Материалы к уроку "Электролитическая диссоциация"
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия №13
Конспект открытого урока
по химии на тему «Электролитическая диссоциация»
8 класс
Учитель: Шумилова Алина
Фёдоровна
Электролитическая диссоциация химических веществ.
Цели:
- Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному запоминанию таких понятий как: электролит, электролитическая диссоциация, степень диссоциации, сильные и слабые электролиты.
- Развивать умения выделить главное, существенное в изучаемом материале, обращаться с лабораторным оборудованием.
- Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности учащихся.
Оборудование для проведения урока: презентация урока, составленная в МS
Power Point (Офис ХР), компьютер, мультимедийный проектор, экран, пробирки, штативы для пробирок
Реактивы: концентрированная серная кислота, раствор метилоранжа на ацетоне, кристаллический гидроксид кальция, кристаллический фенолфталеин, обезвоженный сульфат меди, ацетон, вода.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Лабораторные опыты:
- (Слайд 3)В первую сухую пробирку налить концентрированной серной кислоты и добавить метилоранжевого индикатора на ацетоне. Окраска индикатора не изменится. Во вторую пробирку налить воды и добавить часть раствора из первой пробирки.
- (слайд 4)В две сухие пробирки насыпать немного кристаллического гидроксида кальция (или оксида кальция) и добавить в обе пробирки кристаллы фенолфталеина, встряхнуть. В одну из пробирок прилить воды.
- (слайд 5)В две пробирки насыпать обезвоженный сульфат меди. В одну из пробирок прилить ацетон, в другую – воды. Встряхнуть обе пробирки и опустить в растворы гвозди.
Демонстрационный опыт (слайд 6): видеофрагменты
Объясните полученные результаты.
- Усвоение новых знаний и способов действия.
Электролиты и не электролиты.
Взятые в отдельности, вода, соли, щелочи и кислоты тока не проводят. Но водные растворы кислот, щелочей и солей проводят электрический ток. На какие группы можно разделить все вещества по отношению к электрическому току?
Вещества, проводящие электрический ток – электролиты; вещества, не проводящие электрический ток – не электролиты (слайд 7).
Свойства электролитов.
Электролиты – проводники второго рода. В растворе или расплаве они распадаются на ионы, благодаря чему и проводят электрический ток. Кроме хорошей электропроводимости растворы электролитов обладают более низкими значениями давления пара растворителя и температуры плавления и более высокими температурами кипения по сравнению с соответствующими значениями для чистого растворителя или для раствора не электролита в этом же растворителе.
Строение молекулы воды.
Если бы молекулы воды были бы построены более симметрично, они не были бы полярные, и тогда весь облик земной природы изменился бы до неузнаваемости: океаны испарились, и вокруг земного шара образовалась атмосфера из водяного пара с незначительной примесью других газов. Вода – магнит. Если опрокинуть мешок с не намагниченными стальными стрелками, они просто рассыплются по полу. Если же стрелки намагничены, то они вывалятся сплошным комом, так как при падении соседние стрелки притянутся друг к другу разноимёнными полюсами. Так и в жидкостях, состоящих из полярных молекул: соседние молекулы притягиваются друг к другу разноимёнными полюсами, а это препятствует отрыву их друг от друга, т. е. испарению жидкости (слайд 8).
Механизм электролитической диссоциации хлорида натрия, хлороводорода и гидроксида натрия (слайды 9-10).
При погружении кристалла соли в воду молекулы воды притягиваются к ионам, находящимся на поверхности кристалла: к положительным ионам своими отрицательными полюсами (атомы кислорода), а к отрицательным ионам – положительными полюсами (атомы водорода). Происходит реакция соединения ионов с молекулами воды – гидратация ионов, которая является основной причиной диссоциации электролита.
Притянувшись к ионам растворяемой соли молекулы воды во много раз ослабляют притяжение ионов друг к другу. Связи между положительными и отрицательными ионами в кристаллической решетке разрываются. Происходит разъединение гидратированных ионов.
Молекулы воды, притянувшиеся к ионам при растворении кристалла, остаются связанными с ними и в растворе. Поэтому ионы, содержащиеся в растворе, по составу и свойствам не те ионы, которые содержались в кристаллической решетке.
Введение понятия электролитической диссоциации
Для объяснения этих свойств в 1887 г. Шведский ученый С.Арениус предложил теорию электролитической диссоциации (слайд 11).
Распад электролитов на ионы при растворении его в воде или расплавлении называют электролитической диссоциацией.
Первичное закрепление полученных знаний
Повторение понятий: «электролиты», «не электролиты», «гидратированные ионы», «реакция гидратации», «электролитическая диссоциация» (слайд12).
Постановка проблемного вопроса
Все ли электролиты одинаково распадаются на ионы при растворении в воде или расплавлении? (Слайд 13).
Деление электролитов на сильные и слабые, введение понятия «степень диссоциации» (слайды 14-15).
Степень диссоциации - это отношение числа частиц, распавшихся на ионы (n), к общему числу растворённых частиц (N).
От чего зависит степень диссоциации? (слайд 16)
Степень диссоциации зависит от прочности связи ионов в молекулах электролитов, т. е. от его природы.
Чем более разбавлен раствор электролита, тем более удалены в нём друг от друга ионы. По мере разбавления водой электропроводность увеличивается (просмотр видеофрагмента).
Степень диссоциации зависит от температуры раствора (просмотр видеофрагмента).
Выполнение упражнений на закрепление полученных знаний (слайд 17-19).
- В воде одного источника обнаружены ионы: Mg 2+ Ca 2+ Cl - SO 4 2- K + CO 3 2- Na + PO 4 3-
Растворение каких солей в дистиллированной воде даст раствор, содержащий те же ионы? Имеет ли задача только одно решение?
- Для лечения некоторых заболеваний больные применяют морские ванны. Морская вода содержит, в основном, ионы натрия, магния, кальция калия, сульфат-, иодид- и хлорид-ионы. В лечебницах, расположенных далеко от моря, морскую воду приготавливают искусственно. Какие со ли нужно растворить в пресной воде, чтобы получить морскую воду?
- Найди соответствие
Мышкой перетащи нужную картинку к соответствующему термину
Сильный электролит
Слабый электролит
Не электролит
Домашнее задание:
§35; упр. в раб. тетр. 20
Литература:
- Настольная книга для учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003.
- Химия . 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 9 изд., дополн.. – М.: Дрофа, 2005.
- vitawater.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс
Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс
Контрольная работа в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....
Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"
Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....
Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации"
К/р для 9 класса по учебнику Кузнецовой Н.Е....
Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации
Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...
Дидактические материалы для формирования и отработки умений по теме: Электролитическая диссоциация
В материалах представлены образцы листов обратной связи при изучении темы "Реакции ионного обмена", рабочая страничка по данной теме с разными видами заданий, таблица "Характерные реакц...
Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации.
Гулимова Ивета Альбертовна. МБОУ "Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского" г.Пензы. Работа содержит конспект урока химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссо...