Развертутые конспекты уроков по химии .
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Материал подходит для учащихся, педагогов и родителей. Содержит большой блок практических заданий.Можно использовать при закреплении и обобщеннии материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vodorod_-_urok_4.doc | 101 КБ |
kislorod_2.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Водород как химический элемент и как простое вещество. Водород в природе. История открытия водорода. Получение водорода в лаборатории и промышленности.
Физические свойства водорода»
Задачи:
- на основе приема сопоставления (сравнения) сформировать представление о водороде как химическом элементе, простом веществе и способах его получения
- сформировать первоначальные представления о реакциях замещения
- закрепить понятия «простое вещество» и «сложное вещество»
- совершенствовать умение сравнивать вещества, выявлять черты сходства и различия ,
рассчитывать массовые доли хим. элементов по формулам сложных веществ
- развивать самостоятельность мышления
Мотивация и целеполагание:
Вот такая история произошла с французским химиком, директором Парижского музея науки Пилатром де Розье (1756-1785). Как-то он решил проверить, что будет, если вдохнуть водород. До него никто такого эксперимента не проводил. Не заметив никакого эффекта, ученый решил убедиться, проник ли водород в легкие? Он ещё раз глубоко вдохнул этот газ, а затем выдохнул его на огонь свечи, ожидая увидеть вспышкутпламени. Однако водород в легких экспериментатора смешался с воздухом и произошёл сильный взрыв. «Я думал, что у меня вылетели все зубы с корнями», -так Розье характеризовал испытанные ощущения. Эксперимент чуть не стоил ему жизни.
- Актуализация знаний
Вопросы:
- Рассмотрите таблицу и сделайте вывод о том, по какому плану изучается любое вещество.
- По таблице составьте рассказ о кислороде как о простом веществе. (слайд № 2)
Проецируется таблица (слайд 3)
План характеристики | Кислород | Водород |
Самый распространенный элемент (где?) | На Земле | |
Кто открыл? | Джозеф Пристли; Карл Шееле; А . Лавуазье | |
Физические свойства | Газ без цвета, без вкуса, без запаха, малорастворим в воде, tкип=-183 °С, tпл.=-219 °С | |
Способы получения в: Лаборатории промышленности | Разложение сложных кислородсодержащих веществ: 2KClO3 --->2 KCl + 3O2 2H2O2 --->2 H2O + O2 2H2O --->2Н2+O2 Из воздуха | |
Способы собирания | Вытеснением воды, вытеснением воздуха | |
Химические свойства |
a) Ме: 2Мg+O2=2Mg б)неМе: S+O2=SO2
CH4+ 2O2=CO2+2H2O | |
Применение | В процессах окисления, горения |
II.Изучение нового материала, первичный контроль.
- Прочитайте __________, заполните 1-3 графы таблицы.
Проецируется таблица Слайд 4
№ | План характеристики | Кислород | Водород |
1 | Самый распространенный элемент (где?) | На Земле |
|
2 | Кто открыл? | Джозеф Пристли; Карл Шееле; А . Лавуазье |
|
3 | Физические свойства | Газ без цвета, без вкуса, без запаха, малорастворим в воде, tкип=-183 °С, tпл.=-219 °С |
tкип. = °С, tпл.= - 259,2°С, |
4 | Способы получения в: Лаборатории Промышленности | Разложение сложных кислородсодержащих веществ: 2KClO3 --->2 KCl + 3O2 2H2O2 --->2 H2O + O2 2H2O --->2Н2+O2 Из воздуха | Вытеснением активнейшими металлами из воды и активными металлами из кислот 2H2О +2 Na---> 2NaОH + H2 Mg+2 HCl ---> MgСl2+ H2 Разложение метана и воды СH4 ---> C + 2H2 2H2О --- > 2H2 + O2 |
5 | Способы собирания | Вытеснением воды, вытеснением воздуха | Вытеснением воды, вытеснением воздуха |
6 | Химические свойства |
a) Ме: 2Мg+O2=2Mg б)неМе: S+O2=SO2
CH4+ 2O2=CO2+2H2O |
a) Ме: 2Na+H2=2NaH б)неМе: S+H2=H2S N2+ 3H2=2NH3 H2 + Cl2=2HCl
CuO+ H2=Cu+2H2O |
7 | Применение | В процессах окисления, горения | В процессах восстановления, гидрирования, получение аммиака |
Проверьте свои записи. (Слайд №4).
