Окислительно-восстановительные реакции (8 класс, модульный урок)
методическая разработка по химии (8 класс) на тему

На уроке (сдвоенном, 90 минут), составленном по модульной технологии, вводится понятие об ОВР и рассматриваются простейшие примеры расстановки коэффициентов методом электронного баланса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx23.52 КБ
Файл rabochiy_list_1.docx31.75 КБ
Файл rabochiy_list_2.docx32.09 КБ
Файл itogovyy_kontrol.docx16.58 КБ
Файл ocenochnyy_list.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме

«Окислительно-восстановительные реакции»

(8 класс, программа Габриеляна О.С.)

Продолжительность: 90 минут (сдвоенный урок).

Цели урока:

  1. сформировать понятие об окислительно-восстановительных реакциях;
  2. научить учащихся уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Задачи урока:

  1. повторить известные признаки классификации химических реакций;
  2. повторить правила расчета степеней окисления в соединениях;
  3. ввести понятия «окислительно-восстановительные реакции», «окисление», «восстановление», «окислитель», «восстановитель»;
  4. научиться уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

Тип урока: урок модульного обучения.

Оборудование: учебник Габриеляна О.С. «Химия – 8», технологическая карта урока, рабочие листы, оценочные листы.

Формы работы:

индивидуальная работа, работа в парах, самопроверка и взаимопроверка, самооценка и взаимооценка.

План  урока (90 минут)

                                                                                                   Примерное время

  1. Орг. момент.                                                                                1 мин
  2. Формулировка темы и целей урока.                                                                        2 мин
  3. Инструктаж об этапах урока.                                                                               2 мин

А) знакомство с картой-модулем

Б) заполнение рабочих и оценочных листов

  1. УЭ – 1.  Актуализация знаний о признаках классификации химических реакций

А) Повторение признаков классификации химических реакций

        (задание №1)                                                                                                              5 мин

Б) Обсуждение ответов на  вопросы (работа в парах).                                3 мин

В) Взаимопроверка и взаимооценка.                                                            2 мин

  1. УЭ – 2.  Актуализация знаний о степенях окисления элементов в соединениях

А) Повторение правил определения степеней окисления элементов

в соединениях (задание №2)                                                                                      10 мин

Б) Обсуждение ответов на  вопросы

 (индивидуальная работа и работа в парах)                                                       3 мин

В) Взаимопроверка и взаимооценка.                                                            2 мин

  1. УЭ − 3. Введение понятия об ОВР 

А) Работа с текстом (задание №3)                                                           10 мин

Б) Обсуждение ответов на  вопросы

 (индивидуальная работа и работа в парах)                                                       8 мин

В) Взаимопроверка и взаимооценка.                                                            2 мин

  1. УЭ – 3. Метод электронного баланса                                                                           

А) Работа с текстом (задание №4)                                                             15 мин

Б) Обсуждение ответов на  вопросы

 (индивидуальная работа и работа в парах)                                                       5 мин

В) Взаимопроверка и взаимооценка.                                                            5 мин

  1. УЭ – 5 . Контроль знаний, умений и навыков                                         10 мин                 Тест        (по материалам ГИА)

  1. УЭ – 6 . Подведение итогов работы. Домашнее задание                                5 мин                

Технологическая карта урока

Правила работы с модулями

  1. При выполнении данной работы необходимо переходить от одного блока модуля к другому последовательно, выполнив все задания блока.
  2. Оценить  свою работу (или работу напарника) по каждому блоку, взяв образец у учителя.
  3. Помните, что на помощь всегда могут прийти учитель или одноклассники, но овладеть знаниями можно только в результате собственной деятельности.

Учебный элемент

Цель работы

Руководство к усвоению материала

УЭ-0

И н т е г р и р у ю щ и е  ц е л и:

  1. повторить известные признаки классификации химических реакций;
  2. повторить правила определения степеней окисления элементов в веществах;
  3. ввести понятие об окислительно-восстановительных реакциях;
  4. научиться расставлять коэффициенты в ОВР методом электронного баланса.

