материал к уроку обобщения "Типы химических реакций"
презентация по химии по теме
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentaciya_uroka.pptx | 91.04 КБ |
prilozhenie_no1_domino_po_himii.docx | 14.05 КБ |
prilozhenie_no2_labirint.doc | 46 КБ |
urok_tipy_himicheskih_reakciy.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 ) Что называют химической реакцией? 2) По каким признакам можно утверждать, что произошла или происходит химическая реакция? 3) Какие условия необходимы для течения реакций? 4) Какие типы химических реакций нам известны ? 5) Что такое химическое уравнение? 6) Сформулируйте закон сохранения массы веществ. 7)Кем и когда был открыт? В чем его сущность? 8) Что называют химической формулой?
«Теория проверяется практикой». Ученический эксперимент №1: «Карбонат кальция + серная кислота = сульфат кальция + оксид углерода (+4) + вода). Ученический эксперимент №2: «Сульфат меди(+2) + железо = сульфат железа (2) + медь»
Игра «Третий лишний» В каждом столбце найдите «лишнее» УХР, используя знания о химических реакциях ОВР и неОВР . Поясните выбранный ответ. а) 2 FeCl 2 + Cl 2 = 2 FeCl 3 б) 4 Al + 3 O 2 = 2 Al 2 O 3 HCl + KOH = KCl + H 2 O 3CuO + 2Al = Al 2 O 3 + 3Cu 2HgO = 2Hg + O 2 Cu (OH) 2 = CuO + H 2 O в ) 4 P + 5 O 2 = 2 P 2 O 5 CaCO 3 = CaO + CO 2 2Na + 2H 2 O = 2NaOH + H 2
Окислитель – атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны Восстановитель - атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны Окисление - процесс отдачи электронов атомами, ионами или молекулами. Восстановление – процесс присоединения электронов атомами, ионами или молекулами.
Задание: Выберите из предложенных уравнений термохимические уравнения. а ) CaCO 3 = CaO + CO 2 ↑-Q б ) CaCO 3 = CaO + CO 2 ↑ в ) 2HgO = 2Hg + O 2 ↑ Г ) 2HgO = 2Hg + O 2 ↑-Q д ) Fe + CuSO 4 = Cu↓ + FeSO 4 +Q е ) H 2 + S = H 2 S ж ) CaO + H 2 O = Ca (OH) 2 +Q
Ключ к «Лабиринту» 1 2 7 8 4 3 6 5 9 1 0 13 14 11 15 12 16
Домашнее задание ДДЗ : Т-10 на «3» № 4-5 «4» + №7,9 «5» +№10-12
Предварительный просмотр:
H2SO4 | Сульфат магния |
Азотная кислота | Al2S3 |
Na2CO3 | Угольная кислота |
MgSO4 | Серная кислота |
H2CO3 | K3РО4 |
Сульфид алюминия | H2S |
Сероводородная кислота | HNO3 |
HCI | Карбонат натрия |
Фосфат калия | Хлорид алюминия |
AICI3 | Хлороводородная кислота |
Предварительный просмотр:
С т а р т 1.Химическое уравнение- условная запись химической реакции с помощью химических формул и математических знаков | Да -- | CuCl2 +2 KOH = 2 KCl + Cu(OH)2 Реакция соединения 2. | нет | Реация соединения-из нескольких веществ образуется одно новое
3. | нет <--- | 2 Н2О=2Н2 +О2 - Q Экзотермическая реакция 4. |
Нет Да нет Да Да Да Нет
Восстановитель – частица, которая отдаёт электроны.
5. | Да <---- | 2Са+О2 = 2СаО+ Q Экзотермическая реакция 6. | в) CuCl2 + Mg = MgCl2 + Cu Реакция не ОВР
7. | Нет | Окислитель – частица, которая отдаёт электроны.
8. |
| Да Нет Нет Да Нет
2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
Реакция обмена 9. | Нет ---- Да Да Да |
Cu (OH)2 = CuO + H2O-Q Реакция разложения 10. | Да
Нет | Это уравнение химической реакции
С + О2 = СО
11. | Да Да Нет | Тепловой эффект реакции обозначается-Q 12. |
нет | Нет | Нет |
Да | |||
2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3 Реакция ОВР 13.
| 4Al + 3O2 = 2Al2O3 Реакция соединения 14. | CuSO4+Fe=Cu+FeSO4 Реакция замещения 15. | Ф И Н И Ш HgO = Hg + O2 Уравняй реакцию. Определи общее число коэффициентов. 16. |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Систематизация и обобщение знаний по теме «Типы химических реакций»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и умений
Вид урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательные:
повторение, обобщение знаний о химических реакциях;
отработка умений и навыков написания химических уравнений и расстановки коэффициентов;
закрепление умений производить расчеты по химическим уравнениям.