- Сравните свойства водорода и кислорода.
Слайд № 5
А) В чем сходство физических свойств водорода и кислорода?
Б) Чем отличаются по физическим свойствам водород и кислород?
В) Чтобы «перелить» водород в другой сосуд, как его нужно держать: опрокинутым вверх дном или поставленным на дно?
4. Слайд № 6
А) Какими двумя способами собирают кислород и почему?
Б) Из предложенных приборов для получения и собирания газов выберите те, с помощью которых можно собрать водород, учитывая его физические свойства.
Слайд № 7 (рисунки с приборами)
- Прослушайте рассказ учителя о лабораторных и промышленных способах получения водорода. Возможен видеофрагмент.
Проецируется таблица с заполненными графами 4 и 5. Слайд № 7.
Делается запись в тетради.
- Выполите лабораторный опыт согласно инструкции.
- Прослушайте инструктаж по охране труда, который проводит учитель.
- Поместите в пробирку 3-4 гранулы цинка и прилейте 2-2,4 см3 (мл) соляной кислоты. Обратите внимание на признаки данной реакции.
- Оформите результаты в таблицу. Слайд № 8
Результаты лабораторного опыта
Что делали | Что наблюдали | Уравнения реакций и выводы |
В пробирку помещаем 3-4 гранулы цинка и приливаем соляную кислоту. | Zn+HCl= …+… Вывод об одном из лабораторных способов получения водорода: _____________________________ _____________________________ |
- Составьте уравнения реакций получения водорода из:
А) воды путем её разложения
Б) соляной кислоты (HCl) c помощью кальция и магния (Слайд № 9,10– проверить правильность)
2H2O--->2Н2+O2
Ca+2 HCl ---> CaСl2+H2
Mg+2 HCl ---> MgСl2+ H2
III. Закрепление знаний. Слайд 11
- В какой случае речь идёт о водороде как об элементе, а в каком – о простом веществе?
- В 1 л воды растворяется 0,09 г водорода.
- Молекула воды состоит из атомов водорода и кислорода.
- При разложении воды под действием электрического тока выделяются газы: водород и кислород.
- Массовая доля водорода в пероксиде водорода (H2O2) равна 0,059
2. Покажите расчет массовой доли водорода в формуле H2O2 (д\З)
3. Где по массе водорода больше: в 1 моль воды или 1 моль метана CH4?
4. Составьте уравнения химических реакций получения водорода по заданным схемам. Укажите тип каждой реакции: (Слайд № 12,13)
а) … → H2 + O2 (под действием электрического тока)
б) Zn + …→ ZnСl2 + …
в) СH4 → C +…
г) H2О + Na → NaОH + …
д) С + H2О →CO +…
Проверьте свой ответ Слайд № 13
а) 2H2О → 2H2 + O2 (под действием электрического тока) – р. разложения
б) Zn + 2HCl → ZnСl2 + H2 - р. замещения
в) СH4 → C + 2 H2 – р. разложения
г) 2H2О +2 Na → 2NaОH + H2 - р. замещения
д) С + H2О →CO + H2 - р. замещения
IV. Обобщение и систематизация.
Используя данные таблицы 1, расскажите друг другу изученное на уроке. (Слайд № 14)
V. Итоговый контроль. Тест-самоконтроль (слайд № 15) или по рабочей тетради д\з
1. Водород – самый распространенный элемент:
а) на Земле
б) во вселенной
в) в воде
г) в воздухе
2. В каком случае (из приведенного ниже) речь идет о водороде как о химическом элементе?
а) В 1862 году нидерландский промышленник Петрус Якоб Кипп сконструировал устройство, позволяющее получать водород.
б)Водород относится к числу наиболее распространенных хим. элементов
VI. Рефлексия. Об итогах усвоения на основе самопроверки.
в) Водород входит в состав нефти, природного газа, каменного угля, некоторых минералов.