УЭ-1

Актуализация опорных знаний.  Классификация химических реакций

Усвоив данный элемент, вы повторите признаки классификации химических реакций.

Выполните задание №1.

Форма выполнения:

  1. работа в парах,
  2. взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения  у учителя).

УЭ-2

Актуализация опорных знаний.

Степень окисления

Усвоив данный элемент, вы повторите правила определения степеней окисления элементов в соединениях.

Выполните задание №2.

Форма выполнения: 

  1. индивидуальная работа,
  2. обсуждение в парах,
  3. взаимопроверка и взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения  у учителя).

УЭ-3

Понятие об ОВР

Усвоив данный элемент, вы будете знать, что такое окислительно-восстановительные реакции(ОВР), окислитель и восстановитель.

 Выполните задание № 3

(используйте учебник, §43)

Форма выполнения: 

  1. обсуждение в парах,
  2. индивидуальная работа,
  3. взаимопроверка и взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения  у учителя).

УЭ-4

Метод электронного баланса

Усвоив данный элемент, вы

 научитесь уравнивать записи ОВР методом электронного баланса.

  1. Прочитайте материал в учебнике о методе электронного баланса (стр.232).
  2. Выполните задание № 4 .

Форма выполнения:

  1. обсуждение в парах,
  2. индивидуальная работа,
  3. взаимопроверка и взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения  у учителя).

УЭ-5 Закрепление изученного материала

Выполнив тест, вы проверите качество усвоения данной темы.


  1. Возьмите у учителя тестовые задания.
  2. Выполните задания, внося ответы в таблицу (задание №5)

Форма выполнения:

  1. индивидуальная работа,
  2. взаимопроверка и взаимооценка (поставьте оценку напарнику по пятибалльной шкале, взяв образец решения  у учителя).

УЭ-6

Подведение итогов

Подведение итогов урока.

  1. Прочитайте интегрирующую цель.
  2. Достигли ли вы цели урока?
  3. В чем испытали затруднения?
  4. Что необходимо сделать, чтобы ликвидировать имеющиеся проблемы и пробелы?
  5. Оцените свою работу по пятибалльной шкале, выставив оценку в графе «Самооценка».
  6. Суммируйте полученные баллы.
  7. Сдайте рабочий  лист учителю.
  8. Запишите домашнее задание

            ( § 43, упр. № 1, 3).



Предварительный просмотр:

Рабочий лист                                                             Вариант 1

Фамилия, имя_________________________Класс                               _______ Дата_____________

Тема урока ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ                               

Задание № 1 (выполняйте вместе с напарником)

Соотнесите группу ХР и признак, по которому их можно  классифицировать. Ответы занесите в таблицу.

Примеры ХР

Признак классификации

1.   Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O

      CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

      4Li + O2= 2Li2O

      2KClO3 = 2KCl + 3O2

А. Тепловой эффект

2.               кат.

       2H2O2   =  2H2O + O2

     Cu(OH)2 = CuO + H2O

Б. Направление протекания реакции

3.  N2 + 3H2 ↔ NH3

     Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

В. Число и состав исходных веществ  

     и продуктов реакции

4.  CaCO3 = CaO + CO2  - Q
    CaO+H
2O= Ca(OH)2 + Q

Г. Применение катализатора

Ответы:

1

2

3

4

Задание № 2

  1. Вспомните  правила расчета степеней окисления химических элементов в соединениях, рассмотрев приведенные примеры.

    0             0            0           +1 -1             +1  -2       +1     -1        +3    -2        +2    -2         +4    -2      +1    +6     -2

Н2 ,  Са,   О2,     HCl ,  Н2O, NaF,  Al2O3,  MgS,  CO2, H2SO4.

