календарно-тематическое планирование по химии 10 класс
календарно-тематическое планирование по химии (10 класс) по теме
Материалы для составления рабочей программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
тематическое планирование | 368.53 КБ |
химия 10 класс | 28.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методический комплекс.
Класс | Предмет | Программа | Учебник | Пособия для учителя | Пособия для учащихся |
10 | Химия | Программы для общеобразовательных учреждений. Химия. 8-11 кл. Автор: Габриелян О.С. М. «Дрофа». 2008 г. | Габриелян О.С., Лысова Г.Г., Маскаев Ф.Н.,Пономарева С.Ю., Теренина В.И. «Химия-10». М. «Дрофа». 2008г. | 1.Программно-методические материалы. Химия. 8-11 кл. М. «Дрофа». 2008 г. 2. Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по химии. М. «Дрофа».2008 г. 3.Габриелян О.С. «Химия. Методическое пособие. 10 класс». М. «Дрофа». 2008 г. 4. Габриелян О.С., Остроумов И.Г. «Настольная книга учителя. Химия. 10 класс». Мультимедийное учебное пособие (Уроки химии Кирилла и Мефодия. 10 класс. | 5. Габриелян О.С. «Контрольные и проверочные работы по химии. 10 класс». М. «Дрофа». 2008 г. 6. / О.С. Габриелян «Тесты. Проверочные работы по органической химии». М. «Дрофа». 2008 г. |
СЕТКА КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ.
№ п/п | Содержание учебного материала | Кол-во часов | Р/К | Сроки проведения | Изучаемые вопросы | ЦОРы | Инструментарий отслеживания результатов | Организация повторения | |||
1 | Введение. 1ч. | ||||||||||
1.1 | Предмет органическая химия. Место и роль органической химии в системе наук о природе. | 1 | + | Знать: Предмет ОХ. Особенности строения и св-в ОС. Значение и роль ОХ в системе естественных наук и в жизни общества. Уметь: Объяснять причины многообразия ОВ. | Мультимедийный курс Кирилла и Мефодия«Органическая химия»10класс | *1 Упр. 1-7 | |||||
II | Теория строения органических соединений 6 ч. | ||||||||||
2.1 | Теория строения органических соединений .Валентность. | 1 | Знать: Основные положения теории строения А.М.Бутлерова. Химическое строение и строение органических веществ. Изомерия на примере бутана и изобутана. Уметь: Применять положения ТСБ при объяснении закономерностей строения ОВ. | *2 1-7 | |||||||
2.2 | Классификация органических соединений. | 1 | Знать: Классификацию ОС по строению углеродного скелета, по функциональным группам. | «Органическая химия» | *6 | ||||||
2.3 | Основы номенклатуры органических соединений | 1 | Номенклатура тривиальная и ИЮПАК. Уметь: Давать названия ОС | *6 1-2 | |||||||
2.4 | Понятие о гомологии и гомологах | 1 | |||||||||
2.5 | Изомерия в органической химии, ее виды. | 1 | Знать: Структурную изомерию, ее виды: изомерия «углеродного скелета», изомерия положения кратной связи и функциональной группировки, межклассовая изомерия. Уметь: Писать формулы изомеров. | *7 1-7 | |||||||
2.6 | Химические формулы и модели молекул в органической химии. | 1 | Уметь: Выполнять упражнения по изготовлению моделей молекул, выполнение тестов. Подготовка к контрольной работе. | *1-7 | |||||||
3. | Углеводороды. 16 ч. | ||||||||||
3.1 | Природные источники углеводородов. Нефть, природный газ и каменный уголь. | 1 | + | Знать: Понятие об углеводородах. Природные источники углеводородов. Нефть и ее промышленная переработка. Фракционная перегонка, термический и каталитический крекинг. Природный газ. Его состав и практическое использование. Каменный уголь. Коксование каменного угля. | «Органическая химия» | *10 1-11 | |||||
3.2;3.3 | Алканы. Строение, номенклатура, получение, применение, физические и химические свойства. | 2 | + | Знать: Гомологический ряд и общая формула алканов. Алканы в природе. Строение молекулы метана и др. алканов. Изомерия алканов. Физические св-ва алканов. Промышленные способы получения: крекинг алканов, фракционная перегонка нефти. Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. Давать названия алканам. | «Органическая химия» | *11 1-12 | |||||