Развивающие:
развитие познавательных умений;
развитие аналитического мышления, логики;
развитие умений применять знания, полученные на уроках, на практике.
Воспитывающие:
продолжение формирования диалектико-материалистического мировоззрения;
воспитание положительного отношения к знаниям.
Психологическая цель: Создание комфортного микроклимата для каждого обучающегося.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы обучения: фронтальная беседа, индивидуальная, парная, лабораторный эксперимент в парах постоянного состава, игра.
Оборудование : Компьютер, проектор, универсальные химические лаборатории, инструктивные карточки, «Химическое лото», презентация .
-2-
Ход урока:
Учитель: Сегодня мы проводим заключительный урок по теме «Химические реакции».
Цели нашего урока: повторить и обобщить знания о химических реакциях; закрепить навыки написания химических уравнений и расстановки коэффициентов; определение типов химических реакций.
Девиз нашего урока: “Повторение – мать ученье” (записан на доске)
Для чего эти знания вам пригодятся?
Для изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими уравнениями.
Решать расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что если неверно составлено уравнение, не правильно расставлены коэффициенты задача будет решена неверно.
А чтобы в этом убедится ещё раз, проверим решение задач, которые были заданы на дом.
Один ученик вызывается к доске, решает домашнюю задачу: Какой объем кислорода (н.у.) потребуется для получения 9 г воды?
Другой ученик решает задачу по термохимии. При сжигании фосфора массой 80г выделяется 1508кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение горения магния.
Учитель: Для начала давайте вспомним основные понятия темы.
( В это время проводится фронтальная работа с классом.)
1) Что называют химической реакцией?
2) По каким признакам можно утверждать, что произошла или происходит химическая реакция?
3) Какие условия необходимы для течения реакций?
4) Какие типы химических реакций нам известны?
-3-
5) Что такое химическое уравнение?
6) Сформулируйте закон сохранения массы веществ. Кем и когда был открыт? В чем его сущность?
Учитель: Вспомнить названия некоторых формул, необходимых для написания химических уравнений поможет нам химическая разминка «Домино». Приложение №1.
Учитель: Вернемся к задаче, ведь там тоже есть уравнение.
IV. Систематизация.
Учитель: Продолжаем нашу разминку.
(Дифференцированная работа по типам химических реакций и подбору коэффициентов.)
Учитель: А теперь проверим, как вы умеете отличать химические реакции друг от друга. В карточке №1
1. Расставить коэффициенты и указать тип реакций. ( написаны на доске работа по вариантам. а) Fe(OH)3 = Fe2O3 + H2O
б) Al + Cl2 = AlCl3
в) ZnCl2 + Al = AlCl3 + Zn
г) NaOH + CuCl2 = Cu(OH)2 + NaCl
Кто работу закончил?
Ученики по одному человеку выходят к доске по желанию. Правильность выполнения проверяется через запись на доске. На данном этапе закрепляется умения читать уравнения.
Учитель: Всем вам известно выражение: «Теория проверяется практикой».
Перед экспериментом повторяются правила по технике безопасности при работе с кислотами и другими реактивами.
-4-
Инструктивная карта
Ученический эксперимент №1: а) Растереть в ступке мел, объяснить какое это явление и почему вы так считаете. (Ученик у доски растирает в ступке мел и делает вывод, что произошло физическое явление, т. К. нового вещества не образовалось).
Б) Пересыпьте мел в пробирку и прилейте 8 капель раствора серной кислоты. Какое явление наблюдаете? Поясните.
В) Запишите уравнение данной химической реакции. Слайд № 3 «Карбонат кальция + серная кислота = сульфат кальция + оксид углерода (+4) + вода).
Ученический эксперимент №2: А)В пробирку с железными опилками прильем раствор сульфата меди (II). Какие изменения происходят, мы увидим позже, а пока запишем уравнение реакции.
Слайд №3 «Сульфат меди(+2) + железо = сульфат железа (2) + медь»
Пока протекает реакция, на доске учеником записывается уравнение, определяется её тип. CuCl2 + Fe Fe Cl2 + Cu , определяется ее тип.
Посмотрите, произошли или изменения в пробирке в заложенным нами опытом? (Железные опилки покрываются красным налетом – медью, а раствор изменился с голубого на зеленый). Какой вывод можно сделать?
Ученики на основании наблюдений делают соответствующий вывод.
Учитель: внимание на экран. Вам предлагается посмотреть две реакции, по содержанию фильма записать уравнения реакций и установить их тип.
