Программа кружка "Уроки духовной жизни"
рабочая программа (5 класс) по теме
Программа «Уроки духовной жизни» предназначена для обучающихся в основной школе и направлена на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через свободное обсуждение и размышления над литературными произведениями, притчами и легендами и освоение нравственного опыта человечества. Содержание программы расширяет представления учащихся о собственном внутреннем мире, знакомит с нормами нравственности, способствует личностному росту, самосовершенствованию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
духовно-нравственное воспитание | 152 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и рекомендовано Утверждаю
к использованию решением директор МОУ Первомайской
методического совета средней общеобразовательной
МОУ Первомайской средней школы г. Первомайска
общеобразовательной школы Нижегородской области
г. Первомайска Нижегородская области
(протокол № от 201 г.) И.И.Комзолова
Программа
«Уроки духовной жизни»
Возраст учащихся: 12 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор: Клинцова Н.М., учитель русского языка и литературы.
г. Первомайск
Нижегородская область
Пояснительная записка.
Программа «Уроки духовной жизни» по содержательной, тематической направленности является социально-педагогической; по функциональному предназначению – общекультурной; по форме организации – групповой; по времени реализации – годичной.
Программа «Уроки духовной жизни» предназначена для обучающихся в основной школе и направлена на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через свободное обсуждение и размышления над литературными произведениями, притчами и легендами и освоение нравственного опыта человечества. Содержание программы расширяет представления учащихся о собственном внутреннем мире, знакомит с нормами нравственности, способствует личностному росту, самосовершенствованию.
Актуальность.
Изучение данного курса актуально, т.к. современный ребенок находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Эти и другие источники информации очень часто доминируют в процессе развития и воспитания. Происходит это из-за отсутствия контроля со стороны родителей, которые не находят времени для занятий со своими детьми и предоставляют им возможность самим занимать себя. Но далеко не вся информация, получаемая из данных источников, является полезной для несформировавшейся личности, а иногда становится даже опасной. Т.о. за последние десятилетия сформировался тип ребенка, обладающий поверхностными представлениями о ценностях, с потребительским отношением к жизни. Отсюда и рост детской преступности, агрессивности. В силу общественных изменений произошли изменения и в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и степень участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование самого себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.
Диагностика, проводимая в нашей школе по определению уровня нравственной воспитанности, показывает справедливость наших наблюдений. Государство и общество осознало невозможность дальнейшего развития без кардинального изменения направленности образовательного процесса. Многие педагоги, ученые уже давно занимаются проблемой духовно-нравственного воспитания, потому что давать знания невоспитанному или плохо воспитанному человеку опасно. «Сначала воспитайте Ребенка, потом обучайте его. Будет образование»,- говорит Ш.А.Амонашвили.
Актуальность данной программы обусловлена также её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт в жизни.
В основе формирования нравственности лежит знакомство с человеческим опытом, изложенным в литературных произведениях разных жанров, рассуждения и поиск истины.
Программа курса рассчитана на 1 час. Периодичность занятий 1 раз в неделю с делением на подгруппы. Учащиеся ведут тетрадь по курсу, в которых записывают мудрые мысли, толкование тех или иных нравственных понятий и выполняют домашние задания. Чаще всего это сочинения – размышления по теме урока. Цель заданий: учиться рассуждать на духовно – нравственные темы.
Цели и задачи курса.
Цель: способствовать становлению, развитию, воспитанию в Ребенке Благородного Человека путем выявления его личностных качеств.
Задачи:
- Облагораживание души и сердца Ребенка.
- Развитие и становление познавательных сил Ребенка.
- Обогащение духовного мира Ребенка и мотивационное обеспечение жизни в нем.
Содержание курса объединено в 6 тематических блоков: « Человек», «Познай себя», «Сердце», «Душа», «Мышление», «как прекрасен этот мир!». Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта.
Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения действовать в различных жизненных ситуациях достойно звания Человека. Дети 11 – 13 лет способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания.
Результативность обучения определяется диагностически (план работы педагога- психолога).
Планируемые результаты.
