Урок-конкурс "Металлы",11 класс
методическая разработка по химии (11 класс) по теме

Левицкая Лариса Викторовна

Урок составлен учителем  Квитоксой СОШ №1 Левицкой Л.В.

Урок проводится ссопровождением слайд- фильма.

Подсчёт баллов и подведение итогов возлагается на капитанов команд, которые в своей группе так же  назначают консультантов.

Цели: Повторить и обобщить знания по теме «Металлы».

Развить умения и навыки: наблюдать, анализировать и делать выводы.

Углубить представление о многообразии металлов и их значении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metally.11_klass.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Квитокская  средняя общеобразовательная школа №1.

Урок- конкурс по теме: «Металлы»

11 класс.

                                                                                                                      Учитель химии:

                                                                                                  Левицкая Лариса Викторовна.

                                                             2010 г.

Цели: Повторить и обобщить знания по теме «Металлы».

Развить умения и навыки: наблюдать, анализировать и делать выводы.

Углубить представление о многообразии металлов и их значении.

Урок проводится с использованием слайд- фильма.

Конкурсные задания и ответы для самопроверки размещены на слайдах.

Подсчёт баллов и подведение итогов возлагается на капитанов команд, которые в своей группе так же  назначают консультантов.

Ход урока.

                       

Конкурс « Подумай- ответь»

Проводится в виде викторины одновременно со всеми командами.

Правильный ответ 5 баллов, дополнительные- 2,5 баллов. Отвечает тот, кто быстрее поднимет руку.

  1. Старинные серебряные монеты чеканили из сплавов. Содержание какого металла в них составляет от 10 до75%. Чтобы узнать это—

- капаем на металл азотной кислотой – появиться зелёная кромка (вещество А)

- растворим кусочек металла в азотной кислоте. Раствор окрасится в голубовато – зелёный цвет ( вещество Б ).

Вы уже поняли о каком веществе идёт речь?  Надо убедиться в этом наверняка.

Химический эксперимент.

Добавим в раствор дистиллированной воды, а затем по каплям раствор гидроксида аммония – образуется осадок (вещество В), который при дальнейшем добавлении растворяется, при этом раствор окрашивается в тёмно- синий цвет.

При быстро добавлении  гидроксида  аммония осадок не выпадает, а сразу возникает синяя окраска (вещество Г). Назовите вещества А-Г.

Ответ:

В серебряных монетах содержится до 75% меди. Вещество А –нитрат меди, вещество Б –то же, вещество Г – гидроксид меди.

Задание:

Составить уравнения проведённых реакций.

Cu( NO3)2   +  2 NH4OH  =   Cu(OH)2     +  2NH4NO3

Cu(OH)2   + 4NH4OH    =    ( Cu(NH3)4(OH)2   + H2O

  1. Почти все соединения хрома и их растворы интенсивно окрашены. Самое известное – дихромат калия K2Cr2O7 – окрашено в ……..цвет (а). При разложении этой соли образуется соединение Cr+3 , окрашенное в ….цвет (б) при комнатной температуре, на холоде – в цвет(в) . Хром в соединениях Cr+2 окрашен в -…..цвет(г), хром в свободном состоянии  Cr0 в  …..цвет(д)

Химический эксперимент.

Разбавим  водой и проведём следующие реакции с:

е) нитратом серебра – окраска…..

ж)  нитратом свинца-…….

з) пероксидом водорода-……

Ответ:

А) красно-жёлтый

Б)зелёный

В)фиолетовый

Г) синий        д) голубовато- серебристый           е)  жёлтая       ж)красная   з)синяя

  1. Вот история, произошедшая с норвежским грузовым судном « Анатина». Трюмы теплохода, направлявшегося к берегам Японии, были заполнены медным концентратом. Внезапно судно дало течь в результате химической реакции. Какой?

Ответ. Медь, содержавшаяся в концентрате, образовала с железом, входящим в состав стали, из которой был сделан корпус судна, гальваническую пару, а морская вода послужила электролитом.

  1. В двух склянках без этикеток находятся гранулы магния и цинка. Каким из следующих способов можно различить металлы достаточно надёжно.