3.4;3.5 | Алкены: строение, изомерия, номенклатура, получение, физ. и хим. св-ва. | 2 | + | Знать: Гомологический ряд и общая формула алкенов. Строение молекулы этилена и др. алкенов. Изомерия алкенов: пространственная и структурная. Номенклатура и получение. Хим. св-ва: реакции присоединения (галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация, гидрирование). Реакции окисления и полимеризации алкенов. Применение алкенов на основе их св-в. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. Давать названия алкенам. | «Органическая химия» | *12 №1-9 | |||||
3.6;3.7 | Акины: строение, изомерия, номенклатура, получение, физ. и хим. св-ва. | 2 | + | Знать: Гомологический ряд и общая формула алкинов. Строение молекулы ацетилена и др. алкинов. Изомерия алкинов. Номенклатура ацетиленовых УВ. Получение алкинов: метановый и карбидный способы. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. Давать названия алкинам. | «Органическая химия» | *13 №1-8 | |||||
3.8;3.9 | Алкадиены: строение, изомерия, номенклатура, получение, физ. и хим. св-ва. Каучуки. Резина. | 2 | + | Знать: Общую формулу алкадиенов. Строение молекул. Изомерия и номенклатура алкадиенов. Физические св-ва. Аналогия в химических св-вах алкенов и алкадиенов. Натуральные и синтетические каучуки. Вулканизация каучука. Работы С.В. Лебедева. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. Давать названия алкадиенам. | «Органическая химия» | *14 №1-6 | |||||
3.10;3.11 | Ароматические УВ (арены). Строение, изомерия, номенклатура, получение, физ. и хим. св-ва. | 2 | + | Знать: Бензол как представитель аренов. Строение молекулы бензола. Сопряжение п-связей. Получение аренов. Изомерию и номенклатуру аренов. Гомологи бензола. Влияние боковой цепи на электронную плотность. Химические св-ва аренов. Реакции замещения с участием бензола: галогенирование, нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. Давать названия аренам. | «Органическая химия» | . | *16 №1-9 | ||||
3.12 | Нефть и продукты ее переработки | 1 | |||||||||
3.13 | Генетическая связь между классами углеводородов. | 1 | Выполнять упражнения на генетическую связь. | ||||||||
3.14 | Решение задач по теме «Углеводороды» | Уметь: Решать задачи | |||||||||
3.15 | Обобщение и систематизация знаний по УВ. | 1 | Уметь: Обобщать знания по УВ. Подготовка к контрольной работе. | Повторить **11-16 | |||||||
3.16 | Контрольная работа №1 «Углеводороды» | 1 | Контроль знаний по теме. | ||||||||
4 Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники 20ч. | |||||||||||
4.1-4.2;4.3 | Спирты: состав, классификация, изомерия. Химические св-ва одноатомных и многоатомных спиртов. | 3 | + | Знать: Состав и классификация спиртов. Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, «УВ скелета»). Физические св-ва спиртов, их получение. Молекулярную водородную связь. Хим. св-ва спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксильных групп: образование алкоголятов, взаимодействие с НГ, межмолекулярная и внутримолекулярная дегидратация, окисление и дегидрирование спиртов. Особенности св-в многоатомных спиртов. Качественную реакцию на многоатомные спирты. Важнейшие представители спиртов. Физиол. действия метанола и этанола. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. Давать названия спиртам. | «Органическая химия» | *17 №1-15 (Зачет) | |||||
4.4;4.5 | Фенолы. | 2 | + | Знать: Фенол, его физ. св-ва и получение. Хим. св-ва фенола как следствие его строения. Кислотные св-ва. Взаимное влияние атомов в молекулах ОВ на примере фенола. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. | «Органическая химия» | *18 №1-5 | |||||
| |||||||||||
4.6;4.7;4.8 | Альдегиды и кетоны. | 3 | + | Знать: Альдегиды: строение их молекулы, изомерия и номенклатура. Особенности строения карбонильной группировки. Физ. св-ва и отдельн. представители аль/дов. Химические св-ва аль/дов: гидрирование, окисление Ag2O (реакция «серебряного зеркала») и Си(ОН)2. качественная реакция на аль/ды. R поликонденсации. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. Давать названия альдегидам. Различать ОС по функциональным группировкам. | «Органическая химия» | *19 №1-3,11-14. | |||||