В результате работы по программе «Уроки духовной жизни» учащиеся
должны знать: общечеловеческие ценности, нравственные нормы поведения;
должны уметь: действовать, опираясь на полученные знания о человеческом опыте, стремиться к саморазвитию, самовоспитанию, самосовершенствованию;
способны решать следующие жизненно – практические задачи: жить в мире со всем миром, действуя на основе гуманизма и толерантности.
Содержание программы
Раздел «Познай себя» - Познание мира начинается с познания себя. Раскрытие личностных, душевных качеств ребенка через развитие способностей самовыражения и самопознания. Любить, уважать и принимать себя, свои негативные эмоции, чувства, черты характера – важнейший этап на пути становления личности. Развитие положительной «Я-концепции», уверенности в себе поможет в преодолении трудностей в общении и поведении. Задача взрослых помочь ребенку развить стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Раздел «Как прекрасен этот мир!» - Ребенок частица окружающего мира. Человек и природа едины. Космос, Земля, Огонь, Воздух, Вода, Солнце, Растения, Животные – важнейшие начала жизни. Чувствуя неразрывную связь с природой, осознавая негативные и позитивные стороны стихий природы, их влияние на человеческую жизнь, ребенок находит свое место в мире.
Раздел «Познай себя»
Тема 1. «Слова – подарки».
Входная диагностика «Что я жду от занятий». Что такое подарок? Могут ли слова стать подарком? «В начале было Слово…» - случайно ли это? Работа с мудростью народной. Образная зарисовка (игра «Снежный ком»). Сюрприз от учителя (басня Сулхан-Саба Орбелиани «Раненый языком»). Творческое задание (к одной из пословиц о языке придумайте рассказ). Дарим окружающим слова – подарки (красота, доброта, любовь, вечность, сострадание и т.д.). Рефлексия.
Тема 2. «Мудроречие».
Ищем в себе мудреца. Законы мудреца. Парк Академус (восстанови пропущенное слово, узнаешь мудрость). Загадка Александра Македонского. Логические загадки (расшифруй руны, соотнеси камень и мудрость). Бережем мудрость. Творим мудрость. Рефлексия.
Тема 3. Чтение и размышление над сказкой Оскара Уайльда «Звездный мальчик».
Чтение. Беседа по тексту. Просмотр фрагментов фильма – сказки «Звездный мальчик». Какая красота может изменить мир? Рефлексия.
Тема 4. Гордость и гордыня.
Чем отличается гордость от гордыни? (притча о Вавилонской башне) Чем можно гордиться? Творческое задание «Гордость профессии». Сюрприз от учителя (сказка Э.Фарджон «Гордая инфанта»). Групповая работа «Гордые качества» (какие качества человека делают его заметным в любом месте и какие из этих качеств вы хотели бы иметь?) Мудрость народная. Задание на дом: взять дома интервью у родных о том, чем они в вас гордятся больше всего. Рефлексия.
Тема 5-7. Подготовка к спектаклю по мотивам сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик».
Сценарий составлен на основе сказки и фильма. Распределение и разучивание ролей. Проигрывание мизансцен. Подготовка костюмов, декораций. Подбор музыкального сопровождения. Сюрприз от учителя (презентация о маме). Выступление перед родителями. Рефлексия.
Тема 8. Улыбковедение.
Что нам известно о сокровенности Улыбки? Первая Улыбка младенца. Суррогаты и антиподы Улыбки. Улыбка есть особая мудрость (прикоснемся мудрости). Размышление «Если бы на Земле исчезли все улыбки?» Сюрприз от учителя - «Миф о происхождении Улыбки» Ш.А.Амонашвили. Что может сотворить энергия улыбки? Коллаж «От улыбки станет мир светлей». Коллективное письмо всем хмурым людям о том, что жизнь прекрасна. Игра «Царевна Несмеяна» (убедить царевну, что в жизни много радости). Рефлексия. Домашнее задание: в течение одного дня как можно больше радоваться и улыбаться. Подготовить устный рассказ «День, прожитый с улыбкой».