Если испытываете затруднения, то обратитесь  к учебнику (§17)

                             

  1. Дополните фразы, вписав недостающие слова или словосочетания (выполняйте вместе с напарником)
  1. Степень окисления  (С.О.)– это _______________ заряд элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят из ________.
  2. С.О. может иметь _____________, ______________ или ______________значения.
  3. В простых веществах и свободных атомах С.О. равна ___________.
  4. Металлы в соединениях всегда  имеют_______________ С.О., для металлов главных подгрупп С.О. равна ______________________________.
  5. Фтор во всех соединениях имеет С.О. ______.
  6. Кислород почти всегда имеет С.О. ______.
  7. Водород в соединениях с неметаллами имеет С.О.______, с металлами ________.
  8. В бинарных соединениях  элемент с большей электроотрицательностью имеет

____________С.О., с меньшей электроотрицательностью - ________________ С.О.

  1. В соединениях суммарное значение степеней окисления равно ___________.

  1. Расставьте степени окисления элементов в соединениях

SO2 ,  N2,  КH,  P2O5,  HF,  Al2S3,  SO3,  Mg,  NO,  CaCl2, S,  ZnO,  H2S,    НNO3

Задание № 3

  1. Расставьте степени окисления элементов в соединениях. Чем отличаются эти две реакции по данному параметру? (выполняйте вместе с напарником)
  1. 2Ca  + О2 = 2CaО
  2. CaО + Н2O = Ca(ОН)2
  1. Дополните фразы, используя материал учебника (§43)

(выполняйте  вместе с напарником)

Реакции, в которых изменяются _________________________ атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют

___________________________________________________________(сокр. - ОВР).

В пункте №1 укажите, какая из реакций относится к ОВР.

  1. Рассмотрите схемы и дополните фразы (используйте учебник, §43)

(выполняйте  вместе с напарником)

А)     Окислитель/   O2 0+4 e →2O-2 / восстанавление

Окислитель – это частица, ___________________________ электроны.

Восстановление – это процесс ________________________электронов.

Б) Восстановитель   /   Са0 – 2 e →Са+2 / окисление

Восстановитель – это частица, ________________________электроны.

Окисление – это процесс _____________________________электронов.

  1. Дополните схемы. Укажите роль частицы и название процесса.

(выполняйте  самостоятельно)

S0→S-2.           Окислитель  /   S0+2e →S-2 / восстановление

Образец.

С0 → С+2                                                                                  

H20 →2H+1                                                                              

Mg+2→ Mg0                                                                          

Al0→ Al+3                                                     

F20→ 2F-1                                                                                

              Задание № 4

  1. Дополните фразы, используя материал учебника (§43)

(выполняйте  вместе с напарником)

ОВР представляют собой ________________ двух противоположных процессов –

________________________________________________.

В ОВР соблюдается _____________________ баланс, т.е. число электронов, __________________ восстановителем, ____________ числу электронов, ___________________________________________________________.

С помощью метода электронного баланса можно расставлять __________________

в уравнениях ОВР.

  1. Используя алгоритм (см. приложение), расставьте коэффициенты методом электронного баланса в приведенных схемах реакций

(выполняйте самостоятельно)

Zn + Br2→ ZnBr2 

                                                           

H2+ S → H2S   

                                                               

Ca + HCl →CaCl2 + H2           

Задание 5.   Итоговый контроль (возьмите тест у учителя)

Вопрос

1

2

3

Ответы



Предварительный просмотр:

Рабочий лист                                                             Вариант 2

Фамилия, имя_________________________Класс                               _______ Дата_____________

Тема урока  ОКИСЛИТЕЛЬНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ 

Задание № 1 (выполняйте вместе с напарником)

Соотнесите группу ХР и признак, по которому их можно  классифицировать. Ответы занесите в таблицу.

Примеры ХР

Признак классификации

1.   Ba(OH)2 + H2SO4 = BaSO4 + 2H2O

      CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

      4Li + O2= 2Li2O

      2KClO3 = 2KCl + 3O2

А. Тепловой эффект

2.               кат.

