Обобщение и систематизация знаний о глаголе 6 класс модульный урок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Костенко Наталья Михайловна

Обобщение и систематизация знаний о глаголе 6 класс модульный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc658 КБ

Предварительный просмотр:

Модульный урок.

Тема. Систематизация и обобщение изученного о глаголе.

Класс  

УЭ – 0

3 мин.

Интегрирующая цель:

- систематизировать и обобщить  полученные в 5-6 классах сведения о глаголе (его грамматических признаках, правописании);

- проверить умение определять морфологические признаки глагола;

- определить уровень знаний по теме «Глагол»;

- развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля

     Чтобы обобщить и систематизировать знания о глаголе, мы отправимся в лабиринт. А что это такое? (обращаемся к словарной статье, слайд 2).

Древнегреческому герою Тезею выбраться из лабиринта помогла нить, которую ему дала Ариадна. С давних времен выражение «нить Ариадны» означает – путеводная нить. Нашей путеводной нитью  для прохождения лабиринта будут знания, умения и практические навыки. Поэтому девизом нашего урока будут слова пословицы: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием!» Преодолев препятствия, мы выйдем из лабиринта

Итак, отправляемся в путь.

- Запишите в тетрадях дату, тему урока «Систематизация и обобщение изученного о глаголе».

УЭ – 1

6 мин.

Препятствие 1.

Цель: повторить в комплексе отличительные признаки  глагола как части речи.

Задание: заполните таблицу (слайд 3)

Часть речи

Глагол

Общее грамматическое значение

Начальная форма

Постоянные морфологические признаки

Как изменяются глаголы?

Синтаксическая роль глагола в предложении

 Критерии: «5»  - все верно

      «4» - 1-2 ошибки (или не названы признаки)

       «3» - 3-4 ошибки (или не названы признаки)

       «2» - 5 ошибок (или не названы признаки)

       «1» - более 5 ошибок или не смог самостоятельно заполнить таблицу

Работайте самостоятельно в тетради.

Самопроверка.

Оценку в соответствии с критериями поставьте в графу «Препятствие 1»

УЭ – 2

4 мин.

Препятствие 2.

Цель: проверить умение определять морфологические признаки глагола.

Задание: определите  по данным морфемам форму глагола (вид, время, лицо, число, спряжение).

-ишь, -им, -л, -ть, -ут, -ят,  -чь, -ться, -ла, -тся, -ют.

( Слайды 4-5)

Критерии: «5»  - все верно

                    «4» - 1-2 ошибки

                    «3» - 3-4 ошибки

                    «2» - 5 ошибок

      «1» - более 5 ошибок или не смог определить самостоятельно морфологические признаки глагола.

Работайте самостоятельно в тетради.

1 человек выполняет работу на компьютере, затем сверяем.

Оценку поставьте в графу «Препятствие 2»

УЭ- 3

15 мин.

Препятствие 3.

Цель: систематизировать знания о правописании глаголов.

Задание.

  1. Работая парами, расскажите друг другу о правописании глаголов по плану:
  1. Буквы е и и в корнях с чередованием.
  2. Буквы е и и в окончаниях глаголов I и II спряжения.
  3. Правописание НЕ с глаголами.
  4. Правописание гласных в суффиксах глаголов.
  5. Мягкий знак после шипящих в  глаголах.
  1. Выполните письменную работу.

Спишите. Укажите название орфограммы каждой группы слов. Обозначьте орфограммы.

1)……………………………

Отб…рать, расст…лили бы, забл…стать, зам…рли, отп…рать, прот…реть, ст…рать,  заб…ру.

2) ………………………………

Увлеч..ся, познаком…ся, рисуеш…, отправ…те, спряч…, поднимат…ся,  ныряеш…,  реж…те,  улыбат…ся.

3)………………………………..

(Не) забудь, (не)здоровится, (не) была, (не)можется.

4)………………………….

Прол..вать, преподав…ть,  преслед…вать, затм…вать,  ноч…вать, танц…вать, высчит…вать.

