Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации.
методическая разработка по химии (9 класс)

Гулимова Ивета Альбертовна. МБОУ "Гимназия во имя святителя Иннокентия Пензенского" г.Пензы.  Работа содержит конспект урока  химии в 9 классе по теме "Электролитическая диссоциация".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Электролитическая диссоциация.

Цель урока:

сформировать понятия  «электролиты» и «неэлектролиты», рассмотреть механизм электролитической диссоциации, роль воды  в этом процессе, ввести понятие степень диссоциации.

Задачи:

- продолжать развитие речевых навыков, наблюдательности и умение делать выводы на основе демонстрационного эксперимента.

- создать условия для воспитания  с интересом учиться, работать  над формированием у учащихся отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности.

Оборудование и учебные материалы: компьютер, мультимедийная презентация, прибор для изучения электропроводимости веществ, макет «Электролитическая диссоциация веществ»,

На столах учащихся: пазлы, карточки, 2 пробирки:   безводный сульфат меди (II) и  вода.

Ход урока.

1 Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья!

Я рада  видеть  вас и хочу, чтобы наш урок прошёл успешно.  

Работа предполагается интересная и разнообразная, но в тоже время, большая и трудоемкая, поэтому я советую трудиться в темпе, не отвлекаясь и не расслабляясь, по своим силам и возможностям.

2. Целеполагание.

Тему урока и девиз урока вы узнаете, собрав пазлы.

Предлагаю первой группе собрать пазлы с загадкой, второй – пазлы с названием темы урока, третьей – пазлы с целями урока, четвертой – с девизом урока. (работа по группам)

  1. Электролитическая диссоциация.
  2. Сформировать основные понятия темы «Электролитическая диссоциация».
  3. «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». (Б. Шоу).
  4. Жил один кристалл ионный,
    Был красивый он и ровный,
    Но случилась с ним беда.
    Капля на него упала,
    И кристалла вмиг не стало:
    Вдруг на что-то распластала
    Его ловкая вода.
    Все семейство удивилось:
    «Что с кристаллом приключилось?»

II.  Изучение нового материала

Учитель:  Чтобы отгадать загадку проведём опыт. На слайде вы видите прибор, при помощи которого мы можем проверить, какие вещества проводят электрический ток. (рис. 129 на стр. 217). Предположите принцип действия прибора. 

Если вещество проводит электрический ток, то лампочка загорается, и чем лучше эта способность, тем ярче горит лампочка.

Перед нами дистиллированная вода. Проверяем на проводимость. Лампочка не загорается. Проводит электрический ток дистиллированная вода?

Ученик: ток не проводит.

Кристаллическая поваренная соль. Лампочка не загорается.

Ученик: ток не проводит.

Смешаем соль с водой. Лампочка загорается.  

Ученик: ток проводит.        

Учитель: Почему сухая соль не проводит ток, дистиллированная вода не проводит ток, а соль растворённая в воде проводит ток.

Вспомним, что такое электрический ток?

Ученик: Направленное движение заряженных частиц.

Учитель: Значит, что появилось в растворе?

Ученик: Заряженные частицы.

И чем их больше, тем ярче будет светить лампочка.

Учитель: Какие заряженные частицы вы знаете?

Ученик: катионы и анионы.

Учитель: Как образовались заряженные частицы в растворе?

Обратимся к формуле поваренной соли. NaCl и воды. Расставьте степень окисления элементов. Помним, что вода диполь. (стр. 219) Что происходит при растворении соли в воде? ( Работа с интерактивной доской. Макет воды и соли)

Вода притягивается своим отрицательным концом к положительно заряженному натрию, а положительным к отрицательному хлору. Образуются гидратированный ион натрия и хлора. Ион, окружённый водой, называется гидротированным. (макет) или слайд.

В растворе появились заряженные частицы  

+ катионы и – анионы (макет)

Вещества, растворы или расплавы которых проводят ток, называются электролиты. (карточки на доску).

