Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца
методическая разработка по химии (8 класс) по теме
Урок – практическая работа (8 класс, программа О.С.Габриеляна). Данная работа включена в практикум «Свойства растворов электролитов», проводится в рамках изучения темы «Растворение. Растворы. Реакции ионного обмена и ОВР».Содержание работы полностью соответствует программе, выполняется строго по учебнику, за исключением одной реакции (сульфит натрия с азотной кислотой), т.к. данная реакция не даёт ожидаемых признаков реакции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
usloviya_protekaniya_himicheskih_reakciy_mezhdu_rastvorami_elektrolitov_do_konca.doc | 42.5 КБ |
prakticheskaya_rabota_no_7i.ppt | 819.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №7 «Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца»
Цель: осуществить практически реакции ионного обмена, выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Задачи
Для учителя: | Для обучающихся: |
Образовательные: продолжить формирование умения записи химических уравнений в ионной форме. Развивающие: развивать навык работы с лабораторным оборудованием, умение наблюдать, анализировать и делать выводы, Воспитательные: учить бережно обращаться с оборудованием, экономно расходовать реактивы, умение сотрудничать в паре с целью выполнения конкретных учебных задач. | Осуществить практически реакции ионного обмена, выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Уметь: |
Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.
Ход работы: (Чертят таблицу, см. презентацию)
Что делали | Наблюдения | Уравнения реакций. Выводы. |
Указания по выполнению работы:
-экономное расходование реактивов, чистота и порядок на рабочем месте (не путать крышечки, наливать реактивы над лоточком, не переливать из пробирки в бутылочку)
Инструкция по технике безопасности:
- Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
- Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г . После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
- Кислоты и щёлочи – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
Первая помощь при порезах:
а) ОБРАТИТЬСЯ К ЛАБОРАНТУ! в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при отравлении солями бария:
Промыть желудок 1% раствором сульфата натрия или сульфата магния.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
Первая помощь при попадании щёлочи на кожу рук:
Попавшие на кожу капли щёлочи стряхните и тщательно смойте большим количеством воды. а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором уксусной кислоты.
Прежде, чем приступить к работе, вспомните:
-Что такое реакции ионного обмена?
- Что такое сильные электролиты?
- Что такое слабые электролиты?
Работа выполняется по инструкционной карте учебника. Открываем учебник, приступаем к работе.
Опыт №1.
В 1-м опыте 3 реакции, проделывать их будем поочерёдно.
1. Какие вещества необходимо взять для реакции? (СuSO4 и NаOH)
- Что наблюдаем в результате реакции? (голубой студенистый осадок)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к. образуется осадок)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Cu2+ и OH-)
Оформляем работу (СМ.СЛАЙД. )
2. Какие вещества необходимо взять для реакции? (KCl и Nа3PO4)
- Что наблюдаем в результате реакции? (нет изменений)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (нет, т.к. не образуется осадок, газ вода)
- Почему не происходит образования осадка, газа воды (в растворе нет ионов слабого электролита, которые могли бы связываться между собой)
3. Какие вещества необходимо взять для реакции? (BaCL2 и Al2(SO4)3)
- Что наблюдаем в результате реакции? (белый осадок)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к. образуется осадок)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Ba2+ и SO42-)
Опыт №2.
Для опыта используется только карбонат натрия и раствор азотной кислоты.
- Что наблюдаем в результате реакции? (выделение газа)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к. образуется газ)
- Какой газ образуется и почему? (углекислый, в следствие распада угольной кислоты)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Н+ и СO32-)
Опыт №3.
1. Какие вещества необходимо взять для реакции? (NаOH, ф-ф, НСl)
- Что наблюдаем в результате реакции? Объясните наблюдаемые изменения. (раствор окрасился в малиновый цвет, а затем обесцветился; изменение среды)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к.образуется вода)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Н+ и OH-)
- Как называется такая реакция? (р. нейтрализации)
2. Готовый гидроксид меди (11) возьмем из опыта 1, добавим серную кислоту.
