"Электролиты. Реакции в растворах электролитов"
методическая разработка (химия, 8 класс) по теме
Обобщающий урок по теме "Электролиты. Реакции в растворах электролитов" . Урок включает в себя фронтальный опрос, дифференцированные задания, парную лабораторную работу. Проведен в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektrolity._reakcii_v_rastvorah_elektrolitov.docx | 102.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Электролиты. Реакции в растворах электролитов.
Урок обобщения и систематизации знаний
Цели:
- Обобщить и систематизировать знания основных понятий данной темы, закрепить навыки составления уравнений электролитической диссоциации, молекулярных и ионных уравнений реакций; совершенствовать навыки планировать и проводить эксперимент;
- способствовать развитию логического мышления: умений классифицировать, анализировать, наблюдать, делать вывод; развитию учебно-информационных умений, монологической речи учащихся
- Способствовать формированию ответственности, самостоятельности при выполнении заданий, познавательных интересов учащихся.
Форма проведения: урок – путешествие.
Методы и приемы: фронтальный опрос (прием «продолжи предложение»), индивидуальная самостоятельная работа, парная лабораторная работа, предварительные индивидуальные задания, игровые приемы, рефлексия (прием «незаконченное предложение»).
Оборудование: растворы сульфата меди, гидроксида натрия, карбоната натрия, серная кислоты, хлорида бария, хлорид натрия; пробирки; листы заданий и учета знаний.
Ход урока
1. Организация учащихся, определение задач урока.
Мы заканчиваем изучение темы «Электролиты. Реакции в растворах электролитов. Сегодня предстоит провести путешествие по данной теме и:
- Привести в систему знания по данной теме, расширить знания о биологическом значении электролитов и практическом применении реакций ионного обмена;
- Совершенствовать умения прогнозировать возможность протекания реакций в растворах электролитов с помощью таблицы растворимости, умения составлять уравнения диссоциации и ионные уравнения реакций;
- Совершенствовать экспериментальные умения: планировать проведение эксперимента, наблюдать. делать вывод по проведенному эксперименту.
Девиз нашего урока: «Просто знать – еще не все, знания нужно уметь использовать» (записан на доске).
Подготовка к путешествию.
Блиц – турнир (за каждый правильный ответ учащиеся получают жетон):
- Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются …
- Электролитическая диссоциация это - …
- Основоположником теории электролитической диссоциации является …
- Положительно заряженные ионы называются ..
- Отрицательно заряженные ионы называются …
- Существует три типа электролитов. Это …
- Электролиты, при диссоциации которых образуются ионы водорода и анионы кислотного остатка, называются ….
8. При диссоциации щелочей образуются ионы …
9. При диссоциации солей образуются ионы ….
10. Реакции, протекающие между растворами электролитов, называются …
Станция «Электролитная»
1. Информационная минутка (сообщение ученика «Биологическое значение электролитов»).
Электролиты играют чрезвычайно важную роль в биохимических процессах, являются непременной составной частью жидкостей и плотных тканей организмов. В физиологических и биохимических процессах большую роль играют такие неорганические ионы, как Н+, Na+, К+, Са2+, Mg2+, ОН—, С1—, НСО3-, H2РО4-, SO42- Ионы Н+ и ОН— в организме человека находятся в очень малых концентрациях, но их роль в жизненных процессах огромна, так как они обеспечивают кислотно-щелочное равновесие в жидких средах организма. Концентрация ионов Na+ и Cl— значительно превосходит таковую всех других неорганических ионов вместе взятых, эти ионы регулируют водно-солевой обмен в организме.
2. Самостоятельная работа № 1:
Задание: уровень А.
Составьте уравнения диссоциации веществ, формулы которых приведены:
Na2SO4 KOH HNO3 HCl КNO3
Распределите образующиеся ионы на катионы и анионы.
Задание: уровень Б
Распределите вещества на две группы: электролиты и неэлектролиты:
Н2SO4 NaOH Mg HNO3 CuCl2 C6H12O6 NaNO3 MgO.
Составьте уравнение диссоциации, выбранных вами электролитов.
Задание: уровень С
Ученик 8 класса Петя Иванов провел анализ неизвестного раствора и обнаружил в нем следующие виды ионов: Ba2+ Na+ Mg2+ NO3- SO42+ Cl-.
Напишите формулы веществ, при диссоциации которых могли образоваться такие ионы. Какие ионы вместе не могли находиться в этом растворе? Почему?
3. Игровая пауза: «Третий лишний»
В каждой группе веществ укажите лишнее вещество, объясните свой выбор.
1. NaOH Cu(OH)2 Ba(OH)2
2. Na2S Na2O NaCl
3. Н2SO4 K2SO4 FeSO4
Станция «Реакционная»
В чем особенность протекания реакций между растворами электролитов? (Если оба электролита растворимы, то реакции происходят не между веществами, а между ионами, содержащимися в растворах электролитов).
Вспомним условия протекания реакций ионного обмена
Реакции обмена идут до конца:
Если выделится газ – это раз;
И получится вода – это два;
А еще нерастворимый
Осаждается продукт …
«Есть осадок», - говорим мы.
Это третий важный пункт.
Химик «правила обмена»
Не забудет никогда:
В результате – непременно будет газ или вода,
Выпадет осадок – вот тогда порядок!