Тема 9. Наш внутренний мир и здоровье.
Что такое мир? Размышление о своем внутреннем мире. Творческое задание «Рисуем свой внутренний мир». Размышление «Как иметь чистую душу?» Сюрприз от учителя (притча Ш.А.Амонашвили «Тайна врачевания»). Исследования Масару Эмото (тайны воды). Наши помощники в борьбе за здоровье. Прикоснемся к мудрости. «Все в твоих руках…» (составляем памятку). Рефлексия. Домашнее задание: рассказать дома о своих размышлениях после урока; попробовать следовать памятке. Все ли получилось?
Раздел «Как прекрасен этот мир!»
Тема 10. Чудеса в природе.
Умей увидеть чудо рядом. Стихотворение Овсея Дриза «Это счастье». Удивительные превращения. Дождь, снег, облака, радуга, узоры на стекле.
Космическая роль растений в природе. Жертвенность растительного царства. Учись у природы. Сказка «Розовый куст». Стойкость растений в борьбе с окружающей средой - пример для человека в преодолении трудностей.
Геростратовы рекорды. Влияние деятельности человека на природу. Ситуативная игра «Представь». Творческая работа «Наше будущее». Рефлексия.
Тема 11. Космос и вестники Дальних миров (творчество художников – космистов).
Человек – мощный фактор эволюции Вселенной. Работы В.Вернадского о возникновении ноосферы- оболочки человеческой мысли и ее влиянии на развитие Вселенной. Перспективы эволюции человечества. Дети современного уровня сознания и феномен «дети- индиго». Просмотр видеофильм «Современные дети, кто они?»* Первые русские художники–космисты (группа «Амаравелла»). Космос в творчестве современных художников - космистов. Сюрприз от учителя (клип-релаксация). Рефлексия.
Тема 12. Перечитываем сказку А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Перечитываем любимые моменты сказки. Размыщляем о главном. Ищем мудрость. Рисуем свои впечатления. Поем про Маленького принца. Распределение ролей. Рефлексия.
Тема 13. Просмотр мюзикла «Маленький принц».
Просмотр мюзикла. Обсуждение образов. Размыщление «Так ли мы представляли себе героев сказки?». Проигрывание мизансцен. Рефлексия.
Тема 14-15. Подготовка к спектаклю по мотивам сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Проигрывание мизансцен. Подготовка костюмов, декораций. Подбор музыкального сопровождения. Сюрприз от учителя (клип о Маленьком принце). Выступление перед родителями. Рефлексия.
Тема 16. Знакомство с детским творчеством.
Защита проектов на предложенные темы: а) урок моей мечты; б) школа будущего; в) творческие зарисовки. Рефлексия.
Тема 17. Подведение итогов.
Сюрприз от учителя – выставка детских работ, клип с фотографиями с занятий. Притча про свечу. Размышление «Что изменилось в нас за этот год». Фотография на память «Остановись, мгновенье, ты прекрасно». Диагностика «Радуга». Анкетирование учащихся «Оправдались ли ваши ожидания от работы объединения».
Учебно-тематический план
Тема урока | Количество часов | В том числе | |
Теория | Практика | ||
1 блок «Познай себя» | 9 | 6 | 3 |
1. Слова-подарки | 1 | 1 | |
2.Мудроречие | 1 | 1 | |
3. Чтение и размышление над сказкой Оскара Уайльда «Звездный мальчик». | 1 | 1 | |
4. Гордость и гордыня. | 1 | 1 | |
5-6. Подготовка к спектаклю по мотивам сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик». | 2 | 2 | |
7. Спектакль для мам по мотивам сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик». | 1 | 1 | |
8.Улыбковедение. | 1 | 1 | |
9. Наш внутренний мир и здоровье. | 1 | 1 | |
2 блок «Как прекрасен этот мир!» | 8 | 5 | 3 |
10. Чудеса в природе. | 1 | 1 | |
11. Космос и вестники Дальних миров (творчество художников – космистов). | 1 | 1 | |
12. Перечитываем сказку А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | 1 | |
13. Просмотр мюзикла «Маленький принц». | 1 | 1 | |
14. Подготовка к спектаклю по мотивам сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | 1 | |
15. Спектакль для родителей в рамках недели доброты по мотивам сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 1 | 1 | |
16. Знакомство с детским творчеством: а) урок моей мечты; б) школа будущего; в)творческие зарисовки. | 1 | 1 | |
17. Подведение итогов. | 1 | 1 | |
ИТОГО: | 17 | 11 | 6 |
Методическое обеспечение программы.
