Бромоводородная, йодоводородная. Галогениды: фториды, хлориды, бромиды, йодиды. Качественные реакции на галогенид-ион. Природные соединения галогенов | Распознавать опытным путем раствор соляной кислоты среди других кислот. Знать качественную реакцию на хлорид-ион. Уметь характеризовать свойства важнейших соединений галогенов. Знать/понимать:
формулы галогеноводородов, галогеноводородных кислот. Уметь:
соединения галогенов по их химических формулам;
химические свойства соляной кислоты;
химические формулы галогеноводородов и галоге нидов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства соляной кислоты и хлоридов;
соляную кислоту среди растворов веществ других классов; хлорид-ион среди других ионов; использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для: критической оценки информации о применении в быту йода (спиртовой раствор) и поваренной соли. | |||||||||||||||
27 | 5. Получение галогенов. Биологическое значение и применение галогенов и их соединений | Получение галогенов электролизом расплавов или растворов солей. Биологическое значение галогенов. Применение галогенов и их соединений | Знать способы получения галогенов. Уметь вычислять количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. Иметь навыки осуществления цепочек превращений, составления различных уравнений реакции. | |||||||||||||||
28 | 6. Сера. Строение атома, аллотропия, свойства и применение ромбической серы. | Строение атома серы и сте пени окисления серы. Алло тропия серы. Химические свойства серы. Сера в при роде. Биологическое значение серы, её применение (демер куризация). | Уметь:
строение атома серы по её положению в периоди ческой системе химических элементов Д.И. Менде леева; закономерности изменения свойств элементов (ки слорода и серы) в пределах главной подгруппы;
физические свойства серы; химические свойства серы (взаимодействие с ме таллами, кислородом, водородом) в свете представ лений об окислительно-восстановительных реак циях;
тип химической связи в соединениях серы; степень окисления атома серы в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства серы;
экологически грамотного поведения (для удаления и обезвреживания разлитой ртути). | Д. взаимодействие серы с металлами, водородом, кислородом. | ||||||||||||||
29 | 7. Оксиды серы (IV). (VI), их получение, свойства и применение. | Оксиды серы (IV) и (VI), их получение, свойства и приме нение. Сернистая кислота и её соли. | Знать/понимать:
формулы оксида серы (IV) и оксида серы (VI). Уметь:
оксиды серы по их химическим формулам;
физические свойства оксидов серы; химические свойства оксидов серы (как типичных кислотных оксидов);
принадлежность оксидов серы к кислотным окси дам; степень окисления атома серы и тип химической связи в оксидах;
уравнения химических реакций взаимодействия ок сидов с водой, с основными оксидами, щелочами;
| |||||||||||||||
30-31 | 8-9 Серная кислота и её соли, их применение | Свойства серной кислоты в свете теории электролитиче ской диссоциации и окисли тельно-восстановительных ре акций. Сравнение свойств концентрированной и разбав ленной серной кислоты. При менение серной кислоты. Соли серной кислоты и их примене ние в народном хозяйстве. Ка чественная реакция на суль фат-ион. |
формулу серной кислоты. Уметь:
серную кислоту и сульфаты по их химическим формулам;
физические свойства концентрированной серной кислоты; химические свойства серной кислоты в свете тео рии электролитической диссоциации и окисли тельно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение серной кислоты и её солей;
принадлежность серной кислоты и её солей к соот ветствующим классам неорганических соединений; валентность и степень окисления серы в серной ки слоте и в сульфатах;
химические формулы сульфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной серной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной серной кислоты (взаимодействие с медью);
серную кислоту среди растворов веществ других классов; сульфат-ион среди других ионов;
безопасного обращения с концентрированной сер ной кислотой (растворение). | Л.О. Качественная реакция на сульфат-ионы | ||||||||||||||
32 | 10. Азот. Строение атома и молекулы, свойства простого вещества. | Строение атома и молекулы азота. Физические и химиче ские свойства азота в свете представлений об окисли тельно-восстановительных ре акциях. Получение и примене ние азота. Азот в природе и его биологическое значение. | Знать/понимать:
химический элемент, атом, молекула, относитель ная атомная и молекулярная массы, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Уметь:
строение атома азота по его положению в пе риоди ческой системе химических элементов Д.И. Менде леева;