Процесс распада электролита на ионы при растворении или расплавлении, называется электролитеческой диссоциацией. (Слайд)

Механизм диссоциации (работа с макетом и рис. 130 на стр. 219):

  1. Ориентация
  2. Гидротация
  3. Диссоциация

Проверим, все ли вещества проводят ток. Опыт: проводимость раствора сахара, спирта. Лампочка не загорается. Не проводят ток.

Вещества, растворы которых не проводят ток, называются неэлектролиты.

Аналогично диссоциируют и электролиты, в молекулах которых ковалентная полярная связь.

НСL

  1. Ориентация
  2. Гидротация
  3. Ионизация
  4. Диссоциация

Процесс электролитической диссоциации изучал шведский учёный Сванте Аррениус. (слайд) Его работу дополнили Каблуков и Кистяковский.  

Свойства гидратированных ионов и негидратировавнных ионов отличаются.

 Опыт проводят обучающиеся :

Сu0  и Cu2+ 

На столе у каждого находится безводный сульфат меди (II). Прилейте в эту пробирку 1 мл. воды и сделайте вывод как отличаются негидротированные ионы меди от гидротированных. (приливаем к бесцветному раствору соли воду. Раствор окрашивается в голубой цвет)

Напоминаю вам о технике безопасности:

При работе с веществами

Не берите их руками

И не пробуйте на вкус.

Реактивы – не арбуз:

Слезет кожа с языка

И отвалится рука…

 В растворах электролитов наряду с ионами присутствуют и молекулы. Поэтому растворы электролитов характеризуются степенью диссоциации.

Она выражается в целых числах от 0 до1 и в процентах от 0 до 100%.

Какая величина выражается в %?

Ученик: Доля.

Что такое доля?

Ученик: Это часть от целого.

Макет:

Было 4 молекулы, 2 распались на ионы. Чему равна степень диссоциации?

По какой формуле определим степень диссоциации?

Степень диссоциации – это отношение числа молекул распавшихся на ионы от общего числа молекул. Формула на доске

n – число молекул распавшихся на ионы

N – общее число молекул.

Задание по группам:

Карточка 1

Из 100 молекул, 25 распались на ионы. Чему равна степень электролитеческой диссоциации?

Карточка 2

Из 200 молекул, 50 распались на ионы. Чему равна степень электролитеческой диссоциации?

Карточка 3

Из 400 молекул, 100 распались на ионы. Чему равна степень электролитеческой диссоциации?

Выберите карточку с правильным ответом. Покажите правильный ответ.

По степени диссоциации электролиты разделяют на сильные и слабые. (слайд)

Сильные:

  1. Практически все соли
  2. Сильные кислоты: HCl, HNO3,  H2SO4,
  3. Все щёлочи

Слабые: Диссоцияция менее 3 %

  1. Слабые кислоты: H2S, H2CO3, HNO2
  2. Водный раствор аммиака (NH3 • H2O)

III.Закрепление.

  1. №2 на стр. 222
  2. Составьте схему строения атома натрия.
  3. Составьте схему строения иона натрия.

Ещё раз повторим основные вопросы, с которыми мы сегодня познакомились на уроке:

1. Какие вещества называются электролитами?

2. Почему электролиты проводят электрический ток?

3. Назовите группы веществ которые относятся к электролитам?

4.Какие вещества называются неэлектролитами?

5.Почему неэлектролиты не проводят электрический ток?

6. Назовите группы веществ которые относятся к  неэлектролитам?

7.Чем атомы отличаются от ионов?

8Что такое  степень электролитической  диссоциации?

9.Какой процесс называется электролитической диссоциацией?

«Блиц»

*  Положительно заряженный
*  Отрицательно заряженный электрод                        
*  Направленное движение заряженных частиц                    
*  Положительно заряженные частицы        
* Отрицательно заряженные частицы                                

*  Раствор спирта является                            

*  Раствор поваренной соли

III. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель:

Что вы узнали сегодня на уроке?

Как эта тема нам пригодится?