г) Самое известное соединение водорода – это его оксид – вода.
3.Почему водород практически не встречается в нижних слоях атмосферы?
а) тяжелее воздуха
б) в 14.5 раз легче воздуха – самый легкий из газов
4.Отметьте физические свойства водорода
а) газ бесцветный, прозрачный
б) температура кипения : - 183 °С,
в) растворяется в металлах
г) малорастворим в воде
5. в лаборатории водород получают:
а) из воды
б) из перманганата калия (KMnO4)
в) из оксидов металлов
г) из кислот при взаимодействии их с металлами
6. В промышленности водород получают
а) из метана (CH4)
б) из воздуха
в) из воды под действием электрического тока
г) из водяного пара и раскалённого угля (H2O +C ---> CO + H2)
7. Отметьте правильные утверждения, данные ниже
а) Молекулы водорода настолько малы, что способны легко проходить сквозь металлы (например, никель или палладий).
б) Название элемента Hydrogenium Луазье и его коллеги образовали от греческих слов «хюдор» - вода и «геннао; - рождаю.
в) Первым ученым, описавшим свойства водорода, был Г.Кавендиш.
г) С кислородом воздуха водород образует взрывчатую смесь – гремучий газ.
8.Рассчитайте массу воды (г), подвергнутой электролизу 2H2О ---> 2H2 + O2 ,
если в результате выделился водород массой 10 г.
а) 180 г; б) 90 г; в) 10 г ; г) 5 г
Решение
m-? 10 г количество водорода = ==5 моль
2H2О ---> 2H2 + O2
2моль 2 моль
5моль 5 моль m ( H2О) = 5х18=90 (г)
9.Исключите лишнее, ответ поясните:
нагревание
а) СH4 + H2О ---> CO + 3H2
нагревание
б) H2O +C ---> CO + H2
нагревание
в) СH4 ---> C + 2 H2
г) Zn + 2HCl ---> ZnСl2 + H2
VII. Домашнее задание
- & 22, с. 107, упр. 5,6
- Покажите расчет массовой доли водорода в формуле H2O2 (д\З)
- Тест-самоконтроль по рабочей тетради д\з
- 6 и 7 графы таблицы
Предварительный просмотр:
Тема урока:
«Химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами и неметаллами. Горение веществ на воздухе и в чистом кислороде. Присоединение кислорода как процесс окисления. Горение, дыхание, гниение как пример окислительных процессов»
Задачи:
- изучить химические свойства кислорода: взаимодействие с металлами и неметаллами, горение, особенности горения веществ в воздухе и кислороде, установить общность процессов горения, дыхания, гниения, закрепить представление об оксидах, полученных в теме «составление формул бинарных соединений по валентностям»;
- осуществить контроль ранее изученного учебного материала: состав воздуха, газы легче и тяжелее воздуха, отличие озона и кислорода, методы собирания и получения газов, олучение, собирание и доказательство наличия кислорода, катализатор;
- продолжить развитие умений записи уравнений химических реакций, решения задач по уравнению; развивать основные мыслительный операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- воспитывать у учащихся такие личностные качества, как сосредоточенность, умение работать в паре, группе.
Мотивация и целеполагание:
Девиз урока: Гниенье, горенье, дыханье…
В чём общность явлений этих?
Если проявим старанье –
На этот вопрос мы ответим.
- Проверка домашнего задания и актуализация знаний
Самопроверка по слайду № 1 задачи
Вычислить массу перманганата калия, необходимую для получения 10 л кислорода (плотность кислорода 1,43 г\л). Возможно, при расчетах вам понадобиться формула: чтобы найти массу, надо плотность вещества умножить на его объём p= ;
m - ? 10 л
2KMnO4 ---> K2MnO4 + MnO2 + O2
2 моль 1 моль
Х = 0,9 моль 0,45 моль
p (O2) = ; m (O2) = p × V = 1, 43 г\л × 10 л = 14,3 г
количество водорода = = 14, 3 \ 32 = 0, 45 моль
n = ; m = n × M
m (KMnO4) = 0,9 моль × 158 г\моль = 142,2 г
Ответ: для получения 10 л кислорода необходимо разложить перманганат калия массой 142,2 г
Слайд № 2 - самопроверка
Получение кислорода из пероксида водорода, воды и перманганата калия.
