Конспект открытого урока по химии в 10-ом классе "Химия и Первая Мировая война".
план-конспект урока по химии (10 класс) по теме

Руснак Алла Петровна

Урок разработан в форме исследования, с целью получения новых знаний, с использованием проблемного подхода и технологии критического мышления.Основная цель урока - в процессе исследования изучить физические и химические свойства ОВ , дать представления о способах нейтрализации ОВ и защиты человека.

Содержание урока включает не только химический, но и исторический и билогический аспекты.Урок должен привлечь внимание учеников к научным открытиям , времен Первой Мировой войны (в преддверии 100 - летия), показать, что военные инновации должны быть использованы на благо мира,продолжить формирование бережного отношения к окружающей среде и нашей планете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл khimiya_i_pervaya_mirovaya_voyna.docx30.33 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.0.: Руснак Алла Петровна

Место работы: ГБОУ школа № 181. Центральный район  г. Санкт-Петербург

Предмет: Химия

Класс: 10

Тема: Химия и первая мировая война

Цель урока:

Деятельностная цель: создать условия для восприятия учащимися и первичного осознания нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения средствами проблемного обучения и критического мышления.

Содержательная цель: углубить и расширить представления учащихся о ядовитых и отравляющих веществах, их составе, свойствах, способах нейтрализации.

Цели урока, как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей.  

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижения результатов обучения

Предметные УУД

Формулируют и воспроизводят определение понятий: отравляющие вещества. Классифицируют классы веществ. Структурируют материал и химическую информацию, полученную из других источников.

Определение понятий.

Понимание, основанное на применение.

Мини-проект 

Регулятивные УУД

Формулируют учебную проблему.

Планируют собственную деятельность.

Осуществляют контроль и оценку своих действий

Самостоятельные действия учащихся совместно с учителем

Познавательные УУД

Проводят наблюдение, анализ, классификацию.

Выдвигают предположения, обобщают факты, оценивают их достоверность.

Преобразуют информацию из одного вида в другой (текст в таблицу)

Совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля, проводимые под руководством учителя

Коммуникативные УУД

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы

Обмениваются информацией, знаниями

Принимают эффективные решения

Совместные действия учащихся, проводимые под руководством учителя.

Публичная презентация проекта

Личностные УУД

Проявляют интерес к поиску решения проблемы

Оценивают экологический риск  взаимоотношений человека и природы

Проводят самооценку, организуют взаимооценку и взаимопомощь в группе

Интерес к самообразованию

Самостоятельное выполнение действий, самоанализ  и самооценка

Тип урока: открытие новых знаний

Вид  урока: интегрированный урок расширения и углубления знаний

Формы урока: коллективные, групповые, индивидуальные

Методы и методические приемы: эвристическая беседа, проблематизация, самостоятельное исследование, анализ учебной информации,  решение задач, применение предыдущих знаний в новой ситуации, элементы развивающего обучения и критического мышления

Основные понятия: отравляющие вещества, хлор, синильная кислота, фосген, иприт, нейтрализация, первая помощь.

Межпредметные связи: история, ОБЖ, физика, биология.

Ресурсы: проектор, презентация, компьютер,  рабочие листы.

Технологическая карта урока

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1.Организационный этап.

Организация работы на уроке

Приветствие, фиксация отсутствующих;

- проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

- проверка подготовленности классного помещения к занятию;

- организация внимания школьников

2.Мотивационно-целевой этап. Постановка учебных задач

Создание проблем-ной ситуации и познавательного интереса к ней.

Зачитывает историческую справку. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока.

Фиксируют проблему. Устанавливают связи между фактами и темой урока, высказывают  во время беседы известные факты о первой мировой войне, через участие во фронтальной беседе (установление причинно-следственных связей) подходят к постановке цели урока.

 Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

3.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в учебном действии

Фиксация новой учебной задачи

Организует погружение в проблему, создает ситуацию неполноты знаний

Осознают возникшие трудности в решении учебной задачи (отсутствие необходимых знаний)

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы, высказывают своё мнение

Определяют цели и план выхода из затруднения

4. Совместное исследование проблемы. Реализация построенного проекта

Поиск решения учебной задачи.