4.9-4.10 | Карбоновые кислоты. | 2 | + | Знать: Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Физические св-ва карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Био. роль карбоновых кислот. Общие св-ва неорг. и орг. к-т (взаимодействие с Ме, МеО, основаниями и солями). Влияние УВ радикала на силу кислот. Реакцию этерификации, условия ее протекания. Производство уксусной кислоты в Челябинской области. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. Давать названия карбоновым кислотам. Смещать электронную плотность. | «Органическая химия» | *20 №1,14,16, 17. | |||||
4.11;4.12 | Сложные эфиры: строение, изомерия, номенклатура, получение, физ. и хим. св-ва. | 2 | Знать: Строение сложных эфиров. Изомерия и номенклатура. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров. Уметь: Писать реакции этерификации. | «Органическая химия» | *21 №1-3. | ||||||
4.13;4.14;4.15 | Жиры. Состав и строение молекул. Физические и химические св-ва жиров. Мыла и СМС. | 3 | + | Знать: Жиры – сложные эфиры глицерина и высших карбоновых к-т. Строение молекул жиров. Классификация жиров. Омыление жиров, получение мыла. Понятие «мыла», объяснение их моющих св-в. Жиры в природе. Биологическая функция жиров. Понятие об СМС. Продукция жирокомбинатов в гг. Челябинской области. Производство СМС в нашем регионе. Уметь: Получать мыла в лабораторных условиях. | «Органическая химия» | *21 №4-12 | |||||
4.16 | Генетическая связь между классами органических соединений | 1 | |||||||||
4.17 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Карбоновые кислоты. Сложные эфиры. Жиры». | 1 | Уметь: Обобщать и систематизировать знания по темам. Выполнять упражнения в составлении реакций с участием карбоновых кислот. А также упражнения на генетическую связь. | Повторить **20-21 | |||||||
4.18 | Углеводы, их состав и классификация. | 1 | Знать: Моно-, ди- и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводов. Их значение в жизни человека и общества. Уметь: Различать углеводы от других ОС, имеющих альдегидную и гирдоксидную группировки. | «Органическая химия» | *22 №1-6 | ||||||
4.19 | Моносахариды. Гексозы. Глюкоза и фруктоза. Полисахара. | «Органическая химия» | *23 №1-11*24 №1-5 | ||||||||
4.20 | Контрольная работа №2 «Карбоновые кислоты и их производные». | 1 | Контроль знаний по теме «Кислородсодержащие органические соединения» | ||||||||
5. | Азотосодержащие ОВ. 9ч | ||||||||||
5.1 | Амины: строение, классификация, изомерия, номенклатура, получение, физ. и хим. св-ва. | 1 | Знать: Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификацию, изомерию и номенклатурю аминов. Алифатические амины. Анилин. Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений (реакция Зинина.) Физические св-ва аминов. Химические св-ва аминов: взаимодействие с водой и кислотами. Уметь: Писать уравнения. химических реакций. Давать названия аминам. | «Органическая химия» | ДО. 1.Горение метиламина. 2.Взаимодействие анилина с водой и кислотами. 3.Отношение к бромной воде. | *25 №1-10 | |||||
5.2 | Аминокислоты: строение, классификация, изомерия, номенклатура, получение, физ. и хим. св-ва. | 1 | Знать: Состав и строение молекулы аминокислоты. Изомерия аминокислоты. Двойственность кислотно–основных св-в и ее причины. Химические св-ва аминокислот. Уметь: Писать уравнения химических реакций. | «Органическая химия» | *26 №1-7 | ||||||
5.3;5.4 | Белки как биополимеры. | 2 | + | Знать: Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Структуры белка. Химические св-ва белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции на Б. Биологические функции белков. Значение белков. Уметь: Определять белки по цветным реакциям. | «Органическая химия» | ДО. 1.Растворение и осаждение Б. 2.Денатурация Б. 3.Качественные реакции на Б. 4.Обнаружение Б. в курином яйце и молоке. | *27 №1-7 | ||||
5.5;5.6 | Нуклеиновые кислоты. Понятие о генной инженерии и биотехнологии. | 2 | Знать: Понятие о ДНК и РНК. Строение молекул. Биологическая роль НК. Уметь: Составлять цепочки РНК и ДНК. | «Органическая химия» | *28 №1-6 | ||||||