физические свойства азота; химические свойства азота как простого вещества в свете представлений об окислительно-восстанови тельных реакциях;
тип химической связи в молекуле азота и в его со единениях; степень окисления атома азота в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства азота. | |||||||||||||||
33. | 11. Аммиак, строение, свойства, получение и применение. | Строение молекулы аммиака. Физические и химические свойства, получение, собира ние и распознавание аммиака. | Знать/понимать:
формулу аммиака. Уметь:
аммиак по его химической формуле;
физические и химические свойства аммиака;
тип химической связи в молекуле аммиака; валентность и степень окисления атома азота в ам миаке;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства аммиака (взаимодействие с водой, кисло тами и кислородом);
аммиак среди других газов;
критической оценки информации о применении аммиака в быту (нашатырный спирт). | |||||||||||||||
34. | 12. Соли аммония, их свойства и применение | . Состав, получение, физиче ские и химические свойства солей аммония: взаимодействие со щелочами и разложение. Применение солей аммония в народном хо зяйстве. | Знать/понимать:
катион аммония. Уметь:
соли аммония по их химическим формулам;
химические свойства солей аммония;
принадлежность солей аммония к определённому классу соединений; тип химической связи в солях аммония;
химические формулы солей аммония; уравнения химических реакций, характеризующие свойства солей аммония. | Л.О. распознавание солей аммония | ||||||||||||||
35. | 13. Оксиды азота (II), (IV). | Оксиды азота. Физические и химические свойства оксида азота (IV), его получение и применение. | Знать/понимать:
формулы оксида азота (II) и оксида азота (IV). Уметь:
оксиды азота по их химическим формулам;
физические свойства оксидов азота; химические свойства оксида азота (IV) (как типич ного кислотного оксида);
принадлежность оксидов азота к соответствую щему классу неорганических соединений; степень окисления атома азота и тип химической связи в оксидах;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида азота (IV); использовать приобретённые знания в прак тической деятельности и повседневной жизни для: экологически грамотного поведения в окружающей среде (кислотные дожди). | |||||||||||||||
36. | 14. Азотная кислота, её свойства и применение. | Состав и химические свойства азотной кислоты как электро лита. Особенности окисли тельных свойств концентриро ванной азотной кислоты. При менение азотной кислоты. Нитраты и их свойства. Про блема повышенного содержа ния нитратов в сельскохозяй ственной продукции | Знать/понимать:
формулу азотной кислоты. Уметь:
физические свойства азотной кислоты; химические свойства азотной кислоты в свете тео рии электролитической диссоциации и окисли тельно-восстановительных реакций; народнохозяйственное значение азотной кислоты;
принадлежность азотной кислоты к соответствую щему классу неорганических соединений; валентность и степень окисления азота в азотной кислоте;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства разбавленной азотной кислоты; уравнения химических реакций, характеризующие свойства концентрированной азотной кислоты (взаимодействие с медью);
азотную кислоту среди растворов веществ других классов;
безопасного обращения с концентрированной азот ной кислотой. Уметь:
соли азотной кислоты по их химическим формулам;
химические свойства солей азотной кислоты (раз ложение при нагревании);
химические формулы нитратов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства нитратов;
критической оценки информации о нитратах (про блема их содержания в сельскохозяйственной про дукции). | Д. Взаимодействие кон центрированной азотной кислоты с медью. Образцы важнейших для народного хозяйства нитратов | ||||||||||||||
37. | 15. Фосфор, его фи зические и хи мические свой ства. Оксид фос фора (V). Ортофосфорная ки слота и её соли. | Строение атома фосфора. Ал лотропия фосфора. Химиче ские свойства фосфора. При менение и биологическое зна чение фосфора. Оксид фосфора (V) - типич ный кислотный оксид. Орто фосфорная кислота и три ряда её солей: фосфаты, гидрофос фаты и дигидрофосфаты. | Уметь:
строение атома фосфора по его положению в пе риоди ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов (азота и фосфора) в пределах главной подгруппы;
химические свойства фосфора (взаимодействие с ме таллами, кислородом) в свете представ лений об окислительно-восстановительных реак циях;
тип химической связи в соединениях фосфора; степень окисления атома фосфора в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства фосфора. Знать/понимать:
формулы оксида фосфора (V) и ортофосфорной ки слоты. Уметь:
оксид фосфора (V), ортофосфорную кислоту и её соли по их химическим формулам;