№ раздела | № занятия | Раздел, тема | Форма занятий | Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса | Методический и дидактический материал | Техническое оснащение занятий | Форма подведения итогов |
1 | «Познай себя» | ||||||
1 | Слова-подарки | беседа | рассказ учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение легенд; анализ литературных произведений, философствование, Социально-поведенческий тренинг, Игры: имитационные, ролевые, коммуникативные | Презентация, раздаточный материал | Компьютер, проектор | рефлексия | |
2. | Мудроречие. | беседа | рассказ учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение легенд; анализ литературных произведений, философствование, Социально-поведенческий тренинг | Презентация, раздаточный материал | Компьютер, проектор | рефлексия | |
3. | Чтение и размышление над сказкой Оскара Уайльда «Звездный мальчик». | Чтение, беседа | свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта | Текст сказки, презентация | Компьютер, проектор | рефлексия | |
4. | Гордость и гордыня. | беседа | рассказ учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение легенд; анализ литературных произведений, философствование, Социально-поведенческий тренинг, Игры: имитационные, ролевые, коммуникативные | Презентация, раздаточный материал | Компьютер, проектор | рефлексия | |
5-6. | Подготовка к спектаклю по мотивам сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик». | Практическая работа | Демонстрация, заучивание ролей, обсуждение, объяснение | Сценарий, реквизит, презентация, музыкальное сопровождение | Компьютер, проектор | рефлексия | |
7 | Спектакль для мам по мотивам сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик». | Практическая работа, | Демонстрация, обсуждение, анализ, создание ситуации успеха | Сценарий, реквизит, презентация, музыкальное сопровождение | Компьютер, проектор | рефлексия | |
8. | Улыбковедение. | беседа | рассказ учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение легенд; анализ литературных произведений, философствование, Социально-поведенческий тренинг | Презентация, раздаточный материал | Компьютер, проектор | рефлексия | |
9. | Наш внутренний мир и здоровье. | беседа | рассказ учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение легенд; анализ литературных произведений, философствование, Социально-поведенческий тренинг | Презентация, раздаточный материал | Компьютер, проектор | рефлексия | |
2 | «Как прекрасен этот мир!» | ||||||
10 | Чудеса в природе. | беседа | рассказ учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение легенд; анализ литературных произведений, философствование, Социально-поведенческий тренинг | Презентация, раздаточный материал | Компьютер, проектор | рефлексия | |
11 | Космос и вестники Дальних миров (творчество художников – космистов). | беседа | рассказ учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение легенд; анализ литературных произведений, философствование, Социально-поведенческий тренинг | Презентация, раздаточный материал | Компьютер, проектор | рефлексия | |
12 | Перечитываем сказку А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». | беседа | рассказ учителя; свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта; чтение и анализ литературного произведения, философствование | Текст сказки | Компьютер, проектор | рефлексия | |
13 | Просмотр мюзикла «Маленький принц». | Просмотр телеверсии | Обсуждение, анализ, сравнение | мюзикл | Компьютер, проектор | рефлексия | |
14 | Подготовка к спектаклю по мотивам сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». | Практическая работа | Демонстрация, заучивание ролей, обсуждение, объяснение | Сценарий, реквизит, презентация, музыкальное сопровождение | Компьютер, проектор | рефлексия | |
15 | Спектакль для родителей в рамках недели доброты по мотивам сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». | Практическая работа | Демонстрация, обсуждение, анализ, создание ситуации успеха | Сценарий, реквизит, презентация, музыкальное сопровождение | Компьютер, проектор | рефлексия | |