5.7 | ПР№1 Идентификация органических соединений | 1 | |||||||||
5.8 | Обобщение и систематизация по теме «Азотосодержащие ОС». | 1 | Уметь: Решать задачи и упражнения. | Повторить **22-28 | |||||||
5.9 | Контрольная работа №3 «Азотосодержащие ОС». | 1 | Контроль знаний по теме. | ||||||||
6. | Биологически активные вещества 8 ч. | ||||||||||
6.1;6.8 | Биологически активные вещества: витамины, ферменты, гормоны, лекарства. | 8 | + | Уметь: Защищать рефераты и творческие проекты. | «Органическая химия» | **29-32. | |||||
7. | Искусственные и синтетические полимеры 6 ч. | ||||||||||
7.1;7.2 | Искусственные полимеры | 2 | Знать: виды полимеров | ||||||||
7.3;7.4 | Синтетические полимеры | 2 | |||||||||
7.5 | Практическая работа №2 «Распознавание пластмасс и волокон» | 1 | |||||||||
7.6 | Обобщающее повторение | 1 | |||||||||
Итого: 68 часов, резерв -2 ч. |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ.
Предмет | Класс | Тема урока | Содержание |
ХИМИЯ | 10 | Предмет органическая химия. | Химические производства Южного Урала. |
Алканы. | Применение УВ как топливо и сырье в промышленном производстве региона. Природные источники УВ на территории области. Использование метана и его гомологов как топлива. Экологические проблемы, связанные с использованием фреонов и гомологов метана как топлива. Применение циклоалканов. | ||
Алкены. | |||
Алкины. | |||
Алкадиены. | |||
Циклоалканы. | |||
Ароматические УВ. | Получение бензола и его производных на предприятиях коксохимического производства региона. Экологические последствия использования Аренов. Применение пестицидов и экологические последствия их использования. | ||
Спирты. | Производства этилового спирта из пищевого сырья. Получение синтетического этанола на основе нефтехимического производства. Производство алкогольной продукции. Токсичность спиртов и фенолов.. использование этиленгликоля как антифриза, глицерина в медицине и парфюмерии. Антропогенные источники фенола в атмосфере, губительное действие на живые организмы. Методы обезвреживания фенолов. | ||
Фенолы. | |||
Альдегиды. | Альдегиды и карбоновые кислоты в живой природе. Токсичность альдегидов. Превращение этанола в ацетальдегид в организме человека. Антропогенные источники альдегидов в атмосфере региона, губительное действие на живые организмы. Производство уксусной кислоты. | ||
Карбоновые кислоты. | |||
Жиры, мыла и СМС. | Использование СМС в хозяйственной деятельности человека. СМС – загрязнители природной среды. Биологические функции жиров. Получение жиров, майонезов, маргаринов на предприятиях промышленности области. | ||
Углеводы. | Биологическая роль углеводов. Спиртовое и молочно-кислое брожение глюкозы, использование этих процессов в промышленном производстве кисло-молочных продуктов. Гидролиз крахмала при хлебопечении. Производство кондитерских изделий в регионе. | ||
Полисахариды. | |||
Белки как полимеры. | Биологическая роль белков. | ||
Биологически активные вещества. | Биологическая роль ферментов, гормонов, витаминов. Фармацевтическая промышленность региона. |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Химия, как одна из основополагающих областей естествознания, является неотъемлемой частью гуманитарного образования школьников. Каждый человек живет в мире веществ, поэтому он должен иметь понятие об их составе, строении, превращениях, практическом использовании, а также об опасности, которую они могут представлять. Изучая химию, учащиеся узнают о материальном единстве всех веществ окружающего мира, обусловленности свойств веществ их составом и строением, познаваемости и предсказуемости химических явлений. Изучение свойств веществ и их превращений способствует развитию логического мышления, а практическая работа с веществами (лабораторные опыты) – трудолюбию, аккуратности и собранности. На примере химии учащиеся получают представления о методах познания, характерных для естественных наук (экспериментальном и теоретическом).
