Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс На 2011-2012 учебный год Всего:35 часов
календарно-тематическое планирование (алгебра, 9 класс) по теме
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.
В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, содержат разнообразные текстовые задачи.
Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.
Программа курса имеет практическую направленность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
"Решение текстовых задач по алгебре". 9б класс
На 2011-2012 учебный год
Всего:35 часов
Учитель :Юдина В.А.
Если хотите научиться плавать,
то смело входите в воду, а если хотите
научиться решать задачи, то решайте их.
Д. Пойа
1. Пояснительная записка.
Умение решать текстовые задачи является одним из показателей уровня математического развития. Решение задач есть вид творческой деятельности, а поиск решения – процесс изобретательства.
В настоящее время ГИА по математике в 9-ых классах, содержат разнообразные текстовые задачи.
Часто уровень сложности этих задач выходит за пределы школьного учебника. В связи с этим возникла необходимость в разработке и проведении элективного курса “Решение текстовых задач по алгебре”, который предполагает формирование умения решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
Работая над материалом курса, обучающиеся должны научиться такому подходу к задаче, при котором задача выступает как объект тщательного изучения, а ее решение – как объект конструирования и изобретения.
Программа курса имеет практическую направленность.
Задачи, используемые на уроках, подобраны с учетом нарастания уровня сложности, их количество не создает учебных перегрузок для школьников. Содержание программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников; предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, развитие и выявление математических способностей, ориентацию на профессии, связанные с математикой, выбор профиля дальнейшего обучения.
Большое внимание уделяется самостоятельной работе школьников.
Программа предполагает использование нестандартных форм проведения уроков: лекций, практикумов, семинаров (теоретических, практических), что соответствует возрастным особенностям обучающихся.
Система семинарских занятий, предусмотренная курсом, стимулирует самостоятельную работу школьников, позволяет изучать теоретический материал, методы решения задач с последующим обсуждением на уроке результатов деятельности . Обучающийся, активно выступавший на семинарских занятиях, сдавший зачет, считается успешно окончившим данный элективный курс.
Цели курса.
- Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
- Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
- Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 кл.), ЕГЭ (11 кл.), вступительных экзаменов в вузы.
- Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
- Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения).
Курс рассчитан на 1 час в неделю, всего 35часов.
Приложение программы состоит из двух частей:
- задач для активного обучения;
- задач для самостоятельной работы.
Раздел “Задачи для активного обучения” содержит материал для организации учителем лекций-практикумов, теоретических семинаров.
Упражнения раздела “Задачи для самостоятельной работы” предназначены для проведения практикумов, практических семинаров, итоговых зачетных уроков.
2. Содержание обучения.
- Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический.
- Задачи на проценты (обобщение знаний).
- Задачи на движение (по прямой, по реке, по окружности).
- Задачи на работу и наполнение резервуара.
- Задачи на смеси и сплавы.
- Задачи на многократные переливания.
.3. Требования к математической подготовке обучающихся.
В результате изучения курса обучающиеся должны уметь:
1. Опорные знания:
- решать линейные, квадратные уравнения, системы различными методами: подстановкой, сложением, введением новой переменной;
- знать определения понятий: %, концентрация, производительность.
2. Решать текстовые задачи повышенного уровня сложности, существенно превышающего обязательный:
- на движение (по прямой, по реке, по окружности);
- на работу и наполнение резервуара;
- на смеси и сплавы;
- на многократные переливания;
- на проценты.
3. Работать с алгебраической моделью:
- работать с алгебраической моделью (уравнением), в которой содержится несколько переменных;
- работать с алгебраической моделью (системой), в которой число переменных превосходит число уравнений.
4. Учебно-тематический план (35 часов)
№ занятия | Тема занятия | Дата проведения |
1-2 | Введение. Задачи на движение по прямой | 07.09- 14.09 |
3-4 | Решение задач на движение по прямой | 21.09- 28.09 |
5-6 | Задачи на движение по реке | 05.10- 12.10 |
7-8 | Решение задач на движение по реке | 19.10- 26.10 |
9-10 | Задачи на движение по окружности | 02.11- 16.11 |
11-12 | Решение задач на движение по окружности | 23.11- 30.11 |
13-14 | Задачи на работу, наполнение резервуара | 07.12- 14.12 |
15-16 | Решение задач на работу, наполнение резервуара | 21.12- 28.12 |
17-18 | Задачи на смеси и сплавы | 11.01- 18.01 |
19-20 | Решение задач на смеси и сплавы | 25.01-01.02 |
21-22 | Задачи на многократные переливания | 08.02- 15.02 |
23-24 | Решение задач на многократные переливания | 22.02- 29.02 |
25-26 | Задачи на проценты | 07.03- 14.04 |
27-28 | Решение задач на проценты | 21.03- 04.04 |
29-30 | Решение задач с помощью уравнений | 11.04- 18.04 |
31-32 | Решение задач с помощью систем уравнений | 25.04-02.05 |
33-34 | Решение задач с помощью квадратных уравнений | 16.05-23.05 |
35 | Зачет по материалу курса | 30.05 |
5. Список литературы.
- Балаян Э.Н. Репетитор по математике для поступающих в вузы / Э.Н. Балаян. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.- ( Абитуриент).
- Вольфсон Б.И. Готовимся к экзамену по математике/ Б.И. Вольфсон, В.М. Поркшеян , Л.И. Резницкий, С.М. Хартиев-Ростов н/Д: Феникс, 2005. - (Абитуриент).
- М.В. Лурье, Александров Б.И. Задачи на составление уравнений: Учеб. руководство. – 3-е изд., перераб. – М.: Наука. Гл. ред. физ.- мат. лит., 1990.
- Фридман Л.М. Как научиться решать задачи: Беседы о решении мат. задач. Пособие для учащихся/ Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий, В.Я. Стеценко-М.:Просвещение, 1979.
- Шестаков С.А.Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы: 9-й кл./ С.А.Шестаков, И.Р.Высоцкий, Л.И. Звавич- М.: АСТ: Астрель, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Решение текстовых задач по алгебре"
программа расчитана для учащихся 9 класса....
Программа элективного курса "Решение текстовых задач. Подготовка к ЕГЭ"
Структура экзаменационной работы ЕГЭ отличается от традиционной контрольной работы, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой.В школе подготовка к экзамену осуществляется на уроках, а также н...
Программа элективного курса решение текстовых задач
Программа элективного курса по математике "Решение текстовых задач" для учащихся 9 класса....
Рабочая программа элективного курса "Решение текстовых задач в старших класса"
При проверке демонстрационного варианта контрольно измерительных материалов основного государственного экзамена по математике, нами замечено, что большинство учащихся допускают ошибки при решении текс...