2H2O2 ---> 2H2O + O2
2H2O ---> 2Н2 + O2
2KMnO4 ---> K2MnO4 + MnO2 + O2
- Опрос и дальнейшая актуализация знаний
(параллельно вызываются четверо учащихся для индивидуального опроса по карточкам)
Карточки индивидуального опроса – А.М. Радецкий «Дидактический материал» , с. 16,
I вариант №№ 9,12 (а, б, в)
II вариант №№ 7, 12 ( г, д, е)
III вариант №№ 13, 20
IV вариант №№ 21, 23
Вопросы «Блиц-опроса»
- Воздух – это смесь или чистое вещество? (Смесь)
- В воздухе преобладает газ - …. (Азот)
- В воздухе по объёму кислорода … (21 %)
- Относительная молекулярная масса воздуха … (29)
- Если Mr газов меньше, чем Mr воздуха, то их относят к группе газов, которые … (Легче воздуха)
- Приведите примеры газов, которые тяжелее воздуха. (CO2, O2, Cl2…)
- Химический элемент кислород образует два простых вещества … (Озон и кислород)
- Следующая характеристика: в обычных условиях газ, без цвета, запаха и вкуса, немного тяжелее воздуха может быть отнесена к простому веществу… (Кислороду)
- Формула озона … ( O3 )
- Газ, необходимый для дыхания (Кислород)
- Газ с резким запахом, токсичный в больших количества для всего живого, но тем не менее способствующий процветанию жизни на нашей планете … (Озон)
- В промышленности кислород получают из … (Воздуха)
- Получение кислорода из воздуха является химическим или физическим процессом? (Физическим)
- Какие газы, кроме кислорода, можно получить из воздуха (Азот и благородные газы)
- Фреоны – это вещества, способствующие образованию или разрушению озона? (Разрушению)
- Природный процесс, являющийся поставщиком кислорода в атмосферу. (Фотосинтез)
- Разложением «марганцовки» в лаборатории можно получить … (Кислород)
- Ученый, который получил кислород разложением оксида ртути… (Дж.Пристли)
- В основе получения кислорода в лаборатории лежат физические или химические процессы? (Химические)
- Из какой соли можно получить кислород? (Бертолетовой, перманганата калия)
- При разложении воды электрическим током (электролизе) образуются газы: … и … (Водород и кислород)
- Вещество, ускоряющее химическую реакцию, но само в ней не расходующееся. (Катализаторы)
- Для ускорения реакции разложения пероксида водорода используют катализатор … (MnO2)
- Можно ли собрать кислород, способом вытеснением воды? (Да)
- Можно ли собрать кислород в перевёрнутый сосуд? (Нет)
- При внесении тлеющей лучинки в сосуд с газом она ярко вспыхнула. Был ли в сосуде кислород? (Да)
- Вещество, которое при температуре – 188 °С, находится в виде голубой жидкости… (Кислород)
- Изучение нового материала и первичный контроль
Химические свойства кислорода. Реакция горения на примере горения серы и фосфора. Горение веществ в воздухе и в кислороде. Понятие об оксидах. Растворение оксида серы (IV) и оксида фосфора (V) в воде. (Объяснение учителем указанных вопросов с использование демонстрационного опыта).
После объяснения вам предстоит ответить на следующие вопросы:
- С какими веществами может реагировать кислород?
- Каким одним словом называются бинарные соединения, образующиеся в результате этих реакций?
- Как называются продукты взаимодействия серы и фосфора с кислородом?
- Какие реакции называются реакциями горения?
- Каковы условия возникновения и прекращения горения? Почему человеку следует это хорошо знать?
- Почему в кислороде вещества горят более интенсивно, чем в воздухе?
- Закрепление
- Закончите схемы предложенных реакций, укажите их тип.