Предлагаемый курс химии базируется на знаниях, полученных учащимися в основной общеобразовательной школе. Он не выходит за рамки обязательного минимума образования и рассчитан на два часа в неделю. В результате освоения данного курса учащиеся получат необходимые знания об окружающих веществах и их превращениях, а также о химии важнейших природных и промышленных процессов. Они овладеют некоторыми методами работы с веществами, научатся осмысленно подходить к различным химическим явлениям. Химические знания станут основой формирования экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.
Работа на уроках включает как изучение теории, так и проведение химических опытов. В зависимости от наличия оборудования, реактивов, а также времени на проведение эксперимента, я выбираю те или иные опыты для демонстрации и самостоятельной работы учащихся.
Теоретическую основу органической химии составляет теория строения в ее классическом понимании — зависимости свойств веществ от их химического строения, т. е. от расположения атомов в молекулах органических соединений согласно валентности. Электронное и пространственное строение органических соединений при данном количестве часов, которое отпущено на изучение органической химии, рассматривать не представляется возможным. В содержании курса органической химии сделан акцент на практическую значимость учебного материала. Поэтому изучение представителей каждого класса органических соединений начинается с практической посылки — с их получения. В основу конструирования курса положена идея о природных источниках органических соединений и их взаимопревращениях, т. е. идеи генетической связи между классами органических соединений.
Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
- воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по химии для общеобразовательных учреждений и авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Дрофа, 2010.) - 10 класс, базовый уровень, 68 часов.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
Увеличено число часов на изучение темы № 3 «Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники» с 19 до 20 часов. Данная глава является одной из основополагающих тематик в органической химии. Час взят из темы №6 «Искусственные и синтетические полимеры». Резерв -2 часа.
Цель данных изменений - лучшее усвоение учебного материала курса «Химия 10 класс».
Данная рабочая программа реализуется при использовании традиционной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др. в зависимости от склонностей, потребностей, возможностей и способностей каждого конкретного класса в параллели.
Контроль за уровнем знаний учащихся осуществляется при проведение лабораторных, практических, самостоятельных, тестовых и контрольных работ.
Тематическое планирование базовый уровень (68ч; 2ч/нед).
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Примечание | |
Практические работы | Контрольные работы | ||||
1. | Введение | 1 | |||
2. | Теория строения органических соединений | 6 | |||
3. | Углеводороды и их природные источники | 16 | №1 | ||
4. | Кислородсодержащие органические соединения и их природные источники | 20 | №2 | ||
5. | Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе | 8+1 | №1. | №3 | |
6. | Биологически активные органические соединения | 8 | |||
7. | Искусственные и синтетические полимеры | 5+1 | №2. | ||
Резерв | 2 | ||||
Итого | 68 | 2 | 3 |
Содержание программы «Органическая химия»
Введение (1ч.)
Предмет органической химии. Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.
Тема 1. Теория строения органических соединений (6ч.)
