Урок "Коррозия металлов" 9 класс
план-конспект урока по химии (9 класс) по теме

Желудкова Марина Васильевна

Данный урок проведен в режиме учебного проекта. Для проведения исследования на уроке учащимися предварительно были поставлены опыты по коррозии. 

Основная форма работы: групповая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Коррозия металлов и меры борьбы с ней»

Автор:  Желудкова Марина Васильевна, учитель химии и биологии,

высшая категория

МОУ Гимназия   г. Александровска, Пермский край

Предмет: Химия

УМК О. С. Габриелян

Класс:

Время проведения: 20. 10. 2010 года

Урок 5 «Коррозия металлов» является продолжением и развитием изучения химических свойств металлов.

В классе есть несколько  учащихся, интересующихся  химией, предмет привлекателен для них практической направленностью, разнообразием смены деятельности, наглядностью при изучении материала.

Коррозия металлов

Тип урока        

Изучение нового материала

Вид урока        

Урок-исследование

Цели  урока:

Средства обучения        

Компьютер, мультимедийное сопровождение, оборудование и реактивы для лабораторного эксперимента, инструктивные карты

Документальный фильм ВВС «Жизнь после нас»

Презентация  Power Point к уроку «Коррозия металлов»

Презентации Power Point для работы в группах  «Виды коррозии», «Меры борьбы с коррозией», «Условия, вызывающие коррозию»

Иллюстрации из Единой коллекции Цифровых Образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/d05469af-69bd-11db-bd13-0800200c9c09/75748/?interface=catalog&class=51&subject=31 

Методы и приемы обучения        

Исследовательский мини-проект

Способы мотивации учения        

Связь темы с повседневной жизнью. Оптимальное решение практических проблем – замедление скорости протекания неблагоприятных химических процессов и увеличение скорости желаемых реакций (предохранение металлических предметов от коррозии)

Формы организации учебной деятельности         

Коллективная, групповая

Виды познавательной деятельности        

Постановка проблемы, формулирование гипотезы, наблюдение за экспериментом, осознание результатов эксперимента, участие в решении проблемной ситуации, формулирование выводов.

Способы управления познавательной деятельностью         

Ознакомление с целями и задачами урока, видами итоговой отчетности и контроля.

Способы отслеживания результатов         

1. Входной контроль.

2. Промежуточный контроль.

3. Итоговый контроль.

Ход урока:

I.                  Организационный момент. Введение.

Учитель. На прошлом уроке мы рассмотрели химические свойства металлов, определили их реакционную способность, выявили круг их реагентов. Значение металлов в нашей жизни огромно, мы пользуемся изделиями из них ежедневно, и закономерно встает вопрос: насколько долго прослужит нам то или иное изделие из металла? Давайте посмотрим видеоролик и определим тему сегодняшнего урока и круг вопросов, необходимых для рассмотрения в этой теме.

Приложение 1 Отрывок из фильма ВВС «Жизнь после нас» 1.14.05 – 1 мин

Учитель. Итак, ребята, какова тема сегодняшнего урока?

Ученики. Коррозия металлов.

Учитель.  Давайте выясним, что вы уже знаете по данному вопросу.

 Вводное тестирование. Отметьте верные высказывания. Слайд

1)    Корродирует только железо.

2)    Причиной коррозии является только вода.

3)    При повышении температуры скорость коррозии увеличивается.

4)    Коррозия – окислительно-восстановительный процесс.

5)   Защитить железо от коррозии практически невозможно

Ответ на слайде

У вас на столах лежат Оценочные листы, подпишите их. В них вы будете оценивать каждый этап свой работы на уроке. Форма оценки разная самооценка и оценка руководителем группы. Занесите в соответствующую графу отметку за вводный тест.