5) …………………………

Стел…т,  пиш…шь, дыш…те, попляш…те, поклон…шься, вид…т,  леле..т, стро…т, ненавид..т, кол…т, жал..т.

                              выполнено верно

Критерии: «5»  -      5 заданий

                    «4» -      4 задания

                    «3» -      3 задания

                    «2» -      2 задания и менее

Ключ (слайд 6)

Работайте в паре. Устно. Если возникли трудности, обратитесь к справочнику по русскому языку (есть в кабинете) или к учителю.

После выполнения  письменного задания, поменяйтесь работами и проверьте  их, пользуясь ключом.

Оценку поставьте в оценочный лист в  графу «Препятствие 3»

УЭ – 4

5 мин.

Препятствие 4.

Цель: повторить знаки препинания в сложном предложении; систематизировать знания о глаголе при морфологическом разборе.

Задание. Спишите предложение.

С зари кукушка за рекою

Кукует3  звучно вдалеке,

И в молодом березняке

Грибами пахнет3  и листвой.

Объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения. Выполните разборы.

Критерии: «5»  - все верно

                    «4» -  ошибки в схеме предложения

                    «3» -  ошибки в  морфологическом разборе

                    «2» -  не  выполнен морфологический разбор      

1 ученик выполняет работу доски, остальные в тетрадях.

Обсудите результаты работы в классе.

УЭ – 5

8 мин.

Цель: проверить знания по теме «Глагол»

Задание.  Выполните тестовую работу.

Выполнив тест, сдайте работу. Если вы выполнили работу раньше других, возьмите дополнительное задание у учителя.

УЭ – 6

4 мин.

Цель: подведение итогов урока.

-Мы вышли из лабиринта. Путеводной нитью были наши знания, умения и практические навыки. Подводим итог урока, выставляем оценки.

Выбор домашнего задания.

  1. Прочитайте цели урока (УЭ -0). Как вы считаете, достигнуты ли вами цели урока?
  2. Как бы вы оценили результаты своей работы на уроке:

А) я все понял (а), готов(а) к контрольной работе;

Б)  для полного понимания мне нужно повторить тему;

В) я ничего не понял.

Домашнее задание.

  1. Сумма баллов за урок

Менее 20 – прочитать  параграфы учебника 80-88, составить план о глаголе как части речи, привести свои примеры.

  1. 30-25 баллов - написать сочинение-рассуждение на тему: «Зачем нужны правила орфографии?»

Спишите с доски. – Когда спишете, проверьте.

Подумайте, чем различаются выделенные глаголы в данных предложениях. Почему в одном из них пишется –ИТЕ, а в другом –ЕТЕ? Обосновывая свой ответ, вспомните соответствующие правила правописания.

Объём сочинения 30-40 слов.

Спасибо за работу!

Оценку (соответствующую букву) поставьте в графу УЭ- 6.

Самооценка (работа на уроке – от 1 до 5 баллов)

№1                                                                           №2

       

№3                                                                         №4

   

                                    №5

                                 

                                                            Оценочный лист

Фамилия,

имя ученика

УЭ-1

Препятствие    1

УЭ-2

Препятствие 2

УЭ-3

Препятствие 3

УЭ-4

Препятствие 4

УЭ-5

Препятствие 5

УЭ-6

итог

самопроверка

взаимопроверка

Контроль учителя

самооценка

                                                           

 Тест по теме «Глагол».

Вариант 1.

  1. В каком случае нет ошибки?

А) жгет траву                 в) надсмехаться

Б) ехайте                        г) лягте

2. Укажите, в окончаниях каких глаголов пишется и?

А) пиш…т             в) гон…т         д) друж…т

Б) реша…т            г) се…т            е) вид..т

3. Какой глагол  «лишний»?

А) леле…л       б) ве…л     в) кле..л      г)  посе…л

4. Где грамматические признаки определены верно?

А) прочитал бы – гл. сов. вида, перех., прош. вр.

Б) морозит – гл. сов. вида, наст. вр.

В) закончу – гл. сов. вида, перех., буд.вр.