       2H2O2   =  2H2O + O2

     Cu(OH)2 = CuO + H2O

Б. Направление протекания реакции

3.  N2 + 3H2 ↔ NH3

     Mg + 2HCl = MgCl2 + H2

В. Число и состав исходных веществ  

     и продуктов реакции

4.  CaCO3 = CaO + CO2  - Q
    CaO+H
2O= Ca(OH)2 + Q

Г. Применение катализатора

Ответы:

1

2

3

4

Задание № 2

  1. Вспомните  правила расчета степеней окисления химических элементов в соединениях, рассмотрев приведенные примеры.

    0             0            0           +1 -1             +1  -2       +1     -1        +3    -2        +2    -2         +4    -2      +1    +6     -2

Н2 ,  Са,   О2,     HCl ,  Н2O, NaF,  Al2O3,  MgS,  CO2, H2SO4.

Если испытываете затруднения, то обратитесь  к учебнику (§17)

                             

  1. Дополните фразы, вписав недостающие слова или словосочетания (выполняйте вместе с напарником)
  1. Степень окисления  (С.О.)– это _______________ заряд элемента в соединении, вычисленный на основе предположения, что все соединения состоят из ________.
  2. С.О. может иметь _____________, ______________ или ______________значения.
  3. В простых веществах и свободных атомах С.О. равна ___________.
  4. Металлы в соединениях всегда  имеют_______________ С.О., для металлов главных подгрупп С.О. равна ______________________________.
  5. Фтор во всех соединениях имеет С.О. ______.
  6. Кислород почти всегда имеет С.О. ______.
  7. Водород в соединениях с неметаллами имеет С.О.______, с металлами ________.
  8. В бинарных соединениях  элемент с большей электроотрицательностью имеет

____________С.О., с меньшей электроотрицательностью - ________________ С.О.

  1. В соединениях суммарное значение степеней окисления равно ___________.

  1. Расставьте степени окисления элементов в соединениях

  (выполняйте самостоятельно):

CO,   HBr,  Br2, N2O3 ,  MgS,  AlCl3,  K2O,  CuO, Cu2O, Fe, O2, NH3,  N2O, H3PO4

Задание № 3

  1. Расставьте степени окисления элементов в соединениях. Чем отличаются эти две реакции по данному параметру? (выполняйте вместе с напарником)
  1. 2Ca  + О2 = 2CaО
  2. CaО + Н2O = Ca(ОН)2
  1. Дополните фразы, используя материал учебника (§43)

(выполняйте  вместе с напарником)

Реакции, в которых изменяются _________________________ атомов химических элементов или ионов, образующих реагирующие вещества, называют

___________________________________________________________(сокр. - ОВР).

В пункте №1 укажите, какая из реакций относится к ОВР.

  1. Рассмотрите схемы и дополните  фразы (используйте  учебник)

(выполняйте  вместе с напарником)

А)     Окислитель/   O2 0+4 e →2O-2 / восстанавление

Окислитель – это частица, ___________________________ электроны.

Восстановление – это процесс ________________________электронов.

Б) Восстановитель   /   Са0 – 2 e →Са+2 / окисление

Восстановитель – это частица, ________________________электроны.

Окисление – это процесс _____________________________электронов.

  1. Дополните схемы. Укажите  роль частицы и название процесса

(выполняйте  самостоятельно)

S0→S-2.           Окислитель  /   S0+2e →S-2 / восстановление

Образец.

  Fe0 → Fe+3

  Cl20 → 2Cl-1

   Р0 → Р-3

  2О-2  →О20

   N20→2N+2  

              Задание № 4

  1. Дополните фразы, используя материал учебника

(выполняйте вместе с напарником)

ОВР представляют собой ________________ двух противоположных процессов –

________________________________________________.

В ОВР соблюдается _____________________ баланс, т.е. число электронов, __________________ восстановителем, ____________ числу электронов, ___________________________________________________________.

