открытый урок по химии по теме "Кремний"
материал по химии (9 класс) по теме

Бакаева Наталья Владимировна

материал содержит: ход урака в виде презентации, тесты, индивидуальные задания для учащихся, инструкцию по проведению демонстрационных опытов. Также на уроке были исполизованы: Виртуальная лаборатория по химии 8 - 11 кл., электронный учебник по химии "Общая и неорганическая химия 10 - 11 кл"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл testy.docx14.45 КБ
Файл urok_himii_v_9_klasse.pptx1.88 МБ
Файл vystavka.docx11.85 КБ
Файл ind._zadaniya.docx12.7 КБ

Предварительный просмотр:

Проверка знаний по теме «Углерод»

  1. Число электронов на внешнем энергетическом уровне у элементов IVА группы равно:

           а)  6;  

           б)  4;

           в)  1;

           г)  3?

  1. Формула высшего оксида элементов IVA группы

отвечает формуле:

          а) ЭО;  

          б)  Э2О;

          в) ЭО2 ;

          г) Э2О3?

    3. Углерод вступает в реакции с:

          а) кислородом;

          б) оксидом алюминия;

          в) фосфором;

          г) хлоридом калия;

          д) оксидом меди (II)?

    4. В лаборатории углекислый газ получают:

         а) кипячением раствора гашеной извести;

         б) действием соляной кислоты на известняк;

         в) обжигом известняка;

         г) нагреванием смеси гашеной извести и хлорида

            аммония?

   5.  Качественной реакцией на углекислый газ является его

        взаимодействие с:

         а) соляной кислотой;

         б) раствором нитрата серебра (I);

         в) известковой водой;

         г) гидроксидом натрия?

Закрепление знаний по теме «Кремний»

  1. Кремний вступает в реакции с:

а) раствором гидроксида натрия;

б) азотной кислотой;

в) кислородом;

г) водородом;

д) натрием?

    2.  Оксид кремния не взаимодействует с:

а) магнием;

б) фтороводородной (плавиковой) кислотой;

в) углеродом;

г) соляной кислотой?

     3.  Раствор силиката натрия реагирует с:

а) оксидом железа (II);

б) нитратом калия;

в) оксидом углерода (II);

г) серной кислотой?

     4.  В результате реакции силиката натрия с соляной

          кислотой образуется:

а) силицид натрия;

б) кремний;

в) кремниевая кислота;

г) оксид кремния (IV)?

     5. Для распознавания силикат-ионов и карбонат-ионов

следует воспользоваться раствором:

а) сульфата натрия;

б) соляной кислоты;

в) гидроксида калия;

г) хлорида кальция?

         


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок химии в 9 классе МБОУ Весеннинская ООШ Учитель 1 категории Бакаева Наталья Владимировна

Слайд 2

Тема урока: Кремний. Строение атома. Природные соединения кремния. Свойства кремния и его соединений. Применение кремния. Значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Слайд 3

Задачи урока: Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атома, простого вещества, соединения, сравнить их с соответст- вующими формами углерода; Показать значение кремния, оксида кремния (IV) и силикатов в природе и жизни человека; Формировать умения работы с разными источниками информации.

Слайд 4

Правильные ответы: б в а, д б в Ошибок быть не должно, но, если у вас 2 ошибки, то это «3», 1 ошибка – «4». Оцените Вашу работу на данном этапе.

Слайд 5

План изучения нового материала : 1. Характеристика Si по положению в ПСХЭ 2. «Посещение» минералогической выставки 3. Значение кремния и его соединений в природе и жизни человека 4. Физические и химические свойства кремния, его соединений 5. Работа в «лаборатории»

Слайд 6

Характеристика кремния по его положению в ПСХЭ Группа, период, заряд ядра, радиус атома по сравнению с углеродом Степени окисления (предположить) Окислительно-восстановительные свойства простого вещества (сравнить с углеродом) Состав и характер высшего соединения Состав и характер гидроксида Летучее водородное соединение.

Слайд 7

Минералогическая выставка Какие же существуют соединения кремния? Сделайте вывод о распространён- ности кремния в природе. Как вы думаете, почему на смену деревянным орудиям труда пришли кремниевые? Какие свойства кремня позволили сделать это? Почему второе название асбеста «горный лён»?

Слайд 8

Значение кремния и его соединений в природе и жизни человека

Слайд 9

Кремний в природе В свободном виде не встречается. Встречается, преимущественно, в виде диоксида кремния ( SiO 2 ) , другое его название кремнезем . В виде SiO 2 входит в состав растительных и животных организмов. В природе образует минерал кварц, который имеет разновидности, такие, как горный хрусталь, агат, опал, яшма, халцедон, сердолик .

Слайд 10

Один из типов природных соединений кремния – силикаты. Среди них наиболее распространены алюмосиликаты. К алюмосиликатам относятся гранит, глина, слюда. К силикатам, не содержащим алюминий, относится асбест.

Слайд 11

Название элемент получил от SILISIUM минерал ( silex- означает кремень ). Русское название «кремень» введено в 1834 году академиком Т.И. Тессом. «кремнос» - утёс, скала.