- Что наблюдаем в результате реакции? (растворяется голубой студенистый осадок)
- Идёт ли данная реакция до конца? Почему? (да, т.к. растворяется осадок, а образуется вода)
- В чём сущность данной реакции? (Связывание ионов Н+ и OH-)
Подведём итоги:
Анализ результатов опытов,
формулировка общего вывода (с опорой на слайд).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: . Осуществить практически реакции ионного обмена, выяснить условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Оборудование: пробирки, растворы сульфата меди (II), хлорида калия, сульфата алюминия, гидроксида натрия, фосфата натрия, хлорида бария, карбоната натрия, азотной кислоты, фенолфталеин, серной и соляной кислот.
Ход работы: Что делали Наблюдения Уравнения реакций. Выводы.
Инструкция по технике безопасности: Запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
Осторожно: кислоты и щёлочи – едкие вещества. Разрушают ткани, раздражают кожу, слизистые оболочки.
3. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
Первая помощь при порезах Обратиться к лаборанту или учителю (остановить кровотечение; кожу вокруг раны обработать йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени; закрыть стерильной салфеткой, перебинтовать) при попадании кислоты на кожу рук: смыть большим количеством воды обработать 2% раствором питьевой соды. при попадании щёлочи на кожу рук: смыть большим количеством воды обработать 2% раствором борной кислоты. При необходимости обратиться в медпункт.
Ход работы: Что делали Наблюдения Уравнения реакций. Выводы. р-р CuSO 4 р-р NaOH Cu(OH) 2 ↓ Опыт 1.1 Образовался голубой студенистый осадок Молекулярное уравнение Полное ионное уравнение Сокращённое ионное уравнение Вывод: реакция идёт до конца, т.к. ионы … и … связываются c образованием … (………… электролит) Cu(OH) 2 ↓ слабый С u 2+ _ ОН
Опыт 1. Cu(OH) 2 ↓ Na SO 4 PO 4 Na Cl K Cl 2- 3- BaSO 4 ↓ + + + _ Al 3+ _ I II III р-я идёт до конца р-я не идёт до конца р-я идёт до конца слабый электролит слабый электролит
Опыт 2. CO 2 ↑ Na NO 3 + _ H 2 O Н 2 СО 3 р-я идёт до конца слабый электролит
Опыт 3. Na SO 4 Cu H 2 O H 2 O + 2+ 2- I II р-я идёт до конца р-я идёт до конца слабый электролит слабый электролит Cl -
Вывод: Реакция ионного обмена протекает до конца при условии, что в растворе присутствуют ионы ………. электролита, которые ………………. друг с другом с образованием… осадка ↓ ; газа ↑ ; воды. слабого связываются
Домашнее задание: Повторить § , подготовиться к проверочной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Электролиты. Реакции в растворах электролитов"
Обобщающий урок по теме "Электролиты. Реакции в растворах электролитов" . Урок включает в себя фронтальный опрос, дифференцированные задания, парную лабораторную работу. Проведен в 8 классе....
Методическая разработка обобщающего урока по теме "Электролиты. Реакции в растворах электролитов". Химия 8 класс (автор учебника О.С. Габриелян)
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания по теме «Электролиты. Реакции в растворах электролитов»Образовательная задача:Обеспечить восприятие и осмысление понятий: электролит, неэлектролит, ион,...
«Исследование электропроводности растворов органических веществ и сравнение ее с электропроводностью раствора соляной кислоты»; «Тепловой эффект химических реакций взаимодействия раствора соляной кислоты с различными металлами»
Методические разработки по химии с использованием цифровой лаборатории "Архимед"...
Практическая работа по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"
Методические указания для подготовки и выполнения практической работы по химии 8 класс по теме: "Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца"( по учебнику О.С. Га...
Технологичная карта урока "Признаки и условия протекания химических реакций"
Данный урок является 17 в разделе «Первоначальные химические понятия». В планировании на эту тему отведено 22 часа по УМК Химия 8 класс Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А., Акцион...
Рабочий лист к уроку 8 класс «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций»
Рабочий лист к уроку по химии в 8 классе «Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций». Технология проблемного обучения....
Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций"
Презентация к уроку " Признаки химических реакций. Условия протекания химических реакций" в 8 классе...