Химический элементарий
методическая разработка по химии (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ ХОВУ – АКСЫНСКАЯ СОШ
по теме:
Учитель химии: Хуурак А.Х.
Хову-Аксы – 2012г.
Цели:
Образовательные: - обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала.
Развивающие: - стимулировать познавательную активность ребят, развивать интерес к предмету, смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике.
Воспитывающие: - воспитывать чувство сопричастности общему делу, умение работать коллективно, работать с дополнительной литературой.
Тип урока: путешествие.
Оборудование: периодическая таблица Д.И. Менделеева, доска, выполняющая роль экрана путешествия, карта путешествия на доске, карточки с заданиями.
План урока:
1. Сообщение цели и задачи урока.
2. Путешествие в страну: «Химический элементарий».
3. Итог. Задание на дом.
Ход урока:
I. Организационный момент:
- проверить присутствие учащихся и готовность к уроку;
- сообщить цель урока.
Тема сегодняшнего урока обобщение по теме: «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь». Но урок будет необычным. Будем проводить в виде путешествие в страну: «Химический элементарий».
Цель урока: применяя знания, полученные при изучении темы «Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева. Строение атома. Химическая связь» нам предстоит углубить и расширить знания и умения.
Для этого нам нужно проделать такие виды работ:
1. «Пинг - Понг».
2. «Расскажи мне обо мне».
3. «Найти ошибку».
4. «Кто быстрее».
5. «Составь код».
И так экипажи готовы к путешествию? Тогда в путь!
Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах,
Все – от песка до планет
Из элементов состоит единых
Как формула, как график трудовой,
Строй Менделеевской системы строгий
Вокруг тебя творится мир живой
Входи в него, вдыхай, руками трогай.
Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадочной стране «Химический элементарий». Много у неё тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, есть законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя. И прежде чем отправиться в путь и занять места в вагонах соответственно нашим знаниям, жители «Химического элементария» хотят проверить: готовы ли вы с вами соблюдать законы и обычаи страны? Что мы знаем о её создателе?
Задание № 1: «Пинг - Понг».
Жители страны нам задают вопрос, а мы очень быстро посылаем им ответ. Участвуют все экипажи. Первым отвечает тот, кто быстрее всех поднял руку. За правильный полный ответ 3 балла, за дополнение 1 балл. В дальнейшем во время путешествия, за каждое правильно выполненное задание – 5 балл, а за дополнение 1 балл.
Вопросы:
1. Как вы думаете, о каком научном подвиге 19 века будет идти речь на этом уроке?
(открытие ПЗ и ПС).
2. Кем и когда был открыт Периодический закон? (1 марта 1869г, Д.И. Менделеев).
3. Сколько химических элементов известны к настоящему времени? (109)
4. Какой химический элемент назван в честь Менделеева? (менделевий).
5. Этот дворец был построен по проекту величайшего архитектора всех времён и
народов. Кто автор этого проекта? (Д.И. Менделеев)
6. Это большой семиэтажный дворец, в котором проживает много жильцов.
(7 этажов – 7 периодов, жильцы химические элементы).
7. Число квартир на этажах разное. 1,2 и 3 этажи называют малыми, а верхние -
большими. Почему их различают малыми и большими и что это за квартиры?
(по количеству групп, квартиры - группы).
8. Одному из жильцов выделили 2 квартиры, когда остальные жильцы дворца имели
по одной. Почему, какие номера квартир имеет этот жилец, назовите имя его? (водород).
9. Как жильцы изменяют свои металлические и неметаллические свойства в периодах
и в группах?
10. Как читается современная формулировка Периодического закона Д.И. Менделеева?
Вот мы и в гостях у местных жителей. Но их так много! И некоторые из них такие активные, быстрые и суетливые, что вносят неразбериху в четкую и размерную жизнь страны. Придется помогать, объяснять их свойства и возможности.
Задание № 2: «Расскажи мне обо мне».
Сейчас работаем с карточками. Вы должны дать характеристику элементу. У вас на карточках план характеристики элемента, поэтому плану будете дать характеристику.
План характеристики элемента, простого вещества и соединений элемента
1.Положение элемента в ПС: порядковый номер, относительная атомная масса элемента, группа, подгруппа, период, ряд.
2. Строение атома, степени окисления.
3. Простое вещество: формула, тип связи, физические и химические свойства.
4. Высший оксид, агрегатное состояние, характер. Уравнения реакции, подтверждающие характер.
5. Летучее водородное соединение: формула, тип химической связи.
6. Другие соединения элемента: формулы и названия (5 формул).
Задание № 3: «Найти ошибку».
В карточках даны уравнения химических реакций. Вы должны найти ошибку, в каких уравнениях химических реакций коэффициенты расставлены неверно?
I экипаж: 4PH3 + 6O2 = P2O5 + 5H2O
2CaCI2 + 3H3PO4 = Ca3(PO4)2 + 8HCI
II экипаж: K2CO3 + 3HNO3 = 4KNO3 + 2CO2 + H2O
5Na + O2 = 3Na2O
III экипаж: CuCI2 + 6KOH = Cu(OH)2 + 4KCI
5AI + O2 = 6AI2O3
Вы, ребята, легко помогли жителям «Химического элементария» в трудной ситуации. И вновь они просят нас о помощи. Некоторые из них потерялись, помогите им найти свою вторую половину.
Задание № 4: «Кто быстрее».
Na…; AI2…; Na2…; …SO4; …(SO3)3; Ca3…; Na3…; …(PO4)2; …CI.
Некоторые жители страны не могут попасть домой, так как забыли код, с помощью которого они могут открыть дверь. Давайте попробуем правильно составить код.
Задание № 5: «Составь код».
Молодцы, ребята! Вы много знаете о местных жителях, характеристику и свойства. Вот и закончилось наше путешествие в страну «Химический элементарий». На этом наш урок закончен. Спасибо, за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
филворд "Химический элементарий"
творческое задание для учащихся 8 классов по химии...
Страна - "Элементария"
Обобщающий урок в 8 классе по теме "Строение атома. Химическая связь"...
Внеклассное мероприятие на тему: "Химический элементарий"
Игра-путешествие в страну "Химический элементарий" помогает закрепить с учащимися знания о символах и названиях химических элементов....
Урок «Путешествие в страну Химический элементарий»
Обобщить знания учащихся по теме, проверить степень усвоения материала, стимулировать познавательную активность. Развивать интерес к предмету, чётко формулировать и высказывать свои мысли, логич...
Внеклассное мероприятие "Химический элементарий"
Обобщение и систематизация знания учащихся о знаках Периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева, повышение интереса школьников к курсу химии....
Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"
Мероприятие для обучающихся 9 класса: Путешествие в страну : "Химический элементарий"...
Презентация к мероприятию для обучающихся 9 класса: Химический элементарий.
Презентация к мероприятию для обучающихся 9 класса: Химический элементарий....