Валентность. Химическое строение как порядок соединения атомов в молекуле согласно их валентности. Основные положения теории строения органических соединений. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах. Химические формулы и модели молекул в органической химии.
Демонстрации. Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений.
Тема 2. Углеводороды и их природные источники (16ч.)
Природный газ. Алканы. Природный газ как топливо. Преимущество природного газа перед другими видами топлива. Состав природного газа.
Алканы: гомологический ряд, изомерия и номенклатура алканов. Химические свойства алканов (на примере метана и этана): горение, замещение, разложение и дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.
Алкены. Этилен, его получение (дегидрированием этана и дегидратацией этанола). Химические свойства этилена (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Полиэтилен, его свойства и применение. Применение этилена на основе свойств.
Алкадиены и каучуки. Понятие об алкадиенах как углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина.
Алкины. Ацетилен, его получение пиролизом метана и карбидным способом. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация. Применение ацетилена на основе свойств. Реакция полимеризации винилхлорида. Поливинилхлорид и его применение.
Бензол. Получение бензола из циклогексана и ацетилена. Химические свойства бензола: горение, галогенирование, нитрование. Применение бензола на основе свойств.
Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. Бензин и понятие об октановом числе.
Демонстрации. Горение метана, этилена, ацетилена. Отношение метана, этилена, ацетилена и бензола к раствору перманганата калия и бромной воде. Получение этилена реакцией дегидратации этанола и деполимеризации полиэтилена, ацетилена карбидным способом. Разложение каучука при нагревании, испытание продуктов разложения на непредельность. Коллекция образцов нефти и нефтепродуктов.
Лабораторные опыты. 1. Определение элементного состава органических соединений. 2. Изготовление моделей молекул углеводородов. 3. Обнаружение непредельных соединений в жидких нефтепродуктах. 4. Получение и свойства ацетилена. 5. Ознакомление с коллекцией «Нефть и продукты её переработки».
Тема 3. Кислородсодержащие органические соединения и
их природные источники (20ч.)
Единство химической организации живых организмов. Химический состав живых организмов.
Спирты. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Гидроксильная группа как функциональная. Представление о водородной связи. Химические свойства этанола: горение, взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение.
Понятие о предельных многоатомных спиртах. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.
Каменный уголь. Фенол. Коксохимическое производство и его продукция. Получение фенола коксованием каменного угля. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Поликонденсация фенола с формальдегидом в фенолформальдегидную смолу. Применение фенола на основе свойств.
Альдегиды. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Химические свойства альдегидов: окисление в соответствующую кислоту и восстановление в соответствующий спирт. Применение формальдегида и ацетальдегида на основе свойств.
Карбоновые кислоты. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с неорганическими кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.
Сложные эфиры и жиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.
Жиры как сложные эфиры. Химические свойства жиров: гидролиз (омыление) и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств.
Углеводы. Углеводы, их классификация: моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Значение углеводов в живой природе и в жизни человека.
Глюкоза – вещество с двойственной функцией – альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, брожение (молочнокислое и спиртовое). Применение глюкозы на основе свойств.
Дисахариды и полисахариды. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза ↔полисахарид.
Демонстрации. Окисление спирта в альдегид. Качественная реакция на многоатомные спирты. Коллекция «Каменный уголь и продукты его переработки». Растворимость фенола в воде при обычной температуре и при нагревании. Качественные реакции на фенол. Реакция «серебряного зеркала» альдегидов и глюкозы. Окисление альдегидов и глюкозы в кислоты с помощью гидроксида меди (II). Получение уксусно-этилового и уксусно-изоамилового эфиров. Коллекция эфирных масел. Качественная реакция на крахмал.
Лабораторные опыты. 6. Свойства этилового спирта. 7. Свойства формальдегида. 8. Свойства глицерина. 9. Свойства уксусной кислоты. 10. Свойства жиров. 11. Сравнение свойств растворов мыла и стирального порошка. 12. Свойства глюкозы. 13. Свойства крахмала.
Тема 4. Азотсодержащие соединения и их нахождение в живой природе (9ч.)