II.               Подготовка к основному этапу усвоения учебного материала.

Учитель. Таким образом, при рассмотрении темы коррозии необходимо рассмотреть  много вопросов. Каких? В первую очередь сформулировать определение «коррозии». Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю вам очень быстро, «по-диагонали», просмотреть материал §10 и определить круг вопросов, которые требуют детального рассмотрения и решения. Обратите внимание на ключевые понятия

Слайд  Определение «Коррозия»

Слайд Круг вопросов

Учитель. Итак, цель нашего урока состоит в рассмотрении видов коррозии, условий  среды, вызывающих коррозию  и мерах борьбы с коррозией. Порядок работы на уроке таков. Вы работаете в группах над разрешением конкретной проблемы, проводите проблемный эксперимент, анализируете его результаты, формулируете выводы. Отчет о работе представляете в форме, предложенной в инструктивной карте, которая лежит у вас на столах. Что должно прозвучать в вашем отчете: название темы, цель исследования, содержание эксперимента и его результаты, применительно к вашей теме, выводы. Время для выступления 4 минуты. Будьте готовы отвечать на вопросы.  Кроме основного учебника, у вас на столах лежат дополнительные материалы: еще один учебник  и  Интернет-материалы в печатном виде.

III.           Усвоение новых знаний и способов действия

Работа исследовательских лабораторий – 15 мин

 Приложение 2. Инструктивные карты для работы в группах.

IV.           Первичная проверка степени усвоения материала

1) Отчет групп о проделанной работе. Презентации учащихся. 4 мин каждая группа

Консультанты, оцените работу своих сотрудников.

Таким образом, подведем итоги. Какие новые знания вы сегодня приобрели?

Вернемся к Эйфелевой башне. Как уберечь ее от обрушения?

Аудио-файл  2мин 37 с

V.               Рефлексия

Итак, коррозия. Последствия  этого  явления наносит огромный ущерб народному хозяйству любого государства. Вы еще школьники, но в каждодневной жизни вы также сталкиваетесь с этим явлением. Приведите примеры, в каких жизненных ситуациях вам пригодятся знания, полученные сегодня на уроке.

(Хранение продуктов в консервных банках, хранение ювелирных изделий в одном месте, днище автомобиля в зимнее время, кровли домов, зубные протезы,  и т.д.)

За каждый ответ ставим балл в оценочный лист.

Слайд.  Оцените свою работу на уроке

VI.           Подведение итогов

Итак, на сегодняшнем уроке мы убедились в огромном значении процессов коррозии для нашей жизни, определили причины коррозии, условия среды, вызывающие коррозии, необходимость борьбы с коррозией и способы защиты от коррозии. Также необходимо отметить вашу продуктивную деятельность на уроке. Вы не только разобрались в вопросах темы, провели исследование, но сумели его проанализировать, сделать выводы и оформили результаты.

Слайд. VII.        Домашнее задание

                           §10,  упр.1-6, дополнительно

 

 


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ _______________________________________________

Вид контроля

Возможный балл

Форма оценки

Балл

Вводный тест

до 5

Самооценка

Работа с теоретическим материалом

до 10

Консультант

Работа над отчетом

до 10

Консультант

Презентация отчета

до 10

Консультант

Рефлексия  

до 3

Самооценка

Всего баллов:

Приложение 2

Инструктивные карты для работы в группах

Инструктивная карта

1.     Сформулируйте  цель вашего исследования.

2.     Изучите материал параграфа и дополнительных источников  по вашей теме.

3.     Обсудите и проанализируйте результаты опытов применительно к вашей проблеме.

4.     Сформулируйте выводы.

5.     Оформите результаты вашего исследования в виде презентации. В папке имеется шаблон презентации. В нем представлены слайды,  необходимые для вашего выступления. Слайды расположены не по порядку, расположите их в нужной последовательности. Если имеются лишние слайды, уберите их. Заполните необходимой информацией места пропусков (многоточия).

6.     Подготовьте и проведите защиту (выступление) вашего исследования.


Приложение 3

Журнал наблюдений

Группа 1

ВИДЫ КОРРОЗИИ

Группа 2

УСЛОВИЯ ПРОТЕКАНИЯ КОРРОЗИИ

Группа 3

МЕРЫ БОРЬБЫ С КОРРОЗИЕЙ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Меры борьбы с коррозией

Слайд 5

Начало опыта. 22.10.2010 г.

Слайд 7

Журнал наблюдений № опыта Реагенты Наблюдения Выводы 1 железо + Н 2 О морская 2 железо отшлифованное + Н 2 О морская 3 железо + цинк +Н 2 О морская 4 железо+медь+Н 2 О морская 5 железо покрыто лаком +Н 2 О морская

Слайд 9

Цель исследования …

Слайд 11

Конец опыта. 29.10.2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....