Г) принеси-ка – гл. сов. вида, перех., буд. вр.

5. Укажите глагол с суффиксом –ова-.

А) подгляд…вал                                      в) совет…вал

Б) рассчит…вал                                       г) испыт…вал

6. Найдите безличные предложения

А). Я хочу научиться хорошо плавать.       В) Берега подмыла вода.

Б) Опустело в лесу.                                       Г) Намело много снега.

7. Укажите глагол, в котором при написании пропущенной буквы надо определять спряжение:

А. Выпиш…те слова.                                 Б. Раста…л снег.

В.  Он закле…т конверты.                         Г. Не тревож…тесь.

Тест по теме «Глагол».

Вариант 2.

  1. В каком случае нет ошибки?

А) подскользнуться                 в) ляжьте

Б) надевать пальто                        г) бежите вперед!

2. Укажите, в окончаниях каких глаголов пишется и?

А) нос..т             в) стел..т         д) слыш…т

Б) ре…т            г) кос…т            е) ненавид..т

3. Какой глагол  «лишний»?

А) та…л       б) стро…л     в) ве…л      г)  чу…л

4. Где грамматические признаки определены верно?

А) сосчитал  бы – гл. сов. вида, перех., прош. вр.

Б) скрипит – гл. сов. вида, наст. вр.

В) напишу – гл. сов. вида, перех., буд.вр.

Г) сосчитай-ка – гл. сов. вида, перех., буд. вр.

5. Укажите глагол с суффиксом –ова-.

А) подум…вал                                      в) бесед…вал

Б) опазд…вал                                       г) доклад…вал

6. Найдите безличные предложения

А) Хочется научиться хорошо плавать.                          В)  Берега подмыло водой.

Б) Лес опустел.                                                                  Г)  Приближается рассвет.

8. Укажите глагол, в котором при написании пропущенной буквы надо определять спряжение:

А. Завтра расскаж…те.                                 Б. Пове…л ветер.

В.  Не порт…те газон.                                   Г. Закле…л дыру.

1 вариант

Ключ: 1г ; 2 в, д, е; 3в; 4в; 5в; 6б, г; 7в.

2 вариант

Ключ: 1б; 2а, г, д, е; 3б; 4в; 5в; 6 а, в; 7 а.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе "Отношения и пропорции"

Этот урок можно провести в конце изучения темы "Отношения и пропорции", перед проведением контрольной работы, с целью отработать навыки учащихся в решении задач на прямую и обратную пропорциональность...

Урок - обобщения и систематизации знаний в 9 классе "Путешествие в страну Механика"

Урок повторения и систематизации знаний по теме "Механика" проводится в игровой форме  в 9 классе с целью повторения  и систематизации знаний учащихся по теме "Равномерное прямолинейное движ...

Разработка урока по теме "Обобщение и систематизация знаний по основным классам веществ неорганической химии"

Урок разработан по учебнику О.С. Габриеляна (8 кл)., содержит элементы технологии развития критического мышления, позволяет быстро проверить домашнюю работу и подвести итоги урока. Урок был представле...

Методическая разработка урока Обобщение и систематизация знаний по теме: «Классы неорганических веществ. Типы химических реакций»

В методической разработке урока представлены материалы для ученического и демонстрационного экспериментов, тестовые задания, вопросы для актуализации знаний и закрепления их по теме "Классы неорганиче...

Конспект урока по теме: Обобщение и систематизация знаний по теме «Классы неорганических соединений»

в занимательной форме обобщить и закрепить знания по об основных классах неорганических соединений и их взаимопревращении....

Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное». (Урок по русскому языку в 6 классе.)

На данном уроке учитель может обобщить и систематизировать знания учащихся об имени прилагательном.Поработать над развитием мышления, памяти, связной речи учащихся, навыков самостоятельной деятельност...

Урок биологии по теме "Общий обзор организма человека. Обобщение и систематизация знаний". 8-й класс

Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся о строении клеток и тканей человека, их функциях; об органах и системах органов человека; об основных процессах жизнедеятельности организма чел...