 Организует и координирует учебное  исследование рабочих групп, задаёт вопросы для перехода к другому виду деятельности; даёт фактический материал, используя слайды ; организует текущий контроль; направляет работу по дополнительной информации; комментируя таблицу, вызывает учащихся на беседу и рассуждения; демонстрирует слайды.  Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Выдвигают гипотезы, прорабатывают дополнительный  материал, который будет использован в дальнейшей работе. Проводят коллективное исследование состава, строения, свойств и физиологического действия на организм человека отравляющих веществ.

Устанавливают рабочие отношения в группах, сотрудничают, выражают свою точку зрения. Участвуют в обсуждении содержания материала

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5.Первичная проверка понимания изученного.

Первичный контроль.

Организует выступления учащихся; проверяет правильность изложения материала; демонстрирует слайды.

Задания на проверку понимания изученного материала

Осуществляют работу по выполнению отдельных упражнений. Готовят сообщения. Представляют постер.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию, представляют мини-проекты.

Перерабатывают  материал в соответствии с поставленными условиями. Осуществляют самоконтроль.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа по теме урока; работа со слайдом; самопроверка задания.

Организует самостоятельную  работу (тест)

Концентрируют своё внимание на заданных вопросах.

Строят рассуждения.

Самопроверка.

7.Минутка релаксации

Предлагает оказать первую медицинскую помощь пострадавшим при отравлении ОВ.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Применение знаний в новых ситуациях.

Организует работу по расширению полученных знаний.

Применяют полученные знания на практике, при решении задач, упражнений.

 Признают свои ошибки и адекватно оценивают правильный ответ

 Самопроверка и взаимопроверка.

9.Рефлексивно-оценочный этап

Рефлексия и контроль.

Обеспечивает осмысление процесса и результата деятельности. Организует само - и взаимооценки учебной деятельности. Подводит итог работы на уроке; отмечает удачные ответы и не очень; спрашивает мнение учеников;

Формулирует и комментирует домашнее задание.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

Осуществляют само - и взаимооценки  собственной учебной деятельности. Записывают домашнее задание.

Рефлексия своих действий

Оценивают степень достижения целей

Ход урока

1.Организационный этап.

 Приветствие. Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего вида учащихся, организация внимания, настрой на работу, формирование групп)

 2.Мотивационно-целевой этап (слайд 3)

Вступительное слово учителя (создание проблемной ситуации):

Эта история произошла  во время I  мировой войны.

 Ещё было далеко до рассвета, но ветер дул с запада прямо в лицо, и это был не предутренний ветер, а знак перемены погоды. Как уверяют свидетели, многие французы с интересом наблюдали приближающийся фронт этого причудливого «желтого тумана», но не предавали ему значения.

Вдруг они почувствовали резкий запах. У всех защипало в носу, глаза резало, как от едкого дыма. «Желтый туман» душил, ослеплял, жег грудь огнем, выворачивал  наизнанку. Люди с воплями носились по окопам, сталкиваясь друг с другом падали, бились в судорогах, ловя воздух перекошенными ртами.

Происшествие наделало много  шума, и к вечеру мир знал, что на поле боя вышли химики. Немного позже, в других сражениях I мировой войны, были использованы и другие вещества, обладающие подобными свойствами.

Как вы думаете, о каком веществе идет речь в исторической справке, и какие вы знаете вещества, обладающие подобными свойствами? Что связывает химию с событиями I Мировой войны?  (слайд 4)

Ученики выдвигают предположения, доказывают их правильность, обобщая все высказывания, предполагают тему урока.

3.Актуализация знаний

Сегодня мы познакомимся с особыми веществами, имеющими необыкновенные свойства. Это отравляющие вещества, которые впервые были использованы, в таких огромных масштабах, на полях сражений I мировой войны. Что вы знаете о них?  

Ученикам предлагается заполнить сообща таблицу: (слайд 5)

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Учитель: Что вы знаете о хлоре и  других отравляющих веществах? Предлагается использовать технику «Перестрелка».

Ученики: Группы  задают друг другу вопросы, отвечают на них, фиксируя правильные ответы.

Учитель: Предположите, исходя из свойств  хлора,  физиологическое действие его на организм человека? Предложите алгоритм действий при авариях с выбросом хлора.

Ученики: Предлагают свои варианты ответов, вырабатывают  общий алгоритм действий при авариях с выбросом хлора (слайд 6,7)

Алгоритм:

1.Сообщить о случившейся аварии по радиоприемнику.

