Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме
Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физические и химические свойства ОВ , дать представления о способах нейтрализации ОВ и защиты человека.
Содержание урока включает не только химический, но и исторический и билогический аспекты.Урок должен привлечь внимание учеников к научным открытиям , времен Первой Мировой войны (в преддверии 100 - летия), показать, что военные инновации должны быть использованы на благо мира,продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде и нашей планете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
khimiya_i_pervaya_mirovaya_voyna.docx | 30.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Место работы: ГБОУ школа № 181. Центральный район г. Санкт-Петербург
Предмет: Химия
Класс: 10
Тема: Химия и первая мировая война
Цель урока:
Деятельностная цель: создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами проблемного обучения и критического мышления.
Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о ядовитых и отравляющих веществах, их составе, свойствах, способах нейтрализации.
Цели урока, как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей.
Виды планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные УУД | Формулируют и воспроизводят определение понятий: отравляющие вещества. Классифицируют классы веществ. Структурируют материал и химическую информацию, полученную из других источников. | Определение понятий. Понимание, основанное на применение. Мини-проект |
Регулятивные УУД | Формулируют учебную проблему. Планируют собственную деятельность. Осуществляют контроль и оценку своих действий | Самостоятельные действия учащихся совместно с учителем |
Познавательные УУД | Проводят наблюдение, анализ, классификацию. Выдвигают предположения, обобщают факты, оценивают их достоверность. Преобразуют информацию из одного вида в другой (текст в таблицу) | Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля, проводимые под руководством учителя |
Коммуникативные УУД | Участвуют в коллективном обсуждении проблемы Обмениваются информацией, знаниями Принимают эффективные решения | Совместные действия учащихся, проводимые под руководством учителя. Публичная презентация проекта |
Личностные УУД | Проявляют интерес к поиску решения проблемы Оценивают экологический риск взаимоотношений человека и природы Проводят самооценку, организуют взаимооценку и взаимопомощь в группе | Интерес к самообразованию Самостоятельное выполнение действий, самоанализ и самооценка |
Тип урока: открытие новых знаний
Вид урока: интегрированный урок расширения и углубления знаний
Формы урока: коллективные, групповые, индивидуальные
Методы и методические приемы: эвристическая беседа, проблематизация, самостоятельное исследование, анализ учебной информации, решение задач, применение предыдущих знаний в новой ситуации, элементы развивающего обучения и критического мышления
Основные понятия: отравляющие вещества, хлор, синильная кислота, фосген, иприт, нейтрализация, первая помощь.
Межпредметные связи: история, ОБЖ, физика, биология.
Ресурсы: проектор, презентация, компьютер, рабочие листы.
Технологическая карта урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1.Организационный этап. | Организация работы на уроке | Приветствие, фиксация отсутствующих; - проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; - проверка подготовленности классного помещения к занятию; - организация внимания школьников | |||
2.Мотивационно-целевой этап. Постановка учебных задач | Создание проблем-ной ситуации и познавательного интереса к ней. | Зачитывает историческую справку. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. | Фиксируют проблему. Устанавливают связи между фактами и темой урока, высказывают во время беседы известные факты о первой мировой войне, через участие во фронтальной беседе (установление причинно-следственных связей) подходят к постановке цели урока. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии | Фиксация новой учебной задачи | Организует погружение в проблему, создает ситуацию неполноты знаний | Осознают возникшие трудности в решении учебной задачи (отсутствие необходимых знаний) | Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, высказывают своё мнение | Определяют цели и план выхода из затруднения |