С помощью метода электронного баланса можно расставлять __________________

в уравнениях ОВР.

  1. Используя алгоритм (см. приложение), расставьте коэффициенты методом электронного баланса в приведенных схемах реакций

(выполняйте самостоятельно)

H2+ О2→ H2O

K +  Cl2 → KCl

 Fe + CuCl2→ FeCl2 + Cu 

Задание 5. Итоговый контроль (возьмите тест у  учителя)

Вопрос

1

2

3

Ответы



Предварительный просмотр:

Итоговый контроль                                                 Вариант 1

  1. (1 балл). К окислительно-восстановительным относится реакция:

А) CaO+H2O = Ca(OH)2

Б) 2Zn + O2 = 2ZnO

В) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O

Г) CaCO3 = CaO + CO2

  1. (2 балла). Выберите схемы превращений, в которых

углерод является восстановителем:

А) С0 → С+2
Б) С
+2 → С-2
В) С
+4 → С-4
Г) С
-4 → С0

  1. (2 балла).  Выберите уравнения реакций, в которых азот является окислителем:

А) 6Li + N2 = 2Li3N

Б) NH3 + HNO3= NH4NO3

В) 4С + HNO3= СО2 + 4NO2 + 2H2O

Г) N2 + O2 = 2NO

Итоговый контроль                                             Вариант 2

  1. (1 балл).  К окислительно-восстановительным относится реакция:

А) MgO + 2HCl = MgCl2 + H2O

Б) AgNO3 + NaCl = AgCl+ NaNO3

В) 2HCl + Zn = ZnCl2 + H2

Г) Na2O + H2O = 2NaOH,

  1. (2 балла). Выберите схемы превращений, в которых

 углерод является окислителем:

А) С-2 → С+2
Б) С
+2 → С0
В) С
0 → С-4
Г) С
-4 → С0

  1. (2 балла).  Выберите уравнения реакций, в которых

азот является восстановителем:

А) 6Na + N2 = 2Na3N

Б) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O

В) 2NO + O2 = 2NO2

Г) 2NO + C = CO2 + N2



Предварительный просмотр:

Оценочный лист

Фамилия,  имя

УЭ-1 

УЭ-2

УЭ-3

УЭ-4

УЭ-5

Тест

Самооценка

Сумма баллов

Оценка в журнал

 

 

 

  1. 25-30 баллов, оценка – 5 (отлично)
  2. 19-24 балла, оценка – 4 (хорошо)
  3. 13-18 баллов, оценка – 3 (удовлетворительно). Повторите материал, исправьте ошибки
  4. менее 13 баллов, оценка – 2 (неудовлетворительно). Вы не усвоили материал этого  

               урока. Вам необходимо ликвидировать пробелы в знаниях, отработав тему заново.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теории окислительно-восстановительных реакций для профильных классов

Основная цель занятия: научить прогнозировать продукты окислительно- восстановительных реакций с учетом среды, в которой протекает химическая реакция...

Урок: "Окислительно-восстановительные реакции" 11 класс

Урок проводится в 11 классе в рамках темы: "Классификация химических реакций". Тема "Окислительно-восстановительные реакции" сложна для понимания учащихся, поэтому я выделяю её в отдельный урок.Цели у...

Обобщение и систематизация знаний о глаголе 6 класс модульный урок

Обобщение и систематизация знаний о глаголе 6 класс модульный урок...

Урок химии в 11-м классе (профильный уровень). Тема урока: "Окислительно-восстановительные реакции".

материал урока расчитан на обобщение и систиматизацию знаний и для подготовки к ЕГЭ....

Урок на УГ.Конспект урока химии в 8-м классе по теме: «Окислительно-восстановительные реакции»

Тип урока: усвоения новых знаний.Форма урока: урок-исследование с элементами проблемного обучения.Методы и методические приемы: рассказ, беседа, демонстрация средств наглядности, самостоятельная ...

Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"

Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...