Амины. Понятие об аминах. Получение ароматического амина – анилина – из нитробензола. Анилин как органическое основание. Взаимное влияние атомов в молекуле анилина: ослабление основных свойств и взаимодействие с бромной водой. Применение анилина на основе свойств.
Аминокислоты. Получение аминокислот из карбоновых кислот и гидролизом белков. Химические свойства аминокислот как амфотерных органических соединений: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе свойств.
Генетическая связь между классами органических соединений.
Нуклеиновые кислоты. Синтез нуклеиновых кислот в клетке из нуклеотидов. Общий план строения нуклеотида. Сравнение строения и функций РНК и ДНК. Роль нуклеиновых кислот в хранении и передаче наследственной информации. Понятие о биотехнологии и генной инженерии.
Демонстрации. Взаимодействие аммиака и анилина с соляной кислотой. Реакция анилина с бромной водой. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Растворение и осаждение белков. Цветные реакции белков: ксантопротеиновая и биуретовая. Горение птичьего пера и шерстяной нити. Модель молекулы ДНК. Переходы: этанол →этилен→этиленгликоль→этиленгликолят меди (II); этанол→этаналь→этановая кислота.
Лабораторные опыты. 14. Свойства белков.
Практическая работа №1. Идентификация органических соединений.
Тема 5. Биологически активные органические соединения (8ч.)
Ферменты. Ферменты как биологические катализаторы белковой природы. Особенности функционирования ферментов. Роль ферментов в жизнедеятельности живых организмов и народном хозяйстве.
Витамины. Понятие о витаминах. Нарушения, связанные с витаминами: авитаминозы, гиповитаминозы и гипервитаминозы. Витамин С как представитель водорастворимых витаминов и витамин А как представитель жирорастворимых витаминов.
Гормоны. Понятие о гормонах как гуморальных регуляторах жизнедеятельности живых организмов. Инсулин и адреналин как представители гормонов. Профилактика сахарного диабета.
Лекарства. Лекарственная химия: от иатрохимии до химиотерапии. Аспирин. Антибиотики и дисбактериоз. Наркотические вещества. Наркомания, борьба с ней и профилактика.
Демонстрации. Разложение пероксида водорода каталазой сырого мяса и картофеля. Коллекция СМС, содержащих энзимы. Испытание среды раствора СМС индикаторной бумагой. Иллюстрации с фотографиями животных с различными формами авитаминозов. Коллекция витаминных препаратов. Испытание среды раствора аскорбиновой кислоты индикаторной бумагой. Испытание аптечного препарата инсулина на белок. Домашняя, лабораторная и автомобильная аптечка.
Тема 6. Искусственные и синтетические полимеры (6ч.)
Искусственные полимеры. Получение искусственных полимеров, как продуктов химической модификации природного полимерного сырья. Искусственные волокна (ацетатный шёлк, вискоза), их свойства и применение.
Синтетические полимеры. Получение синтетических полимеров реакциями полимеризации и поликонденсации. Структура полимеров: линейная, разветвлённая и пространственная. Представители синтетических пластмасс: полиэтилен низкого и высокого давления, полипропилен и поливинилхлорид. Синтетические волокна: лавсан, нитрон и капрон.
Демонстрации. Коллекция пластмасс и изделий из них. Коллекции искусственных волокон и изделий из них. Распознавание волокон и изделий из них. Распознавание волокон по отношению к нагреванию и химическим реактивам.
Лабораторные опыты. 15. Ознакомление с образцами пластмасс, волокон и каучуков.
Практическая работа №2. Распознавание пластмасс и волокон.
Требования к уровню подготовки учащихся 10-го класса:
Учащиеся в результате усвоения раздела должны знать/понимать:
- важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительная атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объём, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
- основные законы химии: сохранение массы веществ, постоянства состава, периодический закон;
- основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений;
- важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щёлочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен; бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений;
- характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений;
- объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ;
- проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и её представления в различных формах;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...