химические свойства оксида фосфора (V), орто фосфорной кислоты в свете теории электролитиче ской диссоциации; народнохозяйственное значение фосфатов;
принадлежность оксида фосфора (V), ортофосфор ной кислоты и её солей к соответствующим клас сам неорганических соединений; валентность и степень окисления атома фосфора в оксиде фосфора (V), ортофосфорной кислоте и в фосфатах;
химические формулы фосфатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства оксида фосфора (V) как типичного ки слотного оксида; уравнения химических реакций, характеризующие свойства ортофосфорной кислоты. | |||||||||||||||
38. | 16. Углерод. Строение атома, аллотропия, свойства аллотропных модификаций, применение. | Строение атома углерода. Ал лотропия: алмаз и графит. Физические и химические свойства углерода. | Уметь:
строение атома углерода по его положению в пе риоди ческой системе химических элементов Д.И. Менделеева;
химические свойства углерода (взаимодействие с ме таллами, оксидами металлов, водородом, кисло родом) в свете представ лений об окислительно-вос становительных реак циях;
тип химической связи в соединениях углерода; степень окисления атома углерода в соединениях;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства углерода. | Дем. Поглощение углём растворённых веществ или газов. Восстановление меди из её оксида углём. | ||||||||||||||
39. | 17. Оксиды угле рода. Угольная ки слота и её соли. | Оксид углерода (II) или угар ный газ: получение, свойства, применение. Оксид углерода (IV) или углекислый газ: по лучение, свойства, примене ние. Состав и химические свойства угольной кислоты. Карбонаты и их значение в природе и жизни человека. Переход кар бонатов в гидрокарбонаты и обратно. Распознавание кар бонат-иона среди других ио нов. | Знать/понимать:
формулы оксида углерода (II) и оксида углерода (IV). Уметь:
оксиды углерода по их химическим формулам;
физические свойства оксидов углерода; химические свойства оксида углерода (IV) (как ти пичного кислотного оксида);
принадлежность оксидов углерода к определён ному классу соединений; степень окисления атома углерода и тип химиче ской связи в оксидах;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства ок сида углерода (IV);
углекислый газ среди других газов;
безопасного обращения с оксидом углерода (II). Знать/понимать:
формулу угольной кислоты. Уметь:
соли угольной кислоты по их химическим форму лам;
химические свойства угольной кислоты; народнохозяйственное значение карбонатов;
принадлежность угольной кислоты и её солей к оп ределённым классам неорганических соединений; валентность и степень окисления углерода в уголь ной кислоте;
химические формулы карбонатов и гидрокарбона тов; уравнения химических реакций превращения кар бонатов в гидрокарбонаты и наоборот;
карбонат-ион среди других ионов. | Л.О. Получение углекислого газа и его распознавание. Л.О. Качественная реакция на карбонат-ион. | ||||||||||||||
40 | 18. Кремний и его соединения. | Строение атома кремния, сравнение его свойств со свойствами атома углерода. Кристаллический кремний: его свойства и применение. Оксид кремния (IV) и его природные разновидности. Кремниевая кислота и её соли. Значение соединений кремния в живой и неживой природе. | Знать/понимать:
формулы оксида кремния (IV) и кремниевой ки слоты. Уметь:
оксид кремния (IV), кремниевую кислоту и её соли по их химическим формулам;
химические свойства оксида кремния (IV), крем ниевой кислоты в свете теории электролитиче ской диссоциации; народнохозяйственное значение силикатов;
принадлежность оксида кремния (IV), кремниевой кислоты и её солей к определённым клас сам неор ганических соединений; валентность и степень окисления атома кремния в оксиде кремния (IV), кремниевой кислоте и в сили катах;
химические формулы силикатов; уравнения химических реакций, характеризующие свойства кремния, оксида кремния (IV) и кремние вой кислоты. | |||||||||||||||
41. | 19. Понятие о силикатной промышленности. | Д. Образцы стекла, керамики | ||||||||||||||||
Тема 4. Практикум № 2. Свойства неметаллов и их соединений. (3 ч) | ||||||||||||||||||
42 | 1. Пр.раб.№4. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода» | Уметь:
химические свойства соединений серы; -- составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства соединений серы;
с химической посудой и лабораторным оборудова нием;
безопасного обращения с веществами. | ||||||||||||||||
43 | 2. Пр. раб №5. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота и углерода». | Уметь:
химические свойства веществ, образованных эле ментами подгрупп азота и углерода;
уравнения химических реакций, характеризующие свойства веществ, образованных элементами под групп азота и углерода;
с химической посудой и лабораторным оборудова нием;
безопасного обращения с веществами. | ||||||||||||||||