А) измерив объёмы водорода, выделившегося при взаимодействии одинаковых навесок металлов с соляной кислотой

Б) визуально, сравнив цвет металлических гранул

В) взвесив по одной грануле металла из каждой склянки

Г) по различию во взаимодействии металлов с разбавленными растворами серной кислоты и гидроксида натрия.

Ответ: а)

Конкурс «Подумай-объясни»

Ученики должны мотивировать происходящие реакции.

Демонстрационные опыты.

  1. Мешочек с деньгами не горит.

5-10 медных пятикопеечных монет подвешивают в батистовом мешочке над пламенем спиртовки. Ткань не загорается. Почему?

Ответ:  Медь – хороший проводник, тепло сразу передаётся металлу, а ткань не успевает загореться.

  1. Человек в шубе.

Из тонкой цинковой пластинки вырезают фигурку человека, очищают и опускают в 10% раствор нитрата цинка, а затем добавляют несколько капель уксусной кислоты. Через некоторое время фигурка покроется блестящими иголками.

Ответ: произошла реакция замещения, иглы - ацетат цинка.

Конкурс « Подумай- напиши»

Каждой команде даётся задание.

  1. Какой из компонентов загрязнённого городского воздуха является наиболее коррозионно- активным по отношению к металлам, особенно при повышенной влажности: а) СО2, б)N2, в)СО, г)SO2

Ответ: г.   SO2   + H2O  =H2SO3  

2.Если к смеси порошков двух простых веществ противоположной химической природы – вещество –А серебристого цвета и вещество Б тёмно-серого цвета – добавить несколько капель воды, являющейся катализатором реакции, то происходит очень бурная реакция. Это – смесь порошков: а) Mq и  Zn ,   б)    Al и Mq    в)Al и I2

Ответ : Вещество А- Al     , Б-  I2      2AL  + 3 I2= 2 Al I3

Конкурс « Знаешь ли ты»

Очки присуждаются той команде, чей игрок быстрее ответит на вопрос.

  1. Сравнительно недавно науке стали известны бактерии, « пожирающие» золото. Кто они: помощники человека или жадные монстры?

Ответ: Некоторые разновидности плесневых грибов оказались способны как бы высасывать золото из растворов, покрываясь при этом плёнкой позолоты. Грибную плёнку сушат, прокаливают и получают золото, правда в очень малых количествах. С их помощью можно извлекать из недр железо, цинк, никель и др.

2.Подавляющее большинство первооткрывателей химических элементов- мужчины.

Однако мы знаем и четырёх женщин: Мария Складовская-Кюри, Ида Ноддак, Маргарита Перей, Лизе Мейтнер. Какие элементы они открыли?

Ответ: Протактиний. Франций, рений, полоний и радий.

3. Современная медицина лечит многие заболевания. Иногда целые органы заменяют на искусственные. Немалую роль играют при этом металлы. Приведите примеры.

Ответ:  В Филадельфии в 1996 году больному при ослабленном сердце параллельно ввели в брюшину титановое.

Из сплава кобальта, хрома, никеля отливают каркас исскуственного зуба, который потом облицовывают керамикой.

Если износились суставы, вам могут поставить кобальто- никелево- молибденовый протез.

Конкурс « Подумай – реши»

1 команда.

Металл А (относительная атомная масса 58,7 а.е.м.) массой1,49 г. взаимодействует с простым веществом В массой 6,44 г. с образованием соединения АВ2 без остатка.  

Соединение АВ2 представляет собой:

А) CuCl2      б)  CaF2     в)  Fe Br2   г) NiJ2

Ответ: г

1, 49 г. вещества А взаимодействует с 6, 44 г.В

58,7 а.е.м. -----------------------------------с 2. А(В)

А (в)=  126,86 а.е.м.

2 команда.

Простое вещество А в определённых условиях представляет собой серебристо- белый жидкий металл, который при нагревании реагирует со многими элементами, расположенными в правой части периодической системы элементов. Особое сродство это вещество имеет к неметаллу Б – порошку жёлтого цвета. При нагревании вещество А  соединяется с жёлто- зелёным газом В с образованием вещества Г. Приведите  уравнение реакции и назовите вещества А и Б.

Ответ:  Вещество А – ртуть, Б- сера, В – хлор, жёлто-зелёный газ.

Реакция с хлором:

                                     Hq  + Cl2    =  Hq Cl2

Подведение итогов, оценивание.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....