Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ Ярковская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» «1» сентября 2010 г.
Директор МОУ ЯСОШ
_______________Карлова В.Н.
Программа элективного курса
"Решение текстовых задач по алгебре".
9-й класс
Учитель Якушенко Татьяна Андреевна
Доволенский район
Новосибирская область
2010-2011 учебный год
Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
Д. Пойа
1. Пояснительная записка.
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства. В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, ЕГЭ - в 11-ых классах, вступительные экзамены в вузы содержат разнообразные текстовые задачи. Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом. Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения. Программа курса имеет практическую направленность. Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения. Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников. Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся. Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности.
Цели курса.
- Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
- Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 Кл.)
- Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
- Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 17 часов.
2. Содержание обучения.
- Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический.
- Задачи на проценты (обобщение знаний).
- Задачи на движение (по прямой, по реке, по окружности).
- Задачи на работу и наполнение резервуара.
- Задачи на смеси и сплавы.
- Задачи на многократные переливания.
Используемые задачи имеют повышенный уровень сложности, существенно превышающий обязательный.
3. Требования к математической подготовке обучающихся.
В результате изучения курса, обучающиеся должны уметь:
1. Опорные знания:
- решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;
- знать определения понятий: %, концентрация, производительность.
2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности, существенно превышающего обязательный:
- на движение (по прямой, по реке, по окружности);
- на работу и наполнение резервуара;
- на смеси и сплавы;
- на многократные переливания;
- на проценты.
3. Работать с алгебраической моделью:
- работать с алгебраической моделью (уравнением), в которой содержится несколько переменных;
- работать с алгебраической моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.
4. Учебно-тематический план (17 часов)
№ занятия | Тема занятия | Форма занятия | Дата проведения |
1 | Введение. Задачи на движение по прямой | Лекция-практикум | |
2 | Решение задач на движение по прямой | Семинар | |
3 | Задачи на движение по реке | Лекция-практикум | |
4 | Решение задач на движение по реке | Семинар | |
5 | Задачи на движение по окружности | Лекция-практикум | |
6 | Решение задач на движение по окружности | Семинар | |
7 | Задачи на работу, наполнение резервуара | Лекция-практикум | |
8 | Решение задач на работу, наполнение резервуара | Семинар | |
9 | Задачи на смеси и сплавы | Теоретический семинар | |
10 | Решение задач на смеси и сплавы | Практикум | |
11 | Задачи на многократные переливания | Теоретический семинар | |
12 | Задачи на многократные переливания | Практикум | |
13 | Решение задач на многократные переливания | Практикум | |
14 | Задачи на проценты | Лекция-практикум | |
15 | Решение задач на проценты | Семинар | |
16 | Решение задач на проценты | Практикум | |
17 | Зачет по материалу курса | Смотр знаний |
]
5. Список литературы.
- Л.В.Кузнецова и др. Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9-й кл.-М.: Дрофа, 2002.
- А.В.Шевкин. Текстовые задачи в школьном курсе математики. - М. : Педагогический университет «ПС», 2006.
- С.С.Минаев, Т.В.Колесникова. Типовые тестовые задания. 9 класс. - М.:”Экзамен», 2008, 2009.
- Л.В.Кузнецова и др. Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме. - М.:АСТ. Астрель, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.В настоящее вре...
Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс
Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...
Программа элективного курса « Текстовые задачи »
Текстовые алгебраические задачи, иначе, задачи на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, в централизованном тестирова...
План элективного курса "Текстовые задачи"
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качест...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Текстовые задачи в ЕГЭ» (для учащихся 10 класса.)
данный курс поможет учащимся 10 класса научиться решать текстовые задачи ЕГЭ...
Решение текстовых задач по алгебре.
Стандартная схема решения текстовой задачи состоит из нескольких этапов:Обозначение буквами x, y, z, ... неизвестных величин, о которых идет речь в задаче....
Сборник текстовых задач по алгебре для 7 классов
Данный сборник может быть использован при обучении решению текстовых задач различных видов обучающихся 7 классов. Некоторые типы задач могут быть решены учениками 6 классов....