1. Самостоятельная работа № 2.
Задание: уровень А
Вам предложены следующие уравнения реакций:
1. NaOH + HCl → NaCl + H2O
2. CaСl2 + 2KNO3 → Ca(NO3)2 +2KСl
3. Na2SO4 + BaCl2 → NaCl + BaSO4
Какие из них идут до конца? Чтобы правильно выполнить задание вспомните условия протекания реакций ионного обмена до конца. Составьте ионные уравнения реакций.
Задание: уровень Б
В кабинете химии учитель заранее написал на доске уравнения реакций. Ночью злостные хулиганы пробрались в кабинет и специально , чтобы сорвать урок стерли часть записей. Вот что осталось.
Ca(OH)2 + … → CaCO3 + 2NaOH
… + … → Fe(0H)2 ↓+ K2SO4
H2SO4 + … → … + Н2О + СО2
Восстановите стертые части уравнений, напишите ионные уравнения реакций.
Задание: уровень С
«Накормите рыбку». Какие вещества будут «съедобны для рыбки». Напишите молекулярные и ионные уравнения реакций
KOH MgSO4 CuCl2
FeO CO2
2. Информационная минутка (сообщение ученика «Применение реакций ионного обмена»).
Процессы ионного обмена используют в аналитический химии, и в промышленности. С помощью ионного обмена концентрируют следовые кол-ва определяемых веществ, определяют суммарное солесодержание растворов, удаляют мешающие анализу ионы, количественно разделяют компоненты сложных смесей. Ионный обмен применяют: для получения умягченной и обессоленной воды в тепловой и атомной энергетике, в электронной промышленности; в цветной металлургии, в производстве сахара, при переработке гидролизатов; в медицинской промышленности - при получении антибиотиков и других лекарственных средств, а также во многих отраслях промышленности - для очистки сточных вод в целях организации оборотного водоснабжения и извлечения ценных компонентов, очистки воздуха. Разрабатываются ионообменные методы комплексного извлечения из океанской воды ценных микрокомпонентов.
Станция «Экспериментальная»
Прежде чем приступить к выполнению предложенных заданий вам предстоит сдать экзамен по технике безопасности. Каждый желающий может вытянуть билет. Прочитайте правило, указанное в нем и дайте свой комментарий (ученики по желанию вытягивают билет).
Экзамен по ТБ.
1. В кабинете химии веди себя спокойно, веди себя достойно.
Чтобы не было беды,
Ты по партам не скачи и руками не маши.
2. Помни правило простое:
вещества ведь не арбуз, ты не пробуй их на вкус.
3. Если раствор надо взять, то чуть-чуть,
Чтобы в нем не утонуть.
4. С кислотами и щелочами работать можно,
Но крайне осторожно!
5. Получив задание, работу выполняй,
С соседом не болтай.
А, закончив работу, все на место убери
И порядок наведи.
Карточки заданий:
Задание № 1. Опытным путем установите, с какими из веществ будет взаимодействовать серная кислота: хлорид бария, хлорид натрия, карбонат натрия, гидроксид натрия. Напишите молекулярные и сокращенные ионные уравнения.
Подсказка: реакцию между кислотой и щелочью проводите в присутствии индикатора лакмуса.
Задание № 2. Во время практической работы Петя Иванов разлил на тетрадь с записями какой-то реактив. От записей осталось только вот это:
Сu2+ + 2OH- → Cu(OH)2
Между какими веществами проводил реакцию Петя? Проведите реакцию по этой схеме, напишите молекулярное уравнении реакции.
Подсказка: Ионы входят в состав веществ. Среди предложенных веществ найдите вещества, в состав которых входят катионы меди и гидроксид – анионы и проведите реакцию между ними, взяв каждого не более 1 мл.
Дополнительный вопрос: Однозначное решение имеет эта задача или нет? Если решение не однозначно, предложите другие вещества кроме выбранных вами.
Подведение итогов урока. Рефлексия:
Продолжите предложение.
Изучая тему «Реакции в растворах электролитов»,
Я узнал …
Я научился …
Своей работой на уроке я …
Домашнее задание: повторить §35 – 42, готовиться к контрольной работе.
Творческое задание (по желанию): написать рассказ, сказку по данной теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца
Урок – практическая работа (8 класс, программа О.С.Габриеляна). Данная работа включена в практикум «Свойства растворов электролитов», проводится в рамках изучения темы «Растворение. Растворы. Ре...
Методическая разработка обобщающего урока по теме "Электролиты. Реакции в растворах электролитов". Химия 8 класс (автор учебника О.С. Габриелян)
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты. Реакции в растворах электролитов»Образовательная задача:Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион,...
Практическая работа по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"
Методические указания для подготовки и выполнения практической работы по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"( по учебнику О.С. Га...
Тест: «Реакции в растворах электролитов» 9 класс
Тест по теме: «Реакции в растворах электролитов» 9 класс...
Реакции ионного обмена в растворах электролитов
Технологическая карта урока химии в 9 классе. Практическая работа по теме "Реакции ионного обмена"...
Обобщение и систематизация знаний по теме: Реакции в растворах электролитов.
Предпоследний урок в теме: Химические реакции в растворах....
Обобщение и систематизация знаний по теме Реакции в растворах электролитов
Презентация к уроку....