Слайд 12

Значение для живых организмов Важнейшее соединение кремния – оксид SiO 2 необходим для жизни растений и животных. Он придаёт прочность стеблям растений и защитным покровам животных. Чешуя рыб, панцири насекомых, крылья бабочек, перья птиц и шерсть животных прочны, так как содержат кремнезем. У человека кремний придаёт гладкость и прочность костям

Слайд 13

Значение в жизни человека Кремний применяют для полупроводниковых материалов, а также для кислотоупорных сплавов. Из расплавленного кварца делают химическую посуду. Из каолина и нефелина получают алюминий. Из глины делают цветочные горшки и посуду. Из песка делают стекло. Не менее важным продуктом является цемент. Кремний используется в солнечных батареях.

Слайд 14

Наиболее раннее применение кремния и его соединений

Слайд 15

Керамика: Строительная; для быта; промышленная. Стекло

Слайд 16

Строительные материалы: цемент, бетон, железобетон Si Солнечные батареи Производство чугуна и стали Электротехника Применение: главная

Слайд 17

Физкультминутка!

Слайд 18

Верные ответы: Кремний 1 4 7 Оксид кремния 2 5 6,8 Силикаты 9

Слайд 19

Интересно… Так как оксид кремния является кислотным, то ему соответствует кислота. Каким способом можно получить кремниевую кислоту? Может быть путём растворения оксида кремния (IV) в воде? Или как-то по-другому?

Слайд 20

Работа в лаборатории Вам предлагается перейти в виртуальную лабораторию. Найдите в ней лабораторную работу «Распознавание карбонатов и силикатов». Выполните те задания, которые Вам предлагаются.

Слайд 21

Проверьте Ваш о тветы а, в, д; г г в б Если у вас на данном этапе ошибки, то дома необходимо их проработать. А теперь оцените работу по тесту: если у вас 2 ошибки, то это «3», 1 ошибка – «4».

Слайд 22

Тема урока: Кремний. Строение атома. Природные соединения кремния. Свойства кремния и его соединений. Применение кремния. Значение соединений кремния в живой и неживой природе.

Слайд 23

Задачи урока: Рассмотреть формы существования кремния как химического элемента: атома, простого вещества, соединения, сравнить их с соответст- вующими формами углерода; Показать значение кремния, оксида кремния (IV) и силикатов в природе и жизни человека; Формировать умения работы с разными источниками информации.

Слайд 24

Домашнее задание § 31 (с. 178 – 182) Упр. 4 (с. 185) Доп. задание: Поинтересоваться у родителей: а ) Чем отличаются различные марки цемента и различные сорта кирпича ; б) Как звенит хрусталь.



Предварительный просмотр:

Соединения кремния

Оксид кремния и                              Силикаты

минералы на его                  а) содержащие Al:

основе:                                       - гранит

- горный хрусталь                  - глина

- аметист                                   - слюда

- агат                                          - каолин                                                                            

- халцедон                                 - нефелин                                                      

- берилл                               б) не содержащие Al     

- яшма                                        - асбест («горный

- кварц                                          лён»)

- кремень

- песок

горный                  аметист              агат

хрусталь        

                                халцедон           берилл

песок                    кремень              гранит

кварц                   глина                   слюда

дымчатый          

                               яшма                   асбест

кварц

молочный            каолин                нефелин



Предварительный просмотр:

Индивидуальная работа

1 ученик  выполняет «Физические и химические свойства кремния»(Света)

  1. На основании своих наблюдений и пункта «Свойства кремния»  сделайте вывод о физических свойствах кремния – простого вещества.
  2. Найдите на с. 180-181 уравнения реакций , отражающие химические свойства кремния как простого вещества. Запишите их в тетрадь, проставьте с.о., укажите переход электронов.  

Индивидуальная работа

2-й ученик выполняет «Физические  свойства соединений кремния» (Дима)

  1. Выпишите в тетрадь названия соединений кремния, которые описываются на с. 181 – 182 учебника.
  2. Каковы физические свойства  силана? оксида кремния (IV)? Чем объясняются различия с соответствующими соединениями углерода (метаном и углекислым газом)?

Индивидуальная работа

3-й ученик выполняет «Химические свойства соединений кремния» (Женя)

  1. На с. 181 – 182 учебника найдите и выпишите в свою тетрадь химические свойства силицидов, силана, оксида кремния (IV).
  2. На с. 182 – 183 найдите сведения о способах образования силикатов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка открытого урока по химии углерод

презентация и конспект урока...

Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физи...

Открытый урок по химии в 8 классе Тема урока: «Предмет химии. Вещества и их свойства»

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся понятий “химия ”, “вещество”, “химический элемент”, “простые вещества ”, “сложные вещества”,  “свойства веществ”.Задачи урока:обучающие: со...

Открытый урок по химии Тема урока: «Кислоты, их состав, классификация и значение.»

Задачи урока:Образовательные: Þ  Рассмотреть состав и классификацию кислот;Þ  Продолжить формирование умений записывать формулы веществ основных классов неорганических соединений;Þ  Про...

Конспект открытого урока по химии. Тема урока: "Понятие об электролитической диссоциации. Электролиты и неэлектролиты".

Конспект содержит основные этапы урока. Дополнение к уроку: опорный конспект и презентация....

Открытый урок по химии на день открытых дверей

Открытый урок в 10 классе по теме «Явление изомерии, ее виды»....