Как вы считаете, мы с пользой  провели  сегодня время?

Еще Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность», чем мы и занимались целый урок.

 Домашнее задание: п. 36, составьте задание, которое может быть оформлено в виде кроссворда, теста или ребуса по теме «Электролитическая диссоциация».

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Электролитическая диссоциация» Цель урока: Сформировать основные понятия темы «Электролитическая диссоциация». «Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» (Б.Шоу )

Слайд 2

Загадка Жил один кристалл ионный, Был красивый он и ровный, Но случилась с ним беда. Капля на него упала, И кристалла вмиг не стало: Вдруг на что-то распластала Его ловкая вода. Все семейство удивилось: «Что с кристаллом приключилось?»

Слайд 3

Схема диссоциации

Слайд 4

Последовательность процессов, происходящих при электролитической диссоциации: Ориентация молекул – диполей воды около ионов; Гидратация (взаимодействие) молекул воды с противоположно заряженными ионами поверхностного слоя кристалла; Диссоциация (распад) кристалла электролита на гидратированные ионы

Слайд 5

Механизм диссоциации электролитов, в молекулах которых ионная связь: 1. Ориентация 2. Гидротация 3. Диссоциация Механизм диссоциации электролитов, в молекулах которых ковалентная полярная связь: 1. Ориентация 2. Гидротация 3. Ионизация 4. Диссоциация

Слайд 6

Сванте Аррениус ( 1859-1927 ) Создал теорию электролитической диссоциации. За исследования в области электролитов был удостоен Нобелевской премии в 1903 г.

Слайд 7

Напоминаю вам о технике безопасности: При работе с веществами Не берите их руками И не пробуйте на вкус. Реактивы – не арбуз: Слезет кожа с языка И отвалится рука…

Слайд 8

Сильные: 1. Практически все соли 2. Сильные кислоты: HCl , HNO 3 , H 2 SO 4 , 3. Все щёлочи Слабые: Слабые кислоты : H 2 S, H 2 CO 3 , HNO 2 Водный раствор аммиака ( NH 3 • H 2 O )

Слайд 9

Блиц 1. Положительно заряженный электрод 2. Направленное движение заряженных частиц 3. Отрицательно заряженные частицы 4. Отрицательно заряженный электрод 5. Положительно заряженные частицы 6. Раствор спирта является 7. Раствор поваренной соли является Анод Электрический ток Анионы Катод Катионы Неэлектролит Электролит

Слайд 10

Домашнее задание: п. 36, составьте задание, которое может быть оформлено в виде кроссворда, теста или ребуса по теме: «Электролитическая диссоциация»

Слайд 11

«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность» (Б.Шоу )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по теме Электролитическая диссоциация 11 класс

Урок Электролитическая диссоциация с использованием ИКТ, с рабочим листом для учащихся...

Контрольная работа "Теория электролитической диссоциации", 9 класс

Контрольная работа  в двух вариантах, разработана с учётом индивидуально - дифференцированного подхода....

Проверочная работа по теме "Электролитическая диссоциация"

Электролиты, сильные и слабые. Степень диссоциации. Электролиты - кислоты, основания, соли....

Технологическая карта урока по химии в 9 классе по теме: «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»

Технологическая карта урока по УМК  «ХИМИЯ 8,9 класс »  Автор:  Н.Е.Кузнецова, тема «Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитической диссоциации»    ...

Электролитическая диссоциация. Механизм электролитической диссоциации

Цели:Сформировать у учащихся представление об электролитической диссоциации, электролитах и неэлектролитах (сильных и слабых), ступенчатая диссоциация.Познакомить с механизмом диссоциации электролитов...

Конспек урока химии в 9 классе. Тема "Электролиты и неэлектролиты. Механизм электролитический диссоциации"

Урок постороен на принципе проблем6норго обучения, с использованием исследовательской деятельности учащихся....

Разработка урока "Механизм электролитической диссоциации"

Электролитическая диссоциация — процесс распада электролита на ионы при его растворении или плавлении....