4. Совместное исследование проблемы. Реализация построенного проекта | Поиск решения учебной задачи. | Организует и координирует учебное исследование рабочих групп, задаёт вопросы для перехода к другому виду деятельности; даёт фактический материал, используя слайды ; организует текущий контроль; направляет работу по дополнительной информации; комментируя таблицу, вызывает учащихся на беседу и рассуждения; демонстрирует слайды. Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. | Выдвигают гипотезы, прорабатывают дополнительный материал, который будет использован в дальнейшей работе. Проводят коллективное исследование состава, строения, свойств и физиологического действия на организм человека отравляющих веществ. | Устанавливают рабочие отношения в группах, сотрудничают, выражают свою точку зрения. Участвуют в обсуждении содержания материала | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5.Первичная проверка понимания изученного. | Первичный контроль. | Организует выступления учащихся; проверяет правильность изложения материала; демонстрирует слайды. Задания на проверку понимания изученного материала | Осуществляют работу по выполнению отдельных упражнений. Готовят сообщения. Представляют постер. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию, представляют мини-проекты. | Перерабатывают материал в соответствии с поставленными условиями. Осуществляют самоконтроль. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Самостоятельная работа по теме урока; работа со слайдом; самопроверка задания. | Организует самостоятельную работу (тест) | Концентрируют своё внимание на заданных вопросах. | Строят рассуждения. | Самопроверка. |
7.Минутка релаксации | Предлагает оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при отравлении ОВ. | ||||
8.Включение в систему знаний и повторение. | Применение знаний в новых ситуациях. | Организует работу по расширению полученных знаний. | Применяют полученные знания на практике, при решении задач, упражнений. | Признают свои ошибки и адекватно оценивают правильный ответ | Самопроверка и взаимопроверка. |
9.Рефлексивно-оценочный этап | Рефлексия и контроль. | Обеспечивает осмысление процесса и результата деятельности. Организует само - и взаимооценки учебной деятельности. Подводит итог работы на уроке; отмечает удачные ответы и не очень; спрашивает мнение учеников; Формулирует и комментирует домашнее задание. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. Осуществляют само - и взаимооценки собственной учебной деятельности. Записывают домашнее задание. | Рефлексия своих действий | Оценивают степень достижения целей |
Ход урока
1.Организационный этап.
Приветствие. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего вида учащихся, организация внимания, настрой на работу, формирование групп)
2.Мотивационно-целевой этап (слайд 3)
Вступительное слово учителя (создание проблемной ситуации):
Эта история произошла во время I мировой войны.
Ещё было далеко до рассвета, но ветер дул с запада прямо в лицо, и это был не предутренний ветер, а знак перемены погоды. Как уверяют свидетели, многие французы с интересом наблюдали приближающийся фронт этого причудливого «желтого тумана», но не предавали ему значения.
Вдруг они почувствовали резкий запах. У всех защипало в носу, глаза резало, как от едкого дыма. «Желтый туман» душил, ослеплял, жег грудь огнем, выворачивал наизнанку. Люди с воплями носились по окопам, сталкиваясь друг с другом падали, бились в судорогах, ловя воздух перекошенными ртами.
Происшествие наделало много шума, и к вечеру мир знал, что на поле боя вышли химики. Немного позже, в других сражениях I мировой войны, были использованы и другие вещества, обладающие подобными свойствами.
Как вы думаете, о каком веществе идет речь в исторической справке, и какие вы знаете вещества, обладающие подобными свойствами? Что связывает химию с событиями I Мировой войны? (слайд 4)
Ученики выдвигают предположения, доказывают их правильность, обобщая все высказывания, предполагают тему урока.
3.Актуализация знаний
Сегодня мы познакомимся с особыми веществами, имеющими необыкновенные свойства. Это отравляющие вещества, которые впервые были использованы, в таких огромных масштабах, на полях сражений I мировой войны. Что вы знаете о них?
Ученикам предлагается заполнить сообща таблицу: (слайд 5)
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
Учитель: Что вы знаете о хлоре и других отравляющих веществах? Предлагается использовать технику «Перестрелка».
Ученики: Группы задают друг другу вопросы, отвечают на них, фиксируя правильные ответы.
Учитель: Предположите, исходя из свойств хлора, физиологическое действие его на организм человека? Предложите алгоритм действий при авариях с выбросом хлора.
Ученики: Предлагают свои варианты ответов, вырабатывают общий алгоритм действий при авариях с выбросом хлора (слайд 6,7)
Алгоритм:
1.Сообщить о случившейся аварии по радиоприемнику.
2.Надеть средства индивидуальной защиты.
3.Закрыть все окна и двери.
4.Выйти из зоны заражения перпендикулярно ветру, обходя низкие участки, подвальные помещения.
5.При невозможности выйти из зоны заражения, подняться на верхние этажи.
4.Изучение нового материала. Открытие новых знаний.
Учитель: А теперь давайте вспомним из истории, какие отравляющие вещества были ещё использованы в качестве оружия массового поражения? (слайд 8)
Задание вызывает затруднение, поэтому ученикам предлагается проработать дополнительный материал, который будет использован в дальнейшей работе. Группы проводят коллективное исследование состава, строения, свойств и физиологического действия на организм человека отравляющих веществ: фосгена, иприта, синильной кислоты. Ученики отбирают информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники), заполняют таблицу (слайды 9-15)
№ группы | Состав и строение | Физические свойства | Прогнозирование химических свойств | Физиологическое действие на организм | Класс ОВ |
1-фосген | |||||
2-иприт | |||||
3-синильная кислота |
5.Первичная проверка понимания изученного.
Ученики: представляют свои коллективные работы, отвечают на вопросы.
6.Самостоятельная работа с самопроверкой (слайд 17 ,18)
1.Это произошло в солнечный день 22 апреля 1915 года. Солдаты увидели желтый туман, от которого щипало в носу и резало глаза. Этот туман душил французов. Это было первое применение _______________ и спастись от него можно было___________________________
2.В июне 1915 года был применен_________________, его употребляли в минометных снарядах, а артиллерийские снаряды наполнялись слезоточивым средством_________________
3.Не малой популярностью во время войны пользовался ________________ из-за своей дешевизны, простоты приготовления, сильных отравляющих свойств и недолгой стойкости (запах выветривался через 2 часа)
4.В ночь с 12 на 13 июля 1917 года немцы применили одно из самых ядовитых веществ на тот момент_____________________
5.В нашей истории появилось ____________________ оружие, с одной стороны – это_________________ ,а с другой проявление ___________________________
7.Минутка релаксации.
Используя макеты и необходимые препараты, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим при отравлении:
1 группа: хлором (дать вдыхать нашатырный спирт, промыть 2% раствором питьевой соды кожные покровы, рот, нос)
2 группа: фосгеном (промывание глаз 2% раствором питьевой соды или чистой водой, тепло, покой)
3 группа: ипритом (глаза и нос следует обильно промыть, рот и горло прополоскать 2 % раствором питьевой соды или чистой водой)
8.Применение знаний в новых ситуациях (слайд 19)
Решите задачу: При аварии на химическом заводе произошла утечка 400 кг. хлора, рассчитайте массу 5% раствора гидроксида натрия, необходимую для нейтрализации всего хлора.
Осуществите превращения: CH4→C2H2→CH2=CHCl→S (CH2CH2Cl) 2
9. Рефлексивно-оценочный этап. Итог урока (слайд 20 - 21)
Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна команда единомышленников. Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию урока, отмечает наиболее удачные ответы, оценивает ответы учеников, даёт рекомендации некоторым учащимся.
А теперь закончим предложения и наш урок
Сегодня на уроке я узнал…
Вызвало затруднение…..
Мне это пригодится….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.
Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....
Классный час по теме "Уроки, которые преподает нам история" (на примере Первой мировой войны)
Метапредметный классный час. В материале проводятся параллели с событиями 1914 года и наших дней.....
Конспект урока по истории на тему « Россия в Первой мировой войне»
Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»...
План урока по истории 9 класс Мир после Первой мировой войны
План урока по истории 9 класс Мир после Первой мировой войны...
План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток
Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...
План-конспект урока в 9 классе. Тема "Россия в Первой мировой войне"
Формировать представление о Первой мировой войне и участии в ней России....
Методическая разработка к уроку истории в 10 классе по теме: "Первая Мировая война "
Методическая разработка к уроку истории 10 класс по теме " Первая Мировая война"...