2.Надеть средства индивидуальной защиты.

3.Закрыть все окна и двери.

4.Выйти из зоны заражения перпендикулярно ветру, обходя низкие участки, подвальные помещения.

5.При невозможности выйти из зоны заражения, подняться на верхние этажи.

4.Изучение нового материала. Открытие новых знаний.

Учитель: А  теперь давайте вспомним из истории, какие отравляющие вещества были ещё использованы в качестве оружия массового поражения?  (слайд 8)

Задание вызывает затруднение, поэтому ученикам предлагается проработать дополнительный  материал, который будет использован в дальнейшей работе. Группы проводят коллективное исследование состава, строения, свойств и физиологического действия на организм человека отравляющих веществ: фосгена, иприта, синильной кислоты. Ученики отбирают информацию, полученную из разных источников (словари, энциклопедии, справочники), заполняют таблицу (слайды 9-15)

№ группы

Состав и строение

Физические свойства

Прогнозирование химических свойств

Физиологическое действие на организм

Класс ОВ

1-фосген

2-иприт

3-синильная кислота

5.Первичная проверка понимания изученного.

Ученики: представляют свои коллективные работы, отвечают  на вопросы.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой (слайд 17 ,18)

1.Это  произошло в солнечный день 22 апреля 1915 года. Солдаты увидели  желтый туман, от которого щипало в носу и резало глаза. Этот туман душил французов. Это было первое применение  _______________ и спастись от него можно было___________________________

2.В июне 1915 года был применен_________________, его употребляли в минометных снарядах, а артиллерийские снаряды наполнялись слезоточивым средством_________________

3.Не малой популярностью во время войны  пользовался ________________ из-за своей дешевизны, простоты приготовления, сильных отравляющих свойств и недолгой стойкости (запах выветривался через 2 часа)

4.В ночь с 12 на 13 июля 1917 года немцы применили одно из самых ядовитых  веществ на тот момент_____________________

5.В нашей истории появилось ____________________ оружие, с одной стороны – это_________________ ,а с другой проявление ___________________________  

7.Минутка релаксации.

Используя макеты и необходимые препараты, окажите первую медицинскую помощь пострадавшим при отравлении:

1 группа: хлором (дать вдыхать нашатырный спирт, промыть 2% раствором питьевой соды кожные покровы, рот, нос)

2 группа: фосгеном (промывание глаз 2% раствором питьевой соды или чистой водой, тепло, покой)

3 группа:  ипритом  (глаза и нос следует обильно промыть, рот и горло прополоскать 2 % раствором питьевой соды или чистой водой)

8.Применение знаний в новых ситуациях (слайд 19)

Решите задачу: При аварии на химическом заводе произошла утечка 400 кг. хлора, рассчитайте массу 5% раствора гидроксида натрия, необходимую для нейтрализации всего хлора.

Осуществите превращения: CH4→C2H2→CH2=CHCl→S (CH2CH2Cl) 2

9. Рефлексивно-оценочный этап. Итог урока (слайд 20 - 21)
Сегодня вы решили проблему, работая вместе, помогая друг другу. Так и в жизни, для того чтобы решить сложную проблему, нужна команда единомышленников. Учитель подводит итог урока, проводит рефлексию урока, отмечает  наиболее удачные ответы, оценивает ответы учеников, даёт рекомендации некоторым учащимся.

А теперь закончим предложения и наш урок

Сегодня на уроке я узнал…

Вызвало затруднение…..

Мне это пригодится….




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по истории России. Территориальные изменения после первой мировой войны.

Работа на контурной карте , с опорой на атлас и другой демонстрационной материал....

Классный час по теме "Уроки, которые преподает нам история" (на примере Первой мировой войны)

Метапредметный классный час. В материале проводятся параллели с событиями 1914 года и наших дней.....

Конспект урока по истории на тему « Россия в Первой мировой войне»

Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»Конспект урока по истории на тему« Россия в Первой мировой войне»...

План урока по истории 9 класс Мир после Первой мировой войны

План урока по истории 9 класс Мир после Первой мировой войны...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект урока в 9 классе. Тема "Россия в Первой мировой войне"

Формировать представление о Первой мировой войне и участии в ней России....

Методическая разработка к уроку истории в 10 классе по теме: "Первая Мировая война "

Методическая разработка к уроку истории 10 класс по теме " Первая Мировая война"...