а) С + … ---> CO2
б) … + O2 ---> Fe3O4
в) … + …. ---> SO2
Ответ:
1. а) С + O2 ---> CO2
б) 3Fe + 2 O2 ---> Fe3O4
в) S + O2 ---> SO2
- Выбросите лишнее и обоснуйте свой выбор:
а) 2HgO ---> 2Hg + O2
б) 4Al + 3O2 ---> 2 Al2 O3
в) 2Hg + O2 ---> 2HgO
г) 4P + 5O2 ---> 2P2O5
Ответ: а) 2HgO ---> 2Hg + O2 , т.к. это реакция получения кислорода, а остальные реакции характеризуются химические свойства кислорода.
- Запишите уравнения реакций, протекающих между: магнием и кислородом, алюминием и кислородом, азотом (N2) и кислородом (азот в образующемся оксиде проявляет валентность II) – У доски с проверкой
- Запишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить нижеприведённые превращения (д\з)
а) KMnO4 ---> О2 ---> CO2
б) H2O2 ---> O2 ---> H2O
в) H2O ---> O2 ---> Р2O5
г) КСlO3 ---> O2 ---> Fe3O4
- В трёх колбах, закрытых пробками, находятся:
а) воздух б) кислород в) углекислый газ
Как можно распознать эти вещества?
Ответ:
Следует последовательно внести тлеющую лучинку: в кислороде она вспыхнет. В воздухе - будет продолжать тлеть, а в углекислом газе – вовсе потухнет.
- Мы знаем, что кислород очень активное вещество, но тогда почему он находиться в атмосфере в свободном виде?
Ответ:
Так как кислород реагирует со многими веществами только при повышенной температуре.
- Исключите лишнее:
а) дыхание б) горение в) гниение г) электролиз воды
Ответ: г) электролиз воды, т.к. остальные процессы – это процессы окисления.
Прочитайте текст учебника на стр. ____________ и ответьте на вопросы:
- Какие реакции называются реакциями окисления?
- Что общего между реакциями горения, дыхания и окисления?
- Какие вещества (обычно) образуются в результате этих процессов?
- Обобщение и систематизация знаний с одновременным контролем усвоения
Прочитайте и закончите каждое из предлагаемых предложений-резюме:
- Кислород может реагировать как с простыми веществами, например … и ….,
так и со … веществами.
- В результате взаимодействия веществ с кислородом обычно образуются … - сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород.
- Реакции взаимодействия кислорода с веществами, при которых выделяется свет и тепло, называются реакциями ….
- Для возникновения горения необходимо нагреть вещество до температуры… и обеспечить доступ …. или ….
- Условиями прекращения горения являются: … температуры иже температуры воспламенения и …доступа кислорода или воздуха.
- В кислороде вещества горят ….., чем в воздухе, это связано с тем, что в воздухе концентрация кислорода сравнительно мала.
- С участием кислорода протекают и такие важнейшие процессы, как … и …..
- Горение, дыхание и гниение относят к реакциям ….
- Химическая реакция, в результате которой происходит присоединение атомов кислорода к атомам других элементов, называется реакцией ….
- Рефлексия и подведение итогов.
Как вы оцениваете свой уровень усвоения изученного?
а) высокий б) средний в) удовлетворительный
Можем ли мы сейчас ответить на вопрос, который поставили перед собой в начале урока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по химии в 8 классе. Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»
Конспект урока по химии в 8 классе.Тема урока : «Приготовление растворов солей заданной концентрации»...
План-конспект урока по химии 8 класс. Тема: «Предмет химии. Вещества и их физические свойства»
Создать условия для формирования у учащихся понятий «химия», «тело», «вещество», «свойства веществ»; научить р...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии для 8 класса Тема урока:: Химические свойства воды.
Тема урока: « Химические свойства воды. Этот урок разработан по ФГОС для 8 класса. Урок изучения и закрепления новых знаний. На уроке учащиеся закрепляют знания о физических св...
Конспект урока по химии в 9 классе "Эпос Джангар на уроке химии"
Девиз урока: «Все познается в сравнении»Цель урока:Установление межпредметной связи между калмыцкой литературой и химией.Активизация познавательной деятельности учащихся.Воспитание любви к...
Конспект урока по химии в 10 классе с применением технологии развития критического мышления. Технология смешанного обучения (При подготовке к уроку)
Сформировать общее представление об алканах....