44 | 3. Пр. раб. №6 Получение, собирание и распознавание газов. | Уметь:
способы получение, собирания и распознавания важнейших газов;
уравнения химических реакций получения газов;
с химической посудой и лабораторным оборудова нием;
безопасного обращения с веществами. | ||||||||||||||||
45 | 20. . Расчетные задачи | Решение упражнений. Подготовка к контрольной работе. | ||||||||||||||||
46 | 21. Расчетные задачи | Решение задач | Знать: - формулы, выражающие связь между количеством вещества, массой и объемом; Уметь: - вычислять | |||||||||||||||
47. | 22. Обобщение и систематизация знаний по теме «Неметаллы». Урок обобщения и систематизации знаний | Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. | ||||||||||||||||
48 | 23. Контрольная ра бота № 2 «Неметаллы» | |||||||||||||||||
Тема 5. Органические соединения (10ч) | ||||||||||||||||||
49 | 1. Вещества органические и неорганические | Вещества органические и не органические. Особенности органических веществ. При чины многообразия органиче ских соединений. Валентность и степень окисления углерода в органических соединениях. Теория химического строения органических соединений А.М.Бутлерова. Структурные формулы. Значение органиче ской химии. | Знать/понимать:
вещество, классификация веществ. Уметь:
строение атома углерода; связь между составом и строением органических веществ;
валентность и степень окисления углерода в орга нических соединениях. | Д. Модели молекул орга нических соединений. | ||||||||||||||
50. | 2. Метан и этан: строение молекул. | Строение молекул метана и этана. Физические свойства метана. Горение метана и этана. Дегидрирование этана. Применение метана. | Знать/понимать:
формулы метана и этана. Уметь:
метан и этан по их химическим формулам;
связь между составом, строением и свойствами ме тана и этана; химические свойства метана (горение), этана (горе ние и дегидрирование);
принадлежность метана и этана к предельным уг леводородам;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метана и этана (горение, дегидрирование);
безопасного обращения с метаном (природным га зом). | Л. Изготовление моделей молекул метана и этана | ||||||||||||||
51. | 3.Химические свойства молекулы этилена. | Строение молекулы этилена. Двойная связь. Химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бро мом). Реакция полимеризации. Полиэтилен и его значение. | Знать/понимать:
формулу этилена. Уметь:
этилен по его химической формуле;
связь между составом, строением и свойствами этилена; химические свойства этилена (горение, взаимодей ствие с водой, бромом);
принадлежность этилена к непредельным углево дородам;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства этилена (горение, взаимодействие с водой, бромом). | |||||||||||||||
52. | 4. Понятие о предельных одноатомных спиртах на примере метанола и этанола. Глицерин. | Спирты – представители ки слородсодержащих органиче ских соединений. Физические и химические свойства спир тов. Физиологическое дейст вие на организм метанола и этанола. | Знать/понимать:
формулы метанола, этанола и глицерина. Уметь:
спирты (метанол, этанол, глицерин) по их химиче ским формулам;
связь между составом и свойствами спиртов; химические свойства метанола и этанола (горение);
принадлежность метанола, этанола и глицерина к классу спиртов;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства метанола и этанола (горение);
критической оценки информации о метаноле и эта ноле. | Д. Образцы этанола и гли церин. Качественная реак ция на многоатомные спирты.. Л.О. Свойства глицерина. | ||||||||||||||
53 | 5. Понятие об альдегидах на примере уксусного альдегида. | Окисление альдегида. | Знать/понимать:
формулы альдегидов. Уметь:
альдегиды по их химиче ским формулам;
химические свойства альдегидов. | |||||||||||||||
54 | 6. Одноосновные предельные карбоновые кислоты на примере уксусной кислоты. | Уксусная кислота, её свойства и применение. Уксусная ки слота – консервант пищевых продуктов. Стеариновая ки слота – представитель жирных карбоновых кислоты. | Знать/понимать:
формулы уксусной и стеариновой кислот. Уметь:
уксусную и стеариновую кислоту по их химиче ским формулам;
связь между составом, строением и свойствами ки слот; химические свойства уксусной кислоты (общие с другими кислотами);
принадлежность уксусной и стеариновой кислот к определённому классу органических соединений;
уравнения реакций, характеризующие химические свойства уксусной кислоты (общие с другими ки слотами);
безопасного обращения с уксусной кислотой. | |||||||||||||||
55. | 7. Реакции этерификации и понятие о сложных эфирах. | Жиры в природе и их приме нение. | Уметь:
нахождение в природе и применение жиров; | Дем. Омыление жиров. | ||||||||||||||