16 | Знакомство с детским творчеством: а) урок моей мечты; б) школа будущего; в)творческие зарисовки. | Практическая работа | Проектирование, философствование, демонстрация, обсуждение | Инструкционные карты, раздаточный материал | Компьютер, проектор | рефлексия | |
17 | Подведение итогов. | Беседа | Обсуждение, анализ | Презентация, раздаточный материал | Компьютер, проектор | рефлексия |
Календарно – тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Дата | Фактическая дата | Примечание |
1- 2. | Слова – подарки. | 5.09-12.09 | ||
3 - 4. | Мудроречие. | 19.09-26.09 | ||
5 - 6. | Чтение и размышление над сказкой Оскара Уайльда «Звездный мальчик». | 3.10-10.10 | ||
7 - 11 | Подготовка к спектаклю по мотивам сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик». | 17.10, 24.10, 31.10, 14.11, 21.11 | ||
12 | Спектакль для мам по мотивам сказки Оскара Уайльда «Звездный мальчик». | 26.11 | ||
13 - 14. | Гордость и гордыня. | 28.11, 5.12 | ||
15 - 16. | Улыбковедение. | 12.12, 19.12 | ||
17 - 18. | Чудеса в природе. | 26.12, 16.01 | ||
19 - 20. | Космос и вестники Дальних миров (творчество художников – космистов). | 23.01, 30.01 | ||
21 - 22. | Перечитываем сказку А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 6.02, 13.02 | ||
23 - 24. | Просмотр мюзикла «Маленький принц». | 20.02, 27.02 | ||
25 - 26. | Подготовка к спектаклю по мотивам сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 5.03, 12.03, 19.03, 2.04 | ||
27 . | Спектакль для родителей в рамках недели доброты по мотивам сказки А. Сент-Экзюпери «Маленький принц». | 14.04 | ||
28 - 29. | Наш внутренний мир и здоровье. | 16.04, 23.04, 7.05, | ||
30 - 33. | Знакомство с детским творчеством: а) урок моей мечты; б) школа будущего; в)творческие зарисовки. | 14.05, 21.05 | ||
34. | Подведение итогов. | 28.05 |
Литература:
- Амонашвили Ш.А. Трактат «Школа Жизни».
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина.
- Антология гуманной педагогики. Издательский дом Шалвы
Амонашвили в 30-ти томах.
- Амонашвили Ш.А. Амон-Ра. (Легенда о Камне). «Беловодье», М., 2001
- «Три Ключа». (Педагогический вестник.)
- Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты?
- Амонашвили Ш.А. Размышления о Гуманной Педагогике, - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001.
- Амонашвили Ш.А. Размышления о совершенном. Донецк, ООО «Норд Компьютер», - 2007.
- Амонашвили Ш.А. «В Чаше Ребенка сияет зародыш зерна Культуры» - Рига: Паркс рекламай, 2006.
- Амонашвили Ш.А. Баллада о воспитании, - Издательский Дом Шалвы
Амонашвили,- 2007,
- Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам героями духа,- М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, - 2003
- Интернет – ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
Дидактический материал для проведения промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....
Итоговый тест по обществознанию тема "Духовная жизнь общества"
Тест в формате ЕГЭ может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе по теме "Духовная сфера жизни общества"...
Урок обществознания "Духовная жизнь"
урок обществознания в 9 классе...
Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»
Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....
Воспитательная программа "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"
Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся 11 класса "Возрождение духовности. Преображенской церкви - вторую жизнь"...
Духовная жизнь. Интегрированный урок по обществознанию (тема: «Духовная жизнь») и русскому языку (тема: «Развитие речи. Высказывание в публицистическом стиле).
Методическая разработка интегрированного урока в 9 классе по обществознанию и русскому языку....
Презентация для 8 класса "Сфера духовной жизни" раздел "Сфера духовной культуры"
Презентация разработана на основе идеи о системно-деятельностном подходе в обучении, поэтому в ней представлено достаточное количество заданий, ориентированных на самостоятельную работу учащихся с уче...