(Демонстрируются опыты реакции разложения и соединения: разложение оксида ртути и взаимодействия алюминия с бромом)
На основании всего этого делается вывод о типе проведенной реакции и признаке ее протекания.
Вывод: Таким образом, произошла реакция разложения, т. к. из одного сложного вещества образовалось два новых сложных вещества
-5-
Вывод: Таким образом, произошла реакция соединения, т. к. из двух сложных вещества образовалось одно новое.
Учитель: Переходим к следующему блоку нашего урока.
Какие реакции по изменению степени окисления и тепловому эффекту вы знаете?
Учитель: Игра «Третий лишний» В каждом столбце найдите «лишнее» УХР, используя знания о химических реакциях ОВР и неОВР. Поясните выбранный ответ. Слайд№6
а) 2FeCl2 + Cl2 = 2FeCl3 б) 4Al + 3O2 = 2Al2O3 в) 4P + 5O2 = 2P2O5
HCl + KOH = KCl + H2O 3CuO + 2Al = Al2O3 + 3Cu CaCO3 = CaO + CO2
2HgO = 2Hg + O2 Cu (OH)2 = CuO + H2O 2Na + 2H2O = 2NaOH + H2
Учитель: предлагаю составить электронный баланс для первых уравнений каждой тройки.
( С классом отрабатываем понятия : окислитель, восстановитель, окисление, восстановления.)
Слайд№7
Окислитель–атомы, ионы или молекулы, принимающие электроны
Восстановитель- атомы, ионы или молекулы, отдающие электроны
Окисление- процесс отдачи электронов атомами, ионами или молекулами.
Восстановление – процесс присоединения электронов атомами, ионами или молекулами.
Учитель: Какие типы реакций вы знаете по тепловому эффекту?
(Экзотермические, Эндотермические)
Фронтальная беседа с классом:
- Дайте определение экзотермической реакции.
- Дайте определение эндотермической реакции.
- Чем химическое уравнение отличается от термохимического?
-6-
Задание: Выберите из предложенных уравнений термохимические уравнения.
А) CaCO3 = CaO + CO2↑-Q
Б) CaCO3 = CaO + CO2↑
В) 2HgO = 2Hg + O2↑
Г) 2HgO = 2Hg + O2↑-Q
д) Fe + CuSO4 = Cu↓ + FeSO4+Q
е) H2 + S = H2S
ж) CaO + H2O = Ca(OH)2+Q
Что обозначает Q?
- Что называется тепловым эффектом реакции?
Учитель: для проверки ваших знаний по теме «Химические реакции», я предлагаю игру «Лабиринт». ( На листочках учащиеся записывают ответы игры, переносят в тетрадь и листочки сдают учителю).
Вот и подошел к концу наш заключительный урок по теме «Типы химических реакций». Ребята, вы показали хорошие знания типов химических реакций, умения в их составлении и чтении, решении расчётных и экспериментальных задач. Я довольна тем, как вы обобщали и делали выводы по разным этапам повторяемого материала. Благодарю за урок всех , кто принимал в нём активное участие. Оценки :
VII . Информация о домашнем задании.
- А сейчас запишем домашнее задание. ДДЗ (дозированное домашнее задание по методике академика Монахова В.М.): Т-10
- На «3» № 4,5;
- «4» + №7,9;
- «5» +№10-12
VIII . Рефлексия. Что нового вы узнали на уроке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций
План урока: классификация химических реакций, тепловой эффект химических реакций...
презентация к уроку «Сущность химических реакций и признаки их протекания. Тепловой эффект реакции»
презентация к уроку химии в 8 классе по учебнику Кузнецовой Н.Е....
Методическая разработка проекта части урока с учётом вариативности. Химия. 8 класс. Тема 4: "Изменения. происходящие с веществами", Урок 2 "Химические реакции.
Цель разработки: Создать оптимальную среду для работы учителя и ученика....
Тема урока: «Классификация химических реакций. Реакции, идущие без изменения и с изменением состава вещества» в 11 классе.
Цели:Образовательная: продолжить формирование у учащихся понятия о классификации химических реакций в органической и неорганической химии.Развивающая: развитие аналитического и синтетического мышления...
Конспект урока "Обратимость химических реакции. Химическое равновесие"
Сложная тема, требующая не только знания фактологии. но и умения логически мыслить, хорошо будет усвоена и понята, если все теоретические выкладки будут подтверждены конкретными примерами, демонстраци...
Методическая разработка открытого урока "Скорость химических реакций. Химическое равновесие.".
Методическая разработка содержит цели и задачи занятия, план занятия, ход занятия. Содержит конспект урока и презентацию по этой теме. Также приводится тест для закрепления изученного материала....
Урок "Типы химических реакций. Реакции соединения"
Рассчитан на учащихся 8 класса....