56 | 8. Понятие об аминокислотах. Реакции поликонденсации | Белки, их строение и биологическая роль | Уметь:
физические свойства белков и их роль в организме. | Деем. Доказательства наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Д. Горение белков. Д. Цветные реакции белков. | ||||||||||||||
57 | 9. Понятие об углеводах. Глюкоза, её свойства и значение. Крахмал и целлюлоза. | Глюкоза, крахмал и целлюлоза (в срав нении), их биологическая роль. | Д. Качественная реакция на крахмал. Л.О. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)без нагревания и при нагревании. Л.О. Взаимодействие крахмала с иодом. | |||||||||||||||
58. | 10. Контрольная работа №3. Органические вещества.. | |||||||||||||||||
Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы (8ч) | ||||||||||||||||||
59. | 1. Физический смысл порядкового номера элемента П.С. Менделеева. | Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодиче ская система химических эле ментов Д.И.Менделеева – гра фическое ото бражение Перио дического закона. Закономерности из менения свойств элементов в периодах и группах. Значение Периодического закона и пе риодической системы химиче ских элементов Д.И. Менде леева. | Знать/понимать:
химический элемент, атом;
Периодический закон. Уметь:
химические элементы по их символам;
физический смысл атомного (порядко вого) номера химического элемента, номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической системе Д.И.Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов главных подгрупп. . | |||||||||||||||
60. | 2. Типы химических связей и типы кристаллических решёток. | Типы химических связей, типы кристаллических решё ток. Взаимосвязь строения и свойств веществ. | Знать/понимать:
атом, молекула, ион, химическая связь. Уметь:
связь между составом, строением и свойствами ве ществ;
тип химической связи в соединениях | |||||||||||||||
61. | 3. Классификация химических реакций по различным признакам. | Классификация химических реакций по различным при знакам (число и состав реаги рующих и образующихся ве ществ; тепловой эффект; ис пользование катализатора; на правление; изменение степе ней окисления атомов). | Знать/понимать:
уравнения химических реакций;
химическая реакция, классификация реакций. Уметь:
типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена;
уравнения химических реакций. | |||||||||||||||
62-63 | 4-6. Простые и сложные вещества. Металлы и неметаллы. | Простые и сложные вещества. Генетические ряды металла, неметалла. Оксиды (основные и кислотные), гидроксиды (ос нования и кислоты), соли: со став, классификация и общие химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и представлений об окислительно-восстанови тельных реакциях. | Знать/понимать:
формулы химических веществ;
вещество, классификация веществ, электролит и неэлектролит, окислитель и восстановитель. Уметь:
соединения изученных классов;
сущность реакций ионного обмена;
химические свойства простых веществ и основных классов неорганических соединений;
состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к определённому классу соединений;
формулы неорганических соединений изученных классов. Уметь:
безопасного обращения с веществами и материа лами; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияний химического загрязнений окру жающей среды на организм человека. | |||||||||||||||
64. | 7. Решение задач и упражнений. | |||||||||||||||||
65. | 8. решение задач и упражнений. | |||||||||||||||||
66. | 9. Решение задач и упражнений. | |||||||||||||||||
67. | 10. Итоговая контрольная работа. | |||||||||||||||||
68 | 11. Заключительный урок. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое планирование уроков химии 10 класс 1час/нед
Тематическое планирование уроков химии в 10 классе из расчета 1 час в неделю по учебнику О.С.Габриеляна (базовый уровень)....
Тематическое планирование по химии 8 класс
Развернутое тематическое планирование составлено согласно программе основного общего образования по химии для общеобразовательных школ О.С. Габриеляна. В разработке включены такие разделы как: и...
календарно- тематическое планирование по химии 9 класс .
Календарно- тематическое планирование по химии 9 класс. Учебник автор: Рудзитис и Фельдман....
Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна
Календарно- тематическое планирование по химии 8 класс по программе О.С. Габриеляна....
Календарно-тематическое планирование по химии 8 класс
Календарно-тематическое планирование по химии для 8 класса составлено к учебнику Новошинского И.И., Новошинской Н.С. Программа расчитана на 68 часов....
календарно-тематическое планирование по химии 8 класс
материалы для составления рабочей программы...
календарно-тематическое планирование по химии 10 класс
Материалы для составления рабочей программы...